Основные этапы и направления развития психологии
Мы уже отмечали, что психология - одна их основных наук о человеке. В течение веков предмет психологии и методы исследования "душевной" жизни существенно изменялись. Для того, чтобы полнее понять современное состояние психологии, необходимо хотя бы кратко остановиться на характеристике тех этапов, которые она прошла в своем развитии.
Первый этап - донаучный - примерно до VII - VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций.
Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимизмом (от лат. "anima", "animus" - душа, дух) - верой в существование душ и духов, обязательным элементом всякой религии.
В донаучный период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).
Второй, научный этап начинается на рубеже VII - VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода .
Сразу надо отметить, что для психологии особенно характерным является плюралистичность научного психологического знания , чем, собственно, было обусловлено одновременное существование и даже противоречивость множества научных школ и направлений в психологии. В этой связи, вряд ли можно отнести к психологии известное выражение П. Капицы : "Когда в какой-нибудь науке нет противоположных взглядов, нет борьбы, то эта наука идет по пути к кладбищу, она идет себя хоронить".
Общим для воззрений ученых античного периода было использование вместо слова "психология" понятия "душа" и рассмотрение ее как особой сущности первопричины разнообразных движений, совершаемых в мире, причем не только среди животных, но и среди неживых тел. В понимании самой души древние выделяли две линии: материалистическую и идеалистическую.
Материалистические воззрения провозглашал Демокрит : мир есть движущаяся материя, бесчисленное множество движущихся в пустоте атомов и все вещи состоят из них, человек так же состоит из различных сортов атомов, самые подвижные из них - атомы огня, которые образуют душу. Демокрит отрицал бессмертие души, считал, что с прекращением дыхания прекращается и жизнь.
Идеалистические воззрения провозглашал Платон (427 - 347 до н.э.), для которого бытие - это не атомы, а идеи. Душа у Платона некая особая не материальная сущность, часть мировой души, души космоса. Душа это нечто возвышенное, о чистоте души человек должен заботиться, иначе человеку будет нелегко после смерти. По Платону, существует особый мир идей, которые гораздо более реальные, чем чувственные вещи.
Платон поставил вопрос о внутренней речи людей, осознанных и неосознанных мотивах поведения. Он показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания их общения.
Новый способ мышления, новую эпоху понимания души как предмета психологических знаний открыл Аристотель (384 - 322 до н.э.). Воззрения Аристотеля стали вершиной античного учения о душе, очевидно, поэтому Аристотеля называют "отцом" психологии. В трактате "О душе" он сделал первую попытку систематизации знаний о психике. Он утверждал, что душа - не бесплотная сущность, а способ организации живого тела и его поведения.
Аристотелю принадлежит заслуга этико-психологического объяснения человеческих поступков и описания характеров людей. Человеческие способности он характеризовал как функции души, рассуждал о психологических чертах характера человека, его мыслительных ассоциациях. По существу, учение Аристотеля заложило основы нового психологического мировоззрения - душа перестала трактоваться как мифологический двойник тела и впервые была осмыслена как организующий механизм жизнедеятельности живых организмов. Идеи Аристотеля о душе стали фундаментом развития научной психологии.
Новым в психологической мысли в Средние века является то, что в этот период накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики.
С XVII века начинается новая эпоха в развитии мировой психологической мысли. Становление психологии в этот период связано с именами европейских ученых: Р. Декарта, Т. Гоббса, Д. Локка и ряда других.
Р. Декарт (1596 - 1650) одним из первых с научных позиций попытался решить проблему связи с органическими процессами, происходящими в мозге человека. Он ввел одновременно два понятия: "рефлекс" и "сознание". Декарт определил самонаблюдение (интроспекцию) как основной метод психологии, пользуясь которым ученые в XVII - XIX вв. стали исследовать внутренний феноменальный мир человека.
Д. Локк (1632 - 1704) привел в систему эмпирические объяснения и описания психологических явлений и считается основоположником эмпирической психологии.
До XVIII в. философы представляли мир как конгломерат отдельных личностей, взаимодействующих в соответствии со своими индивидуальными потребностями и интересами.
В XVIII в. возникают концепции историзма - жизнь людей соотносится с жизнью общества осознается как закономерный исторический процесс. Возникают первые ростки понимания культурно-исторической детерминированности индивидуальной психики. Психика человека соотносилась уже не только с телом и мозгом и не только с окружающей его средой, но и с культурно-историческими факторами формирования общества.
Третий этап - конец XVIII - середина XIX вв. связан с появлением первой психологической школы (ассоцианизма ) и определения, собственно, психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.
Ассоциативная психология (ассоцианизм) - одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты ассоцианизма были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации.
Четвертый этап относят к середине XIX в. - становление экспериментальной психологии, избавление науки от диктата богословия. Психология, как и другие науки, стремилась снова (как и в период античности) стать объективной, рациональной - основанной на доказательствах, на разуме, а не сакральной - основанной на вере.
В XIX в. психология окончательно отделяется от философии, т.е. перестает строиться на основе умозрительных схем и становится экспериментальной наукой. Первую экспериментальную лабораторию в Лейпцигском университете в 1879 г. открыл Вильгельм Вундт . Основным методом изучения сознания остался метод интроспекции (поиск мыслей, образов, переживаний, связывающих человека с окружающей действительностью; взгляд в себя; самонаблюдение), а эксперимент выступал вспомогательным методом. В. Вундт исследовал не просто сознание, а человека, обладающего сознанием.
Другим крупным психологии того времени был американский ученый Уильям Джеймс - создатель теории "потока сознания". По У. Джеймсу, душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности комфортно себя в не м чувствуя. Душевную жизнь он представлял как непрерывный поток ощущений, опыта, из которых сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляя внутренний мир человека. Комфортность человека зависит от того, каким он видит и воспринимает мир во внутреннем плане. Это направление получило название функционализм . Именно к Джеймсу восходят исследования самосознания и самооценки.
Пониманию человека как субъекта межличностного общения способствует теория инстинктов социального поведения, обоснованная в работах английского психолога Уильяма Мак-Даугалла (1871 - 1938). Он считал, что психология не должна сводиться к изучению сознательных процессов. Мак-Даугалл проделал подробный анализ роли инстинктов в социальном поведении людей. Дальнейшее изучение этих сторон психики человека получило в работах Зигмунда Фрейда.
Пятый этап - конец XIX в. - 10-30-е гг. XX в. - психология разделилась на ряд направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования: глубинная психология , бихевиоризм , гештальтпсихология , марксистская психология , а также такие школы, как французская социологическая или понимающая психология.
В конце XIX и начале XX вв. в Европе и США возникает ряд самостоятельных психологических школ со своим пониманием предмета психологии, методов исследования, имеющих свои системы основных понятий.
Наибольшую известность получили психоанализ (З. Фрейд , А. Адлер , К. Юнг , Э. Фромм ); гештальтпсихология (М. Вертгеймер , В. Келер , К. Коффка ), бихевиоризм (Дж. Уотсон , Э. Торндайк , Э. Толмен ), школа К. Левина .
В начале XX в. формируется новая отрасль психологии - социальная психология (В. Вундт , Э. Дюркгейм , У. Мак-Даугалл , Дж. Мид , В.М. Бехтерев ).
Основателем направления психоанализа является Зигмунд Фрейд . Это направление связано с медициной, с психотерапией. Фрейдом были изучены основные структурные компоненты личности. Он предложил в качестве источника развития личности рассматривать потребности. Психоанализ - общая теория механизмов человеческого подсознания, служащая основой для целостного понимания человека, а также система специальных методов, с помощью которых можно исследовать подсознание человека с целью излечения нервных и психических болезней. В качестве структуры личности Фрейд предложил систему, состоящую из 3-х блоков. Это была первая целостная структура личности. В качестве фундамента в этой структуре выступает бессознательное . В плане основных источников активности Фрейд рассматривал потребности самосохранения в двух формах: сексуальной и агрессивной (защита организма от разрушения). Эта потребность в самосохранении контролирует ряд желаний физиологического характера: потребность в пище, воздухе, в размножении, в поддержании гомеостаза, целостность организма. Позже Фрейд переосмыслил свои взгляды и пришел к выводу, что в основе человеческой активности лежат две потребности: танатос и эрос .
Эти две тенденции, по утверждению Фрейда, являются основными и борьба между ними определяет путь развития личности и человечества в целом.
Гештальтпсихология - направление психологии, в основе которого лежит понимание целостности личности. Основные исследования в этом направлении проводились К. Коффкой , К. Левиным . Исследования личности начали проводить с изучения процессов памяти, а затем перешли к исследованиям потребностей. Далее изучалась взаимосвязь потребностей и интеллекта. Гештальтпсихологам принадлежит открытие около 130 законов восприятия.
Гештальтпсихология связана с физикой (понятие о сохранении энергии). К. Левин пришел к выводу, что у человека есть некое пространство существования ("психологическое поле личности"). В это психологическое пространство он включает все значимые для человека явления (это близкие значимые люди, животные). Этот круг связан с человеком определенными энергетическими связями. Они находятся на уровне обмена энергиями. Этот энергетический обмен ведет к взаимному притяжению и разорвать эти связи сложно. Если это происходит, это ведет к тому, что у человека возникает ощущения пустоты, одиночества. И это ощущение сохраняется у человека до того момента, пока это место не будет заполнено или другим человеком, или предметом. Эта проблема в дальнейшем не нашла своего развития.
Бихевиоризм - это направление основным аспектом изучения сделало поведение человека (поведенческая психология). Возникло в начале XX века. Программу бихевиоризма провозгласил американский исследователь Джон Уотсон . Это было время развития физиологии и анатомии. Была изучена нервная система. Проделаны опыты над животными, и ученые пришли к выводу, что механизмы функционирования и у человека и у животного одинаковы. Согласно Уотсону, законы научения (т.е. формирование реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками или крысами (последние - излюбленный материал для бихевиористов), распространимы и на человеческое поведение.
В качестве основного механизма была выдвинута схема стимул - реакция, которая подкармливается подкреплениями. Под стимулом - проявление внешней среды. Под реакцией - действие человека, поведенческие реакции. В качестве подкрепления материальная награда, затем эмоциональное подкрепление (похвала, порицание.). Согласно бихевиористам, такие понятия, как переживания, страдание и т.д. не могут считаться научными; все они продукт человеческого самонаблюдения, то есть субъективны; наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами. Один из крупнейших представителей бихевиористов Б.Ф. Скиннер называл подобные понятия "объяснительными фикциями" и лишал их права на существование в науке.
Основы отечественной научной психологии закладывались в конце XIX - начале XX в. Большую роль в становлении естественнонаучного направления сыграл В.М. Бехтерев. Он стоял у истоков рефлексологии, которая широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы протекающие с участием головного мозга.
В развитии этого направления важнейшее место принадлежало учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, которое оказало влияние и на зарубежную психологию (бихевиоризм).
В 1885 г. в России была создана первая экспериментально- психологическая лаборатория и Психоневрологический институт В.М. Бехтеревым. Он исследовал различные проявления индивидуальной психики людей, широко опираясь на данные физиологии.
В первые годы советской власти в психологической науке ведущую роль играло естественнонаучное направление, провозглашавшее союз естествознания (биология, физиология, эволюционная теория) и выступавшее с идеями построения психологии как объективной науки.
С 1923 г. впервые было выдвинуто требование применить марксизм в психологии, что явилось началом идеологической "перестройки" психологической науки. К.К. Корнилов , как теоретик психологии, пытался снять противоречия между объективной и субъективной психологией; эта попытка воплотилась в развивавшейся им концепции, названной реактология. Во многих отношениях она была сходна с бихевиоризмом.
Бихевиористических принципов придерживался в тот период и выдающийся психолог и педагог П.П. Блонский , также трактовавший психологию как науку о поведении живых существ, но обозначавший принципиальные особенности социального поведения. Все эти направления иногда в литературе называют "русский бихевиоризм".
Одним из наиболее влиятельных направлений сформировавшихся в 20 - 30 годы прошлого столетия стала "культурно-историческая теория", разработанная Л.С. Выготским .
Многое для понимания психологии личности и межличностного общения дают труды С.Л. Рубинштейна (1889 - 1960). Он глубоко проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики.
Идеи С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского, разработанные ими деятельностный подход в психологии и культурно-историческая теория функционирования и развития психики человека получили свое творческое развитие в трудах А.Н. Леонтьева , А.Р. Лурия , Д.Б. Эльконина , Б.Г. Ананьева , А.В. Запорожца , Л.И. Божович , П.Я. Гальперина и других российских психологов и философов.
Шестой этап - со второй половины XX в. - появляются новые школы и направления: гуманистическая психология , генетическая (или эпистемологическая) психология , а также когнитивная психология , которая сформировалась уже в 60-е гг. Это последняя, появившаяся в XХ в. психологическая школа.
В указанный период появились и развивались новые направления психологического знания, для которых предмет психологии связывался с внутренней сущностью личности: гуманистическая и когнитивная психология.
Гуманистическая психология по праву считается одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Это направление возникло в США, благодаря таким психологам, как К. Роджерс , А. Маслоу , Мюррей и др.
Задачу воспитания гуманистические психологи видели, прежде всего, в том, чтобы создать условия для реализации личности ребенка. И эту же задачу они считали главной в социальной организации человеческого общества - необходимо строить человеческое общество, исходя из задачи реализации каждой человеческой личности. Революции, войны они рассматривали как ошибки человечества.
Когнитивная психология возникла на рубеже 50-60-х годов прошлого века (одним из предшественников современной когнитивной психологии является Ф.Ч. Бартлетт ). К когнитивной психологии можно отнести далекие друг от друга направления, такие как генетическая психология Ж. Пиаже , концепция Д. Брунера и Д. Гибсона .
Задачей этого направления является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта. Представители этого направления противопоставили себя господствовавшему тогда бихевиоризму и психоанализу.
Седьмой этап - с середины XX в. психология вступила в современный этап своего развития, для которого характерно уже не дробление и появление все новых школ, но тенденция к объединению. Следует отметить, что, пожалуй, единственным направлением в мировой психологии, которое, возникнув в первой половине XX в., не претерпело значительных изменений до конца этого столетия, оказалась гуманистическая психология. В основе гуманистической психологии лежит принцип гуманизма - понимание и уважение человеческой личности.
В целом, этапы развития психологии, эволюция предмета науки, его содержания и методов исследования, а также основные достижения представлены далее (табл. 3).
Таблица 3. Этапы развития психологии
Название и время | Предмет психологии, его содержание | Методы исследования психики | Основные достижения | |
I этап.Донаучный,до VII - VI вв. до н.э. | Душа - без раскрытия ее конкретного содержания и функций | Нет | Общее представление об охранительной и активной роли души | |
II этап. Философский. VII - VI вв. до н.э. - конец XVIII. | Античная психология | Душа - источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения | Специальных методов нет, используются методы других наук - философии, медицины, математики при исследовании содержания и функций души | Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души, способов регуляции поведения и пределов свободы человека |
Психология Средневековья | Душа, исследование ее видов, активности тела и особенностей познания, прежде всего, чувственного познания мира | Появление собственно психологического метода - интроспекции | Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс | |
Психология Возрождения и Нового времени. | Сознание - его содержание и пути его формирования | Интроспекция и частично логика - методы индукции, дедукции, анализа и т.д. | Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное | |
III этап.Ассоцианистическая психология, конец XVIII - середина ХIХ в. | Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии, прежде всего - познавательные процессы, а также (в конце этого периода) и поведение | Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения) | ||
IV этап.Экспериментальная психология, середина ХIХ - начало XX в. | Элементы психики, отождествляемой, главным образом, с сознанием, их связи и законы. | Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов. | ||
V этап. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы - конец XIX в. - 10 - З0-е гг. XX в. | Появление нескольких предметов психологии. Вначале - элементы психики (структурализм), функции психики, "поток сознания" (функционализм). Затем - глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология) | Появление новых методов, важнейшие из которых - психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследованиепознавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология) | ||
VI этап.Дальнейшее развитие психологических школ (40 - 60-е гг.) | Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология) | Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта | ||
VII этап.Современная психология (60-е гг. XX в. - начало XXI в. | Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ | Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик |
На рубеже XX - XXI вв. процесс интеграции и перестройки стал заметным и в российской психологической науке. Среди особенностей этих перемен можно отметить следующие:
- открытость к восприятию и конструктивному использованию всех достижений, накопленных мировой психологической наукой;
- переход от дискуссий и борьбы мнений между представителями разных российских школ в психологии на базе старых научных разработок к развитию новых направлений в науке, напрямую не связанных с соответствующими школами;
- поворот от изучения проблематики познавательных процессов к исследованиям проблем личности и общества (социально-психологическим проблемам и проблемам психологии личности);
- перемещение акцента с научных, чисто академических исследований на прикладные; существенное повышение интереса к практической психологии и ее широкое распространение;
- возникновение особого спроса на профессию психолога, в том числе в политику, экономику, бизнес, рекламу.
Все эти процессы активно продолжаются в настоящее время, и в ближайшие годы, отмечает Р.С. Немов , вполне может появиться новая отечественная психологическая наука и практика.
В заключение отметим, что в начале XXI в. состояние мировой и российской психологической науки становится более интегрированным, чем раньше - складывается общенаучное психологическое мировоззрение.
Вопросы для самопроверки
- Что изучает психология как наука?
- Что является объектом и предметом науки психологии?
- Какие задачи ставит перед собой психологическая наука?
- С какими науками связана психология?
- Дайте характеристику основных методов психологии.
- Какой вклад в развитие психологической науки внесли философы Античного мира?
- Назовите особенности психологической мысли в Средние века.
- Как развивалась психологическая мысль в Новое время?
- В чем особенности подхода к психическому развитию в гуманистической и когнитивной психологии?
- Каковы основные особенности развития современной российской психологической науки?