Была медведь трава дом зима.
Заяц, пел сиди тихо: газ лиса идет он.
А теперь читай только те слова, в которых 6 букв.
Солнце туча небо хлеб взошло.
Лошадь шла галоп грива жевала трактор свежую
Газетку помидор травку.
4. Подведение итогов занятия.
О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось?
* Посмотрите и обсудите с ребенком х/ф или м/ф «Двенадцать месяцев».
Прочтите книгу В. Бианки «Синичкин календарь»
Тема «Животные»
Цель: обобщить имеющие у ребенка знания о диких и домашних животных.
Материалы: карандаши, карточки с изображениями животных, карты-схемы для составления загадок-описаний (см. ниже)
Ход занятия:
1. а) Ребенку предлагается рассмотреть карточки с буквами и составить из них как можно больше слов. Вместо звездочки можно поставить любую букву.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Возможные варианты: ноты, живот, тон, рот, ежи, тело и т.д.
А можно ли составить такое слово, в котором были бы все эти буквы? Это слово «животные». Тема сегодняшнего занятия «животные».
б) На какие группы можно разделить эти буквы (это могут быть гласные и согласные, а так же буквы схожие по написанию и т.д.)
2. Кроссворды потеряли гласные. Помоги им. Впиши гласные в пустые клетки.
3. На какие две большие группы можно разделить всех животных?
Дикие и домашние. Приведи примеры.
4. Для этого задания нужны картинки с изображениями животных (диких и домашних).
Ребенок вместе со взрослым внимательно рассматривает их. Далее взрослый читает описание любого животного, которое есть на картинке, а ребенок старается угадать:
«Он живет в лесу. У него есть туловище, голова, уши, длинный пушистый хвост, пасть и острые зубы. Тело покрыто серой шерстью. Любит мясо, рыбу. Живет в логове. Это хищник. Кто же он?»
5. Попросите ребенка придумать свою загадку-описание. В этом ему поможет схема с условными знаками. В нижней свободной строке ребенок может сделать небольшой рисунок к своему ответу.
Медведь, волк, заяц, лиса, кабан, еж, белка, лось. | В лесу или рядом с человеком. | Туловище, голова, усы, пасть, глаза, лапы, когти, хвост, рога, копыта. |
Трава, кора деревьев, ветки деревьев, шишки, желуди, грибы, ягоды, рыба, мясо. | Логово, дупло, берлога, нора, под кустом (жилище зайца). | Медвежата, зайчата, лисята, волчата, ежата, бельчата, лосята. |
6. Подведение итогов.
О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось?
Можно посмотреть с ребенком м\ф «Маугли», или любой фильм или мультфильм о животных. Рекомендуем почитать ребенку книги В. Бианки, Б. Житкова, С. Сахарнова, Р. Киплинга о жизни животных, посетить зоологический музей.
Тема «Птицы»
Цель: обобщить имеющие у ребенка знания о птицах.
Материалы: карандаши, карточки с изображениями животных, карты-схемы для составления загадок-описаний (см. ниже)
Ход занятия:
1. В этих рядах спрятались слова. Найди их.
Ельивнгалкагк
Дытьанмуткаго
Шасоваопнтвщд
Воронаиркоглц
Шеноиндюкогад
Раогусьоангулл
Что означают эти слова? Это все названия птиц?
2. Птиц, так же как и животных можно разделить на группы. Какие? (домашние и дикие). А еще птицы бывают:
ü водоплавающие и… (неводоплавающие)
ü перелетные и …(неперелетные)
ü насекомоядные и …(хищные)
Из предложенных слов необходимо найти лишнее и объяснить свой выбор.
Воробей, сорока, трясогузка, курица.
Воробей, ворона, дятел, голубь.
Орел, сокол, филин, ворона.
Чайка, утка, лебедь, зяблик.
Пеликан, скворец, ласточка, грач.
Тетерев, павлин, иволга, страус.
Попугай, колибри, кукушка, фламинго.
Соловей, журавль, снегирь, дрозд.
3. Физкультминутка.
Игра «Птичий гомон». Ребенок выбирает себе название птицы, в образе которой он будет играть, затем вместе со взрослым вспоминает, как эта птича говорит (кар-кар, чирик-чирик, угу-угу, у-у-у и тому подобное). Под музыку выполняет любые танцевальные движения (30-40 сек.). Хорошо если с окончанием музыки зазвучит фонограмма пения птиц (такие кассеты продаются сейчас в магазинах). Играющие замирают на месте, изображая задуманную птицу. Затем ребенок, стоя на месте, поет «песню» своей птицы.
Игру можно усложнить. Например: поздравить с днем рождения друга, используя птичьи голоса или изобразить танец задуманной птицы так, чтобы остальные участники игры могли ее угадать.
4. Шифровка. Каждой цифре соответствует одна буква. Расшифруй слова в таблицах.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Е Р Л А П В К О Ю
Перо
Лапа
Пара
Клюв
Обязательно спросите ребенка, все ли слова ему понятны. Что означает слово «пара»? назовите пару для этих птиц:
Курица - … (петух)
Гусь - … (гусыня)
Индюк - …(индюшка)
Утка - … (селезень)
Сова - … (филин)
Канарейка – кенар…
5. Придумываем загадку-описание. В этом поможет схема с условными знаками. В нижней свободной строке ребенок может сделать небольшой рисунок к своему ответу.
Домашние птицы
.Курица, петух, утка, селезень, гусь, гусыня, индюшка, индюк. | Кудахчет, гогочет, кукарекает, крякает, пищит, шипит. | Крыло, клюв, лапы, когти, гребешок. |
Червяки, зерно, травка. | Подушка, одеяло (перо), продукты питания (яйцо, мясо). | Цыплята, утята, гусята, индюшата. |
Дикие птицы
Синица, снегирь, воробей, сова, ворона, дятел, галка, сорока. | Черный, белый, серый, желтый, красный, коричневый. | Туловище, голова, лапы, крылья, хвост, клюв. |
| |||||
Большая, маленькая. | Летает, ходит, прыгает. | В лесу, в парке. | |||
6. Подведение итогов.
О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось?
* Посмотрите и обсудите с ребенком м/ф «Серая Шейка», «Гадкий утенок». Прочтите ему книгу С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
* Можно воспользоваться любым документальным или научным фильмом о птицах, желательно посетить с ребенком зоологический музей.
Тема «Фрукты. Овощи»
Цель: закрепитьзнанияо фруктах и овощах, развивать мелкую моторику, внимание, восприятие, учить составлять связный рассказ.
Материалы: цветные карандаши
Ход занятия:
- Найди слова, которые спрятались в этих квадратах. Закрась клетки с буквами, составляющими эти слова, разными цветами – каждое слово своим цветом. Слова могут изгибаться вверх, вниз, вправо и влево, но не по диагонали. (рисунки)
ФРУКТЫ
г | я | б | а | н | л | и | м |
р | б | л | о | а | н | н | о |
у | ш | а | к | о | с | л | и |
п | е | л | ь | с | и | н | в |
а | п | е | р | с | и | к | а |
Яблоко, груша, персик, слива, лимон, апельсин.
Что означают эти слова? Назови общее слово.
ОВОЩИ
м | р | а | к | п | о | м | о | р |
о | т | о | ф | е | л | и | д | к |
р | к | о | в | ь | ь | ч | л | у |
а | п | у | с | т | а | е | с | н |
к | о | г | у | р | е | ц | к | о |
Помидор, морковь, лук, капуста, чеснок, огурец, картофель.
Что означают эти слова? Назови общее слово
- Заштрихуй фигуры. В какие фрукты или овощи можно их превратить с помощью цветных карандашей или фломастеров?
(Например, треугольник преврати в морковь, а круг в яблоко)
- Физкультминутка
- Заполни 6 клеток для рассказа об овоще или фрукте.
Где растет? (сад, огород) | Форма (овальный, треугольный, круглый) | Вкус (кислый – нарисуй лимон, сладкий – конфету) | ||||||||
Цвет (коричневый, зеленый, желтый, красный, бежевый) | Что можно из него приготовить? (сок, суп, варенье, салат) | Нравиться ли он тебе или нет? |
- Найди лишнее.
Картофель, морковь, яблоко, перец.
Редис, лук, груша, капуста.
Помидор, редька, лук, репа.
Гранат, груша, яблоко, дыня.
Киви, банан, хурма, брусника.
- Подведение итогов занятия.
О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось?
Тема «Цветы»
Цель: научить составлять связный рассказ о цветке, развивать внимание, восприятие, память.
Материалы: бумага, цветные карандаши
Ход занятия:
1. Этот букет для тебя. Назови цветы, из которых он состоит, и раскрась букет.
(рисунок: букет из разных цветов)
2. Внимательно прослушай задание и выполни его.
А) Нарисуй 6 колокольчиков так, чтобы первый был самый большой, а четвертый был с листочком.
Б) Нарисуй две ромашки, один колокольчик и два василька. Сколько всего получилось цветов? Можно их объединить в букет?
В) Нарисуй пять любых цветов, но так, чтобы два из них были полевые, а остальные садовые.
3. Физкультминутка
Слова стихотворения | Движения |
«Вырос однажды цветок на поляне, Утром прекрасным раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки» | - Пальцы рук сжаты - бутон; - бутон «раскрывается», поднимают руки вверх; - снизу вверх поднимают руки, в быстром темпе работают пальцы, имитируя рост корней. |
4. Соедини стрелками названия цветов и место, где они растут. (рисунки)
Василек
Подснежник
Роза
Ландыш
Ромашка
Астра
Одуванчик
Тюльпан
Колокольчик
5. Прочитайте вместе с ребенком стихотворение и проанализируйте по следующим вопросам:
1. О чем это стихотворение? Оно тебе понравилось?
2. Какие ты услышал названия цветов?
3. Их можно разделить на группы?
4. Где растут цветы?
5. Нарисуй то, что тебе больше всего запомнилось.
«На полянке и в лесу,
И в саду на клумбе,
Всюду цветики растут,
Мы их очень любим.
Колокольчик голубой –
поклонился нам с тобой,
А вот белая ромашка,
и по ней ползет букашка.
Вот голубые незабудки -
они нежны и очень хрупки.
А в чистом поле василек –
Веселый синенький цветок.
Вот садовый георгин,
Он в семействе не один.
Желтый, красный и бордо,
Не сравнится с ним никто.
И нарциссы, и тюльпаны
Просыпались очень рано,
И росой умывшись свежей,
Нам кивают очень нежно.
И гвоздику, и левкой,
Поливаем мы с тобой.
Вот царица сада – роза,
Вот душистая сирень,
И красавица мимоза,
В самый лучший мамин день!»
Стихотворение можно также инсценировать и использовать в качестве физкультминутки.
6. Какие здесь спрятались названия цветов? Может быть, здесь есть лишнее слово? (лист – часть цветка)
Р…ОЗА, КЛЕ…ЕР, Л…ИСТ, ЛАНД…Ш
7. Заполни таблицу для рассказа о любимом цветке.
| |||||
Одуванчик, незабудка, роза и т.д | Белый, желтый, голубой. Ароматный, душистый. | Весна, лето | |||
| |||||
Большой, маленький. | Цветок, стебель, корень, лист. | Лес, луг, город. | |||
8. Подведение итогов занятия.
Тема «Профессии»
Цель: сформировать элементарные представления о труте людей (профессиях).
Материалы: бумага, цветные карандаши
Ход занятия:
1. Побеседуйте с ребенком о профессии его родителей.
«Ты знаешь, где работает твоя мама? А папа? А что они там делают? Как их называют на работе? Им нравится их профессия?»
Все взрослые работают, а когда ты вырастешь, кем ты хочешь работать?» Нарисуй, кем ты хочешь стать.
2. Угадай, кто что делает?
Кто учит детей? (учитель)
Кто лечит больных? (врач)
Кто делает мебель? (столяр, плотник)
Кто строит дома? (строитель)
Кто делает прически? (парикмахер)
Кто продает товар? (продавец)
Кто водит машину? (шофер)
Кто летает в космос? (космонавт)
Кто поет песни на сцене? (певец)
Кто пишет книги? (писатель)
Кто пишет стихи? (поэт)
3. Чей это инструмент? Соедини стрелками профессию и инструмент.
Врач (рисунок: молоток)
Певец (рисунок: ножницы)
Столяр (рисунок: шприц)
Милиционер (рисунок: микрофон)
Парикмахер (рисунок: свисток).
4. Физкультминутка.
Игра «Веселый мячик». Ведущий читает слова и передает мяч по рукам:
«Ты катись веселый мячик
Быстро, быстро по рукам,
У кого веселый мячик,
Тот станцует танец нам»
Тот у кого мяч, в танце изображает человека любой профессии (строитель, учитель и т.д)
5. Подумайте вместе с ребенком о том, какими качествами должен обладать человек той или иной профессии (на примере одной из них). Что он должен уметь делать? Он должен быть внимательным, аккуратным, храбрым, умным, вежливым и т. д.?
«А теперь давай попробуем потренироваться быть внимательным» В рядах над каждой картинкой ребенок должен поставить соответствующую цифру.
1 2 3 4 5
6. Подведение итогов занятия
О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось?
* Поиграйте с ребенком в магазин, в школу, парикмахерскую и т.д.
Тема «Одежда. Обувь»
Цель: закрепление знаний об одежде и обуви, которой пользуются люди.
Материалы: бумага, цветные карандаши
Ход занятия:
- Перед тобой два человечка - девочка и мальчик. Они перепутали все на свете и забыли, что им нужно одеть сегодня на прогулку!Помоги им правильно одеться. Не забудь про обувь и головной убор. А как их можно одеть в разное время года?
2. Физкультминутка.
Игра «Перепуталка» Взрослый начинает рассказывать детям интересную историю про то, как однажды дети проснулись рано утром, и все у них голове перепуталось!!! Вместо того, чтобы позавтракать, они – поужинали, а когда пришло время собираться гулять дети попробовали одеться. Перед ними лежала куча вещей:
шапка, куртка, перчатки, сапоги, кофта, туфли, колготки, брюки, ботинки, свитер, майка, футболка, панама, платье, сарафан, рубашка, валенки, кепка, шарф.. «Как же мы будем все это одевать, если у нас в голове все перепуталось?» Для того, чтобы помочь детям необходимо правильно выполнить все движения.
Взрослый называет каждую вещь, а ребенок выполняет соответствующие движения: одежда – хлопок в ладоши, руки над головой; обувь – прыжок; головной убор – руки на голове.
3. Сколько здесь нарисовано шапочек? Раскрась их, но так чтобы третья шапочка была зеленой, первая - с красным помпоном, седьмая – разноцветная, а у четвертой помпон был бы с ней одного цвета. Сколько ребят смогут надеть эти шапочки?
4. Прочитай слова под таблицей. Проведи линии от слов к клеточкам так, чтобы из первых букв этих слов получилось название того, что нарисовано сверху. Напиши, что получилось
(рисунок: шуба)
АРБУЗ УХО БАНТ ШАПКА
(рисунок: )
ЮЛА КОНЬ БУРЯ ИГЛА РУКА
5. Подведение итогов занятия.
О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось?
* Можно включить в занятия различные игры со шнуровкой.
Тема «Искусство»
Цель: сформировать основные понятия о видах искусства, сформировать положительное отношение ребенка к произведениям искусства.
Оборудование и материалы: бумага, цветные карандаши; репродукции картин, фотографии известных скульптур, карточки с изображением художника, балерины, скульптора, дирижера оркестра и музыканта; «волшебный ларец» с предметами, принадлежащими людям искусства (балерине – балетная тапочка, художнику – кисть, музыканту – флейта и т.д.); магнитофон и аудиозаписи с классической музыкой.
Ход занятия:
1. Беседа с ребенком:
· Помнишь ли ты сказку «Марья-искусница»? Почему Марью называли искусницей? Что хорошо умела делать Марья-искусница? Она ткала ковры, у нее получались ковры – картины.
· Что означают слова искусник, искусница? Искусник – человек, искусный в каком-нибудь деле (умелый, хорошо знающий свое дело). Сегодня мы будем говорить об искусстве. Искусство - это умение, мастерство, знание какого-либо дела.
2. Давай заглянем в «волшебный ларец». Что там спрятано? Из сундучка (ящичка) достаем предметы, принадлежащие людям искусства. Вопросы ребенку:
- Как ты думаешь, что это такое?
- Кому принадлежит этот предмет?
- Что помогает делать этот предмет?
После знакомства с каждым предметом ребенку предлагается карточки с изображением балерины, музыканта, художника и карточки, представляющие различные виды искусства (репродукция картины, скульптура, сцена из балета, ноты и пр.).
3. Игра «Подбери нужное». Ребенку предлагается подобрать к карточке с изображением балерины, музыканта, художника подобрать соответствующую карточку, представляющую определенный вид искусства (живопись, музыка, балет).
4. Физкультминутка. Прослушивание классической музыки (марш, полька, вальс). Придумывание танца в соответствии с ритмом музыки.
5. Развитие мелкой моторики. Помоги музыканту дописать ноты:
6. Сосчитай все «белые» нотки. Сколько всего «белых» (незаштрихованных) ноток получилось у тебя? Теперь сосчитай все «черные» нотки. Сколько получилось? Каких ноток больше: черных или белых? Насколько больше (меньше)?. Если к «чрным» прибавить одну, сколько получится? Если от «белых» отнять одну, сколько получится?
7. Читаем слова:
БАЛЕТ ТАНЕЦ КАРТИНА МУЗЫКА
ТЕАТР МУЗЕЙ ГАЛЕРЕЯ ПИАНИНО
БАЛЕРИНА ХУДОЖНИК НОТЫ МУЗЫКАНТ
8. Ищем лишнее слово в каждом ряду. Обводим карандашом определенного цвета все слова, относящиеся к одному виду искусства: например, балет, танец, музыка, театр, балерина – БАЛЕТ, ТАНЕЦ – синий карандаш; картина, музей, галерея, художник – ЖИВОПИСЬ - зеленый; музыка, театр, пианино, ноты, музыкант – МУЗЫКА - розовый).
9. Делим слова на слоги. «Прохлопываем» слова по слогам и ставим ударение:
ТАНЕЦ МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ.
10. Красным карандашом подчеркиваем гласные, синим – согласные буквы. Выделяем первый и последний звук в слове.
11. Окончание занятия:
О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось?
* Желательно до этого занаятия посмотреть и обсудить с ребенком фильм-сказку «Марья-искусница».
* Следующее занятие по этой теме может включать в себя: 1) знакомство с репродукциями наиболее известных картин русских художников (Васнецова, Репина, Левитана и др); 2) просмотр видеофильма «Эрмитаж» или «Русский музей»; 3) рисование красками на тему «Русские народные сказки».
* После знакомства с темой «Искусство» рекомендуется посетить Русский музей, Эрмитаж, театр.
Тема «Школа»
Цель: сформировать основные представления ребенка о школе, сформировать положительное отношение к школе.
Материалы: бумага, цветные карандаши
Ход занятия:
2. Беседа с ребенком:
Ты знаешь, что такое школа?
Что там делают ученики?
Ты хочешь идти в школу?
А что ты положишь в свой портфель? Какие школьные принадлежности?
3. Прочитай слова под таблицей. Проведи линии от слов к клеточкам так, чтобы из первых букв этих слов получилось название того, что нарисовано сверху. Напиши, что получилось
КУКЛА ОСТРОВ АИСТ ЛАПА ШАПКА
4.Какой звук в конце слова ШКОЛА? Вычеркни букву, обозначающую этот звук, в каждой строке таблицы:
З | Р | Х | А | Е | Д | Й |
Ж | О | Ы | Э | Ж | Т | Й |
Б | Д | А | Х | А | С | А |
Л | А | К | С | П | Л | К |
Ы | Т | А | Н | И | О | Д |
А | С | И | Д | А | Е | З |
Д | А | В | Г | А | М | А |
Придумай слова, обозначающие школьные принадлежности, в которых этот звук был бы в начале, в конце и в середине.
5. Физкультминутка.
Слова стихотворения | Движения |
Буквы разные писать Тонким перышком в тетрадь, Учат в школе, учат в школе, учат в школе, | Указательными пальцами в воздухе показываем, как мы пишем. Чередование хлопков и притопов в соответствии с ритмом песни. |
Вычитать и умножать, Малышей не обижать, Учат в школе, учат в школе, учат в школе. | Подскоки на месте: ноги в стороны-вместе, руки в стороны-вниз (2 раза) Поглаживаем по голове воображаемого ребенка Чередование хлопков и притопов в соответствии с ритмом песни. |
6. Срисуй (скопируй) слово, написанное письменными буквами:
| |
7. Нарисуй школу, в которой ты хотел бы учиться.
8. Подведение итогов занятия.
О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось?
Тема «Общение. Дружба»
Цель: познакомить ребенка с «золотым правилом общения», подвести к осознанию ценности дружбы, дружеских отношений.
Материалы: карточки с заданиями, ручка, видеомагнитофон, кассета «Крошка Енот».
Ход занятия:
1. Чтение рассказа Л. Мурр «Крошка Енот» (пересказ с английского):
Сегодня у тебя день рождения! – сказала мама Крошке Еноту. – Теперь ты совсем большой!
- Значит, я могу один пойти в лес и нарвать в пруду сладкой осоки к ужину?
- Конечно, можешь, - ответила мама.
И он отправился в путь по узенькой лесной тропинке. В лесу Крошку Енота увидела Обезьянка и очень удивилась.
- Я иду на пруд за осокой! – сказал ей Крошка Енот.
- А разве ты не боишься того, кто сидит в пруду?
- Нет.
- Нет?
- А что – он очень злой и страшный?
- У-у–у! Какой страшный! Вот возьми с собой эту палку да погрози ему как следует!
Крошка Енот подошел к пруду и громко крикнул:
- Эй! Кто там сидит в пруду?! А ну вылезай! Боишься! То – то же!
Но вокруг все было тихо. Крошка Енот прошел по бревну до середины пруда и заглянул в воду. Из воды на него кто – то смотрел…Крошка Енот скорчил сердитую рожу и замахнулся палкой. Тот, кто сидел в пруду, тоже скорчил рожу и тоже замахнулся палкой. Испугался Крошка Енот и бросился со всех ног домой.
- Я больше никогда не пойду за осокой! – сказал он маме. – Я боюсь того, кто сидит в пруду. Он погрозил мне палкой…
- Сынок! – сказала мама. – А ты вернись