К учебе, к учителям ( разработатана авторами программы).
Ребенку предлагается продолжить следующие предложения:
1. В школу необходимо ходить, потому что ….
2. Когда я войду в класс, учитель …
3. Чтобы задать вопрос учителю, нужно …
4. Учитель пишет мелом …
5. Ученики на уроке …
6. В портфеле у ученика ….
7. На уроке поднимают руку, когда …
8. На перемене ученики …
9. Урок начинается, когда …
10. Когда ко мне обратится учитель, я ….
11. Если бы мне предложили остаться дома вместо того, чтобы пойти в школу, я ….
Данная методика предполагает анализ ответов ребенка. Если придуманные им продолжения отражают его положительное отношение к школе, знание школьных правил и принятие их, то можно судить о хорошем уровне готовности его к школьному обучению. Если большинство ответов свидетельствуют о нежелании ребенка принять на себя позицию школьника, а также об отсутствии элементарных знаний о школе, то необходимо доброжелательно и постепенно формировать у него положительное отношение к школе, учителю и к школьным правилам (самый простой и лучший способ знакомства ребенка со школьной жизнью – это игра в школу, в процессе которой он сможет «примерить» разные роли – ученика, директора, учителя).
Проективная методика «Смешные человечки»**,
адаптированный вариант методики
(определение отношения ребенка к себе и к окружающим)
Инструкция:
Рассмотри рисунок. Какой из человечков на дереве – ты? Теперь найди на дереве своих друзей. А кто из человечков похож на твою маму (папу, бабушку, брата, сестру и т.д.)?
Где бы ты хотел оказаться?
Рис. 6. Рисунок к методике «Смешные человечки»*.
Как любая проективная методика, тест «Смешные человечки» может рассматриваться как косвенный, дополнительный, метод диагностики.
Можно предположить, что чем выше ребенок помещает себя на этом дереве, тем выше и позитивней его самооценка. Чем выше он помещает остальных, тем лучше он к ним относится, или тем авторитетнее для него эти люди.
Особенно следует обратить внимание на падающих, прячущихся, висящих человечков и человечков, повернутых спиной. Выбор такого «неустойчивого» или закрытого положения может быть связан со страхами, с неуверенностью в себе, в своих близких и окружающих людях. Важно обратить внимание на выражение лица выбранного человечка (радостное, грустное, растерянное, беспомощное), а также на тех человечков, которые составляют пары (группы), что может показать на возможности получения поддержки и помощи от определенных лиц, которых назовет ребенок, комментируя картинку.
Методика определения самооценки и уровня притязаний «Какой я»**.
Проведите с ребенком беседу с целью выяснения его отношения к привлекательным и непривлекательным качествам человека и отношения к себе, например:
1. Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?
2. Представь себе человека, который бы тебе настолько не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть похожим на него. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?
3. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?
Анализ ответов позволяет судить об отношении ребенка к самому себе и к окружающим. Кроме того, такая беседа позволяет определить уровень притязаний ребенка, его устремления, ценности.
Адаптированный авторами вариант проективной методики «Лесенка успеха»
(исследование самооценки и уверенности в себе).
Покажите ребенку лесенку (рис.7) и попросите его поместить на этой лесенке себя.
Инструкция:
На самой верхней ступеньке оказываются самые лучшие люди: самые добрые, самые умные, самые воспитанные, самые организованные. На какой ступеньке стоишь ты?
Рис.7 Рисунок к методике «Лесенка».
Очевидно, что чем выше ступеньку выбирает для себя ребенок, тем выше и позитивнее его самооценка. Но ингода такой выбор свидетельствует о неадекватной оценке своих возможностей (стремление выдать желаемое за действительность). Не стоит разубеждать ребенка, но можно поговорить с ним о достижениях, результатах своего труда и успехе. Эту методику можно использовать также для постановки целей и отслеживания процесса продвижения к ним. Для этого необходимо соотнести шаг вверх по лесенке с конкретным делом, задачей, стоящей перед ребенком. Когда дело будет выполнено (ребенок справится с поставленной задачей), можно вернуться к этой лесенке и отметить на ней полученный результат. Очень важно зафиксировать успех и поговорить о нем с ребенком: рад ли он, доволен ли собой, порадовались ли за него окружающие и т.д.
Мотивация
Ребенку можно задать следующие три вопроса:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
О сформированности правильного отношения к школе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются уроки, занятия, получение знаний.
3. Как ты думаешь, где лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?
Осформированности правильного отношения к школе свидетельствуют ответы, в которых отдается предпочтение школьному обучению.
Уровни мотивации:
А, В (высокий, выше среднего) – положительное отношение к школе проявилось в ответах на все вопросы.
С (средний) - положительное отношение к школе проявилось в ответах на два вопроса.
D, Е (ниже среднего, низкий) - положительное отношение к школе не проявилось в ответах на вопросы или проявилось в ответе не более, чем на 1 вопрос.
3 этап обследования ребенка – определение эмоционально-волевой готовности ребенка к школе.
Для определения эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе, а также для исследования тревожности дошкольника можно использовать методику «Веселый-грустный»**
Тест «Веселый – грустный»
(адаптированный вариант методики,
описанной в книге М.Н. Ильной «Подготовка к школе»)**.
Ребенку предлагается рассмотреть картинке, изображенные на рисунке 8.
Инструкция:
На рисунках изображены дети. На всех картинкаху детей нет лиц (пустое место вместо лица). Опиши, какое должно быть выражение лица – веселое или грустное – у детей, изображенных на картинках. Если ребенок затрудняется сразу ответить, можно задать ему дополнительные воросы: «Как ты думаешь, что здесь происходит?» и т. д.
1. Ученики идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна (рис.8.1.).
2. Ученик у доски отвечает урок, рядом сидит учительница (рис 8.2.).