Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.

2. Огород – морковь Сад - ….?

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка.

3. Часы – время Градусник - ….?

Стекло, больной, кровать, температура, врач.

4. Машина – мотор Лодка - ….?

Река, маяк, парус, волна, берег.

Запишите ответ. Не поправляйте ребенка и не делайте критических замечаний в процессе работы.

В процессе обработки за каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Любые другие ответы оцениваются 0 баллов.

Произвольное владение речью

a) Исправление семантически неверных фраз.

Ребенку зачитываются предложения и задается вопрос: «Правильное оно или нет?». Если предложение неправильное, ребенок должен его исправить. Если ребенок говорит, что все верно, это фиксируется в протоколе. Затем переходят к следующему предложению.

Начал таять снег, и закончилась весна.

Этим подарком мы доставили маме большую любовь.

Исправляя предложение, ребенок должен «озвучить» его правильный вариант, а не просто объяснять, что там неверно.

Правильный ответ оценивается 1 баллом.

0 баллов дается, если ребенок не может найти ошибку. Или, говорит, что предложение неправильное, но исправить его не может. Или дает только неправильный ответ.

b) Восстановление предложений.

Ребенку зачитывается предложение в середине, которого пропущено одно или несколько слов. Ребенок вставляет пропущенные слова и говорит, какое предложение получилось.

1. Коля …. свою любимую машину.

2. Мальчик …. и дверь открылась.

При восстановлении предложений также желательно, чтобы ребенок произносил предложение целиком, но добиваться этого не обязательно. Если сказанные ребенком отдельные слова правильно восстанавливают смысл и форму предложений, ответ засчитывается.

За каждый правильный ответ начисляет по 1 баллу.

c) Завершение предложений.

Психолог зачитывает начало предложения, а ребенок должен его закончить.

1. Если завтра будет сильный мороз, то … .

2. В комнате погас свет, потому что … .

3. Мальчик упал с велосипеда и разбился, потому что … .

4. Валя еще плохо умеет читать, хотя … .

При завершении предложений вполне достаточно, если ребенок произнесет только его вторую половину. Требовать воспроизведения предложения целиком не следует.

За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.

Результаты всех трех заданий фиксируются в бланке ответов.

Интуитивный визуальный

Анализ-синтез

Ребенку показывается, соответствующий стимульный материал.

В ряду из 4 картинок ребенку предлагается выбрать лишнюю. Ответы записываются. Если ребенок медлит с ответом, надо спросить, понимает ли он, что нарисовано. Если ребенку не понятно, надо ему их назвать.

Если ребенок говорит, что лишних картинок нет, это отмечается в бланке. Затем следует попросить ребенка поискать еще раз и записать выбранный ответ. Если ребенок отказывается искать, не настаивайте.

За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла. Если ребенок в последнем задании говорит, что лишних картинок нет, но потом дает правильный ответ, то оно оценивается в 1 балл.

Рис. 4. Стимульный материал для исследования визуального анализа и синтеза.

Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди. - student2.ru

Абстрактное мышление

Ребенку предъявляется соответствующий стимульный материал.

Инструкция:

Посмотри, нарисован холодильник. Знаешь. Для чего холодильник используют, да? На какой из этих картинок (показать на картинки справа) нарисовано что-то такое, что используют не для того, для чего холодильник, а наоборот? Покажи эту картинку.

Запишите ответ, не требуя объяснений. Перейдите к следующему заданию.

Рис.5. Стимульный материал для исследования абстрактного мышления.

Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди. - student2.ru

Продолжение инструкции:

У этих двух картинок (показать на две верхние картинки) есть что-то общее. Какую из нижних картинок (показать) к ним надо добавить, чтобы она одновременно подошла и к этой (показать на желуди), и к этой (показать на сов), и чтобы это общее повторилось? Какая из нижних картинок подойдет сразу к двум верхним?

Записать ответ и перейти к следующему заданию.

Слушай внимательно: какое слово длиннее– «змея» или «червячок».

Ответ фиксируется. Задание повторять нельзя.

Ребенку предлагается ряд чисел, который нужно продолжить. Ребенок выбирает ответ из предложенных, ответ записывается.

Какое чсло должно стоять после 5:

1, 3, 5, … ? 4 6 7

За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.




ПОКАЗАТЕЛИ

(соответствие полученного количества баллов уровням)

Показатели Е (низкий уровень,ниже нормы) D (слабый уровень, субнорма) С (средний уровень, норма) В (выше среднего) А (высокий уровень)
Речевое развитие 0-1 2-3 4-6 7-9 10-12
Понятийное интуитивное мышление 0-1 2-3 4-5 6-7
Абстрактное мышление - 0-1
Скорость переработки информации Менее 14 15-17 18-29 30-39 Более 40
Внимательность Менее 0,88 0,89-0,94 0,95-0,96 0,97-0,98 Более 0,99
Зрительно-моторная координация Качественный анализ
Кратковременная речевая память 0-1 3-4 5-7 8-9
Кратковременная зрительная память 0-1 2-4 4,5-7 7,5-6 10-16

2 этапу диагностики - исследование личностной и социально-психологичес­кой готовности ребенка к обучению в школе.

Наши рекомендации