Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.
2. Огород – морковь Сад - ….?
Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка.
3. Часы – время Градусник - ….?
Стекло, больной, кровать, температура, врач.
4. Машина – мотор Лодка - ….?
Река, маяк, парус, волна, берег.
Запишите ответ. Не поправляйте ребенка и не делайте критических замечаний в процессе работы.
В процессе обработки за каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Любые другие ответы оцениваются 0 баллов.
Произвольное владение речью
a) Исправление семантически неверных фраз.
Ребенку зачитываются предложения и задается вопрос: «Правильное оно или нет?». Если предложение неправильное, ребенок должен его исправить. Если ребенок говорит, что все верно, это фиксируется в протоколе. Затем переходят к следующему предложению.
Начал таять снег, и закончилась весна.
Этим подарком мы доставили маме большую любовь.
Исправляя предложение, ребенок должен «озвучить» его правильный вариант, а не просто объяснять, что там неверно.
Правильный ответ оценивается 1 баллом.
0 баллов дается, если ребенок не может найти ошибку. Или, говорит, что предложение неправильное, но исправить его не может. Или дает только неправильный ответ.
b) Восстановление предложений.
Ребенку зачитывается предложение в середине, которого пропущено одно или несколько слов. Ребенок вставляет пропущенные слова и говорит, какое предложение получилось.
1. Коля …. свою любимую машину.
2. Мальчик …. и дверь открылась.
При восстановлении предложений также желательно, чтобы ребенок произносил предложение целиком, но добиваться этого не обязательно. Если сказанные ребенком отдельные слова правильно восстанавливают смысл и форму предложений, ответ засчитывается.
За каждый правильный ответ начисляет по 1 баллу.
c) Завершение предложений.
Психолог зачитывает начало предложения, а ребенок должен его закончить.
1. Если завтра будет сильный мороз, то … .
2. В комнате погас свет, потому что … .
3. Мальчик упал с велосипеда и разбился, потому что … .
4. Валя еще плохо умеет читать, хотя … .
При завершении предложений вполне достаточно, если ребенок произнесет только его вторую половину. Требовать воспроизведения предложения целиком не следует.
За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.
Результаты всех трех заданий фиксируются в бланке ответов.
Интуитивный визуальный
Анализ-синтез
Ребенку показывается, соответствующий стимульный материал.
В ряду из 4 картинок ребенку предлагается выбрать лишнюю. Ответы записываются. Если ребенок медлит с ответом, надо спросить, понимает ли он, что нарисовано. Если ребенку не понятно, надо ему их назвать.
Если ребенок говорит, что лишних картинок нет, это отмечается в бланке. Затем следует попросить ребенка поискать еще раз и записать выбранный ответ. Если ребенок отказывается искать, не настаивайте.
За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла. Если ребенок в последнем задании говорит, что лишних картинок нет, но потом дает правильный ответ, то оно оценивается в 1 балл.
Рис. 4. Стимульный материал для исследования визуального анализа и синтеза.
Абстрактное мышление
Ребенку предъявляется соответствующий стимульный материал.
Инструкция:
Посмотри, нарисован холодильник. Знаешь. Для чего холодильник используют, да? На какой из этих картинок (показать на картинки справа) нарисовано что-то такое, что используют не для того, для чего холодильник, а наоборот? Покажи эту картинку.
Запишите ответ, не требуя объяснений. Перейдите к следующему заданию.
Рис.5. Стимульный материал для исследования абстрактного мышления.
Продолжение инструкции:
У этих двух картинок (показать на две верхние картинки) есть что-то общее. Какую из нижних картинок (показать) к ним надо добавить, чтобы она одновременно подошла и к этой (показать на желуди), и к этой (показать на сов), и чтобы это общее повторилось? Какая из нижних картинок подойдет сразу к двум верхним?
Записать ответ и перейти к следующему заданию.
Слушай внимательно: какое слово длиннее– «змея» или «червячок».
Ответ фиксируется. Задание повторять нельзя.
Ребенку предлагается ряд чисел, который нужно продолжить. Ребенок выбирает ответ из предложенных, ответ записывается.
Какое чсло должно стоять после 5:
1, 3, 5, … ? 4 6 7
За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.
ПОКАЗАТЕЛИ
(соответствие полученного количества баллов уровням)
Показатели | Е (низкий уровень,ниже нормы) | D (слабый уровень, субнорма) | С (средний уровень, норма) | В (выше среднего) | А (высокий уровень) |
Речевое развитие | 0-1 | 2-3 | 4-6 | 7-9 | 10-12 |
Понятийное интуитивное мышление | 0-1 | 2-3 | 4-5 | 6-7 | |
Абстрактное мышление | - | 0-1 | |||
Скорость переработки информации | Менее 14 | 15-17 | 18-29 | 30-39 | Более 40 |
Внимательность | Менее 0,88 | 0,89-0,94 | 0,95-0,96 | 0,97-0,98 | Более 0,99 |
Зрительно-моторная координация | Качественный анализ | ||||
Кратковременная речевая память | 0-1 | 3-4 | 5-7 | 8-9 | |
Кратковременная зрительная память | 0-1 | 2-4 | 4,5-7 | 7,5-6 | 10-16 |
2 этапу диагностики - исследование личностной и социально-психологической готовности ребенка к обучению в школе.