Проверка общей осведомленности ребенка
№ | Вопросы | Варианты правильных ответов | Балл |
1. | Назови свое имя, фамилию, отчество | Имя, фамилия | 1 б. |
Фамилия, имя, отчество | 2 б | ||
2. | Знаешь ли ты, когда у тебя день рождения? Назови дату своего рождения | Вспомнил дату или месяц | 1 б. |
Число, месяц, год | 2 б. | ||
3. | Как зовут твоих родителей? | Имя, фамилия папы, мамы | 1 б. |
Фамилия, имя, отчество (без искажений) папы, мамы | 2 б. | ||
4. | В каком городе мы живем? | В Петербурге, в Санкт-Петербурге | 1 б. |
5. | Кто основал Санкт-Петербург? | Петр Первый | 1 б. |
6. | Как называется страна, в которой мы живем? | Россия | 1 б. |
7. | Назови столицу (самый главный город) России | Москва | 1 б. |
8. | Какое сейчас время года? | Правильный ответ | 1 б. |
9. | Назови четыре времени года | Зима, весна, лето, осень (в любом порядке) | 1 б. |
10. | Назови зимние, весенние, летние и осенние месяцы | Правильный ответ | 1 б. |
11. | Что больше: месяц или неделя? | Месяц (без объяснений) | 1 б. |
Месяц, т.к. …(кол-во дней, недель в месяце; кол-во дней в неделе) | 2 б. | ||
12. | Назови дни недели, начиная с понедельника | Правильный ответ | 1 б. |
13. | Какие виды транспорта ты знаешь? | Наземный, водный, воздушный | 2 б. |
Названы какие-либо из наземных, воздушных и т.д. (троллейбус, машина и т.д.) | 1 б. | ||
14. | Груша, персик, яблока – это что? | Фрукты, плоды | 1 б. |
15. | Кошка, мышка, собака – это кто? | Животные | 1 б. |
Млекопитающие, звери | 2 б. | ||
16. | Пианино, скрипка, гитара – это…? | Музыкальные инструменты; инструменты, на которых играют музыканты | 2 б. |
На них играют… Музыкальные предметы | 1 б. | ||
17. | Пион, роза, гвоздика – это…? | Цветы | 1 б. |
Садовые цветы | 2 б. | ||
18. | Назови домашних птиц | Правильный ответ (2-3 варианта) | 1 б. |
Уровень А (высокий) – 22-26 баллов
Уровень В (выше среднего) – 18-22 баллов
Уровень С (средний) – 12-18 баллов
Уровень D (ниже среднего) – 6-12 баллов
Уровень Е (низкий) – 0-6 баллов
Родителям также можно порекомендвать ответить на вопросы анкеты, позволяющей определить, насколько хорошо ребенок осведомлен, сформирован ли у него навык чтения, и насколько хорошо развита мелкая моторика (готовность руки к письму).
Опросник для родителей (адаптированный авторами вариант опросника Дж. Чейпи)
Вопросы | Баллы |
| Владеет полностью – 2 Частично владеет - 1 |
| Всегда может подобрать обобщающее слово – 2 Не всегда может подобрать обобщающее слово – 1 |
| |
| |
| |
| |
| 1 (дает элементарные объяснения) 2 (дает развернутые, грамотные ответы) |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| Достаточно хорошо -1 Хорошо -2 |
|
Уровень А (высокий) – 22-26 баллов
Уровень В (выше среднего) – 18-22 баллов
Уровень С (средний) – 12-18 баллов
Уровень D (ниже среднего) – 6-12 баллов
Уровень Е (низкий) – 0-6 баллов
Проверив общую осведомленность ребенка, составив общее представление об уровне развития его речи, можно перейти к углубленному обследованию не только имеющихся у ребенка на сегодняшний день способностей, но и к выявлению резервов. Некоторые методики, составляющие методический комплекс для диагностики готовности ребенка к школе Л.А. Ясюковой* могут быть использованы для углубленного обследования.
Тест Тулуз – Пьерона
(исследование устойчивости внимания и скорости преработки информации)
Конечно, очень важно, чтобы ребенок, поступающий в школу, был хорошо осведомлен и обладал высоким интеллектуальным потенциалом. Но педагоги и психологи, к сожалению, часто сталкиваются с проблемами в учебной сфере и у таких способных, казалось бы, к обучению детей. С чем это связано? Среди ряда причин можно выделить две достаточно часто встречающиеся в настоящее время – это отсутствие устойчивости и произвольности внимания, а также быстрая истощаемость, утомляемость ребенка (то, что часто называют низкой работоспособностью). Кроме того, среди причин учебных затруднений у детей в школе встречается такая проблема, которую учителя часто называют «низкий темп обучения». В таких случаях, видимо, речь идет о низкой скорости переработки информации.
Для исследования особенностей внимания, работоспособности и скорости переработки информации можно использовать тест Тулуз-Пьерона. Эту методику мы рекомендуем использовать не только с целью диагностики. Это также неплохой инструмент для тренировки внимания.
Итак, что необходимо иметь под рукой для проведения этого теста?