Диагностика готовности к обучению в школе

Готовность к школе – это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов:

§ Интеллектуальная готовность. Ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность. Сенсорное развитие. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание.

§ Личностная и социально-психологичес­кая готовность. Принятие позиции школьника. Положительное отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к себе самому. По­требность в общении, умение подчиняться правилам и интересам группы, способность устанавливать от­ношения с другими детьми и взрослыми. Способность действовать совместно с другими.

§ Эмоционально-волевая готовность.Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.

§ Физическая готовность. Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой (прыжки, подскоки, бег и т.д.). Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Готовность ребенка к школе непосредственно связана с возрастными особенностями ребенка. В настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие возраста 6 лет и 6 месяцев. Необходимо отметить, что возрастные особенности шестилетнего ребенка, начинающего обучение в школе, существенно отличаются по сравнению с детьми 7 лет.

Главное отличие - у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее. Ребенок еще хочет играть гораздо больше, чем учиться!

Вот почему родителям не следует торопиться как можно раньше записывать в школу своего сына или дочь даже в том случае, если он или она хорошо умеет читать и считать.

Какой он, шестилетний ребенок, начинающий обучение в школе?*

ü Дети развиваются разными темпами, индивидуальные различия значительные, поэтому не стоит сравнивать своего малыша с товарищами по играм, с детьми ваших знакомых.

ü В этом возрасте происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности. Малыш уже может и хочет учиться, но и играть ему еще необходимо!

ü На данном возрастном этапе ребенок принимает новую для себя социальную роль – он скоро из «дошкольника» превратится в «ученика», что значительно изменит его положение в обществе (изменится отношение окружающих: «Ты уже большой, скоро пойдешь в школу и т.д.).




Особенности развития

Физического Психического
ü Области мозга ребенка сформированы почти как у взрослого (ваш малыш уже готов к умственному труду). ü Двигательная сфера уже достаточно хорошо сформирована. Шестилетний малыш – это уже не «неуклюжий медвежонок», а достаточно ловкий человечек, который хорошо и с удовольствием бегает, прыгает, может выполнять подскоки, прыгать на одной ноге, ритмично двигаться под музыку … ü А вот позоночник еще не слишком крепок - процессы окостенения продолжаются. Это очень важно учитывать, подготавливая рабочее место будущего ученика. Помните: осанка ребенка в руках взрослых! ü Интенсивно развиваются координационные мышцы кисти руки (пальчики ребенка готовятся к письму!). Этот период особенно важен для развития мелкой моторики. Ниже мы расскажем об играх, которые помогут в этом. ü Ребенок начинает управлять своим вниманием и памятью. Он уже может удерживать внимание не только тогда, когда ему интересно и нравится заниматься чем-либо, но и тогда, когда от него это требуется. ü Однако ощущения, восприятие, представления развиты у ребенка гораздо лучше, чем мышление. Ему еще не очень-то хочется задуматься над тем, что и почему происходит вокруг него, но малыш все замечает, с интересом наблюдает за окружающими объектами и явлениями.  
Личностное развитие. Самосознание ü Ребенок начинает учитывать мнение и интересы других. «Я хочу, мне нужно» и т.д. уже соотносится с тем, что «Нам важно и намнужно», «Другому важно и нужно». ü Формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. ü Малыш учится управлять своим поведением, хотя зачастую это сопровождается значительнми трудностями. ü Для шестилетнего малыша еще характерна импульсивность и ситуативность. Он в большинстве случаев достаточно бурно реагирует на происходящее с ним «здесь и сейчас». ü К себе малыш относится чаще всего положительно, однако объективнее он оценивает результаты деятельности («Это у меня хорошо получилось: я построил высокую башню» и т.д.), чем свое поведение.  
Деятельность ü Игра. ü Продуктивные виды деятельности (лепка, конструирование и т.д.). ü Учение. Общение ü Преобладает личностное. ü Познавательное. ü диагностика готовности к обучению в школе - student2.ru Деловое. Взаимодействие в системах: ü ребенок – родные, ü ребенок – ребенок, ü ребенок- педагог, в процессе которого малыш познает себя и других.

Соотненесение возрастных особенностей шестилетнего ребенка с перечисленными выше компонентами готовности к обучению заставляет задуматься о целесообразности снижения возраста поступления в 1 класс до 6 лет и 6 месяцев. Шестилетний первоклассник по уровню психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности наглядно-образного мышления, у него преобладает непроизвольная память и особенности внимания, присущие ребенку дошкольного возраста.



Наши рекомендации