Этапы и стратегия реализации проекта
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
(апрель 2014г. – сентябрь 2014г.)
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
(март 2014г. – апрель 2016г.)
Задачи:
1. Реализация ключевых мероприятий Проекта.
III. Заключительный этап реализации проекта: (май 2016г.)
Задачи:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «АБВГДЕЙка».
3. Презентация проекта «Речеград» для учителей-логопедов и педагогов МДОУ и города.
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта
- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов МДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями
Прогноз возможных негативных последствий
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Литература
- Бабина? Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе //Логопед. — № 5, 2005.
- Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. — М., 2010
- Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: Сфера, 2005.
- Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. — М.: Арти, 2005.
- Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 2007.
6. Фадеева, Ю.А., Жилина, И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. — М., 2012.
Логопедический минипроект «Улица веселого ветерка»
Задачи
· Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания
· Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания
· Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
· Повышение компетенции воспитателей в данной области
· Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Вид проекта
Практико-ориентированный
Краткосрочный
Коллективный
Срок реализации
Апрель 2014 год
Содержание работы
Работа с детьми
· Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у
детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических
упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.
· Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;
· Занятие с детьми на тему «Здоровейка»
· Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики.
Работа с родителями
· Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»
· Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания»
· Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой;
Работа с педагогами
· Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;
· Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;
· Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке