ОЛИМПИАДА «Будущие исследователи – будущее науки» - 2017

ОЛИМПИАДА «Будущие исследователи – будущее науки» - 2017

Финальный тур. Русский язык

Классы

I. Выполните задания к тексту.

Что являл собой главный российский город конца XVII – начала XVIII века? Пестрое смешение архитектурного великолепия и грязи, сельской тишины и звона колоколов, благочестия и греха, богатства и нищеты.

Со стороны Москва выглядела грозно и вызывающе: ее защищали четыре кольца стен – Кремль, Китай, Белый город и Скородом, сюда стоит прибавить реки, служившие естественной защитой, – Москву, Яузу и Неглинную. Важными укреплениями считались монастыри – это удивительно, но если поищете на карте самые крупные монастыри русского Средневековья, то вы обнаружите, что они образуют вокруг Москвы своеобразное «ожерелье». Их так и называли, монастыри-«сторожи». Получается, что Москва могла предоставить своему жителю в конце XVII века сразу пять линий защиты.

Чтобы противник мог столкнуться в честном бою с живой силой, в Москве симметрично расселяли стрельцов. Вдоль ворот Белого города (современного Садового кольца) стояли стрельцы Зубова (Зубовский бульвар), Левшина (Левшинские переулки), Сухарева (Сухаревская площадь), Колобова (Колобовские переулки). Влияние стрельцов на город было огромным – ведь численность расквартированных в Москве войск превышала 20 тысяч, вместе с членами семей это чуть ли не пятая часть населения столицы на пороге петровских реформ. Но царь расправляется со своими обидчиками-стрельцами в 1698 году, и на освободившиеся земли приходят ремесленники и купцы.

Население Москвы в конце XVII века было строго разделено по профессиональным занятиям. В районе Сретенки жили пушкари и артиллеристы, на Патриарших еще не ходили булгаковские герои, а обитали люди, связанные с главой русской церкви. Иржи Давид в 1680-е годы дает пояснение европейскому читателю: «Слободы – это не что иное, как округа или районы, отведенные для жительства какому-то определенному сословию людей, и находятся они… на положении предместий».

На карте Замоскворечья того времени заметен пестрый состав московских ремесленников – сразу три слободы Садовников (Верхняя, Средняя и Нижняя), слобода мастеров-овчинников, Казачья слобода, Кузнецкая слобода. Грубо говоря, человек олицетворялся со своей специальностью или происхождением.

Прислушайтесь к названиям московских переулков – они прекрасны своим звучанием, но просты, и вам сразу станет ясно, чем занимались жители переулка Огородная слобода, Поварская слобода. Часто профессии исчезали, и сейчас не найдешь исконных обитателей Столешникова переулка, Басманной слободы, Барашей, Кошелей, Хамовников.

1. Определите, произношение каких слов не совпадает с написанием. Объясните причину несовпадения.

Станет, богатство, считались, колоколов, защищали, честный

2. Выделите этимологический корень в следующих словах. Опираясь на результаты проведенного анализа, укажите первичное значение этих слов.

Защита, сословие, противник, прекрасный, овчинник

3. Определите, представители каких профессий жили в средние века в следующих слободах:

Ворóтники,Бронная, Сыромятники, Толмачи, Сокольники

4.Проанализируйте следующие пословицы и поговорки о Москве и определите, какие признаки столичного города отмечены народом.

1.Москва у всей Руси под горой: в нее все катятся;2. Лежанкой Москву не возьмешь; 3.Кто в Москве не бывал, красоты не видал; 4. Москва божбе не верит;
5. Старуха на Москву три года серчала, а Москва и не знала;
6. В лесу дуб – рубль, а в столице по рублю спица.

5.Проведите морфемный анализ следующих форм слов. Определите способ и средство образования производных слов, выделите в отдельную группу непроизводныеслова.

средневековья, казачья, семей, защитой, Замоскворечья, линий

6.Образуйте формы 2-го лица множественного числа изъявительного наклонения и формы 2 лица множественного числа повелительного наклонения от глаголов служить, приходить, разделить. Проведите морфемный анализ этих форм. Какая закономерность обнаруживается при употреблении этих форм в устной речи?

7. Определите разряд имен прилагательных, входящих в следующие составные наименования: Зубовский бульвар, Кузнецкая слобода, Поварская слобода. Как объяснить употребление прилагательных именно этого разряда?

8.Приведите два предложения из текста, в которых что 1) не является членом предложения; 2) является членом предложения.

9.Проведите полный синтаксический разбор предложения (1.охарактеризовать предложение в целом; 2. определить части речи и члены каждого простого предложения; 3. охарактеризовать каждое простое предложение; 4. привести схему всего предложения).

Классы

Прислушайтесь к названиям московских переулков – они прекрасны своим звучанием, но просты, и вам сразу станет ясно, чем занимались жители переулка Огородная слобода, Поварская слобода.

Класс

Важными укреплениями считались монастыри – это удивительно, но если поищете на карте самые крупные монастыри русского Средневековья, то вы обнаружите, что они образуют вокруг Москвы своеобразное «ожерелье».

10.Определите стиль и тип речи текста.

II. Объясните смысл пословицы «Новгород — отец, Киев — мать, Москва — дочь, Петербург — сын» (объем не менее половины страницы).

Ответы на задания

Классы

1.богатство – «о» → [а]; «тс» → [ц]; «о» → [а]

считались - «сч» → [щ]; «ь» → [Ø]

колоколов - «о» → [а]; «о» → [а]; «о» → [а]; «в» → [ф]

честный - «т» → [Ø]

Допускается использование специальных знаков транскрипции для обозначения редуцированных звуков.

2.Защита – этимологический корень "щит", т.е. то, что оберегает от какого-то воздействия;

Сословие – этимологический корень «слово», т.е. сословие - группа лиц, объединенная общими интересами, общим словом;

Противник - этимологический корень «против», т.е. тот, кто противодействует, выступает против;

Прекрасный - этимологический корень «-крас-(в значении «красивый»), т.е чрезвычайно красивый;

Овчинник - этимологический корень -овч- (овца) , т.е. тот, кто выделывает овчину, мастер по выделке овечьих шкур.

3.Воро́тники – слобода, где жили стражники, охранявшие городские ворота;

Бронная - слобода, где жили кузнецы, изготовлявшие кольчуги и другие доспехи (броню);

Сыромятники - слобода, где жили кожевники, работавшие в том числе и с сыромятной кожей;

Толмачи - слобода, где жили переводчики

Сокольники - слобода, где жили сокольники, занимавшиеся дрессировкой птиц для царской охоты.

4. Москва у всей Руси под горой: в нее все катятся - Москва – город, в который все стремятся попасть. 2. Лежанкой Москву не возьмешь – Москва – город, в котором надо очень много работать, если хочешь чего-то достичь. 3. Кто в Москве не бывал, красоты не видал – Москва - очень красивый город. 4. Москва божбе не верит – Москва – жестокий город, на просьбы и клятвы не откликается. 5. Старуха на Москву три года серчала, а Москва и не знала – Москва - густонаселенный, многолюдный город 6. В лесу дуб – рубль, а в столице по рублю спица – Москва - город, в котором очень дорогая жизнь.

5. средневековья - -сред-, -век- корни, -н-, -ов-, -й- суффиксы, -а- окончание, –е- соединительный элемент; казачья - -казач- корень, -й- суффикс, -а- окончание; семей - -семей- корень, нулевое окончание; защитой - -защит- корень, -ой- окончание; Замоскворечья - -за- приставка, -москв-, -реч- корни, -й- суффикс, -а- окончание, –о- соединительный элемент; линий- -линий- корень, нулевое окончание.

Непроизводные слова: семей, линий

Производные слова: средневековья – суффиксальный способ образования; -средневеков- - производящая основа, -й- словообразовательный формант; казачья -суффиксальный способ образования; -казач- производящая основа, -й- словообразовательный формант; защитой – безаффиксный способ образования; -защит- производящая основа; Замоскворечья –сложно-приставочно- суффиксальный способ образования; -москв-, -реч- производящие основы, -за-, -й- - словообразовательные форманты.

6. слу̉́̉жите - служи́те; прихо̉дите –приходи́те; разде́лите - раздели́те

В формах 2-ого лица мн. числа изъявительного наклонения ударение падает на основу, в формах 2-ого лица мн. числа повелительного наклонения ударение подает на суффикс –и-.

7.Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение к другому предмету. Имена прилагательные, входящие в приведенные имена собственные, образованы или от фамилии конкретного лица (Зубов), или от наименования профессий (кузнец, повар).

8.Например:

1. Получается, чтоМосква могла предоставить своему жителю в конце XVII века сразу пять линий защиты.

2. Что являл собой главный российский город конца XVII – начала XVIII века?

9.

Прислушайтесьглаг(прост. глаг. сказуемое) к предназваниямсущмосковскихприл (согласов.определение) переулковсущ(косв. дополнение) – онимест(подлежащее) прекрасныприл(сост. им. сказуемое) своиммест(согласов.определение) звучаниемсущ(косв. дополнение), но союзпростыприл (сост. им. скауемое), и союзваммест (косв. дополнение) сразунареч (обст.образа действия) станетглагясноприл (сост. им. скауемое), чеммест (косв. дополнение) занималисьглаг(прост. глаг. сказуемое) жителисущ (подлежащее) переулкасущ (косв. дополнение) Огороднаяприлслободасущ (несогл. опр), Поварскаяприлслободасущ (несогл. опр).

Финальный тур. Русский язык

Классы

I. Выполните задания к тексту.

Историческое время между царствованиями Петра Великого и Екатерины II, также названной Великой, как бы проваливается в сознании людей, поверхностно знакомых с российской историей XVIII века. Да это и понятно: время Петра I напоминает ослепительную вспышку, после которой трудно рассмотреть что-либо другое. Грандиозные повсеместные реформы, охватившие абсолютно все сферы русской действительности, иная философия жизни и вообще все новое, непривычное - от огромного военно-морского флота и города на берегах Невы до алфавита и башмаков – эти и тысячи других явлений, черт и черточек уже современникам говорили о необычайности времени, в которое они жили. Особую остроту этим впечатлениям придавали методы, которыми внедрялось, точнее, навязывалось Петром новое. В одном из слов знаменитой пушкинской фразы: «Россию поднял на дыбы» – можно поставить два разных ударения, и оба варианта дают два выразительных образа для обозначения происшедшего со страной при Петре Великом.

После яркой реформаторской вспышки короткие послепетровские царствования, калейдоскопическая быстрота смены самодержцев и фаворитов оставляют впечатление убожества, ничтожности, бессмысленности. Почти четыре послепетровских десятилетия – от Петра I до Екатерины II – в сознании потомков как бы сжимаются до нескольких лет, и кажется, что длившееся бесконечно долго тридцатипятилетнее царствование царя-исполина (1689–1725) почти сразу же сменяется таким же ярким, плодотворным, одним словом, «славным» царствованием Екатерины Великой (1762–1796). После некоторого времени застоя снова произошли разительные перемены: победно засверкало грозное русское оружие и пределы империи опять стали расширяться, заблистал русский гений, вновь пришли великолепные достижения и победы в различных сферах человеческой деятельности – идет ли речь о фельдмаршале Румянцеве или механике Кулибине, поэте Державине, адмирале Ушакове, драматурге Фонвизине или генералиссимусе Суворове.

Послепетровское время называют «эпохой дворцовых переворотов». Это пусть и не совсем точное определение прижилось в литературе, искусстве, оно было усвоено общественным сознанием, и заменить его маловыразительным и в принципе неточным хронологическим определением «вторая четверть XVIII века» не удалось. Широкому кругу любителей русской истории время трех первых послепетровских царствований - Екатерины I (1725–1727), Петра II (1727–1730) и Анны Иоанновны (1730–1740) - не особенно известно: маленькой горкой книжек и брошюр по сравнению с Монбланом литературы о Петре Великом выглядит все, что было написано за два с половиной столетия о времени Екатерины I, Петра II и Анны.

1. Петр I реформировал алфавит, убрав некоторые буквы. Определите, какие звуки русского языка обозначали выделенные буквы, которые употреблялись в допетровской азбуке.

1.Алеѯандр 2.Ѯения 3.Ѱаломъ, 4.сѫбота, 5.пѧть, 6.рѫка, 7.Ѳекла 8.Ѳеодора

2. Объясните, почему звуковая оболочка церковнославянского имени Иоанн трансформировалась в русском языке вИван.

3. Определите, как меняется смысл и структура выражения «Россию поднял на дыбы» при перемещении ударения в одном из слов, входящих в цитату. Почему автор утверждает, что при этом создаются два выразительных образа эпохи Петра?

4. Проведите этимологический анализ следующих слов и установите, являются ли они исторически однокоренными. Решите эту задачу как фонетическую и лексическую. Объясните свою точку зрения.

Вспышка, пышный, пухнуть

5. Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих форм слов. Определите, что объединяет эти слова с позиции их образования. Дайте полную морфологическую характеристику начальных форм корней этих лексических единиц.

Повсеместные, ничтожности, усвоено, что-либо, самодержцев

6. Определите, как связаны следующие формы глаголов на уровне лексики, проведите их полный морфологический анализ. Восстановите неопределенную форму и укажите особенности образования приведенных форм.

…вновь пришли великолепные достижения….;
пришли мне, пожалуйста, вопросы к экзамену

7. Выделите имена числительные, сгруппируйте их в соответствии с разрядами.

тысячи других явлений; два разных ударения; оба варианта;
тридцатипятилетнее царствование; время трех первых послепетровских царствований; вторая четверть XVIII века; четыре послепетровских десятилетия

8. Определите, какие средства лексического и морфемного уровня использует автор для сравнения в предложении «маленькой горкой книжек и брошюр по сравнению с Монбланом литературы о Петре Великом выглядит все, что было написано за два с половиной столетия о времени Екатерины I, Петра II и Анны».

9. Проведите полный синтаксический разбор выделенного в тексте предложения (1.охарактеризовать предложение в целом; 2. определить части речи и члены каждого простого предложения; 3. охарактеризовать каждое простое предложение; 4. привести схему всего предложения).

10. Определите стиль и тип речи текста.

II. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Петр I – великий реформатор России или ее разрушитель?» (объем не менее страницы).

Ответы на задания

Классы

1.1.2. [ кс ] 3. [ пс ] 4.6. [ у ] 5. [‘ а ] 6.7. [ ф ]

2.Для русского языка не характерно сочетание нескольких гласных. Поэтому срединный гласный в сочетании звуков [иоа] в целях благопроизносимости и благозвучия был заменен согласным звуком

[ в ].

3.«Россию поднял на дыбы́». Петр I провел кардинальные реформы во всех сферах жизни, решительно сломав старый уклад.

«поднять на дыбы́» - это фразеологизм со значением «привести в вертикальное положение». Модель: «гл+наречие» (поднять как?).

«Россию поднял на ды́бы». Реформы Петр I проводил жестокими методами, они сопровождались казнями, пытками.

«поднять на ды́бы» - свободное словосочетание. Модель: «гл. + предлог + сущ» (поднять на что?)

Таким образом, эти выражения ярко характеризуют эпоху Петра: это время грандиозных преобразований, которые осуществлялись крайне жестокими методами.

4.вспышка - вс- приставка, -пыш - корень, -к- - суффикс, -а- окончание

пышный- пыш- корень, -н- суффикс, -ый- окончание

пухнуть --пух- корень, -ну- суффикс, -ть- - суффикс

Эти слова имеют этимологически родственный корень пых-/пух(«дуновение»). Отсюда

пышный –надутый; пухнуть– надуваться; вспышка – надутое.

В корне происходит чередование звуков ы/у,которое наблюдается и в

других словах (дышать/ дух; сухой/ высыхать).

5. Повсеместные - -по- - приставка, -вс-, -мест- – корни, , -н- - суффикс, -ые- – окончание, -е- соединительный элемент; ничтожности - -ни- приставка, -что- корень, - жн-, -ост- суффиксы (допускается –ж- интерфикс, -н- суффикс), -и- окончание; усвоено –у- приставка, -свой- корень, -ен- суффикс, -о- - окончание; что-либо - -чт- корень, -о- окончание, -либо- постфикс; самодержцев- -сам-, -держ- корень, -ц- суффикс, -ев- окончание, , -о- соединительный элемент

Повсеместные– сложно- приставочно- суффиксальный способ образования;

-вс-, -мест- производящие основы, -по-, -н- словообразовательные форманты; ничтожности -суффиксальный способ образования; -ничтожн- производящая основа, -ость- словообразовательный формант; усвоено -приставочный способ образования; свой - производящая основа, -у- словообразовательный формант; что-либо –постфиксальный способ образования; что – производящая основа, -либо- словообразовательный формант; ; самодержцев –сложно-суффиксальный способ образования; -

сам-, -держ- производящие основы, -ц- словообразовательный формант.

Во все анализируемые слова в качестве производящих основ входят местоимения.

весь –определительное местоимение, им. п. м.р. ед. ч.

ничто -отрицательное местоимение, им. п.

свой –притяжательное местоимение, им. п. м.р. ед. ч.

что – вопросительное (относительное местоимение), им.п.

сам –определительное местоимение, им. п. м.р. ед. ч.

6.Омоформы (допускается омонимы)

пришли (достижения)– глагол, сов. вид, непереходный, изъявительное наклонение, прошедшее время, множ. число,.

пришли (вопросы) –глагол, сов.вид, переходный, повелительное наклонение, второе лицо, ед. число

прийти - пришли - неопределенная форма глагола и форма прошедшего времени образованы от разных основ

прислать– пришли –при образовании формы повелительного наклонения в корне происходит чередование звуков с/ш.

7. количественные числительные:тысячи, два, трех, четыре

порядковые числительные:первых, вторая, восемнадцатого

собирательное числительное:оба

8. Слова как единицы лексического уровня:

маленький- небольшой по размерам, по количеству.

брошюра - небольшая (до 50 страниц) книжка.

горка - сужающаяся кверху кучка, кипка чего-нибудь

Горка – Монблан

Морфемный уровень:

Уменьшительный суффикс –к-

9.Грандиозныеприл(согласов.определение) повсеместныеприл(согласов.определение) реформысущ(подлежащее),охватившиепричабсолютнонаречвсеместсферысущрусскойприлдействительностисущ(согласов. обособ..определение, выраженное причастием с зависимыми словами), инаямест(согласов.определение) философиясущжизнисущ(подлежащее) и союзвообщенареч(обст.)всеместновоеприл, непривычноеприл(подлежащее) - от предогромногоприл военно-морскогоприлфлотасущ и союзгородасущ на предберегахсущНевысущ до предалфавитасущ и союзбашмаковсущ (несогл.обособ. определение в значении пояснения) – этимест(согласов.определение) и союзтысячичислдругихместявленийсущ, чертсущ и союзчерточексущ(подлежащее) уже частсовременникамсущ(косв.доп.) говорилиглаг(прост. глаг. сказуемое) о преднеобычайностисущвременисущ(косв.доп.), в предкотороемест(обстоятельство времени) онимест(подлежащее) жилигла г.(прост. глаг. сказуемое).

ОЛИМПИАДА «Будущие исследователи – будущее науки» - 2017

Финальный тур. Русский язык

Классы

I. Выполните задания к тексту.

Что являл собой главный российский город конца XVII – начала XVIII века? Пестрое смешение архитектурного великолепия и грязи, сельской тишины и звона колоколов, благочестия и греха, богатства и нищеты.

Со стороны Москва выглядела грозно и вызывающе: ее защищали четыре кольца стен – Кремль, Китай, Белый город и Скородом, сюда стоит прибавить реки, служившие естественной защитой, – Москву, Яузу и Неглинную. Важными укреплениями считались монастыри – это удивительно, но если поищете на карте самые крупные монастыри русского Средневековья, то вы обнаружите, что они образуют вокруг Москвы своеобразное «ожерелье». Их так и называли, монастыри-«сторожи». Получается, что Москва могла предоставить своему жителю в конце XVII века сразу пять линий защиты.

Чтобы противник мог столкнуться в честном бою с живой силой, в Москве симметрично расселяли стрельцов. Вдоль ворот Белого города (современного Садового кольца) стояли стрельцы Зубова (Зубовский бульвар), Левшина (Левшинские переулки), Сухарева (Сухаревская площадь), Колобова (Колобовские переулки). Влияние стрельцов на город было огромным – ведь численность расквартированных в Москве войск превышала 20 тысяч, вместе с членами семей это чуть ли не пятая часть населения столицы на пороге петровских реформ. Но царь расправляется со своими обидчиками-стрельцами в 1698 году, и на освободившиеся земли приходят ремесленники и купцы.

Население Москвы в конце XVII века было строго разделено по профессиональным занятиям. В районе Сретенки жили пушкари и артиллеристы, на Патриарших еще не ходили булгаковские герои, а обитали люди, связанные с главой русской церкви. Иржи Давид в 1680-е годы дает пояснение европейскому читателю: «Слободы – это не что иное, как округа или районы, отведенные для жительства какому-то определенному сословию людей, и находятся они… на положении предместий».

На карте Замоскворечья того времени заметен пестрый состав московских ремесленников – сразу три слободы Садовников (Верхняя, Средняя и Нижняя), слобода мастеров-овчинников, Казачья слобода, Кузнецкая слобода. Грубо говоря, человек олицетворялся со своей специальностью или происхождением.

Прислушайтесь к названиям московских переулков – они прекрасны своим звучанием, но просты, и вам сразу станет ясно, чем занимались жители переулка Огородная слобода, Поварская слобода. Часто профессии исчезали, и сейчас не найдешь исконных обитателей Столешникова переулка, Басманной слободы, Барашей, Кошелей, Хамовников.

1. Определите, произношение каких слов не совпадает с написанием. Объясните причину несовпадения.

Станет, богатство, считались, колоколов, защищали, честный

2. Выделите этимологический корень в следующих словах. Опираясь на результаты проведенного анализа, укажите первичное значение этих слов.

Защита, сословие, противник, прекрасный, овчинник

3. Определите, представители каких профессий жили в средние века в следующих слободах:

Ворóтники,Бронная, Сыромятники, Толмачи, Сокольники

4.Проанализируйте следующие пословицы и поговорки о Москве и определите, какие признаки столичного города отмечены народом.

1.Москва у всей Руси под горой: в нее все катятся;2. Лежанкой Москву не возьмешь; 3.Кто в Москве не бывал, красоты не видал; 4. Москва божбе не верит;
5. Старуха на Москву три года серчала, а Москва и не знала;
6. В лесу дуб – рубль, а в столице по рублю спица.

5.Проведите морфемный анализ следующих форм слов. Определите способ и средство образования производных слов, выделите в отдельную группу непроизводныеслова.

средневековья, казачья, семей, защитой, Замоскворечья, линий

6.Образуйте формы 2-го лица множественного числа изъявительного наклонения и формы 2 лица множественного числа повелительного наклонения от глаголов служить, приходить, разделить. Проведите морфемный анализ этих форм. Какая закономерность обнаруживается при употреблении этих форм в устной речи?

7. Определите разряд имен прилагательных, входящих в следующие составные наименования: Зубовский бульвар, Кузнецкая слобода, Поварская слобода. Как объяснить употребление прилагательных именно этого разряда?

8.Приведите два предложения из текста, в которых что 1) не является членом предложения; 2) является членом предложения.

9.Проведите полный синтаксический разбор предложения (1.охарактеризовать предложение в целом; 2. определить части речи и члены каждого простого предложения; 3. охарактеризовать каждое простое предложение; 4. привести схему всего предложения).

Классы

Прислушайтесь к названиям московских переулков – они прекрасны своим звучанием, но просты, и вам сразу станет ясно, чем занимались жители переулка Огородная слобода, Поварская слобода.

Класс

Важными укреплениями считались монастыри – это удивительно, но если поищете на карте самые крупные монастыри русского Средневековья, то вы обнаружите, что они образуют вокруг Москвы своеобразное «ожерелье».

10.Определите стиль и тип речи текста.

II. Объясните смысл пословицы «Новгород — отец, Киев — мать, Москва — дочь, Петербург — сын» (объем не менее половины страницы).

Ответы на задания

Классы

1.богатство – «о» → [а]; «тс» → [ц]; «о» → [а]

считались - «сч» → [щ]; «ь» → [Ø]

колоколов - «о» → [а]; «о» → [а]; «о» → [а]; «в» → [ф]

честный - «т» → [Ø]

Допускается использование специальных знаков транскрипции для обозначения редуцированных звуков.

2.Защита – этимологический корень "щит", т.е. то, что оберегает от какого-то воздействия;

Сословие – этимологический корень «слово», т.е. сословие - группа лиц, объединенная общими интересами, общим словом;

Противник - этимологический корень «против», т.е. тот, кто противодействует, выступает против;

Прекрасный - этимологический корень «-крас-(в значении «красивый»), т.е чрезвычайно красивый;

Овчинник - этимологический корень -овч- (овца) , т.е. тот, кто выделывает овчину, мастер по выделке овечьих шкур.

3.Воро́тники – слобода, где жили стражники, охранявшие городские ворота;

Бронная - слобода, где жили кузнецы, изготовлявшие кольчуги и другие доспехи (броню);

Сыромятники - слобода, где жили кожевники, работавшие в том числе и с сыромятной кожей;

Толмачи - слобода, где жили переводчики

Сокольники - слобода, где жили сокольники, занимавшиеся дрессировкой птиц для царской охоты.

4. Москва у всей Руси под горой: в нее все катятся - Москва – город, в который все стремятся попасть. 2. Лежанкой Москву не возьмешь – Москва – город, в котором надо очень много работать, если хочешь чего-то достичь. 3. Кто в Москве не бывал, красоты не видал – Москва - очень красивый город. 4. Москва божбе не верит – Москва – жестокий город, на просьбы и клятвы не откликается. 5. Старуха на Москву три года серчала, а Москва и не знала – Москва - густонаселенный, многолюдный город 6. В лесу дуб – рубль, а в столице по рублю спица – Москва - город, в котором очень дорогая жизнь.

5. средневековья - -сред-, -век- корни, -н-, -ов-, -й- суффиксы, -а- окончание, –е- соединительный элемент; казачья - -казач- корень, -й- суффикс, -а- окончание; семей - -семей- корень, нулевое окончание; защитой - -защит- корень, -ой- окончание; Замоскворечья - -за- приставка, -москв-, -реч- корни, -й- суффикс, -а- окончание, –о- соединительный элемент; линий- -линий- корень, нулевое окончание.

Непроизводные слова: семей, линий

Производные слова: средневековья – суффиксальный способ образования; -средневеков- - производящая основа, -й- словообразовательный формант; казачья -суффиксальный способ образования; -казач- производящая основа, -й- словообразовательный формант; защитой – безаффиксный способ образования; -защит- производящая основа; Замоскворечья –сложно-приставочно- суффиксальный способ образования; -москв-, -реч- производящие основы, -за-, -й- - словообразовательные форманты.

6. слу̉́̉жите - служи́те; прихо̉дите –приходи́те; разде́лите - раздели́те

В формах 2-ого лица мн. числа изъявительного наклонения ударение падает на основу, в формах 2-ого лица мн. числа повелительного наклонения ударение подает на суффикс –и-.

7.Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение к другому предмету. Имена прилагательные, входящие в приведенные имена собственные, образованы или от фамилии конкретного лица (Зубов), или от наименования профессий (кузнец, повар).

8.Например:

1. Получается, чтоМосква могла предоставить своему жителю в конце XVII века сразу пять линий защиты.

2. Что являл собой главный российский город конца XVII – начала XVIII века?

9.

Прислушайтесьглаг(прост. глаг. сказуемое) к предназваниямсущмосковскихприл (согласов.определение) переулковсущ(косв. дополнение) – онимест(подлежащее) прекрасныприл(сост. им. сказуемое) своиммест(согласов.определение) звучаниемсущ(косв. дополнение), но союзпростыприл (сост. им. скауемое), и союзваммест (косв. дополнение) сразунареч (обст.образа действия) станетглагясноприл (сост. им. скауемое), чеммест (косв. дополнение) занималисьглаг(прост. глаг. сказуемое) жителисущ (подлежащее) переулкасущ (косв. дополнение) Огороднаяприлслободасущ (несогл. опр), Поварскаяприлслободасущ (несогл. опр).

Наши рекомендации