Методы, стиль и формы управления
Педагогическими системами
Подлинно разумное обучение изменяет
и наш ум, и наши нравы.
М. Монтень
Наиболее подвижным элементом системы управления являются методы. Выбор, использование и правильное сочетание различных путей воздействия на коллектив и отдельных работников являются условиями эффективного управления.
Любой метод управления будет эффективным, если он применяется с учетом конкретной обстановки, особенностей управляемого объекта в тесном сочетании с другими способами и средствами воздействия. Разработка методов управления в теории является актуальной для всех уровней руководства.
В социально-экономической литературе приводятся различные классификации всех применяющихся методов управления. В одних источниках они разделяются на группы методов материальной мотивации, социальной мотивации, волевого воздействия. В других выделяются методы организационного воздействия и методы стимулирования.
В типологии методов и стилей управления Д.П. Кайдалов, Е.М. Суименко выделяют несколько подходов к их определению:
· по сущности воздействующего на человека фактора: экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологи-ческие методы (соответственно прагматический, административный и морализаторский стили);
· по характеру цели: деловой и бюрократический методы и стили;
· по способам воздействия (формальному и неформальному): директивный (формалистический), товарищеский (авторитетный) и попустительский;
· по степени проявления единоличного и коллегиального способов воздействия: автократический (авторитарный, волевой), демократический и пассивный (либеральный) методы и стили.
В системе управления применяются следующие виды методов: организационно-распорядительные, организационно-педагогические, социально-психо-логические, экономические, которые могут составить классификацию универсальных групп методов управления образовательными процессами.
Применение организационно-распорядительных методов предполагает разработку и исполнение учебных планов и программ для конкретных профессий и предметов. Организационную направленность имеют издаваемые нормативно-правовые акты. В этой группе методов находится создаваемая документация и материалы, обеспечивающие реализацию всех видов функциональных действий. Важным аспектом организации является распределение прав, обязанностей и ответственности каждого субъекта управления в соответствии с его должностным положением и местом в оргструктуре. Разделение и кооперация труда позволяют охватить все стороны профессионального образования, исключить дублирование в работе. При этом учитываются индивидуальные особенности, личные способности, интересы и потенциальные возможности каждого. Организационно-распорядительные или административные методы опираются на власть, неформальный авторитет и полномочия директора и других руководителей ПОУ.
К организационно-педагогическим методам и способам воздействия можно отнести: словесные, наглядно-демонстрационные, практические и др. С помощью словесных методов устно излагаются организационные требования. Наглядно-демонстрационные методы и приемы работы обеспечивают закрепление содержания требований. В этих случаях используется показ всевозможных макетов, моделей, документов, пособий, схем, графиков и т.д. Демонстрируются приемы и рабочие операции. Практические умения достигаются в ходе выполнения различных упражнений на тренажерах, с помощью деловых игр.
Важное значение в управлении играет человеческий фактор, поэтому все большую ценность приобретают социально-психологические методы взаимоотношений. В отличие от организационно-распорядительных, основанных на авторитете руководителя, эти методы базируются на его умении убеждать подчиненных в необходимости и целесообразности принятых решений или предпринятых действий.
Систематическое информирование членов коллектива о результатах работы стимулирует его деятельность. Любой работник нуждается в оценке своего труда. Поэтому руководителю необходимо подчеркивать значимость выполняемой каждым работы. Умелое использование методов убеждения способствует созданию атмосферы взаимного доверия и уважения.
Методы экономического стимулирования педагогических работников (различные способы материального стимулирования труда работников и учащихся, дифференцирование зарплаты сотрудников, организация, нормирование и опыт труда учащихся в мастерских и на производственной практике, использование премиальных фондов) часто являются решающими в работе.
Материальный стимул несет в себе и моральное поощрение. Личный интерес, основу которого составляет материальная заинтересованность, оказывает большое влияние на отношение к труду.
Эффективное использование вышеперечисленных методов воздействия предполагает наличие четкой структуры управления учебным заведением, определение функций, прав и обязанностей его подразделений и каждого должностного лица; знание каждым работником ПОУ своих служебных обязанностей; наличие тщательно подготовленных планов работы ПОУ, отработанной про-цедуры принятия и реализации решений; соответствие используемых методов управления задачам, стоящим перед учебным заведением, и конкретной обстановке, сложившейся в нем.
Эффективность методов предопределяется в немалой степени оптимальностью стиля управления.
Практикой и наукой управления трудовыми коллективами выделено несколько основных типов руководителя, отражающих характерологические черты человека. Рассмотрим некоторые из них:
· активист – уверен в себе, инициативен, самостоятелен, способен вовлечь людей в процесс достижения весомых результатов;
· хозяин – отношения с людьми строит на основе строгой дисциплины, старается подчинить людей и организовать их на труд административными методами;
· начальник – любит руководить, заседать, председательствовать, умеет строить отношения с членами коллектива и вышестоящим начальством;
· исполнитель – всю деятельность строит в рамках полученных указаний;
· свой парень – управленец либерального типа, коммуникабелен, признает только неформальные отношения;
· нонконформист – обладает ярко выраженным индивидуализмом в уп-равлении, предпочитает административные меры воздействия на подчиненных;
· рационализатор – выдвигает множество оригинальных, но неглубоких и иногда ошибочных идей по совершенствованию работы;
· диагностик – всегда устремлен вперед, обладает аналитическим мышлением, видит проблемы и находит пути и способы их устранения.
Рассмотренные характерные типы управленцев на практике не так конкретны. Зачастую руководители относятся к смешанному типу, отражающему объективные условия труда, уровень подготовленности, опыт, знания, умение мобилизоваться.
Условия развития ПОУ предполагают использование разнообразных форм управления. Сложность и многообразие целей и задач в системе управления требуют единого оптимального подхода к формированию организационной структуры, технологии реализации универсальных управленческих функций, методов и форм. Формы развиваются во взаимосвязи с группами методов управления.
В открытой педагогической системе сотрудничество коллектива строится на базе коллегиальных форм управления. На первом уровне главную роль играет совет учебного заведения, который решает наиболее важные вопросы жизнедеятельности. На других уровнях структуры управления образуются малые советы, комитеты, кафедры, объединения, группы, временные творческие коллективы.
Образовательный менеджмент и маркетинг. Менеджмент и
маркетинг в сфере профессионального образования
Что может быть честнее и благороднее,
чем научить других тому, что сам
наилучшим образом знаешь?
Квинтилиан
Маркетингобразовательных услуг (МОУ) – это информационно-аналитическое обеспечение удовлетворения образовательных потребностей населения с учетом потребностей рынка труда и возможностей системы образования.
Образование сегодня является одной из наиболее динамично растущих и перспективных сфер экономики. Маркетинг образовательных услуг (МОУ) – это наука, изучающая рынок платных образовательных услуг; деятельность по продвижению и распределению образовательных услуг; философия образовательного бизнеса. Применение маркетинга дает возможность каждому образовательному учреждению отслеживать ситуацию на рынке труда и в соответствии с ней корректировать объем и качество образовательных услуг.
Цели маркетинга образовательных услуг следующие: формирование условий развития системы образования, которая обеспечит удовлетворение образовательных потребностей личности и общества в целом с учетом потребностей регионального рынка труда; сохранение и развитие системы образования в условиях рынка. Сфера применения МОУ, в первую очередь, – это платные образовательные услуги; в более широком понимании – это исследование соответствия всех образовательных услуг государственному образовательному стандарту, требованиям рынка труда.
МОУ – это отношения и взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей:
· личности – в образовании;
· учебного заведения – в развитии и благосостоянии его персонала;
· общества – в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.
Эффективное удовлетворение этих потребностей – цель маркетинга в образовании, критерий его эффективности.
Условия осуществления МОУ следующие:
1. Создание правого поля, экономических механизмов функционирования ОУ в этом поле.
2. Подготовка кадров для образовательного учреждения на этой основе.
3. Расширение сферы договорных отношений с заказчиками.
4. Изменение системы финансирования ОУ путем решения следующих задач:
· стимулирования наиболее эффективно действующих структур;
· привлечения новых источников финансирования (спонсорские средства, добровольные взносы, внебюджетные средства);
· развития системы дополнительных платных услуг.
Основные принципы маркетинга в управлении ОУ следующие:
1. Сосредоточение ресурсов ОУ на таких услугах, которые реально необходимы потребителям.
2. Понимание качества ОУ как меры удовлетворения потребности в данных услугах.
3. Рассмотрение потребностей в широком смысле, который иллюстрируется маркетинговой фразой: «Потребителю нужна не буровая колонка, а скважина».
4. Доминирование цены потребителя над ценой продажи.
5. Предпочтение методов, которые активно формируют спрос на услуги ОУ.
6. Ориентация на долгосрочную перспективу рынка труда и сосредоточение усилий на решающих направлениях.
7. Непрерывность сбора и обработка информации о конъюнктуре рынка труда и рынка образовательных потребностей.
8. Использование различных вариантов прогнозов, оценок перспектив рынка труда на многофакторной основе.
9. Комплексность, взаимоувязка конкретных проблем, способов и инструментов их решения – использование научного менеджмента.
10. Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления: центр управленческих решений переносится ближе к потребителю.
11. Ситуационное управление: стили, методы и содержание деятельности организации должны быть гибкими, адекватными сложившейся ситуации на рынке труда и рынке образовательных потребностей.
6.9. Учреждения общего и профессионального образования и