Понятия «управление» и «педагогический менеджмент»
Два человеческих изобретения можно
считать самыми трудными: искусство
управлять и искусство воспитывать.
И. Кант
В условиях формирующихся рыночных отношений профессиональные образовательные учреждения (ПОУ) получили большую самостоятельность, которая проявилась в передаче им части основных полномочий с верхних уровней управления. Они получили право осуществлять выбор типа учреждения, специализации образования с учетом спроса и предложения на образовательные услуги, отбор и формирование нового содержания образования, формирование новых организационных структур и механизмов управления; проводить опытно-экспериментальную работу по новым педагогическим технологиям обучения и воспитания. При этом в процессе развития и последующей аттестации стал возможным переход образовательного учреждения в новый статус – профессионального лицея, колледжа, центра непрерывного профессионального образования, интегрированного учебного комплекса.
Современная педагогическая наука и практика стремятся осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.
Под управлениемвообще понимаются деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей.
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования.
Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.
В условиях перестройки структур управления в нашей стране особое внимание уделяется менеджменту– управленческому опыту развитых стран мира. Но перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно, так как особенности менеджмента обусловлены совокупностью факторов, среди которых формы государственного устройства, типы собственности, степень развитости рынка и др. В теории менеджмента различают три принципиально различных инструмента управления: первый – это организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ); второй – культура управления (т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, образовательным учреждением, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения); третий – это рынок, рыночные (т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя) отношения.
В социальных и экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных инструментов отдается преимущество.
Общая тенденция в менеджменте проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления. Менеджмент используется не столько как система власти в виде иерархической пирамиды, сколько как ресурс развития горизонтальной организационной системы.
Современное ПОУ рассматривается как открытая педагогическая система и как особая социально-экономическая организация общества. Обновление системы управления ПОУ может происходить только на основе новых технологий управления его развитием.
Теория педагогического менеджмента открывает перед руководителями и педагогами ПОУ неисчерпаемые резервы, так как обладает следующими возможностями:
· во-первых, позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека и личностно ориентированный подход к его деятельности по достижению максимальных результатов;
· во-вторых, обеспечивает возможность развития каждой личности, координацию мотивационной ориентации руководителей и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося ПОУ;
· в-третьих, создает комфортный психолого-педагогический климат для всех участников образовательного процесса.
Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью людей. В работе В.П. Симонова «Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом» педагогический менеджмент характеризуется как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. Менеджмент вообще можно понимать, как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, и как сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами.
В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. В рамках данного определения можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ПОУ – менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.
Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера.
Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, орудием труда – язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента – учащихся.
Теория управления. Основные понятия
Теории управления
Ни один победитель не верит в случайность.
Ф. Ницше
Определение образовательной системы как социального института позволяет использовать для решения задач, относящихся к проблеме управления такими системами, подходы теории социального управления. В рамках этой теории понятие управления характеризует воздействие субъекта на объект управления и подразумевает оптимизацию процессов при целенаправленном переходе социальных систем из одного состояния в другое. В становлении теории управления социальными системами целесообразно рассматривать пять основных подходов, которые представляют определенный интерес для организации управления образовательными системами: выделение школ в управлении, процессный, системный, программно-целевой, ситуационныйподходы.
Согласно первому подходу, в управлении можно выделить несколько научных школ, которые рассматривают управление с различных точек зрения: школа научного управления, административного управления, человеческих отношений, поведенческих наук, а также школа науки управления или количественного метода.
Основателем школы научного управления, получившей широкую известность в мире как «научная организация труда», был американский инженер Ф. Тейлор (1856 – 1915). Главная идея концепции этой школы – построение управления на основе научных исследований, направленных на повышение эффективности работы. Разрабатываемое с использованием данного подхода научное управление предназначалось для реализации только в промышленном производстве.
Наибольший вклад в развитие классической, или административной школы управления внес французский ученый А. Файоль. Представители этой школы пытались создать универсальные принципы управления, которые затрагивали два аспекта. Первый – разработка рациональной системы управления организацией, второй – построение структуры организации и управления работниками.
Если стратегия научного управления связана с применением научных подходов к различным сторонам производственного процесса, то в классической теории управления впервые были исследованы собственно управленческая деятельность и способы рациональной организации систем управления.
Рассмотренные представителями данной школы теории и сформулированные ими принципы до сих пор не утратили своей актуальности.
С развитием психологической науки происходило становление школы человеческих отношений в управлении, поведенческого подхода к управлению. Представители этой школы (М. Фоллет, Англия; Э. Мэйо, США, 1930–1950-е гг.) полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к повышению производительности. Основной акцент делался на социальном аспекте управления. Подходы к управлению, разработанные данной школой, были предназначены для того, чтобы компенсировать недостатки классического подхода, в котором человеческий фактор не осознавался как элемент эффективности организации.
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений. Согласно этому подходу, работнику должна оказываться помощь в осознании его собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к управлению организациями. Основная цель этой школы – повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности ее человеческих ресурсов за счет изучения различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
Школа науки управления, или количественный метод базируется на использовании в управлении данных точных наук (математики, статистики, инженерных наук, кибернетики) и предполагает активное применение моделирования, вычислительной техники. Применение моделей существенно упрощает рассмотрение сложных управленческих задач, позволяет сократить число переменных, подлежащих учету, до управляемого количества. Реализация преимуществ количественных измерений (количественного подхода) обеспечивает возможность сравнения, анализа и прогнозирования поведения модели. Отличительными особенностями науки управления социальными системами являются: использование научного метода, системная ориентация, моделирование. Научный метод предполагает использование наблюдения, формулирования гипотезы и верификации (подтверждения гипотезы). Системная ориентация обеспечивает возможность рассматривать организацию как открытую систему. Моделирование позволяет принимать объективные управленческие решения при использовании создаваемых для этих целей моделей.
Отдельные идеи данного метода востребованы для решения задач управления образовательными системами: применение в управлении современных информационных средств и технологий, принятие управленческих решений только на основании результатов количественных измерений.
Еще один подход, разработчики которого внесли большой вклад в теорию управления, получил название ситуационного подхода. Сущность этого подхода заключается в том, что самым эффективным является тот метод управления, который более всего соответствует сложившейся ситуации, поскольку ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, оказывают значительное влияние на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход не является простым набором предписываемых рекомендаций, это способ мышления относительно организационных проблем и их решений. Используя его, руководители могут лучше понять, какие приемы в большей степени способствуют достижению целей организации в конкретной ситуации.
Применение теории систем в управлении в конце 1950-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления и, в частности, американского ученого Дж. Пола Гетти. Согласно данной теории, система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. При системном подходе организация рассматривается как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды.
Под воздействием системного подхода происходило формирование программно-целевого подхода (программный подход, целевое управление), содержащего три основные процедуры: определение целей и их упорядочение в соответствующей иерархической системе («дерево целей»); выработку комплексных программ развития организационно-обособленных комплексов социальной деятельности; формирование специфических организационных структур.
В настоящее время широко применяется процессный подход. Он был впервые предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Согласно этому подходу, управление рассматривается как процесс непрерывных, взаимосвязанных действий (функций), каждое из которых, в свою очередь, также состоит из нескольких взаимосвязанных действий. Они объединены процессами коммуникации и принятия решений. При этом руководство рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность такого влияния на работников, чтобы они работали в направлении достижения целей.
Рассмотренные выше основные подходы к управлению, обладая определенными достоинствами и дополняя друг друга, развивают теорию управления социальными системами. Поэтому при решении проблем управления образовательными системами целесообразно, в зависимости от вида и сложности решаемых задач, использовать их комплексно, как наиболее общее теоретическое основание.
До 1970–80-х гг. основой управления в сфере отечественного образования являлось школоведение, которое преимущественно ограничивалось обобщением опыта лучших руководителей школ и подготовкой на этой основе практических рекомендаций по организации школьного дела. Постепенный переход от традиционного школоведения к разработке научных основ внутришкольного управления, теоретическому осмыслению наблюдаемых в практике образования процессов и явлений обусловлен распространением идей теории социального управления, существенно активизировавших исследования и разработки в сфере управления образованием.
Значительный вклад в развитие теоретических основ управления внесли многие отечественные исследователи. Среди них М.К. Бочаров (общая теория управления), В.Г. Афанасьев. В.А. Зверев (социальное управление), Ю.В. Васильев, Ю.А. Конаржевский, М.И. Кондаков, М.М. Поташник, Т.И. Шамова, П.В. Худоминский, В.А. Якунин (управление образовательными системами), С.Я. Батышев, А.П. Беляева, А.Г. Соколов, Р.Х. Шакуров (управление профессиональным образованием).
Реализация идей системного подхода положила начало применению новых методов управления народным образованием и образовательными учреждениями. С позиций системного подхода образование рассматривается как сложная социальная система, имеющая свои подструктуры, явления, процессы, между которыми существуют разнообразные связи и отношения.
Как всякая открытая система, школа имеет вход, процессы преобразования и выход. Под входом понимаются учащиеся, материально-технические, программные, методические и другие средства и ограничения (цели и задачи, нормативно-правовые требования). При этом внутреннюю среду школы составляют система ценностей (философия школы), модель выпускника как целевой ориентир школы, а также образовательные, инновационные и обеспечивающие подсистемы. Выходом системы «школа» являются результаты образования.
В последнее время в управлении образованием получили развитие концепции управления по целям и по результатам.
Суть целевого управления заключается в развертывании деятельности во имя достижения четко сформулированных целей, согласованных на различных уровнях образовательной системы и выработанных совместно с подчиненными решений о средствах их достижения. В данном случае цель, выполняя мотивационную, управляющую и системообразующую функции, становится главным критерием отбора содержания, методов, форм и средств осуществления образовательного процесса.
В отличие от целевого управления, где основной акцент сделан на планировании деятельности согласно поставленной цели, в управлении по результатам внимание в большей степени акцентируется на состоянии реального процесса управления, мотивации и квалификации руководителей. Процесс прогнозирования результатов начинается с анализа миссии организации, влияния внешних и внутренних ситуационных факторов. Результаты, соответствующие устремлению организации, выражаются в виде определенных конечных целей, стратегий, ключевых результатов и промежуточных целей. В целом эта концепция реализует идеи процессуального подхода к управлению социальными системами.
В настоящее время особенно интенсивно развивается подход, ориентированный на управление не только функционированием, но и развитием образовательного учреждения (Т.И. Шамова, М.М. Поташник, П.И. Третьяков и др.).
Образовательные учреждения должны представлять собой единую систему, функционирующую с учетом индивидуально-типологических особенностей отдельно взятой личности, развивающейся в данной системе.
6.3. Управление образовательными системами
Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше,
а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные,
какие менее и какие еще менее нужные.
Л.Н. Толстой
Центральным структурным элементом системы образования является образовательное учреждение (ОУ). Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. ОУ является юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам ОУ могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными), учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
Основным заказчиком ОУ выступает государство и его ведомства, которые формируют образовательную политику. Данные подразделения регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют ОУ: определяют государственные образовательные стандарты; проводят экспертизу подведомственных им учреждений.
Учредителями ОУ,согласно Закону РФ «Об образовании», могут являться органы государственной власти и регионального (местного) самоуправления; отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (фонды, союзы, ассоциации); общественные и религиозные организации. Учредители ОУ наделены широкими правами и полномочиями. Поэтому основные вопросы жизнедеятельности учреждений в обязательном порядке согласуются с учредителями (например, устав ОУ, программы развития и т.п.).
Деятельность государственных и муниципальных ОУ регулируется типовыми положениями о таких учреждениях, утверждаемых Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих учреждений. Для негосударственных ОУ типовые положения выполняют функции примерных. Государственный статус ОУ (тип, вид и категория, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
ОУ самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об ОУ и его уставом. ОУ могут иметь филиалы и другие предусмотренные их уставами подразделения.
Управление ОУ осуществляется в соответствии с законодательством РФ, типовым положением и его уставом. Оно строится на принципах единоначалия и самоуправления. Непосредственно управление деятельностью ОУ возлагается на прошедшего соответствующую аттестацию заведующего, директора, ректора или иного руководителя (администратора), избранного, назначенного или нанятого согласно уставу учреждения.
Деятельность ОУ финансируется учредителями в соответствии с договорами между ними.
В современных условиях педагогическая система любого учебного заведения рассматривается как совокупность систем, каждая из которых тоже является сложной подсистемой: дидактической, воспитательной, материально-технического обеспечения образовательного процесса, самоуправления, административного управления. Система работает эффективно при условии взаимодействия всех подсистем в одном направлении деятельности.
Другая особенность состоит в том, что в управлении принимают участие все субъекты: администрация, преподавательский состав, учащиеся. Это оказывает существенное влияние на содержание и результаты управленческой деятельности, поскольку на всех этапах управляющий любого уровня должен считаться с тем, что в каждый отдельный момент его деятельность и состояние системы определяются не только его собственными решениями.
Особенностью управления педагогическими системами является одновременное параллельное управление на разных уровнях профессиональной деятельности. Деятельностью учащегося по формированию его личности управляет не один воспитатель, а несколько преподавателей-предметников, классный руководитель (куратор) и все сотрудники, оказывающие повседневное влияние на учащихся. Например, преподаватель-предметник является одновременно и классным руководителем, и членом предметных методических объединений. Кроме того, современная школа имеет множество связей: с родителями, общественными, государственными организациями, социальными партнерами, без тесного взаимодействия с которыми невозможно достижение общей цели воспитания. При этом процесс осуществления взаимосвязей должен быть управляемым.
Кроме того, исследователи отмечают, что для управления образовательными системами характерно руководство разновозрастными группами, преобладание моральных стимулов над материальными, высокий уровень компетентности руководителя в области образования.