Введение в теорию дидактических систем
1. Руководствуясь рис. 21, посчитайте, сколько всего можно построить дидактических систем (моно и комбинированных). Этот подсчет опирается на ваши знания по математике из курса средней школы.
2. Надо воспользоваться формулой, (2n - 1), чтобы подсчитать число всех возможных сочетаний, которые можно образовать из n элементов (n = 8).
Если же учитывать все возможные перестановки внутри комбинированных дидактических систем, то формула примет вид:
а расчет будет более сложным и длительным, так как надо просуммировать все возможные системы, то есть (при n = 8, m = 1, 2, .., 8).
3. По первой формуле получилось 255 комбинированных дидактических систем без перестановок компонентов, внутри систем и 8 моносистем. Какие из них в настоящее время изучены педагогической наукой?
4. Сколько из них комбинированных?
5. Мы утверждаем, что педагогической наукой относительно хорошо изучены 12 дидактических систем, перечисленных нами: 8 монодидактических и 4 комбинированных. Остальные — «белые пятна» педагогики.
Назовите и напишите структурные формулы этих 12 систем, используя обозначения по рис. 21. Какие из них широко применяются на практике?
6. Наиболее широкое распространение получили системы: 1, 2, 4 (1+2 и 4). Заполните табл. 9, перечислив все указанные вами в предыдущем кадре 12 систем.
7. Заполняя таблицу предшествующего кадра, вы, наверное, столкнулись со следующей трудностью: как определить структуру управления в комбинированной дидактической системе.
Таблица 9
Дидактическая система | Вид управления | Вид информационного процесса | Средства управления |
1 — традиционная (классическая) и т. д. | р | р | р |
(1+4) — дидахография (по 4) и т. д. | р | н | а |
Здесь надо выполнить две операции:
— указать моносистему, которая имеет преимущественное, определяющее цель обучения, значение в комбинированной системе, например, (1+4) — по 4;
— указать структуру управления в соответствии с целевой системой.
8. Если по отношению к дидактической системе, к примеру, малых групп (5+7), говорят, что целевой системой является моносистема 5 (по 5), то, следовательно, структура управления определяется ею: з(ц) — р—р.
Под целевой системой будем понимать систему, которая адекватна цели занятия. Например, если цель занятия — достижение учащимися II уровня усвоения, и применяется система (1+2+4), то целевой системой является система ____ (какая?)
9. Разумеется, система 4, так как другие системы на этом занятии реализуют лишь уровень усвоения б = 1.
10. Ваша таблица по заданию кадра 6 должна иметь следующий вид (табл. 10).
Таблица 10
Дидактическая система | Вид управления | Вид информационного процесса | Средства управления |
1 — традиционная | р | р | р |
2 — аудиовизуальная | р | р | а |
3 — консультант | р | н | р |
4 - учебник | р | н | а |
5 — малая группа | з | р | р |
6 — автоматизированный класс | з | р | а |
7 — хороший репетитор | з | н | р |
8 — программное управление | з | н | а |
(1+4) — дидахография (по 4) | р | н | а |
(1+2+4) — современная (по 4) | р | н | а |
(5+7) — малых групп (по 5) | з | р | р |
(1+2+7+8) - программированное обучение (по 8) | з | н | а |
11. Комбинированные дидактические системы — это весьма многозначное понятие. Так, система (1+4) существенно различна, когда ее анализируют по системе 4 или 1. То же можно сказать и о программированном обучении, когда оно построено по системе 8 или 6.
Когда мы будем считать, что данная комбинированная система построена по той или иной из входящих в ее состав дидактических систем?
12. Будем считать ту моносистему целевой в комбинированной, которая дает в ходе обучения возможность достичь цели занятия. Что из этого следует?
13. Каждый раз, выбирая комбинированную дидактическую систему, надо иметь в виду цель занятия, в зависимости от которой конструируется или выбирается целевая моносистема. Будем брать целевую систему в скобки. Например, в прежних формулах надо было писать: (1+(4); (1+2+7+(8)ит.д.
Напишите формулу той системы, с помощью которой вы в данный момент овладеваете представлениями о программированном обучении, если цель обучения — II уровень.
14. Видимо, это система (4)+6), так как книга, которую вы читаете (система 4), даст основную информацию, а данный ее текст (система 6) является лишь иллюстрацией к понятию «обучающая программа».
15. Дидактические системы появляются и развиваются (может быть и умирают) в соответствии с ходом технического прогресса (см. рис. 2).
16. Не пользуясь рис. 2, постройте спираль развития дидактических систем, которая отражала бы историю их становления и развития (по вашему мнению).
17. Какую систему вы назовете самой древней?
18. Какую — самой современной?
19. Между этими двумя системами расположите все остальные в порядке их становления выходе исторического развития.
20. По нашему мнению, спираль развития дидактических систем должна иметь такой вид, как это показано на рис. 25. Что мы имели в виду, поставив над системой 8 вопросительный знак?
21. Рассмотрите рис. 25. Назовите системы, находящиеся на одной ординате, и покажите, по какому признаку шло их развитие. Вам станет понятным смысл вопросительного знака. Каков его смысл?
Рис. 25.
22. На одной ординате находятся, например, системы 3, 7, 4 и 8. Их общие свойства — индивидуализация познавательной деятельности и постепенная передача управления в компетенцию автоматических устройств, все более адаптирующихся к особенностям процесса обучения человека. Можно ожидать, что вопросительный знак в показанной на рисунке спирали означает еще неизвестное нам средство для автоматического адаптивного управления любыми видами познавательной деятельности учащихся. Развитие систем от консультанта (3) к программному управлению (8) шло путем перехода к опосредованным способам управления и цикличным схемам. Почему бы развитию не идти по этому пути и дальше?
23. Какова тенденция в развитии комбинированных дидактических систем?
24. Снижение доли ручного труда! А в развитии монодидактических систем?
25. Также снижение доли ручного труда и переход от «ручных» способов управления сначала к «механизированным» — 2, 4 (когда «техника» лишь помогает в труде человеку) а затем полностью «автоматизированным», исключающим человека из непосредственного участия в осуществлении управляющих функций и заменяющим его все более адаптирующимися техническими средствами — 6, 8.
Преобразуйте рис. 21 таким образом, чтобы можно было наблюдать эволюцию дидактических систем по признаку «используемые средства управления процессом» от ручных к механизированным и далее к автоматизированным.
26. Таким рисунком мог бы служить рис. 26. Вы построили такой же? Объясните значение стрелки А и всех символов в строке над ней.
27. Стрелка А — иллюстрация к кадру 26. Прочитайте его еще раз и рассмотрите при этом рис. 26.
Рис. 26.
28. Рассмотрите рис. 27. На нем изображены результаты трех дидактических экспериментов. Укажите существенные особенности каждого из них.
29. Поможем вам в анализе рис. 27.
Какие линии характеризуют один и тот же алгоритм функционирования:
а) 1 и 2; б) 1 и 3; в) 2 и 3?
Рис. 27.
30. Почему вы сделали такой выбор?
а) одинаковый характер (вид) линий, поэтому 2 и 3;
б) одинаковый угол подъема линий, поэтому 1 и 2;
в) различный характер и угол подъема линий, поэтому 1 и 3.
31. Какими линиями на графике изображаются одни и те же алгоритмы управления:
а) 1 и 2; б) 1 и 3; в) 2 и 3?
32. Чем определяется ваш выбор:
а) 2 и 3, так как эти линии имеют одинаковый вид;
б) 1 и 2, так как эти линии характеризуются одним и тем же углом подъема;
в) 1 и 3, так как эти линии отличаются и по виду, и по углу подъема.
33. Итак, запишите ваше решение: линии ... и ... характеризуются одинаковым алгоритмом функционирования, а линии ... и ... отражают одинаковые алгоритмы управления. Почему?
34. Одинаковые алгоритмы функционирования — это линии 1 и 2; алгоритм управления — 2 и 3. Первые имеют одинаковый угол подъема, а вторые — одинаковый вид.
35. В дидактике есть понятие организационной формы обучения. Под организационной формой обучения понимают обстановку и те ограничения, которые накладываются на коллектив учащихся и на деятельность педагога в процессе обучения. К этим формам обучения относятся аудиторные занятия, лабораторные работы, практические занятия, домашняя работа, телеуроки и т. п.
Каковы ограничения в используемых вами организационных формах обучения?
36. Еще Я. А. Коменский показал, что организационная форма обучения требует точного определения состава учебной группы, места проведения занятий и времени, в течение которого оно будет длиться.
Сохраняются ли эти ограничения и в используемых нами дидактических системах?
37. Учтите следующее: система (1+4) требует аудиторных занятий, система 2 таких ограничений не накладывает, тем более безразлична к организационным формам обучения система 8. Эти факты очень важны при выборе дидактических систем для различных ситуаций обучения, в которых кроме цели немаловажное значение имеют допустимые организационные формы обучения.
38. И, наконец, дайте возможно более полное, на ваш взгляд, определение дидактической системы.
39. В этом определении должны быть учтены:
а) составные элементы системы;
б) ее функциональные свойства;
в) ее координаты, то есть оценочные параметры. Проверьте в этом отношении ваше определение дидактической системы.
40. По нашему мнению, под дидактической системой понимается определенное сочетание педагогов, учащихся и средств обучения (элементы!), позволяющее управлять тем или иным способом познавательной деятельностью учащихся (функции!) с целью достижения определенного качества их знаний и действий (координаты!).
Чем отличается дидактический процесс от дидактической системы?
41. Дидактическая система (алгоритм управления) является лишь одной частью дидактического процесса. Что является — второй?
42. Собственно познавательная деятельность студента, которой управляют, то есть алгоритм ______.
43. Теперь легко понять природу ошибок в организации процесса обучения (дидактического процесса) «чистыми» дидактами и «чистыми» психологами, а также разумность призывов к объединению усилий тех и других. Какие ошибки допускают дидакты, какие — психологи?
44. Дидакты не уделяют достаточного внимания алгоритму функционирования, психологи — алгоритму управления. Другими словами, дидакты пытаются решить задачу обучения, лишь управляя, но вслепую, не зная чем; психологи решают ее, скрупулезно строя процесс, но не управляя им.
45. Если цель обучения — III уровень, то каковы возможности достижения этой цели при различных вариантах построения дидактического процесса? Надо учесть, что группа учащихся в среднем превышает 25 человек, по курсу имеется учебник, а занятие надо провести завтра.
Теперь перейдем к анализу показанного фрагмента обучающей программы.
Его главная особенность состоит в том, что с изучаемым учебным элементом (дидактическая система) задана вполне определенная совокупность действий, цель которых — усвоение этого УЭ на II уровне. Каждое действие управляется обратными связями, и таким образом достигается цикличность управления.
Программированное обучение — это обучение с преимущественным использованием программированных учебных материалов. Мы говорим «с преимущественным», так как весь процесс обучения в настоящее время запрограммировать невозможно. Программа как регулятор действия обучаемого может быть составлена только на ту часть учебного процесса, которая связана с изучением по заранее известным и проверенным правилам четко очерченного круга знаний и умений. Остается еще большая часть учебной работы, которая пока не может быть запрограммирована: необходимость в ней возникает незакономерно, поэтому она целиком находится в компетенции преподавателя, представляющего собой (в идеале) наилучший регулятор такого сложного процесса, каким является обучение.
Та часть учебного процесса, которая состоит из закономерных этапов, может быть записана в виде программы, сообщающей учащемуся (регулируемому объекту), что и как нужно делать после каждого шага обучения.
Программирование учебной деятельности учащегося, то есть создание обучающей программы, требует учета как объективных связей, существующих в самом учебном предмете, так и психолого-педагогических особенностей процесса обучения. Отсюда возникают две взаимосвязанные проблемы: программирование содержания обучения и программирование усвоения этого содержания.
Разработка обучающей программы (программирование) состоит в создании обоснованной последовательности подачи учебного материала и выделении необходимых умственных или физических действий для его усвоения, а также в четком письменном изложении соответствующей информации. Следовательно, программы, используемые для программированного обучения, характеризуются своей общепонятностью, определенностью и результативностью.
Общепонятность программы достигается подробным изложением в ней всех необходимых для обучения понятий и фактов учебного предмета (УЭ), дроблением учебного материала на взаимосвязанные и посильные для непосредственного усвоения учащимися порции информации и детальным раскрытием содержания по объему и глубине внутри каждой порции. Для перехода от изучения одной порции информации и выполнения необходимых действий к другой надо сделать шаг программы настолько элементарным, чтобы он был посилен каждому ученику. Подчеркнем, что посильность определяется на основе точного определения исходного уровня познавательных возможностей учащегося (по а и б).
Определенность программы объясняется ее алгоритмической структурой, когда каждое действие учащегося регулируется конечной системой простых правил перехода (АФ), безусловно ведущих к достижению цели обучения. Определенность программы вытекает из логически обоснованной последовательности подачи отдельных порций учебного материала и методически целесообразного отбора и расположения в программе упражнений, иллюстраций, мыслительных и практических задач, а также из системы указаний, необходимых и достаточных для правильного и определенного усвоения учебного материала (АУ). Результативность программы достигается безусловной реализацией научно обоснованных закономерностей формирования ума человека, точным учетом при этом индивидуальных познавательных особенностей учащихся и возможностью регулирования процесса обучении по отношению к каждому учащемуся в отдельности. Результативность обучающих программ предполагает полную успеваемость всех учащихся (полное усвоение учебного материала на любом заранее заданном уровне — «массовость»).