Введение в теорию коммуникации

Под коммуникацией (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) в человеческом обществе подразумевают общение[1] -. специфическую форму взаимодействия живых существ в процессе их познавательно-трудовой деятельности[2].

Взаимодействие живых существ при общении состоит в обмене рациональной и эмоциональной информацией, обмене мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п.

Информация, которая передаётся от одного живого существа другому, определяется как сообщение. Сообщением могут быть сведения о внутреннем (мотивационном или эмоциональном) состоянии живого существа, о его потребностях. Кроме того, люди обмениваются между собой информацией, представляющей собой знания о мире.

Обычно сообщения– это высказывания или тексты (устные или письменные речевые произведения, обладающие осмысленностью и цельностью). Сообщением может быть также изображение (дорожный знак, фотография встречи политических лидеров), физический предмет (цветок на окне явочной квартиры как сообщение о провале, архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, подарок как знак признательности). Сообщениями можно также признать поступки (например, поступки политических деятелей или шаги фирмы по продвижению товара).[3]

Текст сообщения, рассматриваемый вместе с условиями его создания и соотнесённый с говорящим человеком, определяется как дискурс. Поскольку действие и взаимодействие индивидов происходит в определенной коммуникативной среде, в определенной общественной сфере коммуникации, то говорят об институциональном дискурсе (политический дискурс, религиозный дискурс, педагогический дискурс, деловой дискурс, производственный дискурс, медицинский, юридический и т.д.). Дискурс – это различные виды речевой практики: интервью, лекция, беседа, переговоры, бытовой диалог и т.п. Дискурс включает и невербальные средства общения (жесты, мимику)[4].

Условия, обстановка, в которой происходит общение (обмен информацией) между участниками коммуникации, называется речевой ситуацией (ситуацией общения, коммуникативной ситуацией).[5] Речевая (коммуникативная) ситуация — ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте. Речевой акт заключается в произнесении говорящим высказывания, адресованного слушающему в определенной обстановке и с конкретной целью. В результате совершения речевого акта говорящий влияет на слушающего в плане изменения его мнения, ментального или психического состояния, побуждения к действию и т.п. Речевая ситуация диктует правила, согласно которым мы ведём разговор и выбираем форму его выражения, ср. диалоги на экзаменах, в деканате, в магазине, в поликлинике и т.д.[6]

Компонентами (составляющими) речевой ситуации являются участники общения, преследующие определенные коммуникативные цели и использующие определенные средства общения, а также место и время высказывания.

Чтобы общение состоялось, должны иметься участники общения. Участников общения иначе называют коммуникантами. В коммуникативной ситуации должны присутствовать, как минимум, два коммуниканта. Это адресант (напр., говорящий, пишущий), то есть отправитель сообщения, и адресат (напр., слушающий, читающий), то есть получатель сообщения.

В речевой ситуации роли коммуникантов распределены. Адресант порождает и отправляет сообщение, его речевая деятельность — это говорение, письмо. Адресат принимает сообщение, его речевая деятельность — слушание, чтение.

Речевая деятельность говорящего и реакция слушающего на речь говорящего – это речевое взаимодействие.

В зависимости от характера речевой деятельности коммуникантов между ними устанавливаютсяканалы связи.

Об аудио-вербальном(слушаю, что говорят) канале связи между коммуникантами говорят, если при приёме и передаче информации используются органы слуха и речи, например, при разговоре по телефону. О визуально-вербальном каналеговорят, если при приёме письменной информации используются органы зрения, то есть если мы читаем написанный текст. По зрительному каналу воспринимается, например, форма и содержание письма. Если же мы узнаём что-либо о собеседнике по его жестам, мимике, по костюму, то сообщение поступает нам по визуально-невербальному каналу. По кинесико-тактильному (ощущаю движение) каналу информация передаётся при наличии телесных контактов, например, рукопожатие есть способ передачи дружеского приветствия. Информация может поступать одновременно по нескольким каналам.

В случае зашумленности каналов связи аудитория или ее часть не сможет понять в полной мере смысл сообщения. Шумом специалисты называют любые помехи, мешающие восприятию. Шум (энтропия) в теории коммуникации — те внешние факторы, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия. Помехи могут быть звуковыми, например, говорим по телефону, а в трубке – потрескивания и гул. Естественно, что для общения надо выбрать оптимальную дистанцию общения, оптимальную громкость голоса — говорить достаточно громко, но не оглушать и при этом заботиться о членораздельности высказывания. Иностранный акцент – это тоже шум, препятствия для восприятия. Помехи могут быть и зрительными, к примеру, почерк. Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено адресатом благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию. Средством против энтропии является избыточность, повторение элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи.

Коммуникация, т.е. передача сообщения, может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Средства общения – это средства кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Практически все, что окружает человека, что составляет его среду обитания, является также и коммуникативной средой. При этом часть этой среды составляют предметы и явления, могущие быть использованными в коммуникативной функции, а часть – собственно средства коммуникации, для которых передача сообщений является их основным назначением.

Средством общения у людей чаще всего выступает звуковая речь, естественный язык. Такие средства общения называютсявербальными.При вербальном общении происходит обмен текстами (устными и письменными), схемами, рисунками, чертежами. Могут привлекаться и технические средства записи, передачи и хранения информации: магнитофоны, диктофоны и т.п.

Кроме вербальных средств общения, есть и другие, данные от природы, способы передачи информации без слов, то есть невербальныесредства общения. Невербальное общение не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в общении и происходит при помощи музыки, поведения говорящего, мимики, жестов, пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и др. ощущения и образы, получаемые от другого лица, например: похлопали в театре, покрутили пальцем виска, сделали указательный жест.

Хотя невербальные средства, не входят в систему языка, не являются и речевыми единицами, менее речевое сообщение не может быть фактом коммуникации без невербального сопровождения. Поэтому невербальные средства в той или иной мере представлены в каждой речевой единице.

Невербальный знак может дублировать текст, но может быть и единственным носителем информации. Действительно, к невербальному общению человек прибегает не только когда хочет эмоционально усилить значение своих слов, но и в тех случаях, если он находится на большом расстоянии от собеседника, если ситуация (шум, занятие, заседание) не позволяют ему произносить слова вслух, если он не знает языка собеседника, если по определенным социальным законам он не имеет права говорить, и в ряде других случаев.

Средства вторичных семиотических систем: языки наук, языки программирования, музыкальная нотации, азбука Морзе, азбука сигнальщиков и т.д.[7] — относят как к сфере вербальной, так и к сфере невербальной коммуникации.

Наука, занимающаяся изучением невербальной коммуникации, называется паралингвистикой. Паралингвистика — это раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, включённые в речевое сообщение и передающие вместе с вербальными средствами смысловую информацию. Паралингвистикой также именуют совокупность невербальных средств, устной коммуникации.

В пределах паралингвистики различаются универсальные, этнолингвистические (национальные) и идиодиалектные (индивидуальные) средства невербальной коммуникации.

Различаются также три вида паралингвистических средств:фонационные, кинетические и графические[8].

1. К фонационным относятся тембр речи (сила, высота, тембр, мелодия голоса), темп речи, громкость, интонация, паузы, типы заполнителей паузы (э-э-э, м-м и др.), а также особенности произношения звуков речи (диалектные, социальные, идиодиалектные), то есть такие характерные для данного языка свойства звучащей речи, как степень громкости, диапазон модуляций голоса, специфическая эмоционально-экспрессивная окраска и т.д.,

2. К графическим средствам паралингвистики относятся тип выполнения букв и пунктуационных знаков (почерк), способы графических дополнений к буквам, символы типа $ и т.д., смайлики.

3. Ккинетическим компонентам относятся жесты, тип выбираемой позы, мимика, взгляд и т.д. Мимика, жесты, походка, поза, пантомимика, визуальный контакт (динамические средства общения) изучаются кинесикой. Положение собеседников в пространстве друг относительно друга, принятое в обществе расстояние между собеседниками (статические средства общения) — предмет изучения проксемики. Такесика изучает прикосновения, в том числе знаки приветствия: рукопожатие, поцелуй, похлопывание.

Под жестом понимается динамичное движение какой-либо части тела (руки, ноги, головы). Поза — это статичный, относительно длительный жест. Мимика понимается как динамичное движение мышц лица. Выражение лица представляет собой застывшую мимику.

В паралингвистике различаются движения физиологические и коммуникативно значимые. Например, человек почесал в затылке, потому что чешется — это только физиология. Но если он почесал в затылке в знак озадаченности, досады — это уже коммуникативный, говорящий жест, передача информации. Можно потереть лоб при головной боли, можно в знак припоминания, можно приподнять плечи, пошевелив ими, когда они устали, а можно пожать плечами, как бы сказав: не знаю.

Физиологические жесты и мимика являются непроизвольными реакциями организма на раздражения. Периодически повторяющееся непроизвольное движение, не имеющее отношение к содержанию высказывания (трогать себя за ухо, передергивать плечами, откидывать голову, поправлять волосы, комкать в руках платок и т.п.) называется манеризмом.

Физиологические жесты являются источником информации о говорящем, о его социальных и возрастных чертах, свойствах характера и пр. Значение поз, жестов, мимики несут около 80 % такого рода информации о человеке.

Кроме того, физиологические жесты и мимика принимают на себя долю выражения эмоциональных реакций на ситуацию, они являются точными индикаторами актуального внутреннего состояния человека, его мыслей и желаний. Такая информация является более достоверной, чем словесная, поскольку жесты и телодвижения управляются импульсами нашего подсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше чем обычному речевому каналу общения. Именно эта особенность жестов приводит к тому, что при разговоре люди придают словам гораздо меньше значения, чем жестам, мимике и интонации

Коммуникативные жесты создаются осознанно и целенаправленно. По роли в коммуникации выделяются две группы коммуникативных жестов: жесты знаковые (обладающие как планом выражения, так и планом содержания) и жесты незнаковые (не служащие для передачи информации). Знаковые коммуникативные жесты в зависимости от типа передаваемой информации подразделяют на указательные, изобразительные (описательные), символы (ритуальные).

Функция указательных жестов состоит в том, чтобы выделить, отметить какую-то часть пространства вокруг говорящего. Указать можно просто взглядом, кивком головы, но указание рукой бывает наиболее точным, поэтому обычно предпочитается во многих ситуациях

Изобразительные (описательные) жесты призваны как бы нарисовать фрагмент ситуации (движение пилы, покрой платья). Высокочастотны жесты, изображающие форму, положение в пространстве и движение различных предметов.

Жесты-символы иначе называются ритуальными. Среди условных жестов-символов можно назвать, к примеру, жесты приветствий при встрече и прощании, выражение отрицания и утверждения; пожимание плечами читается как не знаю, сомневаюсь, указательный палец к губам означает призыв к молчанию и т.д.

К незнаковым жестам относятся ритмические и эмоциональные жесты.

Ритможест — это дополнительное суперсегментное средство для организации высказывания. За ритможестом не закреплено ни какого-то определенного содержания, ни фиксированного рисунка жеста. Типичный случай ритможеста — скандирование ладонью руки (ребром ее), но эту же функцию может выполнять и другой жест, например, движение руки, сжатой в кулак, или описывающей в воздухе пальцем полукруг, или что-либо третье, четвертое. Важнейшая роль ритможеста в речи — это подчеркивание ритмического рисунка высказывания. В лингвистической литературе справедливо отмечалось сходство роли ритможеста с ролью интонации в организации высказывания.

Эмоциональные жесты иначе называют выразительными: они связаны с бурным проявлением чувств — всплеснуть руками, схватиться за голову — всё это жесты, сопутствующие сильным переживаниям. Для называния наиболее устоявшихся эмоциональных жестов используются фразеологизмы:. Например: “всплеснуть руками” (радость, восторг); “развести руками” (досада, недоумение); “покачать головой” (неодобрение); “схватиться за голову” (отчаяние); “отмахнуться (рукой)” (несогласие); “бить себя в грудь” (каяться; выражать недовольство собой); “бить себя по лбу” (недовольство своей недогадливостью),пожать плечами, повернуться спиной, стукнуть кулаком по столу и др. [9].

Как и всякая социальная активность, речевая коммуникация (общение) сознательна и целенаправленна. Сообщение никогда не отправляется ради сообщения как такового. Его цель – организовать действия получателя (или самого отправителя, например, в случае размышления о своих действиях).

Выделяются следующие коммуникативные цели (функции): информационная (передача и получение информации), социальная (развитие культурных навыков взаимодействия людей), экспрессивная (выражение чувств и эмоций), прагматическая (координация совместных действий, побуждение к выполнению действий или отказ от них), рекреативная (развлечение анекдотов, сочинение и чтение авантюрных романов декламация стихов), ритуальная (соблюдение ритуала). Коммуникативная цель говорящего может заключаться в воздействии на поведение или мысли собеседника, т.е. в желании изменить образ мыслей собеседника или поведение собеседника.

Нередко в высказывании наблюдается и сочетание нескольких целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обойдётся без элементов информации и даже без элементов воздействия. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не побуждает. Вместе с тем говорящий должен ясно представлять себе, какая же из общих установок является преобладающей и в соответствии с этим строить свою речь.

В зависимости от признания или непризнания коммуникантами общих целей диалога различают корпоративное и некорпоративное общение.

Общение признаётся корпоративным (нормальным), если представляет собой совместную деятельность, когда каждый участников в какой-то мере признаёт общие для обоих цели или хотя бы направление диалога. Надеяться на позитивные результаты в общении можно только в том случае, если цели коммуникантов (то есть мотивы, побудившие их общаться) совпадают полностью или частично. Если же цели разные, взаимоисключающие, говорят о ножницах в интенциях (намерениях) и некорпоративном общении.

При корпоративном общении от участников диалога требуется соблюдение ряда принципов, правил ведения разговора и в частности, принципа децентрической направленности, принципа равной безопасности и принципа кооперации.

Любой участник коммуникации должен исходить из интересов дела, а не из своих собственных интересов уметь анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека. В этом заключается суть принципа децентрической направленности.[10]

Суть принципа равной безопасности состоит в том, что каждый участник коммуникации обязан с уважением относиться к личности собеседника.[11] Принцип равной безопасности запрещает оскорбительные выпады против партнёра, унижение чувства собственного достоинства.

Принцип кооперации в общих чертах формулируется так: коммуникативный вклад говорящего должен быть таким, какого требует совместно принятая цель этого диалога.

Принцип кооперации — принцип содействия общению — не нужно смешивать с вежливостью или благожелательностью. Если стратегическая цель начинающего разговор — добиться ссоры, выказывая агрессию, соблюдение принципа кооперации будет в том, чтобы и другой собеседник был настроен агрессивно. Такая позиция содействует общению (хотя в итоге может привести к разрыву отношений). Отказ реагировать на провокацию в данном случае — стратегия противодействия, а вежливость — средство, нарушающее нежелательную кооперацию.

Выполнению принципа кооперации соответствует соблюдение постулатов нормального общения, известных как максимы Грайса (по имени впервые их сформулировавшего американского логика Пола Грайса). Постулаты нормального общения – разделяемая партнёрами по процессу коммуникации система взглядов на внешний мир, на отражение его в сознании и актах общения.[12].

Эти постулаты можно разделить на три категории, которые называются категориями качества, количества и способа.

1. Категория количества связана с тем количеством информации, которое требуется передать. К этой категории относятся постулат о полноте описания и постулат о неполноте описания. Смысл постулата о полноте описания в том, что высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется. Например: на дверях магазина табличка: "Закрыто на 15 минут". Информация неполна, тпк как неизвестна точка отсчёта. Смысл постулата о неполноте описания в том, чтобы высказывание содержало не больше информации, чем требуется. Сообщение с полным описанием внешнего мира противоречит нормальному общению, ибо из-за него невозможно вычислить значимую информацию.

2. К категории качества относятся постулат истинности, постулат информативности и постулат релевантности. Постулат истинности предписывает не говорить того, что считаешь ложным, и того, для чего нет оснований. Согласно постулату информативности сообщения должны представлять интерес для собеседников, а не быть общеизвестными. Постулат релевантности (последовательности, логичности) предписывает не отклоняться от темы сообщения. Если говорящий загружает излишними подробностями да при этом ещё отклоняется от темы, слушать его невозможно.

3. Категория способа касается не того, что говорится, а того, как говорится. К этой категории относится постулат ясности и постулат вежливости. Постулат вежливости требует соблюдения норм речевого этикета. Постулат ясности предписывает избегать непонятных слов, неоднозначности, быть кратким и организованным.

Явные нарушения постулатов приглашают собеседника (адресата) к определённым выводам:

1. Адресат может подумать о том, что наблюдается конфликт постулатов. Например, несоблюдение постулата информативности может быть вызвано тем, что говорящий не желает нарушить постулат истинности, т.е. не хочет делать вывод о том, чего не знает точно. В этом случае нарушения принципа кооперации как такового нет. Человек сообщил всю известную ему информацию

2. Нарушение отдельных постулатов может сигнализировать и о нарушении принципа кооперации, т.е. о том, что ваш собеседник преследует цели, противоположные вашим.

При разнице в интенциях общение обычно развивается по одному из следующих сценариев:

а) обе стороны настаивают на своём. В этом случае коммуниканты поссорятся, прекратят общение на время или навсегда, но и коммуникативной цели не достигнут;

б) одна из сторон уступает, жертвует своей целью. Это не всегда легко, но помогает отчасти сохранить отношения;

в) наиболее рациональным, но сложным представляется совместный поиск обоюдной выгоды и общего в разных целях, как в ситуации с двумя сёстрами, которые, устав ссориться из-за апельсина, вспоминают, что одной нужна мякоть для сока, а другой — цедра для пирога, и находят очевидный выход: одна сестра забирает всю корку для цедры, а вторая — всю мякоть для сока.

г) возможен и четвёртый вариант, когда одна из сторон отказывается от прямой пропаганды в пользу скрытого воздействия.

Общение считается удачным, если цель общения достигнута и отношения между коммуникантами сохранены. В этом случае результаты общения принято называть позитивными. Результаты общения могут быть нулевыми: каждый остался при своём, цель общения не достигнута, но и отношения между людьми не разрушены. Результаты общения могут быть негативными. Легко представить раздражённых коммуникантов, когда один кричит: «Ты меня не понимаешь!», другой вторит: «Как с тобой тяжело». А потом раздаётся хоровое: «Никак не можем понять друг друга!»

Шкала негативного и позитивного результатов достаточно растянуты: можно вызвать восторг или просто кивок одобрения; непонимание может граничить с извращением понимания.

При нулевых и негативных результатах общение может перерастать в конфликт и ссору. А это крайне нежелательно. Поэтому одна из важнейших задач лингвистики – выяснить, как люди применяют язык в процессе общения, в разной обстановке, как наиболее эффективно применять речевые средства, чтобы достигнуть коммуникативной цели и избежать конфликта.

Контрольные вопросы

1.Что такое коммуникация?

2. Какова роль общения в человеческом обществе?

3. В чем состоит взаимодействие живых существ при общении?

4. Что такое коммуникативная ситуация?

5. Назовите компоненты коммуникативной ситуации

6. Каковы речевые роли коммуникантов?

7. Дайте определение понятию «речевое взаимодействие».

8. Какие каналы связи устанавливаются между коммуникантами в зависимости от характера их речевой деятельности?

9. Дайте определение понятию «энтропия».

10. Дайте определение понятию «негэнтропия».

11. Что является средством против энтропии?

12. Дайте определение средствам общения.

13. Какие основные средства общения вы знаете?

14. Дайте определение понятию «коммуникативная среда».

15. Каков предмет изучения паралингвистики?

16. Какие виды паралингвистических средств общения вы знаете?

17. Что входит в понятие «фонационные средства общения»?

18. Что входит в понятие «кинетические средства общения»?

19. Что входит в понятие «графические средства общения»?

20. Сформулируйте определение жеста.

1. Какие виды жестов вы знаете?

2. Почему при разговоре люди придают словам гораздо меньше значения, чем жестам, мимике и интонации?

3. Какие виды коммуникативных жестов вы знаете?

4. Назовите функции физиологических жестов.

5. Что такое манеризм?

6. Что входит в понятие знаковых жестов?

7. Дайте определение понятию «незнаковый жест».

8. Назовите функции ритможеста.

9. .Какие фразеологизмы метафоры, сравнения, пословицы, символы, описывающие поведение человека, связаны с животными?

10. Какие фразеологизмы метафоры, сравнения, пословицы характеризуют эмоциональное состояние человека, описывая его жесты.

11. Назовите основные цели коммуникации.

12. На каком основании выделяют корпоративное и некорпоративное общение?

13. Соблюдение каких принципов, правил ведения разговора требуется от участников диалога при корпоративном общении?

14. В чем состоит принцип децентрической направленности?

15. В чем состоит принцип равной безопасности?

16. В чем состоит принцип кооперации?

17. Соблюдение каких постулатов нормального общения соответствует выполнению принципа кооперации?

ЗАМЫСЕЛ РЕЧИ

Подготовка к выступлению

Экспромт — выступление без подготовки — может, конечно, оказаться успешным. Но надежнее готовиться к выступлению заранее и основательно. Подготовка к выступлению включает в себя докоммуникативную работу над текстом, риторическую и психолого-физическую подготовку, а также поправку на социальные, психологические и компетентностные особенности вероятной аудитории.

Докоммуникативная работа над текстом выступления начинается с осмысления цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Максимально обобщая цели (функции) публичных выступлений, И.А.Стернин[13] выделяет пять основных:

1. Соблюсти протокол или ритуал (протокольно-ритуальное выступление): приветствие официальной делегации, официальное поздравление, вступительное слово перед каким-либо официальным мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации.

2. Развлечь собравшихся (развлекательное выступление): тосты, речи на банкетах и др.

3. Сообщить информацию (информационная речь): научный доклад, лекция, рассказ о случае, инструкция, объявление о предстоящем мероприятии.

4. Убедить, то есть показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории. Типичные случаи убеждающих выступлений — выступления в научных и политических дискуссиях, выступления за “круглым столом”.

5. Побудить к действию. Побуждающая речь предназначена призвать слушателей к действию: речь на митинге, на предвыборном собрании и т.п.

Убеждающие и побуждающие выступления иногда объединяют в один тип и называют агитационными; разница между ними, однако, есть: убеждающая речь направлена на мнение, а побуждающая — на поступок. Вместе с тем, часто призыв к изменению мнения и поступку взаимосвязаны.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер: информационно-этикетный, информационно-развлекательный, информационно-убеждающий и т.п.

Докоммуникативная работа над текстом предполагает предварительноеобдумывание содержания и формы сообщения. И.А.Стернин советует, обдумывая содержание будущего выступления, разбить его на тематические блоки и проговорить основные мысли с друзьями или родственниками до выступления, чтобы лучше осмыслить и сформулировать их. Не надо начинать с того, чтобы советоваться или искать литературу по теме выступления; это лучше сделать, когда вы действительно почувствуете, что вам не хватает материала или идей. Важно учитывать, что публичное выступление быть в форме выступления, реплики, публичной лекции, радиовыступления, лекции беседы, лекции-диалога, беседы, встречи за круглым столом и др., при этом эффективность той или иной формы связана с содержанием выступления, с размером и характером аудитории. По ряду параметров самыми эффективными формами публичного выступления в малой аудитории (не более 20—25 человек) считают беседу и лекцию-диалог (предполагает элементы беседы, ''полемику со слушателями, выслушивание и обсуждение возражений).[14]

Обдумывание содержания и формы сообщения завершается составлением текста сообщения.Можно ограничитьсясоставлением плана-конспекта, где каждый пункт сопровождается кратким указанием основных идей, можно написать полный текст выступления, который затем зачитывается или воспроизводится по памяти. Решение писать или нет полный текст зависит от подготовленности лектора и ответственности выступления. П. Сопер считал, что план-конспект — это, тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.

Для составления плана конспекта необходимо:

1. Составить перечень фактов, которые можно отнести к данной теме (без классификации).

2. Отметить главные пункты и приписать к каждому из них второстепенные, выделяя их из общего перечня. Вычеркнуть из первичного перечня фактов все лишнее, не относящееся к делу, и добавить недостающее, если обнаружатся лакуны.

3. Структурировать информацию, предлагаемую слушателям, и привести её в форму, удобную как для изложения, так и для восприятия. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Вступление и заключение в плане-конспекте желательно подробно сформулировать словесно, а вступительные и заключительные фразы лучше вообще записать полностью.

5. Наметить план основной части выступления. Лучше всего иметь три части, рассматривать три вопроса, приводить три аргумента, три микротемы. Начиная с четырех, сознание человека воспринимает перечисляемое как “много”, что уже не столь эффективно.

6. Продумать логику выступления: тезис и аргументы. Умение держать тезис – это наиболее важный риторический критерий описания типов ораторов: конструктивного, который нацелен на речь, демагога, который ориентирован на самого себя, и популиста, цель которого – завоевать симпатии слушателей любой ценой [15];

Важно проследить, чтобы переход от одной мысли к другой был логичным заметным для слушателей. Для этого структурные блоки основной части необходимо обозначать технически (паузами, снижением тона) либо словами, напр.: теперь о..., и наконец, о..., в заключение отмечу и др. Можно использовать также нумерацию: “сейчас переходим ко второму вопросу”, во-вторых..., в третьих... Полезно подчеркнуть степень важности сообщаемого, например: “Очень важно иметь в виду”, “Самое главное в том, что…”.[16]

7. Выбрать место расположения наиболее важной, существенной информации. В конце XIX века Герман Эббингауз установил закон края: лучше запоминается информация в начале и конце. С учетом этого в подготовленной аудитории можно применять рамочную конструкцию построения выступления, напр.: Цель нашей лекции... Итак, мы установили, что... В разнородной и неподготовленной аудитории важную информацию можно дать в перечислении: во-первых, во-вторых, в-третьих... В аудитории единомышленников важную информацию эффективно давать в конце выступления, в нейтральной, незаинтересованной или критически настроенной аудитории — в начале выступления[17].

8. Отредактировать текст в аспекте

— правильности: речевые ошибки оратора вызывают недоверие к передаваемой информации, сомнения в компетентности оратора. При написании как плана-конспекта, так и полного текста, лучше пользоваться полными предложениями, чтобы предохранить себя от возможных речевых ошибок.

— выразительности (коммуникативное качество речи, благодаря которому осуществляется воздействие на эмоции и чувства аудитории); например, в целях выразительности вместо существительных лучше, употреблять глаголы: вскрытие — вскрыть, обеспечение — обеспечить, достижение — достичь; избегать штампов, стереотипов (хранители традиций, судьба распорядилась, с затаённым дыханием и др.), слов, обозначающих привычные оценки (хорошо, плохо, великолепно, необыкновенно и др.). Следует голосом, интонацией подчеркивать важные фразы, делать паузы до и после важных мыслей, а маловажные быстрее проговаривать;

— ясности и логичности (качество речи, обеспечивающее адекватное понимание сказанного): иностранные слова и термины, к примеру, следует произносить медленно и пояснять по ходу изложения;

— точности (коммуникативное качество речи, проявляющееся в использовании слов в полном соответствии с их значением). Важнейшим требованием к языку публичного выступления считается также конкретность слов и выражений. П. Сопер дает следующие советы: “говорите — не “шел”, а “бежал”, “ковылял”, “плелся”, “тащился”.Д. Карнеги учил своих слушателей: не собака, а пятнистый бульдог; не петух, а белый петух со сломанной ногой;

— краткости: следует использовать короткие фразы, избегать нескольких определений к одному существительному(“скучный, утомительный вечер”), убирать преувеличения (я абсолютно убежден, нет и тени сомнения). Крайне важно соблюдать отведенный регламент: оратор, который закончил на 1—2 минуты раньше объявленного времени, всегда повышает свой рейтинг у аудитории. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, правильные, содержащие истинную информацию;

— уместности (соответствие слов и выражений целям и условиям общения, той или иной аудитории).

Если речь оратора соответствует перечисленным коммуникативным качествам, то можно с большой долей уверенности сказать, что она будет эффективна.

Риторическая подготовка к выступлению.

Одной докоммуникативной работы над текстом для успешности выступления недостаточно. Крайне важно продумать риторическое сопровождение сообщения (в частности, приемы привлечения и поддержания внимания к тексту сообщения) и определить свою риторическую позицию.

Приёмы привлечения внимания[18]. Риторической практикой выработаны эффективные приёмы, которые помогут завладеть вниманием аудитории в самом начале выступления и удержать его, в частности:

1. Возбуждение любопытства. Для возбуждения любопытства можно затронуть необычный факт, обрисовать дилемму, использовать парадоксальное утверждение, напр.: “Эйнштейн сказал, что образование — это то, что остается, когда все выученное забыто. Правильно ли?” Возбуждению любопытства способствует также обращение к конфликту.

2. Рассказ о личном опыте, о каком-либо случае из жизни, о прочитанном, о своих переживаниях, ощущениях;

3. Ссылка на известные источники (на научные труды, популярные газеты и журналы, на мнения авторитетных деятелей литературы и искусства)[19];

4. Апелляция к интересам аудитории (оратор подчёркивает актуальность, значимость выгоду рассматриваемой проблемы не для себя, а для слушателей).[20] П.Сопер выделил “всеобщие основные интересы” людей: вопросы жизни и смерти; здоровье; деньги; профессия; социальный престиж; опасность; безотлагательные мероприятия, а также патриотизм, долг, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к бессловесным страдальцам. Групповые интересы, по П. Соперу, — это подкуп в местном самоуправлении, налоги, воздух, проблема преступности по месту жительства. Злободневные интересы — эпидемии, избирательная кампания, новый закон, положение в мире. Конкретные интересы — автомобиль, дом, пища, вещи и т.п.;

5. Апелляция к событию, времени, месту.“Начните с того места, где вы находитесь”, — советует П. Сопер — Скажите: Мы собрались сегодня в аудитории, в которой...;

6. Демонстрация какого-либо предмета. Можно начать так “Вот я принес показать вам маленький значок. Он чудом сохранился у меня, даже не знаю как. Значок этот — “Ворошиловский стрелок” Кто знает, за что его давали у нас в стране?”

7. Обращение к слушателям с неожиданным вопросом;

8. Вопросно-ответный ход рассуждения (оратор вслух размышляет над поста<

Наши рекомендации