Место учебной практики в структуре ОПОП ВО

Цель учебной практики

Целью учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) является формирование профессиональных компетентностей студентов-бакалавров в процессе решения задач профессионально-педагогической деятельности.

Задачи учебной практики

Задачами учебной практики по профилю являются:

- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин базовой и вариативной частей;

- изучение организационно-методических и нормативных документов дошкольного образовательного учреждения;

- изучение организационной структуры ДОУ;

- ознакомление с содержанием режимных моментов, выполняемых в дошкольном образовательном учреждении;

- овладение студентами общепрофессиональными умениями, позволяющими решать задачи педагогической деятельности;

- становление целостных представлений студента о своеобразии развития ребенка в дошкольном возрасте в условиях специально организованного педагогического процесса;

- развитие умений осуществлять анализ результатов деятельности педагогов в условиях образовательного процесса;

- обогащение опыта студентов по изучению и анализу педагогической документации.

Данные задачи учебной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

- педагогическая;

и задачами профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений дошкольников в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, и отражающих специфику предметной области;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Вид практики, способы и формы ее проведения

Вид практики: учебная.

Тип практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Способ проведения:

- стационарная в дошкольных образовательных организациях, расположенных в городе Бийске;

- выездная, связанная с необходимостью направления студентов к местам проведения практики: поступивших на основе заключенных договоров о целевом заключении; учет состояния здоровья и по семейным обстоятельствам студентов.

Форма проведения: непрерывная практика.

Содержание практики и формы отчетности

Общая трудоемкость педагогической практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов, или 4 недели, форма отчетности – зачет с оценкой.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работы студентов, включая самостоятельную, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Подготовительный: организация практики, инструктаж по технике безопасности, изучение нормативно-правовой документации Сбор информации и документов по практике, оформление санитарной книжки, участие в установочной конференции, составление плана практики и утверждение его руководителем (2 ч.) Проверка документации, индивидуального плана практики.
Основной: выполнение заданий на базе ДОУ; проведение научно-исследовательской работы по индивидуальной теме исследования (курсовой работе). Выполнение заданий, предусмотренных программой практики. Знакомство с ДОУ. Ведение необходимой документации: оформление дневника по практике; анализ деятельности воспитателя ДОО; Проведение диагностической работы (оформление протоколов и аналитических записей). Обработка результатов диагностики. Разработка методики проведения эксперимента, проведение диагностики, наблюдений и др. Анализ результатов (302 ч.). Проверка документации, представленной в дневнике практики.
Итоговый: обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике; проведение итоговой конференции Подготовка к конференции: оформление документации, подведение итогов эксперимента, подготовка доклада и презентации об итогах прохождения практики. Выступление на итоговой конференции (12 ч.) Проверка отчетной документации по практике.

Содержание разделов (этапов) практики

1 этап:

Проводятся следующие мероприятия:

- установочная конференция, где раскрываются цели, задачи, содержание, организация практики, требования к документации, критерии оценок за практику и т.д.;

- инструктаж по технике безопасности;

- консультации студентов по отдельным вопросам организации педагогического процесса в образовательных учреждениях;

- допуск студентов к практике (допуск получают студенты после прохождения медицинского осмотра) и представления индивидуального плана практики;

- анализ нормативно-правовой документации.

2 этап:

Выполнение заданий на базе ДОО и ведение дневника практики.

Во время прохождения практики студенты обязаны подчиняться правилам внутреннего распорядка базовой организации, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять распоряжения администрации ДОО и группового руководителя.

Совещание с администрацией ДОО, на котором уточняются условия организации и управления практикой сотрудниками базового учреждения, конкретизируется содержание работы студентов.

Студенты работают самостоятельно по разработанному плану. Индивидуальный план работы утверждается руководителем практики от вуза. По результатам работы оформляются материалы по практике.

Задания по краеведческой работе

Студенты выполняют задания по единому плану:

а) анализируют годовой план работы старшего воспитателя (заведующего) детского сада; их общее оформление; оформление краеведческого музея (Комнаты природы, Лаборатории природы или Зимний сад и др.).

б) анализируют план работы педагога группы (указать возраст детей и программу воспитания в данной группе), общее оформление группы, уголка для родителей.

1. Проанализировать план работы педагога (старшего воспитателя или заведующего детского сада) или выявить это в процессе беседы с ним (указать возраст детей и программу воспитания в данной группе) и выявить:

а) содержание в нем занятий, праздников, экскурсий краеведческого характера;

б) отметить, каким историческим датам Алтайского края посвящены данные мероприятия, занятия или экскурсии;

в) вычислить процент данных занятий и мероприятий от общего числа занятий и мероприятий, планируемых педагогом на учебный год;

г) отметить наличие или отсутствие в плане работы совместной деятельности детей и взрослых краеведческой направленности;

д) отметить наличие или отсутствие в плане работы самостоятельной краеведческой деятельности детей и ее формы, например, конкурс рисунков, поделок, проектов и др., посвященных какому-либо событию или объекту Алтайского края или г. Бийску.

2. Проанализировать содержание уголка в группе (указать возраст детей) или стенда в ДОУ на содержание в нем краеведческого материала: отметить, каким объектам природы или историческим событиям Алтайского края или г. Бийска посвящены материалы.

3. Проанализировать общее оформление в группе (в ДОО) и отметить наличие краеведческого музея (комнаты или уголка в группе), специальных стендов, выставок экспонатов, поделок или рисунков краеведческой направленности и др., указать их характер (этнографический, природоохранный или другой).

4. Проанализировать календарь природы в группе (указать возраст детей) или в ДОО, отметить способы фиксации результатов наблюдений за погодой своей местности, указать, кто (педагог или дети) и как отмечает данные о погодных явлениях.

5. Проанализировать Уголок для родителей в группе или в ДОО, отметить наличие или отсутствие в нем материалов краеведческой направленности и форму их предъявления (тексты, фотографии с подписями или без, рисунки, поделки или другое).

6. Сделать вывод о том, как реализуется региональный компонент в деятельности группы и детского сада.

Задания по организации образовательной среды в образовательном учреждении

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

При выполнении различных видов работ на учебной практике используются следующие образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии: наблюдение педагогического процесса; анализ развивающей среды и социально-технических условий; наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности; изучение стиля общения воспитателя с детьми и с родителями; наблюдение и анализ воспитательно-образовательного процесса; анализ разных видов документации. Студентам предлагаются вопросы для наблюдения, беседы и анализа. Результаты выполненных заданий студенты отражают в дневниках, анализируют и обобщают на семинарских и практических занятиях по соответствующим дисциплинам, используются при подготовке рефератов, курсовых работ.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

а) основная литература:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров по направлению 050100 "Педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - Электрон. текстовые дан. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с. : ил. - Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?short=1&isbn=978-5-496-00013-0

б) дополнительная литература:

1.Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2007. – 208с.

2. Дзагоева, Е.А. Особо охраняемые природные территории г. Бийска [Текст]: справочное издание / Е.А.Дзагоева, Г.С. Петрищева, Н.А. Цехановская, С.Л. Бакланова. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. – 86 с.

3. Исупов, С.Ю. Крепость Бийская есть главная…/ С.Ю.Исупов. – Барнаул: ООО «Азбука», 2009. – 304 с.

4. Ковальчук, А.С. Основы имиджелогии и делового общения [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / А.С. Ковальчук. – изд. 5-е доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 282 с.

5.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста./Под ред. Шипицыной Л.М. – СПб., 2005.

6. Кузнецов, В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность [Текст] : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Кузнецов. – М.: Академия, 2007. – 176 с.

7.Материалы и оборудование для детского сада [Текст]: пособие для воспитателей и заведующих / Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, Н.А. Короткова, М.А. Рунова; под ред. Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой – М.: Линка-Пресс, 2004. – 64с.

8. Никонова, М.А. Краеведение [Текст]: учебное пособие для высш. пед. учеб. завед. / М.А. Никонова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2009. – 192 с.

9.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Текст]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от 18 октября 2013 г. // Российская газета. – 2013. – 18 декабря.

10. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ [Текст] / В.И. Ввозная, И.Т. Коновалова, Г.И. Кулик [и др.]. – М.Т.Ц.: Сфера, 2006. – 124с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

11. Панфилова, А.П. Теория и практика общения [Текст] : учебное пособие для студентов сред. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2007. – 288 с.

12. Петрищева, Г.С. Бийсковедение. Природа и человек [Текст]: учебное пособие для общеобр. учрежд. / Г.С. Петрищева, Е.А.Дзагоева, Н.А.Цехановская. – Бийск: Изд. дом «Барнаул», 2009. – 236 с.

13. Риторика [Текст] : учебник / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская [и др.]; Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Проспект, 2009. – 448 с.

14. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы [Текст] / СанПиН 2.4.1.2660 – 10

15. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы [Электронный ресурс] / СанПиН 2.4.1.2660 – 10

16. Стернин, И.А. Практическая риторика [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Стернин. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2006. – 272 с.

в) программное обеспечение:

1. Работа на компьютерах в компьютерных классах проводится с использованием лицензионных версий операционной системы MicrosoftWindowsXPProf.

2. Для работы в библиотеке используется общевузовское лицензионное программное обеспечение – «Ирбис-64», в составе которого входят АРМ «Каталогизатор», АРМ «Читатель», АРМ «Администратор», АРМ «Комплектатор», Web-Ирбис (CZ39.50),

3. Презентации и проекты выполняются студентами с использованием лицензионного программного обеспечения MicrosoftOffice 2003 Prof.

4. Для компьютерного контроля и диагностики студентов используются лицензионные программы АУП (Шахты): комплекс «Электронные ведомости».

5. Компьютерные сети и программы защищены лицензионным программным обеспечением KasperskyTotalSpaceSecurityRussianEdition.

6. Работа с текстом с использованием сканера // FineReader.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

- http://tanja-k.chat.ru/ - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений.

- http://www.danilova.ru/ - Раннее развитие детей.

- http://edu.rin.ru/preschool/index.html - Дошкольное образование.

- http://www.kindereducation.com - Дошколенок.

- http://azps.ru/baby/index.html - До и после трех.

- http://ivalex.vistcom.ru/ - Все для детского сада.

- http://detsad-journal.narod.ru/index.htm - Детский сад от А до Я.

- http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад.ру.

д) перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:

1. Организация самостоятельной работы студентов в учреждении высшего образования [Текст]: методические рекомендации / Сост.Е.Б. Манузина, Е.Э. Норина; Алтайская гос. Академия обр-я им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014 . – 84 с.

Фонд оценочных средств

Целью промежуточной аттестации по практике является оценка уровня сформированности компетенций в результате прохождения практики, а также усвоения обучающимися знаний, приобретения умений, навыков и опыта деятельности.

Процедура оценивания применяется к обучающимся, проходящим практику. Процедура оценивания проводится по окончании прохождения практики. Оценка уровня сформированности компетенций на этапах их формирования определяется на основании отчета по практике, включающего практико-ориентированные задания, которые предлагают решить профессионально-ориентированную задачу. Оценивание практико-ориентированных заданий проводится в соответствии с приведенными критериями.

Решение практико-ориентированных задач осуществляется обучающимися согласно следующим этапам: сбор материалов; обобщение информации; написание отчета.

На основании подготовленных практико-ориентированных заданий оценивается уровень сформированности компетенций на этапах их формирования в рамках практики, а также уровень знаний, умений, навыков и опыта деятельности, по результатам выставляется дифференцированная оценка. Результаты проведения процедуры в установленном порядке проставляются преподавателем в зачетные книжки обучающихся и электронные ведомости, представляются в деканат факультета. По результатам проведения процедуры оценивания преподавателем делается вывод о результатах промежуточной аттестации по практике.

Приложение 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М.Шукшина»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра психолого-педагогического, дошкольного и начального образования

ДНЕВНИК

учебной практики

СТУДЕНТКИ _____________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

_____КУРСА группы ___________

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ: ___________________

(инициалы, фамилия)

Бийск 20___

Все материалы дневника оформляются в рукописном варианте.

1 СТРАНИЦА – титульный лист дневника

2 СТРАНИЦА – информация о дошкольном образовательном учреждении (название, адрес, Ф.И.О. заведующей, основных специалистов, используемые программы)

3 – 4 СТРАНИЦЫ – список детей группы, режим дня.

СЛЕДУЮЩИЕ СТРАНИЦЫ – содержание практики (заполняется в таблице на развороте)

Дата Содержание деятельности студента Анализ проделанной работы Отметка (подпись)
       
       

В графе «Содержание работы» ежедневно фиксируются выполняемые задания в соответствии с индивидуальным планом, в следующей графе студент анализирует качество выполняемой работы, результаты полученных данных и т.д. При оформлении выходов в дневнике практики необходимо помнить о том, что анализ и выводы по проделанной работе делаются после каждого вида деятельности. Подводя итог, необходимо учитывать все стороны проведенной работы.

После каждого выхода студент обязан предоставить Дневник практики на проверку педагогу.

Студент имеет право получить консультацию у группового руководителя по всем интересующим вопросам, касающимся прохождения практики. День и время консультаций определяются групповым руководителем.

Примерная схема индивидуального плана

Дата Содержание деятельности Отметка о выполнении Примечание
  1. 2. 3. ...    
       

Примерная схема отчета

Отчет о результатах прохождения учебной практики

студентки _______ курса группы______ факультета__________

Ф.И.О.

1. Сроки прохождения практики.

2. Выполнение плана практики (выполнен в полном объеме; имелись отклонения от плана, причины отклонений; выполнение работы сверх плана).

3. Количество посещений НОД (краткий анализ особенностей системы обучения дошкольников группы) и других видов деятельности (игры, трудовые процессы, развлечения и т.п.).

4. Возникли ли затруднения в ходе проведения анализа НОД и других мероприятий, какие, почему?

5. Особенности общения с педагогами и детьми ДОУ.

6. Какие профессиональные умения и навыки Вы приобрели в процессе практики?

7. Какие задачи по профессиональному самовоспитанию Вы ставите перед собой на будущее?

8. Предложения по улучшению организации и содержания практики.

Приложение 3

Примерная схема анализа непосредственной образовательной деятельности№ 1

1. Анализ целей НОД.

Оценка правильности и обоснованности постановки воспитательной, обучающей и развивающей цели НОД с учетом особенности данного материала, возраста детей, места данного НОД в системе занятий.

Степень достижения целей НОД.

2. Анализ структуры и организации НОД.

Продуманность выбора типа НОД.

Структура, логическая последовательность и взаимосвязь частей НОД, целесообразность распределения времени между частями.

Рациональность выбора форм обучения.

Наличие плана НОД и организация его выполнения воспитателем.

3. Анализ содержания НОД.

Соответствие содержания НОД требованиям государственных стандартов, государственных программ.

Полнота, доступность, научность изложения.

Степень нравственного влияния, воспитательная направленность НОД.

Реализация развивающих возможностей НОД в плане формирования познавательной активности, творческого мышления.

Подведение детей к восприятию новых знаний.

Выделение главной идеи нового материала.

Формирование новых понятий.

Актуализация опорных знаний.

4. Анализ методики проведения НОД.

Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию данного материала, поставленным целям НОД, возрастным возможностям данной группы.

Разнообразие приемов и методов, применяемых воспитателем.

Эмоциональность подачи материала.

Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала.

Оценка методической вооруженности и педагогической техники воспитателя.

5. Анализ работы и поведения детей в ходе НОД.

Общая оценка работы детей.

Внимание, интерес к данной теме.

Активность, работоспособность детей.

6. Оценка санитарно-гигиенических условий НОД.

7. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы воспитателей.

8 .Недостатки НОД. Предложения по их устранению.

9. Общие выводы и предложения.

Схема анализа НОД № 2

1. Задачи НОД (образовательные, воспитательные, развивающие), их взаимосвязь и пути реализации.

2. Готовность воспитателя к занятию, оборудование НОД, наглядные пособия, санитарно-гигиенические требования.

З. Организационная структура, тип НОД его место в системе занятий, четкость, последовательность, логичность этапов НОД. Дозировка времени.

4. Содержание НОД: научность материала, его воспитывающее и развивающее значение, правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для детей.

5. Методическое обеспечение НОД: использование методов и приемов обучения, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности). Методика проведения различных частей НОД:

• методика психологического настроя детей;

• методика изложения нового материала;

• методика проведения и закрепления учебного материала;

• приемы активизации мыслительной деятельности;

• организация репродуктивной и творческой деятельности детей;

• учет индивидуальных особенностей, уровня подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;

6. Поведение детей в ходе НОД:

• активность детей;

• самостоятельность, интерес;

• сосредоточенность и устойчивость внимания;

• отношение детей к воспитателю и друг к другу.

7. Характеристика деловых качеств воспитателя:

• уровень научных знаний воспитателя и его подготовленности к занятию;

• знание воспитателем теории обучения и воспитания детей, методики предмета, его умение применять эти знания на занятии.

8. Общие результаты НОД:

• выполнение плана НОД;

• достижение образовательной, воспитательной и развивающей целей НОД;

• выводы и предложения по дальнейшему усовершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.

Примечание:

Выделить этапы подготовки воспитателя к занятию.

Перечислить условия успешной подготовки воспитателя к занятию.

В дневник практики записать понравившиеся приемы, задания, используемые воспитателем в работе с детьми, подобрать свои к подобным ситуациям.

Приложение 4

Примерные вопросы к беседе с заведующим ДОУ или старшим воспитателем

Общие сведения о дошкольном образовательном учреждении:

№ ДОУ, район, приоритетное направление, Ф.И.О. заведующей, старшего воспитателя, адрес детского сада, телефон.

Количество детей, посещающих детский сад, количество групп, какие это возрастные группы (перечисление), группы бюджетные и внебюджетные.

По каким образовательным и парциальным программам работает ДОУ? Почему? Какие дополнительные услуги представляет сад родителям и детям?

Кто они – потребители образовательных услуг? Краткая характеристика родителей детей, посещающих детский сад.

Есть ли у детского сада девиз, постулат, которым руководствуются сотрудники в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста?

Педагоги и специалисты детского сада:

Какое образование имеют руководитель, воспитатели, какие квалификационные категории? Какие специалисты работают в детском саду, какие решают профессиональные задачи и где? Где и как повышают профессиональную квалификацию педагоги и специалисты?

Как осуществляется сотрудничество специалистов и педагогов, специалистов и родителей? Существуют ли трудности? Какие? Возможные пути решения.

Какие традиции существуют у детского сада, его сотрудников?

Связь детского сада с другими заинтересованными организациями:

Городской и районный комитет по образованию, районный и городской методические кабинеты, центры, высшие и средние профессионально-педагогические учреждения, учреждения культуры, школы, поликлиника;

Является ли сад опытно-экспериментальной площадкой? Какие исследовательские задачи решает?

Историко-биографическая справка детского сада:

С какого года функционирует сад (день рождения ДОУ)?

Какие изменения претерпел за последние 5-10 лет?

Достижения детского сада:

Лауреатом каких конкурсов и научно-исследовательских проектов является ДОУ и его сотрудники? Есть ли награды у детского сада, какие?

Отзывы родителей о дошкольном образовательном учреждении, связь с выпускниками детского сада.

Любая другая информация по усмотрению руководителя ДОУ.

Приложение 5

Рекомендации по экспертизе образовательных программ

для дошкольных образовательных учреждений РФ

Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15

Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации адресуются Федеральному экспертному совету по общему образованию Министерства образования РФ, региональным (местным) органам управления образованием, организующим проведение экспертизы новых программ по дошкольному образованию, экспертным комиссиям по аттестации дошкольных образовательных учреждений.

1.2. Целями настоящих рекомендаций являются регуляция качества дошкольного образования, защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентация работы ДОУ на педагогику развития.

1.3. Настоящие рекомендации соответствуют стратегии разработки государственных образовательных стандартов дошкольного образования и могут использоваться работниками системы дошкольного образования РФ в период до утверждения и введения в действие указанных стандартов.

Виды программ

2.1. Программы подразделяются на комплексные и парциальные.

2.2. Комплексная программа включает все основные направления развития ребенка.

2.3. Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.

2.4. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

Общие требования к программам

3.1. Комплексные и парциальные программы ДОУ должны соответствовать Закону РФ «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.

3.2. В программах должен соблюдаться светский характер образования.

3.3. Программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

3.4. Содержание комплексной образовательной программы (или набора парциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора парциальных программ) должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое и художественно-эстетическое развитие.

3.5. Программы должны быть направлены на:

- развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;

- развитие способностей ребенка;

- формирование творческого воображения;

- развитие коммуникативности.

3.6. Программы должны обеспечивать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

- эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- интеллектуальное развитие ребенка;

- создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

3.7. Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:

- занятия как специально организованная форма обучения;

- нерегламентированные виды деятельности;

- свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

3.8. В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфических для дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и др.).

3.9. Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.

3.10. Программы должны включать описание организации развивающей среды с перечнем применяемых материалов и оборудования.

3.11. Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.

Требования к сочетанию программ

4.1. Парциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга.

4.2. Используемые в педагогическом процессе вариативные программы должны строиться на единых принципах (концепции).

4.3. При использовании парциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не допускаются дублирование содержания, противоречия в основных принципах (концепциях) данных программ.

4.4. Набор программ, используемый в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.

Региональные требования к программам

5.1. Региональные (местные) органы управления образованием могут устанавливать Дополнительные региональные требования к программам.

5.2. Дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, вызывать их переутомление и дезадаптацию.

5.3. С учетом социально-демографических национально-культурных, демографических, климатических и других условий региональные требования могут определять:

- приоритете направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, Курортной, промышленной, военной зоны, университетского городка и пр.;

- проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения;

- отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством;

- обучение национальному языку, знакомство с национальными культурными традициями.

Экспертиза программ дошкольного образования

6.1. Экспертиза комплексных и парциальных программ осуществляется экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной оценки программа (комплексная или парциальная) рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями РФ.

6.2. Региональные (местные) органы управления образованием могут создать экспертные советы (комиссии) по экспертизе программ дошкольного образования. При этом, в случае положительной оценки, программа рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона (города, района).

6.3. Экспертиза набора парциальных программ осуществляется:

- советом педагогов дошкольного образовательного учреждения для использования набора программ в работе этого учреждения;

- комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения для использования набора программ в работе этого учреждения;

- комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.

Для экспертизы набора парциальных программ дошкольное образовательное учреждение может обратиться в экспертный совет (комиссию) регионального (местного) органа управления образованием, если в регионе (городе, районе) осуществляется практика экспертизы программ дошкольного образования.

Требования к авторским программам изложены в «Приложении к инструктивному письму Минобразования РФ» №3 от 01.03.99.

Требования к содержанию и тексту программы

Программа должна включать:

- пояснительную записку;

- содержание;

- практическую часть;

- список рекомендованной литературы;

- примерный тематический план.

Пояснительная запискараскрывает:

- актуальность работы;

- цели и задачи опытно-экспериментальной работы и инновационной деятельности в ДОУ (в соответствии с возрастным контингентом детей);

- сроки реализации программы опытно-экспериментальной работы;

- ожидаемые результаты.

Содержание программыизлагается по разделам с точно сформулированными темами, с указанием времени, отводимого на каждую из них.

Практическая частьописывает организационные условия и содержание опытно-экспериментальной работы. Содержание и тематический план программы можно описать с помощью таблицы.

Список рекомендованной литературы должен включать все источники, на основе изучения которых была разработана программа или которые были использованы в ней. Источники в списке должны быть представлены библиографическими описаниями, расположенными в алфавитном порядке. В них должны входить сведения об авторах, заглавие, сведения об издании, выходные данные, количественные характеристики.

Приложение 6

ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗЦИИ

Характеристика на студента пишется на одном листе формата А4 с одной стороны. В нем указываются объем и качество выполненной работы за период практики, положительные и отрицательные качества студента с точки зрения профессионализма и т.п. На педсовете МБДОУ решается вопрос о том, какую оценку за практику поставить практиканту, поэтому в отзыве делается запись «Рекомендуемая отметка «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»». Далее идут подписи с расшифровкой фамилии, имени, отчества заведующей, старшего воспитателя, воспитателя группы, у которого студент проходил практику, ставится печать образовательной организации.

ХАРАКТЕРИСТИКА

студентки 3 курса ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманит<

Наши рекомендации