Критерии и показатели эффективности деятельности МОУ «СОШ №50».
Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
В целях получения объективных данных о результатах реализации программы и необходимости её коррекции будет проводиться систематический мониторинг.
Мониторинг реализации Программы включает:
• аналитические данные об уровне представлений обучающихся о проблемах охраны окружающей среды, своём здоровье, правильном питании, влиянии психотропных веществ на здоровье человека, правилах поведения в школе и вне школы, в том числе на транспорте;
• отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся: общего показателя здоровья, показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата;
• отслеживание динамики травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма;
• отслеживание динамики показателей количества пропусков занятий по болезни;
Критерии эффективной реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
• высокая рейтинговая оценка деятельности школы по данному направлению в муниципальной или региональной системе образования;
• отсутствие нареканий к качеству работы школы со стороны органов контроля и надзора, органов управления образованием, родителей (законных представителей) и обучающихся, что является показателем высокого уровня деятельности управленческого звена школы;
• повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу;
• снижение уровня социальной напряжённости в детской и подростковой среде;
• результаты экспресс-диагностики показателей здоровья школьников;
• положительные результаты анализа анкет по исследованию жизнедеятельности школьников, анкет для родителей (законных представителей).
Показатели эффективности деятельности школы по формированию здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся.
Показатели эффективности деятельности школы по формированию здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся определены по основным критериям.
Критерий 1.
Введение в учебный план школы обязательных занятий, элективных курсов, факультативов, занятий объединений дополнительного образования, направленных на воспитаниездорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся.
Показатели эффективности:
• количество объединений дополнительного образования, в том числе оздоровительно-физкультурной и физкультурно-спортивной направленности;
• количество педагогов, повысивших квалификацию, в том числе по современным образовательным технологиям;
• количество педагогов, использующих в образовательном процессе современные здоровьесберегающие технологии;
• количество сертифицированных программ, программных продуктов, электронных пособий, иной продукции, разработанных педагогами по данной направленности;
• количество публикаций педагогов и руководителей школы, презентующих их профессиональный опыт;
• количество проведённых массовых мероприятий, направленных на воспитание здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся.
Критерий 2.
Оценка уровня оздоровления образовательной среды школы
Показатели эффективности:
• уровень и динамика состояния здоровья обучающихся;
• доля обучающихся, прошедших массовые медицинские осмотры;
• охват вакцинопрофилактикой обучающихся и педагогов;
• уровень общей заболеваемости обучающихся;
• уровень простудных и острых инфекционных заболеваний в течение учебного года;
• количество случаев травматизма обучающихся по вине образовательного учреждения и производственного травматизма;
• доля обучающихся, охваченных оздоровительными мероприятиями в каникулярный период в школьных оздоровительных лагерях;
• доля обучающихся, охваченных горячим питанием;
• доля обучающихся, охваченных профилактической, коррекционно-реабилитационной работой;
• количество приобретённого и используемого спортивного оборудования и инвентаря (в том числе для работы специальной медицинской группы);
• доля помещений школы, имеющих «зелёные зоны» и «живые уголки»;
• доля специализированных кабинетов, соответствующих современным требованиям;
• количество приобретённого оборудования для информатизации учебного процесса;
• количество приобретённого и используемого оборудования для процесса;
• количество приобретённого и используемого оборудования для реализации программы ОБЖ;
Критерий 3.
Оценка уровня сформированности ценностного и на его основе ответственного отношения субъектов образовательного процесса к окружающему миру и себе, адаптация обучающихся к учебным нагрузкам.
Показатели эффективности:
• соблюдение обучающимися правил поведения в окружающей среде;
• способность обучающихся выбирать объекты своей деятельности;
• доля обучающихся, не посещающих занятия без уважительной причины;
• доля обучающихся, успешно осваивающих учебные программы в соответствии с образовательной программой гимназии;
• доля обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
• доля обучающихся, имеющих повышенные отметки по итогам учебного года и по результатам государственной итоговой аттестации;
• доля выпускников, награждённых медалью «За особые успехи в учении;
• доля обучающихся, реализовавших своё право на получение образования в различных формах;
• доля обучающихся, реализовавших свою потребность в обучении по индивидуальному учебному плану;
• доля обучающихся, занимающихся по образовательной программе предшкольной подготовки;
• доля выпускников, продолжающих образование;
• доля выпускников, не трудоустроившихся;
• доля обучающихся, являющихся участниками, победителями и призёрами предметных олимпиад, спортивных соревнований и творческих конкурсов различного уровня (муниципального, регионального, федерального).
• доля обучающихся, реализовавших свои образовательные потребности через систему дополнительного образования, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности;
• доля обучающихся, занятых в проектной деятельности по вопросам здоровьесбережения и экологической культуры.
Критерий 4.
Оценка уровня сформированности психоэмоционального и статического напряжения, зрительного и интеллектуального утомления.
Показатели эффективности:
• значительное снижение уровня школьной тревожности;
• отсутствие у обучающихся перегрузок;
• рациональная организация учебного процесса;
• рациональная организация режима дня для обучающихся;
• двигательная активность обучающихся;
• доля обучающихся, сохранивших зрение и не ухудшивших состояние опорно-двигательного аппарата за время обучения на той или иной ступени образования;
• сформированность у обучающихся личностных качеств: доброта, отзывчивость и внимание к окружающим.
Критерий 5.
Наличие необходимых условий и мероприятий, обеспечивающих безопасные условия пребывания обучающихся и сотрудников гимназии.
Показатели эффективности:
• выполнение предписаний территориальных органов Роспотребнадзора и Госпожнадзора;
• соблюдение норм и правил СанПиНа;
• обеспечение противопожарной и антитеррористической защищённости учреждения;
• воевременное выполнение текущих ремонтных работ;
• обеспечение реализации комплексных программ «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность» на уровне школы.
Методика и инструментарий мониторинга достижений планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся школы представлена следующим образом:
Формирование экологической культурыобучающихся:
• уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина);
• диагностика уровня экологической культуры личности (методики С.С.Кашлева, С.Н.Глазычева);
• личностный тест «Оценить свое отношение к природе».
Формированиекультуры здорового и безопасного образа жизниобучающихся:
• методика экспресс-диагностики психоэмоционального напряжения (О.С.Копина, Е.А.Суслова, Е.В.Заикин);
• измененная методика ценностных ориентаций М. Рокича;
• опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская);
• тест «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясин В.);
• тест «Какое у тебя здоровье?»;
• мониторингсостоянияздоровьяобучающихся;
• диагностикафизическойподготовкиобучающихся.
Также в работе используется метод количественной оценки (квалиметрия) на основе методики психолого-педагогической квалиметрии здорового образа жизни школьников (авторы А. С. Галицкий, Е.Ю. Березняк).
Направление деятельности | Мероприятие | Сроки | Ответственные | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения | Составление акта о приемке образовательного учреждения | август | август | август | август | Директор Зам. по АХЧ |
Приобретение необходимого оборудования для оснащения медицинского кабинета | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Зам. по АХЧ | |
Приобретение нового оборудования для кабинетов, спортивных залов, спортплощадок | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Зам. по АХЧ | |
Организация горячего питания | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Заведующая столовой, ЗДВР, ответственный за питание, фельдшер | |
Заявки на замещение вакантных должностей | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Директор | |
Повышение квалификации | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | ЗУВР | |
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся | Составление расписания уроков, занятий ДО | Сентябрь май | Сентябрь май | Сентябрь май | Сентябрь май | ЗУВР ЗДВР |
Проведение мероприятий по соблюдению санитарно-экологических и гигиенических норм и правил, изучению ПДД и ТБ | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Администрация Классные руководители | |
Реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Администрация Педагог-психолог Учитель-логопед | |
Организация методических семинаров, совещаний: - «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» (3 семинара); - «Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда, педагога-психолога»; - «Реализация блока внеурочной деятельности базисного учебного плана»; - «Формирование экологической культуры и ЗОЖ»; «Двигательная активность детей» | сентябрь ноябрь январь | ноябрь | апрель | февраль | ЗУВР ЗДВР | |
Проведение педагогических советов: - «Система работы школы по формированию экологической культуры и здорового образа жизни, укрепления здоровья обучающихся»; «Здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее пространство школы» | март | март | Администрация | |||
Организация физкультурно-оздоровительной работы | Работа с обучающимися всех групп здоровья на уроках физкультуры, секциях | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Учителя ФК Педагоги ДО |
Организация динамических пауз, физкультминуток на уроках, динамических перемен | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Учителя начальной школы, педагог-организатор, воспитатель ГПД | |
Организация работы кружков, секций спортивной направленности: -«Сп-бал танцы»; - «ОФП»; -«Волейбол» | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Администрация, педагоги ДО, учителя начальной школы, | |
Дни здоровья | Раз в четверть | Раз в четверть | Раз в четверть | Раз в четверть | Администрация, педагоги ДО, учителя ФК | |
Организация утренней зарядки | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | Учителя начальной школы | |
Проведение бесед в классах о экологической культуре, режиме дня, правильном питании, здоровом образе жизни, значении спорта в жизни человека и др. | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Учителя начальной школы, фельдшер, социальные педагоги | |
Организация наглядной агитации, выпуск листов здоровья и «Зеленой газеты» | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Педагоги ДО, учителя ФК, педагог-организатор, фельдшер. псхолог | |
Профилактические беседы, встречи с представителями медицинских учреждений | В течение года | В течение года | Учителя начальной школы, фельдшер, социальный педагог | |||
Рейды: -«Утренняя зарядка»; -«Чистый класс»; -«Внешний вид» -«Чистый двор» | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | педагог-организатор | |
Встречи со спортсменами, тренерами | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Педагог-организатор, учителя ФК | |
Организация школьной спартакиады | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Учителя ФК, педагоги ДО | |
Конкурсы: -«Веселые старты»; -«Папа, мама, я – спортивная семья»; -«Зимние забавы» | ноябрь январь март декабрь февраль | ноябрь январь март декабрь февраль | ноябрь январь март декабрь февраль | ноябрь январь март декабрь февраль | Учителя ФК, педагоги ДО, учителя начальной школы | |
Месячники: -«Внимание! Дети!»; -«Месячник гражданской защиты»; -«Месячник пожарной безопасности»; -«Марафон «Мой выбор» | Сентябрь сентябрь октябрь октябрь -декабрь | Сентябрь сентябрь октябрь октябрь - декабрь | Сентябрь сентябрь октябрь октябрь - декабрь | Сентябрь сентябрь октябрь октябрь - декабрь | Администрация, инженер по ТБ и ОТ, педагог-организатор ОБЖ | |
Походы, прогулки, экскурсии | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Учителя начальной школы, воспитатель ГПД | |
Организация Недель безопасности | Октябрь декабрь март май | Октябрь декабрь март май | Октябрь декабрь март май | Октябрь декабрь март май | Администрация, инженер по ТБ и ОТ, педагог-организатор ОБЖ | |
День защиты детей | апрель | апрель | апрель | апрель | Администрация, инженер по ТБ и ОТ, педагог-организатор ОБЖ | |
Реализация дополнительных образовательных программ | Создание совета по здоровью | сентябрь | Администрация | |||
Реализация программ: -«Я и моё здоровье»; «Профилактика потребления ПАВ» | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Педагог ДО, педагог-психолог | |
Использование учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» (2-4 классы) | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Учителя начальной школы | |
Организация конкурсов творческих работ, викторин, акции | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Учителя начальной школы, учителя ИЗО, Педагоги ДО | |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) | Педагогический лекторий: -«Распорядок дня и двигательный режим школьника»; - «Личная гигиена школьника»; - «Воспитание правильной осанки у детей»; - «Использование движения родителей с детьми для обучения детей навыкам правильного поведения на дорогах»; - «Организация правильного питания ребенка в семье»; - «Семейная профилактика проявления негативных привычек»; - «Как преодолеть страхи» | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Учителя начальной школы, педагог-психолог, социальные педагоги |
Индивидуальные консультации | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Учителя начальной школы, педагог-психолог, социальные педагоги учитель-логопед | |
Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, походов, экскурсий | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | Учителя начальной школы, педагог-организатор, педагоги ДО, учителя ФК | |
Выставки научно-методической литературы по здоровьесбережению, профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности детей | Раз в месяц | Раз в месяц | Раз в месяц | Раз в месяц | Учителя начальной школы, библиотекарь, социальные педагоги |