Инструкция для учащихся 2-го и 3-го класса

Прочитай текст. (Для чтения дается текст «Как я ловил раков», А.Н. Корнев, 1997.)

В нашей деревне текут два ручейка. В них живет много раков. Мальчики ловят их руками под камнями, в дырах между корнями или под берегом. Потом они варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.
Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, а трудно сделать. У раков свое оружие — клешни, которыми они щиплются как следует. Кроме того, я боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому...
Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо. Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи. В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду. Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и, наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень осторожно вытянул свою удочку из воды, и рак лежит на траве.
Я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они были красными! И очень вкусными!
Для выяснения понимания смысла прочитанного ребенку следует задать 2—3 вопроса или попросить пересказать то, что он успел прочитать.

Оценки

Оценивание происходит по трем критериям.

Й класс (начало обучения)

Критерий скорости чтения

15 — высокая скорость чтения, соответствующая 15 и более словам в минуту;
10 — средняя скорость чтения, от 8 до 14 слов в минуту;
5 — низкая скорость чтения, 7 и менее слов в минуту;
0 — отсутствие навыка чтения.

Критерий способа чтения

15 — чтение целыми словами;
10 — послоговое чтение;
5 — побуквенное чтение;
0 — отсутствие навыка чтения.

Критерий правильности чтения

15 — допущено не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 — не более 6 ошибок на уровне слова или слога;
5 — до 10 ошибок на уровне слова, слога и буквы;
0 — множественные ошибки на уровне слога и буквы, отсутствие навыка чтения.

Й класс

Критерий скорости чтения

15 — высокая скорость чтения, 60 и более слов в минуту;
10 — средняя скорость чтения, от 45 до 59 слов;
5 — низкая скорость чтения, от 30 до 44 слов;
0 — очень низкая скорость чтения, 29 и менее слов.

Критерий правильности чтения

15 — не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 — не более 6 ошибок на уровне слова, большая часть исправлена самостоятельно;
5 — до 6 ошибок на уровне слова и слога, без саморрекции;
0 — множественные ошибки на разных уровнях.

Критерий понимания смысла прочитанного

15 — полное понимание смысла прочитанного;
10 — неполное понимание;
5 — фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;
0 — отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.

Й класс

Критерий скорости чтения

15 — высокая скорость чтения, 90 и более слов в минуту;
10 — средняя скорость чтения, от 70 до 89 слов;
5 — низкая скорость чтения, 50—69 слов;
0 — очень низкая скорость чтения, 49 и менее слов.

Критерий правильности чтения

15 — не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 — до 5 ошибок, частично с самокоррекцией;
5 — до 6 ошибок без коррекции;
0 — множественные ошибки.

Критерий понимания смысла прочитанного

15 — полное понимание смысла прочитанного;
10 — неполное понимание;
5 — фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;
0 — отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.

Оценка за чтение складывается из суммы оценок по каждому критерию.
Максимальная оценка — 45 баллов.
Максимальная оценка за все задания, проверяющие состояние письменной речи, — 120 баллов.
Максимальная оценка за весь тест — 900 баллов.

ПЕРЕДНИЙ И ЗАДНИЙ ИНДЕКСЫ

При анализе индивидуальных результатов, после подсчета индексов, можно сравнить эти результаты с представленными в таблице.
Эти величины получены на достаточно большой выборке детей, что позволяет использовать эти данные в качестве условной отправной точки при решении вопроса о преобладании передних или задних трудностей у конкретного ребенка. Хотя для удобства сопоставления мы старались величину индексов сделать равной (в обоих случаях максимально — это 315 баллов), все-таки передний индекс в среднем всегда оказывается ниже заднего. Чем младше ребенок и чем грубее речевое нарушение, тем эта разница больше.
Чтобы сделать показатели сопоставимыми, следует произвести статистическую операцию их нормализации. Для этого необходим большой объем данных и сложная многоступенчатая процедура подсчетов, что в повседневной логопедической практике трудновыполнимо, да и излишне. Поэтому мы предлагаем воспользоваться уже готовыми значениями, полученными в процессе работы с нашими данными.
Подсчитанное значение индекса нужно подставить в одну из формул с учетом года обучения ребенка (передний индекс обозначен как ПИ, задний индекс — ЗИ).

1-й класс: (ПИ—174)/65; (ЗИ—212)/51
2 класс: (ПИ—217)/60; (ЗИ—242)/38
3 класс: (ПИ—242)/50; (ЗИ—259)/36.

В результате этих расчетов получится два значения (нормализованные индексы), которые легко сопоставить. Эти значения будут располагаться в диапазоне от –3 до 3.
Ближе к нулю находятся средние показатели. Чем ниже отрицательное значение нормализованного индекса, тем сильнее выражена недостаточность соответствующих функций, и наоборот, чем выше показатель, тем эти функции благополучнее.
В целом при анализе полученных результатов можно исходить из следующей условной шкалы:

— нормализованный индекс находится в диапазоне от 0 до (–1) — умеренная или средняя недостаточность функций;
— нормализованный индекс попадает в диапазон от (–1) до (–2) — дефект носит выраженный характер;
— нормализованный индекс ниже (–2) — грубая несформированность функциональных возможностей соответствующих (передних или задних) отделов коры.

РАССМОТРИМ НА ПРИМЕРЕ

Например, у первоклассника ПИ оказался равен 105 баллам, а ЗИ равен 206. Значения обоих индексов ниже средних, представленных в таблице.
Подставив эти значения в формулы, получим:

для ПИ: (105—174)/65 = –1,06;
для ЗИ: (206—212)/51= –0,11.

Оба нормализованных индекса оказались с отрицательным знаком, но при этом показатель ЗИ близок к 0, а вот ПИ попадает в диапазон выраженной недостаточности.
Вероятно, речевой дефект у этого первоклассника носит системный характер и сопровождается снижением функциональных возможностей как передних, так и задних отделов мозга, но при этом передние нарушения являются ведущими. Значит, именно они и должны стать основным объектом коррекционной работы.
Учитывая системное строение высших психических функций, можно предположить, что полное нейропсихологическое обследование такого ребенка выявит несформированность функций программирования, контроля и серийной организации и в других, неречевых видах деятельности. Следовательно, коррекция станет успешной только в том случае, если будет носить комплексный характер и осуществляться совместными согласованными усилиями логопеда и психолога.

Наши рекомендации