Критерий смысловой адекватности
При оценке смысловой адекватности начисляются штрафные очки: чем грубее ошибка, тем больше штраф. При оценке грамматического строя речи эти данные не учитываются. Правила штрафования для каждого вида заданий серии указаны ниже. Начисленные таким образом штрафы суммируются. Они пересчитываются по специальной шкале и имеют значение при подсчете переднего индекса, в который входят с отрицательным знаком:
0 — пять и менее штрафных очков за смысловые ошибки;
(–5) — от 6 до 15 штрафных очков за смысловые ошибки;
(–10) — от 16 до 25 штрафных очков за смысловые ошибки;
(–15) — 26 и более штрафных очков за смысловые ошибки.
Наличие ошибок, обусловленных трудностями фонематического восприятия
Начисляются как штрафные баллы с отрицательным знаком. Как правило, встречаются при составлении предложений из слов в начальной форме и при повторении предложений. При оценке проб третьей серии не учитываются, но входят в задний индекс. Оцениваются по совокупности допущенных ошибок во всей серии:
0 — отсутствие фонетических ошибок;
(–5) — одна фонетическая ошибка;
(–10) — две фонетические ошибки;
(–15) — три и более фонетические ошибки.
Такая всесторонняя оценка может либо использоваться, либо нет. Это зависит от целей обследования. При необходимости можно ограничиться только оценкой первого вида, непосредственно связанной с синтаксисом.
А) Составление предложений по картинкам (см. приложение 1)
Инструкция для ребенкаПосмотри на картинку и постарайся составить предложение.
Варианты правильных ответов:
Мальчик моет руки. Девочка режет колбасу
Мальчик забивает гвоздь. Дети лепят снежную бабу
Кошка лакает молоко.
Б) Составление предложений по картинкам (см. приложение 2)
Инструкция для ребенкаПосмотри на картинку и постарайся составить предложение.
Варианты правильных ответов:
Мальчики играют в мяч (в футбол).
Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя).
Мальчик лезет через забор.
Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи).
Няня стелет коврик около кровати (достает из-под кровати).
В скобках указаны варианты построения фраз, которые также оцениваются как правильные.
В) Составление предложений по картинкам (см. приложение 3)
Инструкция для ребенкаПосмотри на картинку и постарайся составить предложение.
Варианты правильных ответов:
Мужчина и женщина грузят сено на машину.
Мальчик уступает место старушке в трамвае.
Школьница пришла навестить свою больную подругу.
Врач приглашает больную пройти в кабинет.
Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.
Оценки за грамматическое структурирование
3 — правильное выполнение;
2 — неправильный порядок слов, пропуск членов предложения;
1 — негрубые аграмматизмы, параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);
0 — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
Максимальная оценка за построение фраз всех трех видов — 45 баллов.
Штрафные оценки за смысловые ошибки
0 — правильное выполнение;
1 — смысловая неполнота;
2 — смысловая неточность;
3 — смысловая неадекватность.
Величина штрафной оценки в каждом конкретном случае индивидуальна. После пересчета по специальной шкале, приведенной выше, самый низкий результат соответствует (–15) баллам.
Г) Составление предложений из слов в начальной форме
Инструкция для ребенкаЯ назову слова, а ты попробуй составить из них предложение.
Доктор, лечить, дети. Сидеть, синичка, на, ветка.
Груша, бабушка, внучка, давать. Миша, собака, небольшая, дать, косточка.
Петя, купить, шар, мама, красный.
Оценки грамматического строя речи
3 — правильное выполнение;
2 — неправильный порядок слов, пропуск членов предложения;
1 — негрубые аграмматизмы;
0 — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
Максимальная оценка — 15 баллов.
Штрафные оценки за смысловые ошибки
0 — правильное выполнение;
1 — смысловая неполнота;
2 — смысловая неточность, незначительное искажение ситуации;
3 — невозможность смыслового программирования предложения, смысловая неадекватность.
Д) Повторение предложений
Инструкция для ребенкаПовторяй за мной как можно точнее.
В саду было много красных яблок.
Ранней весной затопило весь наш луг.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.