Структура российской благотворительности
(по состоянию на начало XX в.)
Схема 2
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ЦЕРКОВНАЯ
СВЕТСКАЯ
МИЛОСЕРДИЕ
ПРИЗРЕНИЕ
ПОПЕЧЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Милостыня, подаяние
Воспитатель- | Благотворитель- | Амбулато- |
ные дома | ные квартиры | рии |
Приюты | Богадельни | Больницы |
Сиропитатель- | Вдовьи дома | Летние дачи |
ные дома | Дома инвалидов | Санатории |
Школы | Дома призрения | |
Училища | Дома трудолюбия | |
Земледельче- | Ночлежные дома | |
ские колонии | Странноприимные | |
Мастерские | дома |
Структурно, если так можно выразиться, благотворительность подразделялась на государственную и негосударственную, последняя, в свою очередь, делилась на церковную и светскую. На протяжении XIX в. церковная благотворительность оставалась на уровне личного милосердия отдельных духовных лиц. Церковь всецело зависела от самодержца, и ее волеизъявления в сфере призрения регулировались государственным законодательством. Что же касается способов благотворительности, то она могла реализовываться как милосердие, призрение и попечение.
Милосердие — сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердность.
Призирать — приглядывать, присматривать, наблюдать.
Приказ общественного призрения — губернское место, заведующее этой частью, заботой о нищих, калеках, больных, сиротах, содержащееся на средства земства.
Попечение — забота, усердие, рачение и старание о чем.
[В. И. Даль, Толковый словарь]
Под милосердием понималась потенциальная готовность делать добро, на практике жалостливость и сочувствие к детям-инвалидам чаще всего реализовывались в виде милостыни, подаяния. Призрение подразумевало активные действия, выражающиеся в создании заведений временного проживания (ночлежек, странноприимных домов, приютов, богаделен, вдовьих домов и т. п.), где инвалид мог рассчитывать на кров и еду. Попечение (попечительство) детей-инвалидов означало широкую деятельную заботу об их будущем.
Попечительство не сводилось только к удовлетворению витальных потребностей ребенка в еде, одежде и жилье, но и обеспечивало потребности культурные и социальные — воспитание, обучение грамоте и ремеслу.
Итак, к концу XIX столетия набрало силу государственное и общественное призрение и стремительно обрело наивысшую свою форму — попечение. Вне контекста политических преобразований, либеральных реформ, роста личных свобод и образовательного уровня населения ничего подобного случиться не могло. Отмена крепостного права, учреждение земства и органов городского самоуправления (Городских дум), судебная реформа (1864) привели к изменению уклада жизни наших соотечественников, следствием чего и стало развитие организованной благотворительности.
| Филантропы организуют обучение слепых детей
Сострадательно-милосердное отношение к слепым, как уже не раз отмечалось, характерно для всех христиан, однако россияне, охотно подавая слепцам милостыню, не могли взять в толк, зачем отсылать их в школу. Зная о различиях позиции католической, протестантской и православной церквей относительно обучения детей-инвалидов, не станем искать причин, по которым в православной стране с преобладающим сельским населением вплоть до приезда Гаюи не зафиксированы прецеденты индивидуального обучения незрячих. Родители из лагеря «цивилизации» в этом вопросе ничем не отличались от родителей из стана «почвы», и те и другие не имели повода отдавать ребенка-инвалида в «науку». В подобной ситуации могла бы помочь прогрессивная позиция монарха (вспомним Англию, Францию, Австрию, Пруссию) либо на-
13-Малофесв. Ч. 1 193
личие закона об обязательном начальном обучении (как в Германии или странах Скандинавии). Но и это в России случиться не могло — закон о всеобуче отсутствовал, а император вскоре после открытия первого училища для слепых охладел к французской диковине, без его заинтересованности прожект оказался никому не нужным. Неудача, постигшая в начале XIX в. первое императорское училище для слепых, закономерна и объяснима. Опыт, заимствованный в стране, проживавшей третий период эволюции отношения к инвалидам, оказался явно преждевременным для России, исповедующей ценности второго периода. Устроительству специальных учебных заведений должен предшествовать весьма длительный период церковной и светской благотворительности, закладывающий фундамент их будущей жизнеспособности. К моменту монаршего решения открыть в Петербурге институт слепых на манер парижского отечественный опыт деятельной благотворительности оставался весьма скудным, филантропов можно было пересчитать по пальцам. Финансово обескровленная православная церковь не могла соперничать с западной в деле благотворительности и призрения. Учебное заведение просуществовало всего десять лет (1807—1817), а его основатель без почестей расстался с негостеприимной страной. Ни искушенная столичная публика, ни просвещенная знать (участливо подававшая милостыню слепцам), ни профессура, ни чиновники Министерства просвещения иноземной диковиной не заинтересовались, педагогические семена упали на неподготовленную почву. После того как интерес императора к чужеземной новации угас, а приглашенного устроителя отправили восвояси, не просто закрылось необычное училище, на многие годы заглохло в России дело школьного обучения слепых.
Уместен вопрос: почему созданное по французским лекалам одним и тем же человеком — Гаюи — училище глухонемых успешно функционировало и крепло, а училище слепых захирело? Возможно, «пережив все волнения и ужасы, опытно, так сказать, испытав опасность даже соседства революции и лично насмотревшись на разгром Западной Европы, Александр из нетерпеливого реформатора превратился в самого ярого охранителя внешнего и внутреннего порядка»1. Тогда почему «ярый охранитель», закрыв одно учреждение, не тронул другое? Поместив факты в культурно-исторический контекст жизни империи, мы сможем найти ответ.
Войдя в конфронтацию с Францией, Россия, естественно, с подозрением начала относиться к любым парижским веяниям, чего бы они ни касались. Пожалуй, ярче других охранительные тенденции после Отечественной войны 1812 г. прослеживаются в деятельности Министерства народного просвещения. Особое рвение при искоренении либеральной крамолы (или того, что на нее походило) проявили попечители Петербургского и Казанского
1 Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII— XIX вв.). - СПб., 1912. - С. 10.
учебных округов Рунич1 и Магницкий2, чьи имена «затмили собою саму Николаевскую эпоху»3. Еще раньше (1811) министр просвещения А. К. Разумовский4 начал ожесточенную борьбу со всяким влиянием Запада на русскую школу. Однако столичные училища глухонемых и слепых не подчинялись министерству и графа А. К. Разумовского не интересовали. Роковым для детища Гаюи событием стала утрата монаршего интереса. Мария Федоровна, не в пример сыну, об училище глухонемых пеклась, и оно крепло, опираясь на крамольные западные идеи. Александр I от института слепых отвернулся, и чиновников словно с цепи спустили. Бюрократ лишен собственной воли, он отождествляет государственные интересы с интересами непосредственного начальника, и коль скоро царский энтузиазм остыл, то пропала и корысть заботиться о необычном училище. Столичное общество по известным причинам не испытывало восторга по поводу обучения слепых, а потому не заметило, как училище тихо угасало. Тогдашнее понимание заслуг Гаюи отражает краткость записи письмоводителя канцелярии ИЧО в год перевода училища (1819) в подчинение этой благотворительной организации: «Прежде оно находилось под управлением
1 Рунич Дмитрий Павлович (1778—1860) — государственный деятель.
В 1821—1826 гг. — попечитель Петербургского учебного округа, добился уволь
нения из Петербургского университета ряда либерально настроенных про
фессоров. Вместе с М. Л. Магницким участвовал в разработке проекта цен
зурного устава (1826). В 1826 г. был отдан под суд за злоупотребления.
2 Магницкий Михаил Леонтьевич (1778—1844) — государственный дея
тель. В 1810—1811 гг. был сотрудником М.М.Сперанского при подготовке
проектов государственных реформ; по отстранении того от службы Магниц
кий был сослан в Вологду. В ссылке резко изменил взгляды, став крайним
реакционером. С 1819 г. служит в Министерстве духовных дел и просвеще
ния. Проводя ревизию Казанского университета, предложил его закрыть и
даже «торжественно разрушить» университетское здание. В 1826 г. за рас
трату казенных средств и превышение власти уволен в отставку.
3 Весной 1824 г. директор заведения М. С. Пилецкий-Урбанович обращается
к попечителю Д. П. Руничу с прошением о введении телесного наказания в целях
«укрощения» слепых, не довольных правилами проживания и своими обязанно
стями. Воспитанники требовали освободить их от обучения и перевести в бога
дельню. Пилецкий жалуется, что в случае перевода слепых в другое заведение
«расстроится пение в институтской церкви и музыкальных хор». Если же будут
введены телесные наказания, то педагог гарантирует «совершенную тишину, бла
гонравие и беспрекословную подчиненность питомцев». Рассмотрев прошение
директора, Совет ИЧО и попечитель Д. П. Рунич разрешили телесные наказания
II училище. (По материалам «Русской Старины», 1871, Т. IV.) Пилецкий-Урбано-
вич Мартын Степанович (1780—1859)— директор Петербургского училища сле
пых (1823—1832). Служил надзирателем по учебной и нравственной части в
Царскосельском лицее (1811—1813), откуда был уволен за дурное обращение
с .лицеистами. Служил в петербургской полиции, в 1837 г. был удален из столи
цы за участие в «мистических изуверствах» секты Е. Ф. Татариновой.
4 Разумовский Алексей Кириллович (1748—1822) — государственный де
ятель. Попечитель Московского университета (1807), министр народного
просвещения (1810—1816), член масонской ложи.
13* 195
А..
■ъ.^;л^ ь^*^*
с;,-:« ;'''-Ч.»>«.*.;:
*%/
французского профессора и его помощника»1. Всего через пару лет после отъезда Гаюи никто не вспомнил имени великого тифлопедагога, с глаз долой — из сердца вон. Соотечественники не осознали грандиозности масштаба замысла парижанина, а потому при переводе института под патронаж ИЧО школу низвели до уровня дома призрения.
«В заведение постановлено было принимать тех слепцов всякого возраста, которые лишены средств к своему пропитанию, и обучать грамоте и музыке способных к тому, направляя дарования их к существенной для них пользе и прославлению Бога и отвлекая от праздности; занимать их полезными и приличными физическому состоянию упражнениями».
Отныне основной задачей института становится филантропическое призрение незрячих. Дело, безусловно, милосердное, но не имеющее ничего общего ни с замыслом Гаюи, ни с тем, что делалось в то время в европейских учебных заведениях для слепых. «Впрыгнув» по воле Александра I в круг стран — лидеров обучения незрячих, Россия через десятилетие откатилась в стан аутсайдеров.
Пальма первенства перешла к уже упоминавшемуся провинциальному Варшавскому институту глухонемых, который с 1842 г. начал принимать незрячих детей. По прошествии более полутора веков не станем обсуждать правильность принятого варшавянами решения, тем более что подобное объединение глухих и слепых практиковалось в середине XIX в. некоторыми специальными школами Англии, Бельгии, Испании, Франции. Варшавский институт, в отличие от всех остальных дореволюционных российских специальных школ, являлся учреждением государственным и подчинялся в описываемый момент Министерству внутренних дел. Своей целью институт ставил подготовку слепых к самостоятельной жизни. Отделение, где учились слепые воспитанники, было весьма небольшим, так, в 1896 г. из общего числа пансионеров (253) слепых насчитывалось всего 35 человек. Приему подлежали дети в возрасте от 8 до 15 лет, обучение обходилось в 150—200 р. в год, правда, за малообеспеченных и особо одаренных воспитанников платил Варшавский магистрат либо местные филантропы. За шесть лет обучения предусматривалось дать курс, формально соответствующий программе трехлетней первой ступени городского училища.
«Постановка учебной работы в Варшавском отделении, — пишет 3. И. Марголин, — стояла на довольно большой высоте. Все лучшие образцы западноевропейских школ слепых заимствовались этим отделением. Педагоги Варшавского отделения слепых обычно перед вступлением на работу, кроме общей подготовки, знакомились со школами слепых Франции, Германии и других стран. Помимо общеобразовательных предметов, слепых обучали музыке, пению и щеточному ремеслу. Девочки обучались рукоделиям. Главное вни-
1 Троицкий П. Исторический очерк совета Императорского человеколюбивого общества и подведомственных ему благотворительных учреждений. - СПб., 1898. - С. 465.
■Л ■,,.'.. ■'...■:;.
■лиЛ'' --■■л. -* ■■"•■■ ■-■'■ -
»р*у%8«%^
мание уделялось музыке и пению, так как, по мнению администрации института, они лучше обеспечивают слепых в городе Варшаве, чем какие-либо ремесла. Здесь, несомненно, образцом послужил Парижский институт слепых, в котором к этому времени музыкальное обучение являлось основной формой профессиональной подготовки. После окончания курса слепые оставались в институте, где продолжали заниматься музыкой и ремеслом. По наступлению совершеннолетия воспитанники переводились в специально для них оборудованное при институте общежитие».
[Марголин 3. И. История обучения слепых. — М., 1940. — С. 30].
Кроме Варшавского института, следует назвать еще одно заведение — московскую богадельню для слепых женщин1 (1846), которая, правда, не являлась учебным заведением, но заслуживает упоминания хотя бы потому, что других специализированных учреждений для незрячих на тот момент в России просто не существовало.
Итак, отсутствие в первой половине XIX столетия динамики в развитии школьного обучения незрячих в России объясняется не столько антилиберальной внутренней политикой правящих монархов или позицией Министерства народного просвещения, сколько пассивностью общества в целом — население империи не находило смысла в организации обучения слепых.Со времени публичного выступления доктора А. И. Скребицкого на Втором съезде представителей профессионального и технического образования (Москва, 1896 г.)2, где он подверг резкой критике деятельность Попечительства о сле-пых в России, подобные упреки в специальной литературе стали общим местом. Но справедливы ли они в полной мере?
В Германии и Англии к концу 50-х гг. XIX в. действовало 28 учебных заведений для незрячих, но они «по большей части были частными заведениями, и только спустя много времени их приняли в число общественных. Конечно, этих учебных заведений было недостаточно для обучения всех слепых, поэтому часто рекомендовалось отдавать слепых детей в начальные школы зрячих, а для учителей этих школ издавались руководства для обучения слепых» [33, с. 127].
Известный немецкий тифлопедагог Ф. Цех, анализируя историю обучения слепых в Европе, отмечает разобщенность, замкну-
Богадельня открыта в 1846 г. на средства статского советника Андреаса фон Аллера. Размещалась в доме по Средней Пресненской улице, который согласно завещанию фон Аллера в 1847 г. перешел в собственность евангели-ческо-лютеранской общины при храме Апостолов Петра и Павла. В богадельню принимались бедные одинокие женщины, в том числе слепые, лютеранского вероисповедания. В 1847 г. в Москве возникает Попечительство о бедных людях евангелическо-лютеранского вероисповедания.
2 «Обзор результатов деятельности Попечительства о слепых в России за четырнадцать лет на основании его отчетов, с 1881 по 1894 г. (включительно). Речь, произнесенная 2 января 1886 г. доктором А. И. Скребицким на Втором съезде» [27].
■■■'■'■■■■< |
Л. «.л .г^;„«:Л:. |
^Шт 4 ■
2 , :
■ .*...,.
'•'''■^
тость образовательных учреждений: «Если бы школы слепых имели в то время возможность обмениваться мнениями, они, несомненно, объединились бы по многим спорным вопросам воспитания и обучения слепых. Но они работали каждая особняком, ревниво охраняя то, что было утверждено давностью и опытом» [33, с. 128]. По мнению авторитетного немецкого специалиста, кардинальные перемены пришлись на последнюю треть XIX в., когда «в области обучения слепых наступило заметное оживление». Отечественные учебные заведения для незрячих также были частными и не претендовали на выход в «число общественных» школ. Петербургский и Варшавский институты демонстрировали такую же обособленность и закрытость, что и их европейские собратья. И в России, и на Западе «заметное оживление в области обучения слепых» пришлось на последнюю треть XIX столетия.
Процесс формирования отечественной сети учреждений для слепых протекал, подчиняясь общим с Европой закономерностям, но имел и некоторые национальные особенности. Общим можно считать резкое усиление общественного интереса к проблеме образования слепых, пришедшееся на последнюю треть XIX в. Особенность же в том, что либеральные реформы и внутриполитические изменения, обусловившие интерес просвещенной и экономически независимой части общества к организации разнообразных учреждений для глухих и слепых, стали возможными в России много позже, чем в известных нам странах-лидерах.
Политическая оттепель конца XIX в., стремительный подъем экономики, увеличение численности обеспеченного населения вызвали оживление общественной деятельности в сфере помощи незрячим, в частности слепым детям. Если первые шаги на этом пути сделаны по единоличной воле монарха, если многие десятилетия жизнь учреждений теплилась благодаря ИЧО, то в конце столетия создание Мариинского Попечительного совета о слепых1 (1881) стало в известной мере ответом власти на инициативы снизу. Не появись на исходе века Мариинский совет, обязательно родилось бы попечительство с иным названием, но с аналогичными целями. Начавшийся процесс общественной деятельности в сфере помощи незрячим уже нельзя было остановить. Вот плоды либеральных реформ и светской благотворительности, вот дистанция, которую одолело сознание российского общества всего за 80 лет! Принципиальное различие благотворительных акций конца XIX в. заключается в том, что филантропическую инициативу перехватила прогрессивная и экономически независимая часть общества. События в России развивались тем же порядком, что и в Европе
1 Объектом особого милосердия и внимания ВУИМ всегда оставались детские приюты, о чем свидетельствует сам факт постоянного приращения их количества. Так, за период 1839— 1899 гг. ежегодно открывалось более двух приютов, к 1899 г. их насчитывалось 161. В состав ВУИМ входили особо интересующие нас попечительства — Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых и Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых.
(в протестантских странах прежде всего), только там подобное случилось несколькими десятилетиями раньше. Парадокс России заключается в том, что училища для глухонемых и слепых детей возникли прежде, чем учебное заведение для детей элиты (Царскосельский лицей основан в 1811 г.), раньше, чем многие университеты1!
Либеральные реформы и перемены в обществе по понятным причинам не могли не отразиться на жизни придворного (закрытого) института слепых. Еще в 1864 г. предполагалось преобразовать богадельню в учебное заведение, но в жизнь этот проект воплотился спустя пять лет (1869), еще через два года (1871) в стены учебного заведения допустили девочек и открыли для них отделение на 10—15 человек. Когда институтки повзрослели, попечители столкнулись с новой проблемой — их дальнейшим жизнеустройством. Учитывая, что многие девочки отбирались из Воспитательных домов, лучшим решением посчитали открытие при учебном заведении приюта (1888). «Призреваемых в приюте к 1897 г. было 17, хотя число вакансий по уставу, утвержденному в 1882 г., было 60. Плата за пансион составляла 250 р. в год. Никакой учебной работы в стенах приюта не велось. Таким образом, приют походил на обычную богадельню. Его отличие состояло лишь в том, что здесь призревались уже грамотные бывшие воспитанницы Императорского человеколюбивого общества» [11, с. 34].
Пока в Петербурге решали, что нужнее незрячим — обучение или призрение, в западных губерниях открылись два небольших учебных заведения для слепых (Гельсингфорс, 1865 г.; Рига, 1872 г.), ориентированные на немецкие образцы. Так, устроительница рижской школы И. Валентинович отправилась из остзейских земель не в православную столицу и не в католическую Варшаву или Париж, а в близкий по духу протестантский Кенигсберг. Рижский институт, естественно, не походил на столичный, но, подобно европейским, имел два отделения — общеобразовательное и музыкальное. Небольшая рижская школа (в 1885 г. ее посещали 24 ученика) безбедно существовала на щедрые пожертвования земляков и даже обзавелась со временем дачей с большим земельным участком.
Первым городом, открывшим учебное заведение для слепых на исконно русских землях, оказалась Москва (1871), но и здесь не обошлось без западного влияния. Подавляющее большинство жителей Первопрестольной и в конце XIX в. воспринимало слепца как нищего, нуждающегося в призрении, и только. Однако среди тысяч москвичей нашелся тот, кто решился обогнать медленно текущее «российское время», этим подвижником оказался обер-пастор
«Россия тогда имела 6 университетов (в Москве, Дерпте, Вильно, Казани, Харькове и Санкт-Петербурге), 48 гимназий и 337 школ. В гимназиях насчитывалось 5500 учащихся, в школах — около 30 000 человек. Университет и Дерпте был немецким до конца XIX столетия. Университет в Вильно до своего закрытия после Польского восстания 1831 г. был польским. Вместо него в 1833 г. в Киеве был открыт русский университет» [12, с. 185].
/..-. ..■; ■ -
.. :>-.:■■.-.■■■ :.;:-- ■■"■■ ..■-■■*■':■ : ' ■■■■■■■■:,:Щ: ■.. :
евангелическо-лютеранского храма Апостолов Петра и Павла1
епископ Генрих фон Дикгоф2.
Г. Г. Дикгоф |
На заре своей пасторской карьеры Дикгоф поддержал начинания глухого единоверца И.К.Арнольда (1860), всячески помогая тому открыть в Москве школу для детей, лишенных слуха. С тех пор Дикгоф старался во время частых зарубежных поездок посещать образцовые европейские благотворительные и учебные заведения для детей-инвалидов, дабы передавать новые знания землякам в Москве. Европейски образованный священнослужитель, хорошо знавший о существовании специальных учебных заведений за границей, не мог смириться с тем, что на его родине для детей-инвалидов делалось крайне мало. И если обучение глухих как-то начинало организовываться, то для слепых по-прежнему существовала только одна перспектива — нищенская сума. Священник-протестант решает открыть
в родной Москве в дополнение к училищу глухонемых школу для
слепых детей. К намеченной цели Дикгоф идет по-немецки плано-
1 Евангелическая лютеранская кирка Апостолов Петра и Павла была заложе
на в 1818 г. в честь пребывания в Москве прусского короля Фридриха-Вильгель
ма III. С 1846 г. при храме начала действовать первая женская богадельня,
с 1854 г. — вторая. В 1865 г. при кирке открываются мужская гимназия и реаль
ное училище, в 1894 г.— женская гимназия. В 1883 г. построена евангелическая
больница. В Москве находился церковно-административный орган (совет) про
тестантской церкви — Евангелическо-лютеранская консистория. В Московский
консисториальный округ входили евангелическо-лютеранские приходы всех гу
берний Центральной и Южной России, а также Харьковская губерния, Арме
ния, Грузия и Сибирь. С 1858 по 1862 г. вице-президентом консистории являл
ся Карл Генрих Вильгельм фон Дикгоф, отец Генриха фон Дикгофа. В 1917 г.
действовавший в Российской империи Устав единой лютеранской церкви был
отменен, подведомственные консистории школы и приюты закрыты. В 1936 г.
члены Евангелическо-лютеранского совета и пастор Штрек были арестованы,
кирка закрыта. Здание храма занял кинотеатр, затем склад, в 1954 г. его переда
ли студии «Диафильм». Богослужение в кирке Апостолов Петра и Павла во
зобновлено в 1991 г.
2 Дикгоф Генрих Генрихович фон (1833—1911) —епископ протестантской
церкви, российский потомственный дворянин немецкого происхождения, фи
лантроп. Отец — пастор Карл фон Дикгоф, мать — Елизавета Штральборн. За
кончил теологический факультет Дерптского университета (1856). Некоторое
время преподавал Закон Божий в ряде учебных заведений Москвы. В 1858 г.
получил приход храма Апостолов Петра и Павла Евангелическо-лютеранской
общины, в 1862 г. обрел чин обер-пастора. В конце жизни «за многолетний труд
во имя Отечества» пожаловано почетное звание епископа. Дикгоф являлся ак
тивным членом более 40 благотворительных обществ.
•
|Г**И:
уу%#%^
СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ
мерно и последовательно. Прежде всего он отправляется в ознакомительную поездку в ведущие учреждения Австрии, Германии и Швейцарии. Заграничное путешествие неожиданно сводит энтузиаста специального обучения с путешествующей в тех же краях императрицей Марией Александровной1. Дикгоф получает уникальную возможность не только побеседовать с государыней, но и посвятить высочайшую особу в свои планы. Императрица благосклонно восприняла прожект лютеранского священника и даже одобрила его инициативу.
Окрыленный напутствием Марии Александровны, обер-пастор возвращается на родину преисполненный надеждами и направляет императрице докладную записку (1871). Документ содержит подробный отчет и проект организации специального обучения слепых в России. Тем временем в Москве все складывается как нельзя лучше, здесь открывается Международная политехническая выставка (1872), и Дикгофа, являвшегося членом Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, избирают председателем ее педагогического отдела. В этом разделе выставки предполагалось представить материалы по проблеме начального образования, а также по вопросам воспитания и обучения слепых и глухонемых детей. Готовя экспозицию, Дикгоф включает в нее ряд специальных руководств и пособий, изданных в Австрии, Англии, Германии, Франции, Швейцарии, а также две собственные брошюры — «О глухонемоте» и «О воспитании и обучении слепых детей». Небольшие по объему книжечки знакомили соотечественников с немецким опытом помощи детям с нарушениями слуха и зрения. Старания энергичного пастора заслужили внимание и одобрение со стороны Марии Александровны.
Расценив похвалу императрицы как сигнал к действию, Дикгоф, мечтавший открыть училище для слепых, обращается к высокородным и известным землякам с предложением организовать в Москве особое Попечительное общество. Идею поддержали князья А. Б. Мещерский и Д. М. Голицын, братья П. П. и Д. П. Боткины, Г. И. Браун2, И.Ю.Давидов, В.Д.Коншин3, К. К. Шильдбах4, Д.Д.Шумахер, организовавшие так называемый Совет учредителей (1874). Члены совета незамедлительно подготовили проект устава Попечительства и, согласно строго действовавшим правилам, направили его на согласование в Министерство внутренних дел. Формально устав не
1 Мария Александровна (Максимилиана-Вильгельмина-Августа-Со-
фия-Мария) (1824—1880) — императрица, супруга императора Александ
ра II. Дочь великого герцога Гессенского Людвига II от брака с принцессой
Вильгельминой-Луизой Баденской. В 1840 г. приняла православие.
2 Браун Густав Иванович (1827—1897) - врач-офтальмолог, профессор
Московского университета.
3 Коншин Владимир Дмитриевич (1824—1915) — купец, фабрикант, филан
троп. Занимал пост церковного старосты храма Илии Обыденного, при котором
па собственные средства открыл церковно-приходскую школу (1875).
4 Шильдбах (ЗсЬлЫЪасп) Константин Карлович (?—1892) — купец родом
из обрусевших немцев. Основал Московское кредитное общество, председа
тель Московского биржевого комитета.
> е*ч |
... |
илш
___
вызвал возражений и был завизирован, но официальное разрешение содержало оговорку, тормозящую реальное дело.
Правительство не возражало против открытия учебного заведения для слепых, но потребовало предварительно подготовить соответствующее помещение и собрать начальный капитал в 20 000 р. За два последующих года удалось найти лишь половину требуемой суммы, тем временем истек срок, отведенный на организацию училища. Только личное вмешательство московского генерал-губернатора князя В. А. Долгорукова1 помогло добиться отсрочки. Столкнувшись с бюрократическими препонами, учредители создают Распорядительный комитет (1881)2, члены которого взяли на себя поиск средств и помещения под будущее училище.
Для пропаганды своих идей комитет публикует и распространяет среди горожан брошюру, рассказывающую о целях и содержании будущей работы. «Делу мешали пессимисты, которые утверждали, что дети, лишенные навсегда зрения, по окончании курса обучения в заведении не смогут применять на практике приобретенные ими знания, не смогут своим собственным трудом добывать средства на пропитание. Они утверждали также, что школы для слепых детей из бедных крестьянских семей совсем не нужны, так как в дальнейшей жизни эти дети будут лишены того, чем заботливо окружили их в учебно-воспитательном заведении» [24, с. 7-8].
Комитет командирует в Германию Е. А. Фрезе3, «пожелавшую посвятить свою жизнь делу воспитания слепых детей, для изучения способов и приемов обучения слепых детей в западных стра-
1 Долгоруков Владимир Андреевич (1810—1891) — князь, московский ге
нерал-губернатор (1865—1891). При Долгорукове в рамках общероссийских
преобразований в Москве проведены земская (1865) и городская (1870) ре
формы; открыты Московская консерватория (1866), Высшие женские курсы
(1872), Исторический музей (1883); проведены Политехническая (1872), Все
российская промышленно-художественная (1882), к 25-летию Общества по
ощрения трудолюбия в Москве (1888) и другие выставки. При активном со
действии Долгорукова во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг.
в Москве и Московской губернии организовано около 20 комитетов Общества
Красного Креста, собрано около 1,5 млн р. пожертвований в пользу общества,
устроены помещения для госпиталей на 2400 коек. В соответствии с должност
ным статусом Долгоруков являлся президентом, председателем, попечителем,
покровителем, почетным, постоянным и действительным членом различных ор
ганизаций. Пользовался большой популярностью у москвичей.
2 Почетным председателем Распорядительного комитета согласился
стать генерал-губернатор Москвы князь В. А. Долгоруков, председателем из
брали Г. Дикгофа.
3 Полагаем, Е. А. Фрезе — дочь Фрезе Александра (Августа) Устиновича
(1826—1884) — одного из первых профессоров психиатрии в России. А. Фре
зе — сын обер-пастора из Ревеля. Служил ординатором в Преображенской
больнице для душевнобольных (1854), открыл частную психиатрическую ле
чебницу (1855—1863). С 1866 г. основал и возглавил Казанский окружной
дом умалишенных, одновременно преподавал психиатрию в Казанском уни
верситете.
ГЩтР
^; ■••/:-■■■ ■
.
СИСТЕМА СПЕЦОБРАЗОВАНИЯ
нах» [25, с. 8]. По возвращении госпожа Фрезе (так как школа все еще не была открыта) приступила к обучению слепых детей, находившихся в приюте принца Ольденбургского (открыто при богадельне Московского дамского попечительства о бедных). Тем временем Распорядительный комитет сумел собрать недостающую сумму, и, наконец, в 1882 г. Московское учебно-воспитательное заведение для слепых детей открылось, приняв 20 воспитанников.
Училище, разместившееся на арендованной площади дома Веры Ивановны Фирсановой1, состояло из двух отделений — школьного и ремесленного. Неудивительно, что московские энтузиасты, большинство из которых составляли лютеране или принявшие православие немцы, особый акцент сделали на обучение ремеслам. Они, как и первая попечительница всех благотворительных учебных заведений — императрица Мария Федоровна, важнейшим итогом обучения считали экономическую независимость и самостоятельность выпускников специального училища. Члены инициативной группы мечтали дать слепому возможность обеспечить будущую жизнь собственным трудом. Попечительное общество распространило свою заботу на детей, живущих преимущественно в Москве и Московской губернии, без различия вероисповедания и происхождения.
Несмотря на многие субъективные и объективные причины, не позволявшие энтузиастам быстро исполнить намеченные планы, школа крепла. Уже через три года после создания она располагала необходимым оборудованием для книгопечатания шрифтом Брай-ля2 и начала издавать оригинальную, не уступающую европейским стандартам учебно-методическую литерат<