Роль педагога в социальном проектировании.
Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.
Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку.
Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого “буфера” — не исказить социальную действительность, не “надеть” на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь.
Структура работы над проектом
Для того чтобы иметь целостное представление о содержании будущего проекта, рассмотрим структуру построения проекта представленную следующей схемой, которая включает в себя восемь стадий:
Рассмотрим каждую стадию подробней.
Стадия. Подготовка обучающихся к работе над проектом
Задачи первой стадии:
- актуализировать знания учащихся о структуре органов государственной и местной власти;
- проанализировать нынешнюю ситуацию на данной территории;
- рассмотреть вопросы влияния общественности, СМИ на политику администрации.
Данная стадия предполагает в живой, дискуссионной форме проверку знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности, их представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области.
На этой стадии педагогу предстоит рассказать о специфике проекта, его возможностях решения важных проблем в своей местности. Стоит выяснить желание ребят участвовать в проекте, в какой роли они видят себя (аналитиков, социологов, редакторов, оформителей и др.)
Следует объяснить учащимся, что в государстве существуют органы власти, которые руководствуются, прежде всего, законами и широкая общественность - граждане государства, интересы которых не всегда бывают услышаны и реализованы властью.
Для того чтобы власть в своей деятельности реализовала интересы граждан, необходима целенаправленная «общественная политика», которая, в основе своей, стоит на защите прав личности и обеспечения общественного блага.
Важно, чтобы учащиеся, приступая к проекту, поняли роль граждан в формировании общественной политики, которая представляет собой комплекс действий группы людей по отношению к государственным и местным органам власти по реализации какой-либо актуальной для них программы.
Итог работы на первой стадии: четко сформированные представления учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).
Стадия. Выбор проблемы
Задачи второй стадии:
- детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения;
- способствовать формированию ясного понимания проблемы, над которой предстоит работать команде;
- соизмерить уровень возможностей учащихся по отношению к решению выбранной проблемы.
Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой отражают актуальные проблемы села, района, города, региона. Школьники, перебирая каждый из лепестков, обсуждают проблемы, осознавая сложность окружающего мира.
Объектомдеятельности могут выступать:
- социальные явления («социальные негативы» - курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм и др.)
- социальные отношения (отношения к старикам, инвалидам, молодежи, детям; отношения к клиенту, к потребителю, к заказчику и др.);
- социальные институты (органы власти и управления, политические партии, больница, школы, вуз и др.);
- социальная среда (ландшафт - природный, городской, сельский; социальный ландшафт - пандусы, остановки, реклама, места отдыха и выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство зданий, исторических объектов, стадионов и др.).
Субъектами становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.
Вполне уместным средством поиска проблемы проекта может быть и домашнее задание для школьников:
а) обсудить с родителями, друзьями, жителями своей местности различные предложения по улучшению жизни местного сообщества;
б) собрать компактную информацию по той проблеме, которую большинство граждан считают наиболее важной и требующей оперативного решения;
в) проанализировать определившуюся проблему по ряду критериев:
- важность данной проблемы для региона (области, города, села…) с точки зрения всего сообщества;
- актуальность ее решения для определенных социальных групп;
- возможность ее реализации (полностью или частями) силами команды учащихся.
С целью выявления актуальной проблемы несложно организовать игру «Ящик предложений». Это может быть коробка, возле которой лежат листочки бумаги и ручка, для того, чтобы каждый из школьников в любой удобный момент мог написать свое предложение, высказать свое мнение или пожелание, а также поделиться тем, что не может или не хочет публично сказать всем. Затем в классе можно организовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике.
В целях соотнесения своих представлений об актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возможно проведение социологического опроса определенного контингента респондентов.
Можно провести также интервью с родителями, родственниками, соседями, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают о проблемах местного сообщества, и как они относятся к ним.
При выборе проблемы можно также провести экскурсию учащихся по своему району с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать приемы неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени.
Другой формой выявления насущных проблем сообщества может быть анализ материалов массовой информации, который по обилию публикаций может сориентировать школьников на изучение серьезной задачи, которая до сих пор пока не решается на данной территории.
После обсуждения спектра проблем, характерных для конкретной местности, можно разделить учащихся на малые группы (3-5 человек), каждая из которых должна представить свои аргументы относительно проблем по предлагаемой матрице (см. Приложение 1).
При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как:
- посильность задачи для школьной команды;
- ее соответствие возрасту и возможностям учеников;
- конституционность и реальность ее реализации в этой местности;
- сумма затрат и сроки необходимые для реализации проекта;
- ожидаемые результаты.
В ходе активного выбора проблемы учащиеся дискутируют, оценивают предложения одноклассников по следующим вопросов:
- Почему данная проблема приобрела особую актуальность?
- Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась нерешенной?
- Что можно узнать об этой проблеме из СМИ?
- Можно ли ее решить посредством общественной политики?
- Как можно решить проблему, изменив уже существующие на данной территории программы?
Успешность работы на этом этапе во многом зависит от активной роли педагога, его способности организовать командную работу, осторожно, и в то же время твердо, направлять деятельность школьников в оптимальном для решения данной задачи направлении.
Итог работы на второй стадии: выбор путем рейтингового голосования наиболее актуальной проблемы для дальнейшей работы над проектом.