Восприятие Бога московской молодежью
ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В ТО, ЧТО: | Процентное соотношение ответов (%) |
Есть Бог, который создал человека по Своему образу и подобию | |
Есть что-то свыше, от чего мы все зависим | |
Ничего сверхъестественного не бывает |
Таким образом, религиозные знания студентов поверхностны, их представления о Боге, религии и морали абстрактны, а сами они, как неопределившиеся с верой, являются прекрасным объектом для идейного влияния извне, потому что проще всего переубедить неопределившихся. Поэтому представленная модель дополнительного образования предлагает не идти на поводу у аудитории и вместо аморфного использовать гибкий стиль общения, сознательно направляя аудиторию от итсизма в сторону восприятия традиционных для российского общества ценостей.
4) Используя системный подход, концепция дополнительного образования предлагает рассматривать основную традиционную религию России православие как систему, границы которой итсизм размывает своей неопределенностью.
Социологи ИПССО попросили 400 респондентов от 15 до 22 лет указать степень своей религиозности по 10-балльной шкале, где 1 балл означал полное безверие, а 10 баллов — безукоснительное признание Бога [14, с. 117-118; 16, с. 99-100]. В итоге как абсолютно верующими, так и совершенно неверующими признали себя примерно по 12% от всех опрошенных. В целом, верующими и скорее верующими, чем неверующими, оказались 46,5%, то есть чуть меньше половины молодых москвичей. Соответственно, неверующих и скорее неверующих, чем верующих, выявлено 53,5%, из которых атеистами назвались лишь 15%. Самым популярным был ответ «5 баллов», то есть середина между верой и безверием (16%). От 7 до 11% пришлись на лиц, поставивших своей вере 2, 3, 4, 6, 7, 8 и 9 баллов.
Можно было бы подумать, что речь идет об агностицизме московской молодежи — сомнениях в существовании Бога. Однако скорее всего,следует говорить об итсизме — аморфной вере «во что-то», поскольку абсолютное большинство — 76 % опрошенных — все же признали, что, пусть и сомневаясь в существовании Бога, они во что-то верят. Это те респонденты, которые оценили свои религиозные чувства от 2 до 9 баллов. Таким образом, исследователь может констатировать тот факт, что вера большинства респондентов размыта, но это никак не значит, что вера отсутствует. Просто она не совсем ясна самим школьникам и студентам.
Для наглядности процентное соотношение всех 10 уровней религиозного чувства молодежи от 1 до 10 баллов показано на нижеследующем Рисунке:
Рис. Соотношение уровней религиозного чувства молодежи
При размывании границ из внешней среды в систему проникают чужеродные для российской культуры элементы – сектанты, оккультисты и представители восточных культов. Поэтому для осуществления ликвидации духовной неграмотности не предполагается борьба с атеистами, которых как среди молодежи, так и среди взрослых всего около 15% и которые имеют сложившиеся убеждения. Не ставится целью переубедить атеистов и сделать их верующими. Вместо этого предлагается инновационный подход, основанный на информировании и убеждении инертного и неопределившегося большинства учащихся – итсистов. Концепция исходит из признания факта духовной безграмотности итсистов, которые могут изменить свою позицию при получении дополнительных знаний о религии и духовной культуре своего народа.
5) Среди подростков и молодежи распространяется моральный релятивизм – мысль о том, что вечных моральных ценностей не бывает, все нравственные постулаты относительны и если в какой-то момент это понадобится, то можно отказаться от следования морали. В целях борьбы с релятивизмом целесообразно объяснение практически значимой стороны морали, раскрытие религиозного понятие греха и демонстрация примеров, приводящих людей от отрицания морали к деструктивным последствиям (войнам, самоубийствам, уголовным преступлениям, пьянству и наркомании). При этом учитывается, что по поводу межличностных отношений позиции верующих и неверующих могут совпадать, так как и те и другие в основном не одобряют делинквентное поведение. Примеры девиации должны быть яркими и убедительными и содержащими поучительные подробности, поскольку идея только тогда овладевает сознанием, когда рисует в нем яркий и запоминающийся образ.
6) Среди детей, молодежи и старшего поколения имеется растущий интерес к религии. Социологические опросы показывают, что верящих в Бога, рай и ад (просто верующих) становится все больше, и общество признает возможность влияния Церкви на обсуждение и решение важнейших социальных проблем через консультации. Доверие общества государственным институтам невелико, так как в России не разработаны до конца механизмы оказания помощи нуждающимся категориям граждан. Сами граждане не привыкли брать на себя ответственность за свои поступки. Поэтому многие люди психологически готовы искать объединяющую их идею и опору в религии. Дополнительное образование может использовать это настроение и предложить как объяснение ответственности личности за свой нравственный выбор, так и информирование о позиции религиозных общин по социально злободневным вопросам.
7) Против Церкви и христианства в целом ряде средств массовой информации фактически ведется пропагандистская кампания, которая рассчитана не на традиционно верующих и не на атеистов, а на неопределившееся большинство [7]. Нередко священнослужители, родители и педагоги сами дают повод для критики. Но невозможно учить нравственности, если учитель подает обратный пример. В отношении критики Церкви модель дополнительного образования должна включать в себя разные подходы для работы со взрослыми и детьми. Взрослым предлагается объяснение целей и средств антирелигиозной кампании, а детям — приведение исторических примеров людей, ведших достойный образ жизни, и упорной борьбы против общественной дискредитации морально-религиозных ценностей.
8) Среди учащихся учебных заведений крупных городов неизбежно встречаются представители разных национальностей и конфессий. Поэтому преподаватель, рассказывающий учащимся о религиозных ценностях и традициях отдельных народов, никогда не должен забывать о старых и современных межнациональных конфликтах. Если они актуальны для того города, где ведется преподавание, то педагогу заранее нужно подготовить ответы на простодушные ученические вопросы о существовании условно «хороших» и «плохих» народностей. Своими ответами, содержащими конкретные примеры и пояснения, учитель должен постараться убедить учеников в том, что нет «хороших» и «плохих» народов и традиционных религий. Для этого требуется тщательная подготовка педагогов учреждений дополнительного образования к каждому новому занятию, во время которой им необходимо отобрать учебную информацию, позволяющую указать на общие, объединяющие разные народы, культурные факты.
3 Направления реализации модели дополнительного образования с учетом национальных и религиозных условий
Для реализации модели дополнительного образования с учетом национальных и религиозных условий можно предложить ряд конкретных мер:
а) разработка учебных программ для работы с педагогами и учащимися средних школ и вузов крупного города;
б) разработка учебно-методических рекомендаций по внедрению составленных программ;
в) издание расширяющих дополнений к учебникам по школьным и вузовским обществоведческим дисциплинам;
г) введение факультативных курсов для школьников младших и старших классов;
д) введение курсов дополнительной специализации для студентов вузов;
е) введение курсов повышения квалификации молодых школьных учителей;
ж) подготовка инновационной литературы, предназначенной для учителей, школьников, студентов и аспирантов.
Введение в дополнительное образование предметов по изучению национально-религиозной культуры призвано консолидировать педагогическую и родительскую общественность, представителей конфессий и органов управления образованием в деле нравственного и патриотического воспитания детей и как результат – вернуть в систему образования воспитательную составляющую на основе традиционных религиозных ценностей. Задачи, стоящие перед современной системой образрвания, требуют создания «тематически-смыслового пространства совместной деятельности педагогов» и «родителей на каждом этапе школьного обучения» [11: с. 34].
Дополнительное образование в крупных городах должно предполагать школьное преподавание религиоведения по выбору семей учащихся и вузовское — по выбору студентов. Изучение религиозных культур и этики по выбору семьи (родителей или уполномоченных лиц) или самого учащегося – это оптимальная форма духовно-нравственного воспитания. Подобная организация процесса не способствует росту межрелигиозной или межэтнической напряженности, а содействует взаимопониманию представителей различных культур и народов, собранных в мегаполисах.
Способность учителя «применять знания, умения и опыт в профессиональной деятельности предполагает детальную расшифровку того, о каких знаниях, умениях и опыте идёт речь» [3: с. 24]. Поэтапная реализация программы повышения духовно-нравственной культуры учащихся в рамках системы дополнительного образования выстраивается по 4-м основным направлениям:
1) Развитие духовно-нравственной культуры учащихся младших и средних классов общеобразовательной школы.
В процессе взросления школьника «ценности умственного и нравственного развития» постепенно «начинают заслонять ценность его физического развития. … В ходе этого периода, … в зависимости от этнокультурных и отчасти индивидуальных особенностей, доминирующее значение приобретает познавательная мотивация» [12: с. 14]. Поэтому содержание нравственного воспитания и обучения на данном этапе включает в себя:
1.1. Ознакомление школьников с доступными для их восприятия мультипликационными и художественными фильмами (например, «Доживем до понедельника») и произведениямиживописи (например, картинами Васнецова), имеющими нравственную основу и формирующими высокий эстетический вкус у ребенка и подростка.
1.2. Прослушивание лучших образцов классической музыки (например, «Метели» Свиридова) и ознакомление с музыкой, песнями и танцами разных народов (русского, украинского, татарского, кавказских народов и т.д.).
1.3. Приведение примеров честности и самопожертвования из отечественной истории (Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, герои Отечественной войны 1812 г., воины и труженики тыла в годы Великой Отечественной войны и т.д.). Особый акцент следует делать на примерах совместной борьбы и на совместных достижениях разных народов, проживающих на территории России.
1.4. Чтение адаптированных фрагментов Библии (и иных священных текстов), где содержатся призывы к любви, терпению, воздержанности, трудолюбию, бескорыстию и состраданию (с перечислением всех христианских заповедей, примерами и комментариями).
1.5. Показ репродукций произведений национального и религиозного искусства русского и иных народов с объяснением их значения и экскурсии с посещением самых известных храмов и иных памятников архитектуры родного города.
1.6. Демонстрация примеров доброго отношения к людям и животным для развития чувства эмпатии (забота о больных, помощь родным и одноклассникам, гуманное обращение с домашними животными и т.д.).
2) Развитие духовно-нравственной культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы и профтехучилищ.
Содержание обучения на данном этапе включает в себя:
2.1. Ссылки на кинофильмы (например, «Остров» Лунгина) и литературные произведения нравственной направленности (например, «Братья Карамазовы» Достоевского).
2.2. Рекомендации к прослушиванию духовной музыки (например, Глинки, Мусоргского или Рахманинова) и лучших образцов современной музыки разных народов.
2.3. Примеры из истории народов России, показывающие духовность, жертвенность и созидание (Пересвет и Ослябя, патриарх Гермоген, адмирал Ушаков, Багратион, Александр Матросов, Сидор Ковпак и др.).
2.4. Обсуждение доводов великих философов, ученых, писателей и богословов (разных конфессий), призывавших к добру, милосердию и нравственному самосовершенствованию и признававших связь морали с религией (Заратуштра, Конфуций, Платон, ветхозаветные пророки, христианские апостолы, Р. Декарт, Г. Лейбниц, М. Ломоносов, А. Пушкин, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Д. Менделеев, И. Павлов, А. Эйнштейн, А. Швейцер и др.).
2.5. Обсуждение исторических и современных социальных (включая межнациональные и межконфессиональные) конфликтов с указанием их действительных причин и способов разрешения на основе объединяющего всех людей духовного мировосприятия.
2.6. Ссылки на основы вероучений и культурные традиции народов России с изложением истории их развития и с демонстрацией положительных примеров нравственного, с религиозной и светской точек зрения, образа жизни. Показ взаимосвязи светской и религиозной этики.
При этом надо учитывать, что моральный релятивизм молодежи заставляет ее относиться к религиозной этике субъективно и избирательно. Об этом говорят данные онлайн-опроса, проведенного ИПССО среди 540 молодых респондентов [13, с. 155]:
Таблица 6.