К лицам, совершающим безнравственные поступки
КАКОВО ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛИЦАМ, ПОСТУПАЮЩИМ БЕЗНРАВСТВЕННО В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА В ОТСТУПЛЕНИИ ОТ МОРАЛИ НЕ ВИДНО ВРЕДА ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ? | Частота (чел.) | В процентах (%) | ||||
Школь-ники | Студенты | ВСЕГО | Школьники | Студенты | ВСЕГО | |
Терпимое (с пониманием) | ||||||
Безразличное | 12,75 | 26,75 | ||||
Резко отрицательное | 9,5 | 7,75 | 17,25 | |||
ИТОГО |
Но все это следствия, а не причины социальных проблем, при том, что для профилактики любой проблемы требуется повлиять именно на причину, а причиной в данном случае является незнание многими детьми и родителями основ национально-религиозной этики. Помочь ликвидировать это незнание призвана учебная модель, разработанная кафедрой общей и прикладной социологии ИПССО МГПУ.
1 Общая характеристика новой модели дополнительного образования с учетом национальных и конфессиональных условий жизни большого города
Цель организации дополнительного образования с учетом национальных и конфессиональных условий — повышение культурно-образовательного и нравственного уровня развития личности учащихся и работников городских школ и вузов. В виде предложенной модели общество получит учебный продукт, который можно легко внедрять в современную систему дополнительного образования Москвы и других крупных городов России. Поэтому модель отражает интересы не только верующих, но и всего общества, от духовно-нравственного состояния которого зависят смысл и уровень жизни народа.
Для достижения поставленной цели в ходе реализации заложенной в модели программы должны быть решены следующие задачи:
а) историко-онтологическая – отобрать и представить педагогам и учащимся в системном виде самую необходимую информацию о возникновении, развитии и роли в современном обществе традиционных для России религиозно-нравственных учений и ценностей;
б) социально-культурная – помочь школьному преподавателю, родителям и ребенку сохранить традиционные связи между поколениями и преодолеть ценностное отчуждение между детьми и взрослыми, столь характерное для жителей крупных городов;
в) идеологическая – помочь учителю и ученику сформулировать критерии нравственного поведения в условиях общего идейного кризиса и создания в городах общества потребления;
г) мировоззренческая – опровержение утверждения о несовместимости педагогической и духовной мысли и предотвращение попыток введения религиозно-культурологического образования без учета мнения религиозных организаций, когда эти попытки влекут за собой искажение содержания преподаваемого материала;
д) организационная – организация духовно-нравственного воспитания на основании принципа системности;
е) психолого-педагогическая – устранение психологических преград для осуществления выбора мировоззренческих основ воспитания детей в семье и в образовательных учреждениях и преодоление сложившегося на практике разделения сфер образования и воспитания.
Модель дополнительного образования в представленном ниже виде имеет инновационный характер. Ее инновационность определяется:
а) опорой на современные научно-эмпирические данные — на регулярно проводящиеся кафедрой общей и прикладной социологии ИПССО исследования религиозного сознания и нравственного состояния московских школьников и студентов [13, 14, 15, 16];
б) созданием в системе среднего и высшего образования педагогических технологий, позволяющих комплексно и в определенные сроки решать проблему духовно-нравственной безграмотности московских юношей и девушек.
В основе модели лежит гипотеза о ее реалистичности. Уверенность в возможности реализации модели основана:
а) на результатах эмпирических исследований духовного мировосприятия и поведения молодежи;
б) на апробации предложенных в модели направлений работы с молодежью в ходе преподавания в ИПССО учебных дисциплин «Социология религии» и «История и теория религий».
Опрос социологов ИПССО МГПУ позволяет утверждать, что большая часть молодежи принимает идею о введении дополнительного учебного курса, знакомящего учащихся с основами религиозных верований и культур разных народов [16, с. 102]:
Таблица 4.
Отношение школьников и студентов