Разработка педагогического проекта. Тема «Мир народной игрушки». Занятие кружка для младших школьников».
Младший школьный возраст 7-11 лет.
Ведущая деятельность – учение.
Новообразования: развитие внутреннего плана действия, рефлексия, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, произвольность.
Цель урока: познакомить детей с древней русской куклой, формирование навыков работы с тканью.
Задачи: познакомить с основными видами народной игрушки, развивать моторику, развивать любовь к древне-русской культуре, способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном художественном творчестве.
Материалы: кусочки различной ткани, веревки, цветные нитки, различные украшения для куклы, ножницы, клей.
Зрительный ряд: образцы и иллюстрации с изображением народных кукол, методическое пособие с поэтапным изготовлением куклы.
План урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение нового материала.
3. Обсуждение порядка самостоятельной работы.
4. Самостоятельная работа.
5.Анализ работ.
Ход урока
1.Учитель приветствует детей, успокаивает, привлекает внимание, настраивает на работу. Объясняет тему урока.
2. Объяснение новой темы. На уроках ИЗО мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Назовите предметы, украшаемые древними образами. Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы из сучьев веток, деревьев. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы- обереги, игровые и обрядовые. Мы сегодня поподробнее узнаем как изготавливались куклы-закрутки, которые относятся к игровым. А делать их очень просто: туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Таким же способом изготовлены руки. Обращаю внимание детей на методическое пособие по изготовлению куклы-закрутки образцы таких кукол, а так же иллюстрации с изображением русских кукол.
3. Опираясь на схему, создать свою куклу-закрутку с помощью материалов, которые вы принесли на урок. Сначала делаем туловище и руки, скручивая кусок материала, затем голову, перевязывая ниткой конец скрутки. И теперь самое интересное - наряжаем свою куклу: из кусочков материала делаем юбку, платье или сарафан, на голову можно повязать платок или другой головной убор. Также на ножки можно надеть сапоги, сделанные из материала. Все зависит от вашей фантазии.
4. Самостоятельная работа учащихся ведется по намеченному плану. Учитель помогает в выборе правильных решений. Наблюдение и помощь в выполнении работы. Особое внимание обращается на аккуратность выполнения работы.
5. Подведение итогов урока. Игрушки выставляются перед классом, проводится обсуждение.
2. Модернизация образования в России: характеристика основных направлений и принципов реализации.
Определение общих целей образования в «Стратегии модернизации содержания общего образования», основные условия их достижения: разгрузка учебного материала, вариативность и личностная направленность системы образования, развивающая направленность и возрастная адекватность образования. Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования.
Принятая Правительством РФ к реализации «Программа модернизации системы образования на период 2000 – 2010 гг.» планирует ряд кардинальных преобразований в общем, среднем профессиональном и высшем профессиональном образовании.
На пороге 21 в. Правительство РФ анализирует болезненные проблемы отечественной системы образования и формирует первоочередные задачи – обеспечить «доступность – качество – эффективность образования».
Программа модернизации системы образования в России с целью устранения ряда недостатков и негативных тенденций, проявляющихся в современном российском образовании, предусматривает решение следующих задач:
- реализация срочных мер по развитию общего образования;
- перевод общеобразовательных учреждений на уровень субъектов Федерации с возможностью делегирования местным властям части полномочий по содержанию общеобразовательных школ;
- осуществление комплекса мер, направленных на изменение социального статуса учителя;
- получение образовательными школами статуса юридических лиц;
- создание при общеобразовательных школах попечительских советов;
- разработка стандартов содержания общего образования;
- разработка федерально-региональных нормативов финансирования общеобразовательных учреждений;
- акцент в деятельности школы на воспитание детей, особенно на формирование здорового образа жизни;
- разработка новой структуры и содержания общего образования с 12-летним обучением на основе эксперимента;
- переход на начало обучения (как и в большинстве стран мира) с 6-летнего возраста;
- введение старшей профильной школы (профили гуманитарный, естественнонаучный и т.п.);
- начало изучения иностранных языков и информатики со 2-го класса;
- большая практическая ориентация содержания школьных программ;
- увеличение времени на физическую культуру, формирование навыков здорового образа жизни;
- 11 или 12-летнее полное среднее образование не должно быть обязательным: около 50 % детей после основной школы будут поступать в ПТУ и техникумы, остальные в старшую профильную школу, в основном для подготовки к поступлению в ВУЗы.
Билет №19
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Ярмарка народных ремесел» Внеклассное занятие». 5 класс.
2. Современные принципы педагогики искусства.