Разработка педагогического проекта. Тема «Натюрморт в графике » . 6 класс.
Подростковый возраст 11 – 16 лет. Вед. вид деятельности – общение со сверстниками. Основные психологические новообразования – появление чувства взрослости, развитие сознания.
Цель урока: формирование навыков изображения, выразительной компоновки натюрморта на листе бумаги; накопление практических навыков для выразительного исполнения графическими материалами.
Задачи урока: научиться владеть графическими средствами изображения, владея законами перспективы, соотношениями светлых и темных пятен, силуэтным построением, обучаясь графической грамоте, развить свои творческие способности.
Зрительный ряд: графические рисунки натюрмортов художников, учебные графические рисунки, таблица методической последовательности работы над рисунком.
Материалы: бумага, карандаш, резинка
План урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение нового материала.
3. Обсуждение порядка самостоятельной работы.
4. Самостоятельная работа.
5. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент (проверка посещаемости урока, готовности к уроку).
2. Сообщение темы урока. Учитель знакомит учащихся с графикой, как видом изобразительного искусства, с известнейшими художниками-графиками. Подкрепляет свой рассказ примерами: репродукциями натюрмортов, учебными графическими рисунками. Учитель указывает на натуру (группу из 2-3 предметов), которые ставятся на специальных столиках-подставках со стенкой для фона в трех точках класса: в середине класса и в проходах между партами. Уровень зрения выше предметной плоскости. Учитель показывает, что находится на первом, втором, третьем плане, обращает внимание на тональную разницу и на освещение предметов.
3. Перед классом вывешена таблица, на которой показан порядок работы над натюрмортом. Ученикам предлагается выполнить работу «Натюрморт в графике». Глядя на таблицу, обсуждаем порядок работы:
- нахождение композиционной схемы натюрморта;
- уточняя перспективное сокращение, используя штрих, пятно, линию, выполнить заданный рисунок.
4. Самостоятельная работа ведется по намеченному плану. Учитель параллельно на доске помогает воспроизводить необходимое изображение. При обнаружении типичной ошибки у учащихся учитель делает дополнительные пояснения.
5. Подведение итогов урока: выставка работ учащихся. Обсуждение их достоинств и недостатков.
2. Система, функции и способы управления образовательным учреждением.
Понятие «педагогическая система», сущность и назначение внутришкольного управления, структура управления образовательным учреждением, функции управления школой: педагогический анализ, виды педагогического анализа (параметрический, тематический, итоговый), функции целеполагания, планирования и организации в системе управления школой, контрольно-диагностическая функция, виды контроля (текущий и итоговый), педагогический мониторинг. Характеристика административных и общественных органов управления ОУ (директор, зам.директора, педагогическая конференция и совет школы).
Управление – это процесс нахождения связей между существующим состоянием систем и тем, которое предусмотрено целью управления.
Управление образованием – вид социального управления, которое предусматривает взаимодействие участников образовательного процесса с целью включения подрастающего поколения в жизнь общества.
Уровни управления образованием:
1. Федеральный (министерство образования и агентство)
2. Региональный (областное министерство и подведомственные ему учреждения и организации)
1. Муниципальный (местный – ГОРОНО)
2. Уровень образовательного учреждения
Система образования РФ – совокупность образовательных учреждений, работающих на основе государственного образовательного стандарта и образовательных систем разного уровня, органов управления и подведомственных им организаций.
Самым крупным объектом педагогического проектирования являются педагогические системы.
Педагогическая система - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.
Педагогические системы как объекты проектирования - это сложные образования, состоящие из разнокачественных компонентов. Например, в системы входят люди - педагоги и учащиеся; материально-технические предметы ТСО, ЭВМ; функции, выполняемые каждым из них. Их природа, внутреннее строение, возможности - все различно. Каждый из компонентов в свою очередь представляет собой системное образование.
Педагогические системы бывают малыми, средними, большими и супербольшими. К малым системам относятся отдельные системы воспитания учащихся. Например, в ПТУ есть системы производственного обучения, внеучебной деятельности учащихся, профессиональной ориентации, правового воспитания.
К системам средней величины относятся системы деятельности учебного заведения в целом, его работы с учащимися и их родителями, предприятием, предпринимателем и т. п. Это системы с внешними связями и связями малых систем между собой.
К большим подсистемам относятся системы образования района, города, области. Это, как правило, большие социально-педагогические комплексы, куда входят помимо школ и училищ учреждения культуры, производства, сфера быта и бытового обслуживания, а также управление данным регионом.
Суперсистемы (сверхбольшие системы) создаются для крупных по размеру и целям регионов, республик в целом.
Каждая система имеет свое назначение (цель) и, следовательно, свой набор компонентов.
Значение компонентов при проектировании любых педагогических систем обязательно, хотя их полный набор не всегда обеспечивается деятельностью педагогов.
Педсистемы - это особые образования. Каждой из них присущи свои специфические признаки:
- они всегда имеют цель - развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;
- ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник);
- любая из них строится и действует как система открытая, т. е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.
Основное значение пед. анализа, как функции управления состоит в изучении состояния и тенденции развития пед. процесса, объективной оценки его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системой.
Виды пед. анализа:
- Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах, на выявление причин, нарушающих его.
- Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых повторяющихся тенденций (система уроков, классных занятий, методы обучения, система работы учителей, деятельность пед. коллектива).
- Итоговый анализ охватывает более широкие временные рамки (по завершении четверти, полугодия, года, складывается из тематических и параметрических анализов)
Целеполагание – определяется особенностями пед. деятельности, а так же важно соотнести общую цель деятельности педагога с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.
Основные требования к целеполаганию в работе школы: реальность, непрерывность, конкретность выполнения.
Планы работы школы:
- Перспективный (на 5 лет) – отражается перспектива развития контенгента учащихся, обеспечение школ пед. кадрами, повышение уровня квалификации кадров, развитие материально-технической базы, соц. защита педагогов и учащихся, условия труда и отдыха.
- Годовой план – охватывает учебный год и летние каникулы, определение развития школы, причины возникновения трудностей, пути их устранения.
- Текущий план составляется на учебную четверть и является конкретизацией годового плана.
Структурные компоненты педагогической системы. Решающая роль в любой социальной системе принадлежит индивидуальному или коллективному субъекту управления. Одним из основных определяющих структурных компонентов педагогической системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей или управляющей системы.
Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллектив педагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии расширения его функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации деятельности. Так возникает проблема уровней управляющей системы. Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.
Первый уровень - директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.
Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.
Четвертый уровень - учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками: ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.
Билет №16
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Городской пейзаж ». 6 класс.
2. Профессионально-педагогическая культура учителя: сущность и основные компоненты.