Целостный педагогический процесс: основные функции и структура.
Понятие педагогического процесса. Структура и основные функции педагогического процесса. Закономерности и принципы организации и осуществления педагогического процесса. Факторы, обуславливающие эффективность педагогического процесса. Цели, содержание, формы, методы, средства, характер взаимодействия субъектов и условия организации педагогического процесса.
Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Структура педагогического процесса
Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Кузьмина.Н .В.):
1) цель обучения (Ц) (для чего учить);
2) содержание учебной информации (С) (чему учить);
3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить?);
4) преподаватель (П);
5) учащийся (У). Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.):
Педагогическая система (по Н.В. Кузьминой)
Е.Л. Белкин представляет пед. Процесс как педагогическую систему – часть социальной системы. Его пед. Система состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева (все элементы взаимосвязаны):
1. Цели обучения и воспитания.
2. Содержание обучения и воспитания.
3. Технология обучения и воспитания (методы, приемы, формы).
4. Организационные формы.
5. Педагог.
6. Учащийся.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он, будет иметь одну и ту же структуру:
ЦЕЛЬ --- ПРИНЦИПЫ --- СОДЕРЖАНИЕ --- МЕТОДЫ --- СРЕДСТВА --- ФОРМЫ.
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученики. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание - это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса предают ему логическую завершенность, законченность.
Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех структур: педагогической, методологической и психологической.
Организационные цели ставятся педагогом в области его управленческой функции. Например, может быть цель - использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся, расширить функции учащихся в оказании взаимопомощи в ходе занятия.
Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся, например: изменить методы преподавания, внедрить новые формы организации учебного процесса.
Функции педагога - состоят в том, чтобы сформировать у учащихся процедуры целеполагания; изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем. Совпадение целей педагога и учащихся - важнейшее условие успеха педагогического процесса.
Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на славе, на «эпоха мела и разговора кончилась», в связи с ростам информации, технологизации общества, возникает необходимость использовать технические средства обучения. Педагогические средства - это материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса. К педагогическим средствам относятся: учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядныe пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и пр.). Развитие дидактической техники и ЭВМ создало предпосылки для возникновения нового направления в педагогике - педагогической технологии. Суть ее состоит в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса. Педагогическая технология как бы сплавляет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса.
Педагогическая форма - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
СОДЕРЖАНИЕ:
ЦЕЛЬ ~ ПРИНЦИПЫ ~ МЕТОДЫ ~ ФОРМЫ
СРЕДСТВА
Существует широкий спектр взаимодействий в пед. процессе: "ученик-ученик", "ученик-коллектив", "ученик-учитель", "учащиеся - объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность-деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник-объект усвоения".
Место формы в педагогическом процессе
Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют формы простые, составные и комплексные. Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правила, одной теме (содержанию). К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, диспут, культпоход, «бой эрудитов»), шахматный турнир, концерт и т. п. Составные формы строятся на развитии простых или на их разнообразных сочетаниях: это урок, конкурс профмастерства, праздничный вечер. Конференция, КВН.
Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и пр.
Выделяют формы индивидуальной групповой и коллективной (фронтальной) деятельности учащихся. Можно выделить индивидуализированные формы (консультация, зачет, экзамен), формы взаимодействия (субботник, групповые соревнования, смотры, диспуты), кооперативные формы (когда цель достигается путем распределения функций между учащимися, например, игры, хозрасчетный кооперативный труд, сборы и т. п.).
Билет № 10
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета ». 2 класс.
2. Педагогические технологии: общая характеристика.