Этика как наука о нравственности

Этика (греческое ethos — обычай, нрав, характер) - философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. От античных философов (стоиков) идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т.е. совпадала с антропологией. И. Кант писал, что этика является трамплином, который позволяет людям подняться выше самих себя, освободиться от эгоистических склонностей и видеть в других личностях тоже личность.

В определении этики многие ученые сходятся на том, что этика есть наука, изучающая и дающая теоретическое обоснование нравственным поступкам людей, их нравственным взаимоотношениям, моральному сознанию. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла. Предметом этики является мораль.Мораль (латинское moralis — нравственный), нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают ценностное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими мораль включает и исторически преходящие нормы, принципы, идеалы.

Честь и достоинство, совесть и доброта, долг и ответственность – эти нравственные ценности всегда выражали лучшие устремления человечества, открывали перспективы совершенствования человека, придавали жизни смысл и достоинство. Особенно остро проблема морали стоит в наше время. Ведь самые выдающиеся достижения науки и технического прогресса зачастую оборачиваются катастрофическими последствиями для человека, если не происходит соответствующее развитие культуры и морали общества. Необходим решительный поворот общества к гуманистическим идеалам.

Различают гуманизм действенный, реальный и гуманизм абстрактный, отвлеченный, декларативный. Нередко речи политиков, многие законы, всевозможные постановления, резолюции до краев наполнены гуманистическими идеями. На деле же все происходит с точностью до наоборот. В чем же дело? К сожалению, для людей, пришедших к власти, нужды народа отходят на второй план. Властные структуры, как правило, заботятся о самосохранении, о собственном благе. Это отчетливо проявилось в годы коммунистического тоталитарного режима. Властные структуры никогда не должны забывать, что не народ существует для власти, а напротив власть для народа.

Проблема гармоничного сочетания личностных и общественных потребностей зависит как от государственной политики, так и от правильно поставленного воспитания каждой личности. Эти две стороны гармонии общества всегда отстают от требований жизни. Многочисленные разоблачения политиков всех времен и народов отчетливо это показывают.

Реальному гуманизму противостоит антигуманизм (индивидуальный, групповой, национальный. государственный). Для его преодоления необходимы эффективные, реально осязаемые усилия по созданию человеческих условий существования народа.

Суть перемен в сфере образования состоит в том, что вследствие смены общественно-политической и экономической формации в России от концепции коммунистического воспитания пришлось отказаться. Однако отказ от старого не привел автоматически к появлению новой концепции. К сожалению, в настоящее время в стране наблюдается кризис образования и воспитания. Его проявление состоит в том, что большинство общеобразовательных и профессиональных школ (в том числе и вузы) перестали целенаправленно заниматься воспитательной работой с обучающимися. Многие общественные детские и молодежные организации вообще перестали существовать. Молодежь оказалась в идеологическом и моральном вакууме, дезориентированной, лишенной определяющих мировоззренческих и жизненных идей. Положение усугубляется сложной социально-культурной обстановкой и агрессивной средой, где одно из ведущих мест занимают средства массовой информации, шоу-культура и сама молодежная субкультура с многочисленными неформальными объединениями и увлечениями, которые граничат с психическими отклонениями. К этим последним можно отнести массовое курение табака, потребление пива, игроманию и т.д. Семья и семейное воспитание тоже находятся в кризисе и чаще всего не способны противостоять наступлению антикультуры.

В значительной степени возросли такие неподдающиеся измерению, но весьма заметные в молодежной среде кризисные показатели, как агрессивность, жестокость, цинизм, неприятие каких либо общественно значимых идеалов, легкомысленное отношение к жизни, к своему здоровью, рост преступности, алкоголизма. Современная молодежная среда шокирует вовлеченных в водоворот ее жизнедеятельности старших – учителей, преподавателей, родителей и др. по всем параметрам: поведению, разговорному сленгу, отношением к учебе, жизни, семье и т.д. Асоциальное поведение определенной части молодежи проявляется как сексуальные девиации (беспорядочные половые связи), проституция, совращение подростков, вовлеченность в азартные игры, иждивенчество, пьянство, хулиганство, вандализм, грабежи и т.п.. Над всем этим «нравственным опустошением» доминирует феномен молодежной наркомании. Усредненный процент употребляющих наркотики молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет составляет 20,5% [31].

Большой вред делу воспитания наносит социальная несправедливость. На фоне бедности большинства населения страны олигархи баснословно богаты.

Кризис нашего общества во многом зависит от утраты нравственных норм и ценностей. Одними социально-экономическими и политико-правовыми реформами преодоление кризиса невозможно. Необходимо сформировать у людей новое мировоззрение, новый менталитет, возвышающий мораль над экономическими, социальными и политическими процессами.

Следует знать, что не уроки этики формируют нравственность человека, а вся окружающая действительность, социально-экономическое устройство общества и, наконец, моральные ценности самих властных структур. Изучение же этики делает проблему прозрачной и ясной и открывает пути преодоления общественных недостатков.

Основные понятия этики и задачи воспитания учащихся

Добро и зло. Наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, обозначающие должное и нравственно-положительное (благо), нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках, мотивах людей, в жизни общества.

Перед людьми всегда стоял вопрос: что есть добро, справедливость, гуманизм. Почему благо для одних оборачивается горем и страданием для других? Например, нечестный человек, сумевший сколотить большой капитал, создал благо для себя и своей семьи. Этот человек искренне верит в истинность и справедливость своей позиции. Он не понимает, что его благо создано за счет обмана и ограбления масс. Собственные, эгоистические интересы для него важнее всего. Можно ли назвать такую позицию высоконравственной? Скорее всего – нет.

Что делать, когда коррупция разъедает общество? Необходимо создать такую систему законов, чтобы чиновникам невыгодно было брать взятки, чтобы олигархи охотно делились бы своим богатством, чтобы само обогащение одних за счет других было бы исключено. Для этого нужны не только справедливые, но и действенные законы, а не декларативные.

Здесь уместно привести слова Е.В.Золотухиной-Аболиной: «Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества, что позволяет человеку жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства» [65].

Честь и достоинство. Энциклопедические словари определяют честь как внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, благородство души, чистую совесть.

Неверным было бы думать, что в период перехода нашего общества к рыночным отношениям многие люди ради наживы и стремления быстро разбогатеть, теряют честь и достоинство. В действительности это далеко не так. Основная масса населения любого общества – люди честные и порядочные. Просто некоторые любят поговорить о том, что сейчас все нечестные, все воруют, все заботятся только лишь о своем благе в ущерб другим. Исследования показывают, что нечестными и недостойными является лишь небольшая часть людей, которые и создают ложное впечатление, что таких людей много. И в то же время следует отметить, что современная социальная ситуация способствует увеличению количества таких людей.

Понятия «честь и достоинство» имеют и юридическую сторону. По Гражданскому праву Российской Федерации гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший их не докажет, что они соответствуют действительности; пострадавший вправе также требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением порочащих сведений. В случае невозможности установления лица, распространившего указанные сведения, гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании указанных сведений не соответствующими действительности.

Долг и ответственность. Человек, живущий в обществе, не может быть свободным от долга и ответственности. Как утверждает философия, свобода – это лишь познание необходимости. Чем лучше человек исполняет свой долг перед обществом, тем более он является свободным, т.к. общество идет ему навстречу, поощряет его. Ответственность человека перед обществом должна быть всесторонней. Иногда бывает, что у родителей лояльных и ответственных, хороших работников, вырастают безответственные дети, которые совершают неблаговидные поступки, уходят в наркотизм, криминал. Воспитать своих детей достойными гражданами – исключительно важный долг и ответственность родителей.

Ответственность человека перед обществом велика, особенно она велика у людей, стоящих на верхних ступенях иерархической лестницы. Конечно, народу очень больно сознавать, например, что человек, стоящий во главе общества алкоголик или стяжатель.

Честность и справедливость. Эти понятия относятся к высшим нравственным ценностям. С ними очень тесно связаны правда и правдивость. В свою очередь понятие «правда» имеет прямое отношение к родственным понятиям «правый», «правильный». «Правда – это некоторый образцовый порядок бытия человеческих отношений, которому необходимо неукоснительно следовать для того, чтобы на земле воцарилась гармония между людьми» (там же).

Правдоискательство – высокий уровень нравственной деятельности, поиск справедливого людского суда, при котором жестокие и злые силы будут наказаны, а добрые вознаграждены. К сожалению не всегда это происходит, хотя и говорят: «Добро победит зло». Тот, кто живет по правде, тот и является высоконроавственным человеком. «Правда – это соответствие наших представлений объективному положению дел». В этом смысле понятие «правда» близко стоит к понятию «правдивость». В тоталитарную эпоху в нашей стране существовал всеобщий обман народа: СССР – самая демократическая страна в мире, «нет такой другой страны на свете, где так вольно дышит человек», отсутствие эксплуатации, справедливый суд. На самом деле все было «с точностью до наоборот».

Исключительно важную роль играют честность, правдивость и справедливость в межличностном общении, в общении между группами, в объективной деловой и коммерческой информации. Наше общество еще не дошло до полной правдивости информации. Взять хотя бы рекламу. Она часто построена на недостоверной информации. Очень часто товар не соответствует тем качествам, которые приписывает им реклама. Нередко коммерсанты ради наживы идут на прямой обман. Мы дошли до того, что СМИ предупреждают, что не несут ответственности за достоверность рекламы! Возникает вопрос: зачем нужна такая реклама?

Справедливость – это, когда человеку, группе, поступкам, действиям, явлениям воздается то, что они действительно заслуживают, когда зло подлежит наказанию, а добрые дела поощрению. В справедливом обществе должны быть такие законы, чтобы было выгодно быть честным, правдивым и справедливым. К сожалению многие наши законы нуждаются в определенной корректировке.

Гражданственность и патриотизм. Как говорится, поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Великие слова. Гражданственность – это прежде всего ответственность каждого человека за судьбы своей страны, это причастность ко всему, что происходит в обществе, это не только сопереживание, сочувствие, но и активная жизненная позиция. Установка «моя хата с краю...» указывает на замыкание в собственном узком мирке, уход от действительности, отсутствие гражданственности. Гражданственность означает активное участие во всем положительном, что происходит в пределах отчизны. По исследованиям психологов у детей до 12 лет еще не сформировались нравственные понятия, однако это еще не говорит, что у них нельзя формировать гражданственность. Нравственные понятия формируются постепенно, и вначале они выступают в форме нравственных привычек. Гражданственность, как и все другие моральные качества можно развивать с раннего детства в форме правильных эмоций, чувств, действий, поступков, привычек. Вначале в виде сопереживания, сочувствия, а в дальнейшем – в форме активных действий. Такой правильно воспитанный ребенок в будущем никогда не станет на путь равнодушия к судьбам страны, тем более на путь криминала.

Очень близко к понятию «гражданственность» стоит понятие «патриотизм». Патриотизм – это любовь к родине. Патриот – человек, который высоко ценит страну, в которой он родился и вырос, ее традиции, культуру, язык и который искренне желает стать на защиту своего отечества, если на него посягнут враги. Патриотизм относится как к стране в целом, так и к тем местам, где родился и вырос, к тем местам, где он живет и работает. Патриотизм – это и деятельность на благо родины, это забота о благе страны. В патриотизме происходит самоотождествление личности со своим народом, страной ее культурой. Патриотизм, в частности, это и забота о развитии экономики своей страны, от которой зависит как ее процветание, так и жизненный уровень каждого человека. Нет ничего зазорного в призыве преимущественно приобретать отечественные товары (особенно данное проявление патриотизма развито в США, да и у нас этот принцип был бы весьма полезен). Патриот воспринимает успехи и победы своей страны как свои собственные успехи и победы.

И в то же время патриотизм не означает негативного отношения к другим народам и странам. Патриотизм ни в коем случае не отрицает достоинство других народов и наций, их стремление к лучшей жизни. Такое миропонимание проявляется в понятии «интернационализм». Оно является противоположным понятиям «национализм», «фашизм». Данные понятия утверждают превосходство одной нации над другими. К сожалению отголоски данных проявлений имеются во многих странах, в том числе и в нашей.

Анализируя вышеуказанные понятия, нельзя не остановиться и на таком понятии, как «космополитизм», который означает отказ от патриотических чувств, от национальной культуры и традиций во имя «единства человеческого рода». Космополит прежде всего становится маргиналом – «чужаком везде» (даже на своей родине). Однако не все люди, оторвавшиеся от своих корней, являются космополитами. Многие эмигранты вынуждены ими стать, чтобы не потерять свое достоинство, свои способности и таланты, для лучшей жизни. Утечка умов, к сожалению, произошла и в нашей стране в начале перестройки, да и сейчас еще не остановилась.

Опираясь на основы этики и теорию воспитания подрастающего поколения, можно уточнить цели и задачи образования и воспитания учащихся. Основу новой идеологии воспитания должна составить гуманизация. Гуманизация – это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценностей учащегося как личности, его прав на свободу, счастье и социальную защиту, развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Гуманизация образования означает, что каждая учебная дисциплина должна повернуться лицом к человеку, его природе, его истории, его духовным потребностям и интересам, эмоциям, устремлениям. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, т.е. научить жизнетворчеству. В образовании должна преобладать гуманитарность, а не технократизм.

Исходя из принципа гуманизации, можно определить важнейшие функции воспитания:

Приобщение учащихся к ценностям гуманитарной культуры, их интернализация, и на этой основе – воспитание духовности и нравственности; сохранение, передача и воспроизведение культуры;

Обеспечение исторического процесса смены поколений, т.е. социализации личности.

Социальная защита и охрана здоровья учащихся, их достоинства, прав человека;

Создание условий для разностороннего развития учащихся как субъектов культуры и собственного жизнетворчества;

Оказание помощи учащемуся в развитии творческого потенциала, его способности, в жизненном самоопределении, полноценной самореализации его индивидуальности в учебном заведении и окружающем социуме.

Цели определяют задачи воспитания. Одной из наиболее важных задач является привитие воспитанникам общечеловеческих норм и ценностей. Все многообразие человеческой деятельности, многообразие отношений оценивается в понятиях добра и зла, правды и лжи, красоты и безобразия, справедливого и несправедливого. Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей, мировоззренческих ориентиров, общих принципов жизнедеятельности. Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности.

Хотя системы ценностей в разных странах несколько отличаются друг от друга, однако, в общем и целом они направлены на приоритет человека и гуманизм (Франция: благотворительность, целомудрие, право на труд, на уровень жизни и т.д.; США: надежда, уверенность, мужество, честность, порядочность, гражданственность; Англия: свобода, равенство, рациональность, моральные и экологические ценности, здоровье и т.д.).

К общечеловеческим ценностям относятся:

1) земля – как общий дом человечества; жизнь и природа как ценности; экологически чистая среда обитания (воздух, вода, грунт, продукты питания и т.д.); здоровье человека;

2) отечество – единственная для каждого человека Родина, данная ему судьбой и завещанная предками; родной язык, история своей страны, религия, нравственность, законы;

3) дом, квартира, нормальные условия для жизнедеятельности человека, материальные ценности;

4) семья – естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности; любовь и супружеские отношения;

5) труд – основа человеческого бытия; профессия; заработная плата; трудовой коллектив, социальный статус работника;

6) знания – результат познания, разнообразного труда, прежде всего творческого; опыт производственной и духовной деятельности;

7) культура – духовные и материальные ценности, накопленные человечеством; произведения искусства; художественная литература;

8) мир – согласие между людьми, народами, государствами, главное условие существования человечества;

9) человек – абсолютная ценность, цель и результат воспитания;

10) право на свободу совести, мысли и развития творческого потенциала личности; право на образование;

11) право личности на равенство, братство, порядок, безопасность; правовая защищенность человека;

12) общечеловеческие нормы межличностных отношений, общение с людьми как ценность.

Важнейшей задачей воспитания является формирование базовой культуры личности, представленной как реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития, способы и формы общения.

П.И.Пидкасистый [126] выделяет ряд компонентов, способствующих созданию базовой культуры личности. Это формирование ценностного отношения:

· к природе (нравственное воспитание, создание правильных устойчивых отношений как качества личности);

· к жизни (декларирование прав человека и их ценностного значения, формирование ценностных категорий, таких как счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство и др.);

· к обществу (знакомство с правовой стороной общества и его политическим устройством; изучение проблемы личной роли в обществе: собственное «Я» и общество; патриотическое воспитание);

· к труду (трудовое воспитание, научение трудовым навыкам).

Среди главных задач воспитательной деятельности – создание полноценной социально-педагогической воспитывающей среды и условий для самореализации личности учащегося. Такая постановка цели воспитания предусматривает реализацию в образовательном учреждении следующих задач:

· формирование гуманистического мировоззрения, общечеловеческих норм морали, культуры поведения; нравственное воспитание учащихся;

· воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, правовой и экологической культуры;

· трудовое воспитание, формирование и развитие интереса к профессии, подготовка к профессиональной деятельности;

· выявление и развитие творческого потенциала личности, приобщение к системе культурных ценностей общества; эстетическое воспитание учащихся;

· формирование и развитие традиций, корпоративной культуры в образовательном учреждении;

· совершенствование физического состояния учащихся, привитие потребностей в здоровом образе жизни.

14.3. Этика руководителя образовательного учреждения

Эффективное управление организацией и персоналом, невозможны без использования нравственных принципов, норм поведения, знаний такой гуманитарной науки как этика. Различают этику теоретическую и этику нормативную. Теоретическая этика занимается изучением вопросов происхождения и сущности морали, выяснением ее места в системе общественных отношений, обоснованием формы и структуры нравственного сознания. Нормативная этика своим предметом имеет поступки человека, исходя из принципов и норм морали.

Управленческая этика, этика менеджера относится к предмету нормативной профессиональной этики. Управленческая этика – это система этических знаний и практических рекомендаций, сориентированных на управленческую деятельность. Это образцы лучшего опыта то нравственного решения управленческих проблем. Управленческая этика - это совокупность правил и форм делового общения с людьми, позволяющая выразить им уважение, способствующая установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

Значение этики, строжайшего соблюдения этических норм и представлений резко возросло. В рыночных условиях этические правила играют особую роль во взаимоотношениях предпринимателей, коммерсантов, руководителей с подчиненными, между сотрудниками в трудовых коллективах и т.д. Известно, что быть нравственным – это значит строго соблюдать установленные в обществе нравственные нормы, правила поведения, основывающиеся на исторических, культурных, духовных ценностях, на менталитете общества.

Современный менеджер, в том числе и руководитель образовательного учреждения, независимо от того, на каком уровне управления он действует, испытывает потребность в этическом подкреплении своего поведения. Поскольку объектом его воздействия выступает человек или группа людей, он стремится действовать в определенных рамках, соблюдая те нравственные нормы, которые приняты в данном социуме. Этика менеджера проявляется в его отношениях к подчиненным, в методах и стиле руководства, в его поведении на работе и в быту, во взаимоотношениях с вышестоящим персоналом, с другими людьми.

В зависимости от уровня нравственного развития человека (в том числе и руководителя), выделяют три типа личности: моральный, аморальный и внеморальный.

Моральный тип личности предпочитает строить свою деятельность на общечеловеческих этических нормах. В поведении этого типа превалируют такие поступки, которые социумом оцениваются как честные и справедливые. В системе его мотивов преобладают ценностные ориентации и склонности на деловую активность при строгом соблюдении нравственных норм и законов. Тенденции личного обогащения у него сведены к минимуму.

Аморальный тип придерживается прямо противоположных (отрицательных) норм поведения. В его поведении часто проявляются нечестность, пренебрежение нравственными нормами, эгоизм, стремление обойти закон, грубое отношение к людям и т.д.

Внеморальный тип в своих практических действиях не связывает себя ни с какой моралью.

Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, социальная справедливость, единство слова и дела, патриотизм.

Решения и действия руководителей должны быть проникнуты истинным уважением к работникам, заботой об их здоровье, улучшении условий труда, быта и отдыха, развитии общеобразовательного, культурного и профессионального уровня. Обязательным условием выполнения профессионального долга менеджера является объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам и интересам, служебным притязаниям и устремлениям, профессиональному мнению подчиненных. Важное значение в моральном плане имеет справедливая материальная и моральная оценка личного вклада каждого сотрудника в успехи организации (предприятия).

Реальным проявлением профессиональной порядочности руководителя, показателем оправдания доверия людей является единство слова и дела. В единстве слова и дела проявляются такие нравственные характеристики как долг, честь и совесть, которые являются основами нравственного самосознания личности.

Нравственную сферу личности руководителя характеризуют такие качества, как развитое чувство долга и ответственности, человечность, высокая требовательность к себе и подчиненным, справедливость, добросовестность, честность, правдивость, тактичность, скромность, нетерпимость к лести, подхалимству и т.д. Человечность руководителя проявляется в доброжелательном отношении к людям, общительности, понимании психологии человека, способности к сопереживанию, стремлении к сотрудничеству и взаимопомощи, заботе о людях. Его требовательность предполагает: строгий контроль за соблюдением всеми работниками трудовой и технологической дисциплины, соблюдением законности; принятие соответствующих мер в отношении нарушителей трудовой дисциплины; нетерпимость к небрежности, расхлябанности, бескультурью. Кроме рассмотренных нравственно-психологических качеств руководителя во взаимоотношениях с людьми следует отметить его порядочность, справедливое отношение к подчиненным, уважение к человеческому достоинству и самокритичность.

При выборе той или иной линии поведения руководитель должен знать, что люди всегда тянутся к тем, кто старается соблюдать нормы общечеловеческой морали. Вот эти нормы применительно к его деятельности:

· Подчиняйся закону. Систематически изучай законы и другие нормативные документы, связанные с деятельностью менеджера и предпринимательством, постарайся их не нарушать.

· Говори только правду. Это касается твоих взаимоотношений с подчиненными, а также со всеми, с кем ты общаешься.

· Уважай человека. Поступай с человеком так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою («золотое правило нравственности»).

· Поступай соразмерно с возложенной на тебя ответственностью.

· Выработай привычку: все, с чем ты сталкиваешься, рассматривать не только с точки зрения пользы для дела, но и соблюдения нравственных норм.

· Выполняй обещания в срок; если не сможешь сделать этого, определи новый срок и сдержи слово.

· Будь внимателен и объективен к предполагаемым идеям; сомнительные предложения вежливо отклоняй.

· Избегай быть самоуверенным.

· Не забывай, что твоя позиция не всегда оптимальна, учитывай и другие мнения.

· Не оставляй без тщательного анализа ни один случай сбоя, промаха, нравственного ущерба.

· Руководствуйся в бизнесе тремя «не»: не раздражайся, не теряйся, не разбрасывайся.

· Будь терпим к недостаткам людей.

· Помни, что человека можно оскорбить, даже не желая этого.

· Избегай заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, свидетельствующего о пренебрежении к окружающим.

· Нет ничего болезненнее для человека, чем унижение; не совершай несправедливостей.

Деловой этикет

Наряду с нравственными нормами в поведении и взаимоотношениях с людьми необходимо соблюдать нормы и требования этикета. Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе, при контактах, общении с людьми.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только в деловой сфере, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях, приемах, церемониях, переговорах.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими людьми гак дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принять считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек, прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом и т.д.

Общие принципы культуры поведения конкретизируются основными требованиями этикета: вежливость, корректность, тактичность, деликатность, скромность, естественность поведения, тактичность, обязательность.

Вежливость – это доброжелательное, приветливое и бескорыстное отношение к людям. На Востоке бытует такое изречение: «Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец». Вежливость руководителя по отношению к подчиненным и к другим людям проявляется в его тактичности и чуткости. Содержание этих благородных человеческих качеств: внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость – это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же – по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, почаще задавайтесь вопросом: отвечаете ли вы им самим тем же.

В практике руководства людьми иногда приходится иметь дело с человеком, не заслуживающим уважения. В таких случаях следует проявить корректность, умение держать себя в рамках приличия. Грубость никогда не приносит хороших результатов. Более целесообразно вести себя сдержанно, корректно, тактично и дипломатично.

Очень важное требование этикета – скромность. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно разные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах. Скромность свидетельствует о цельности личности, умении всегда владеть собой, что располагает к человеку, способствует решению личных и деловых проблем. Скромность руководителя во взаимоотношениях с людьми является важнейшим показателем его общей культуры и нравственности. Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает, – утверждает Д. Карнеги. – А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он не был [70].

Важнейшее для делового этикета требование – точность и обязательность. Деловые люди, умеющие ценить время, считают неприличными необязательность и неточность. Человек, обещая сделать что-либо, должен быть хозяином своему слову и выполнить обещанное точно в срок. Деловой человек не дает пустых обещаний. Точное соблюдение обязательств, единство слова и дела, честность во взаимоотношениях и бизнесе, пунктуальность при проведении встреч, переговоров, совещаний и других мероприятий – лучшие черты делового человека. Быть честным, надежным, обязательным важно не только с точки зрения нравственности и этикета, но и выгодно с деловой и финансовой стороны.

Затянувшийся переходной период к рыночной экономике в России породил множество проблем и вопросов нравственного порядка (а точнее беспредела), связа

Наши рекомендации