Барьеры общения и способы их устранения
Затруднения в педагогическом общении или трудности взаимодействия между преподавателем и студентами (или между студентами внутри группы), причины их возникновения в качестве предмета исследования выступают в работах И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой и др. Затруднения в общении (барьеры) – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации целей вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания сообщения или самого партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т. д. Затруднения проявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения.
Актуальность проблемы затруднений в общении обусловлена целом рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений «человек-человек». Очевидно, что в образовательной сфере невозможно эффективное осуществление деятельности преподавателя и студентов при неналаженных, затрудненных взаимоотношениях. Разработка и решение проблемы «барьеров» имеет практическое значение для повышения эффективности их общения и совместной деятельности.
«Барьер» общения – это явление субъективной природы, возникающее в объективно сложившейся ситуации, сигналом появления которого являются острые отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением и препятствующее процессу взаимодействия.
Барьеры – это препятствия, мешающие эффективному общению. В начале педагогической деятельности у молодого преподавателя бывает боязнь аудитории (психологический барьер). Она снимается психологической настройкой, переключением внимания на интерес к предстоящему занятию (общению), мысленным воспроизведением плана занятия, волевым усилием. Среди прочих помех общения – физический барьер, т.е. дистанция, с помощью которой преподаватель удаляет себя от студентов, «закрывает себя», пытаясь «спрятаться» за кафедру, за стол или в угол. Выход один – демонстрация доверия, работа в открытой позиции.
Различаются также следующие виды психологических барьеров:
1) «барьеры» отражения – это барьеры, которые возникают в результате искаженного восприятия: себя (неадекватная самооценка); партнера (приписывание не присущих ему свойств, способностей); ситуации (неадекватная оценка значимости ситуации);
2) «барьер» отношения – это барьеры, возникающие в результате неадекватного отношения: к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом); к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру); к ситуации (негативное отношение к ситуации).
Л.А. Поварницыной [132] были выделены шесть групп трудностей общения студентов. Сюда относятся трудности:
· связанные с неумением студентов вести себя, незнанием того, что и как сказать;
· вызванные непониманием партнера;
· вызванные тем, что говорящего не понимает и не принимает партнер общения;
· обусловленные чувством смущения, неловкости, неуверенности, испытываемым говорением;
· связанные с переживанием неудовольствия, раздражения по отношению к партнеру;
· вызванные общей неудовлетворенностью человека общением.
Барьеры в педагогическом общении могут возникнуть из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения. Гегель однажды заметил «…только один из моих учеников меня понял, да и тот, к сожалению, понял меня неверно». Коммуникативные барьеры могут возникать также вследствие психологических особенностей партнеров: например, чрезмерная открытость одного из них, скрытность другого, напористость одного, чрезмерная интеллигентность другого и т. п.
Причиной непонимания одного человека другим могут служить также социальные, политические, профессиональные, религиозные, образовательные и другие различия.
Логические барьеры. Взаимодействуя друг с другом, преподаватель и студенты не всегда находят общий язык из-за логического барьера. По мнению Гельвеция, одно из человеческих заблуждений заключается в том, что точность передачи информации в устной форме самая высокая. Он говорил: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы иметь их…Это доказано тем, что существует много людей, которые считаются умными, но пишут очень плохие сочинения».
Каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения. Кроме того, одни и те же слова в той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл: например, слово «команда» – это и команда- распоряжение, и спортивная группа, и группа единомышленников. Смысл, таким образом, всегда индивидуально-личностен. Он рождается в сознании говорящего, но не всегда понятен партнеру. Сама мысль зарождается от различных потребностей человека, связанных с влечениями, побуждениями, эмоциями и пр. Поэтому за каждой мыслью стоит мотив – то, ради чего мы говорим.
При передаче информации на каждом этапе цепочки «задумал – высказал – услышал – раскодировал – понял – воспринял» происходит утечка или искажение информации (от изначальной остается примерно 30%). Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать то, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнер понимает всё, во-первых, по-другому, во-вторых, по-своему. Это подтверждается многочисленными коммуникативными тренингами. При отсутствии обратной связи – полное искажение информации, при наличии таковой (то есть при возможности задать вопросы, попросить повторить), как правило, лишь половина участников тренинга выполняет задание адекватно, то есть может точно воспроизвести то, что было сказано.
Основная проблема, заложенная в непонимании, связана с особенностями мышления общающихся. Логический барьер возникает чаще у партнеров с неодинаковым видом мышления, когда у одного – абстрактно-логическое, а у другого – наглядно-образное, у третьего – наглядно-действенное.
Одной из причин возникновения барьеров в общении могут являться особенности этнического сознания, языка, культуры, поведения представителей разных национальностей. Каждый субъект общения как носитель определенного менталитета взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, мироощущением, присущими народу, представителем которого он является. Например, в ситуации общения поведение партнеров, правило этикета, их взаимоотношение, невербальные средства у представителей разных народов проявляются по-разному.
Возрастной барьер. Известно, что возраст человека, в том числе преподавателя или студента, накладывает свой отпечаток на его психику, включая психическое состояние, психические процессы и свойства личности. Эти психические составляющие обязательно проявляются в общении людей, в их совместной деятельности. В настоящее время возрастные особенности преподавателей и студентов ярко проявляются в их отношениях к политике и рыночной экономике, к ценностям общества, к вопросам морали, к современному искусству и т.д. При общении со студентами преподавателям нужно учесть, что нынешняя молодежь росла и живет не в условиях прежнего строя (социализма), а при капитализме (хотя рыночная экономика и соответствующие его общественные отношения оставляют желать лучшего). Однако следует заметить наличие конформизма в сознании и поведении современной молодежи, в том числе и студенческой в отношении к западному образу жизни (особенно к американскому), к экономике, искусству Запада.
Статусный барьер. Понятие «статус» в социальной психологии определяется как положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Социальный (статусный) барьер создается за счет разного социального статуса (общественного положения) преподавателя и студента. Некоторые преподаватели склонны подчеркивать свое социальное превосходство. Естественно, такая позиция преподавателя по отношению к учащимся, кроме неуважения к себе (а то и презрения) никаких положительных чувств не вызывает.
Для преодоления статусного барьера целесообразно, чтобы преподаватель общался со студентами на равных, как старший коллега (а не как начальник), призванный не командовать, а сотрудничать, совместно решать учебные (или научные) задачи, искать и находить ответы на проблемные вопросы, исследовать изучаеые явления, процессы. При взаимодействии со студентами преподаватель не должен оказывать на них психическое давление, опираясь на свой статус, должность, ученое звание, приоритет и т.д. Педагогическое сотрудничество в ситуации общения и межличностных отношений преподавателей и студентов предполагает их равенство как равноправных участников педагогического процесса. Подлинный авторитет преподавателя среди студентов зависит не от его общественного положения (статуса), а от его личностных качеств (педагогического такта, уровня научной квалификации, педагогического мастерства, культуры и т.д.).
Одной из причин затруднений в педагогическом общении могут стать индивидуально-психологические особенности преподавателя и студентов. Среди этих особенностей наибольшее влияние на успешность общения или затруднения отмечаются коммуникабельность, темперамент (эмоциональная устойчивость, импульсивность, экстра - или интравертность), черты характера и другие свойства личности. Например, причиной конфликта преподавателей со студентами могут стать его неуравновешенный характер, излишняя эмоциональность, повышенная требовательность, критическое отношение к молодежи, педантизм, скептицизм (а в некоторых случаях, к сожалению, высокомерие, равнодушие, грубость, жестокость преподавателя). На практике в ситуации общения преподавателей и студентов могут проявиться также акцентуации их характера. Акцентуация характера – это чрезмерная выраженность отдельных черт личности (К. Леонгард, А.Е. Личко).
Затруднения (барьеры) в педагогическом общении возникают также из-за трудностей в организации образовательного процесса молодыми преподавателями, из-за недостаточности у них необходимой педагогической компетентности (В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова и др.). Сюда относятся: боязнь аудитории, трудности в постановке и решении педагогических задач, в сочетании репродуктивных и продуктивных (творческих) методов обучения; несовпадение установок (готовности к совместной деятельности и общению) преподавателя и студентов; неадекватность методов и средств содержанию обучения и исходному уровню подготовленности обучающихся; неумение преподавателя корректировать собственные действия и недостаточность его рефлексивного сознания и поведения.
На эффективность общения преподавателей и студентов в образовательном процессе в решающей степени влияют их межличностные отношения (симпатии или антипатии, принятие или непринятие, понимание партнера или наоборот). Положительные межличностные отношения усиливают эффективность совместной деятельности, а отрицательные становятся причиной затруднения в общении. Следовательно, установление нормальных взаимоотношений со студентами (благоприятность психологического климата в каждой студенческой группе).
Семантический барьер возникает при вербальной форме общения (устной и письменной речи). (Семантика – наука, изучающая способ использования слов и значений, передаваемых словами).
Одной из причин появления смысловых барьеров являются пробелы в знаниях учащихся (незнание терминов, непонимание вследствие этого объяснений и аргументации преподавателя). Другой распространенной причиной является расхождение между реальными требованиями преподавателя и теми представлениями об этих требованиях, которые складываются у обучаемого. Особенно часто недоразумения случаются тогда, когда преподаватель предъявляет свои требования в чрезмерно обобщенной, неконкретной форме.
Нежелательной является и ситуация, когда преподаватель плохо представляет те ожидания, с которыми подходят к его деятельности учащиеся. Смысловой барьер в общении обучающего и обучаемых возникает, как правило, из-за того, что партнеры неправильно интерпретируют поведение друг друга, не понимают его мотивов, имеют искаженное представление о целях. Непонимание преподавателем личностного своеобразия каждого отдельного учащегося со временем может вылиться не только в потерю контакта между ними, но и перерасти в открытый конфликт.
«Смысловой барьер» возникает также из-за несоблюдения социальной дистанции между преподавателем и обучаемым (чрезмерная отчужденность или, наоборот, излишняя фамильярность в общении). Однако главной его причиной является нарушение преподавателем общепсихологических законов общения, в частности, законов педагогического такта, диктующего уважение и доверие к учащимся.
На возникновение описанных недочетов учебного диалога заметно влияет ситуация общения: как правило, ситуация дефицита времени, экзаменационный стресс и т.п. ухудшают взаимопонимание партнеров. Невербальные барьеры. Невербальная форма общения – это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений и т.п. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников общения. Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой форме межличностного общения.
К невербальным барьерам общения относят:
· визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног и т.д., поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция);
· акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и т.д.);
· тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания и др.).
Одной из причин затруднений в общении является плохое слушание (неумение слушать). Эффективное общение возможно, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая информацию. Эффективное слушание является важнейшим качеством любого человека и в особенности участников образовательного процесса. Правила эффективного слушания:
· перестаньте говорить, невозможно слушать разговаривая;
· помогите говорящему раскрепоститься;
· покажите готовность слушать;
· устраните раздражающие моменты;
· сопереживайте говорящему;
· сдерживайте свой характер, рассерженный человек придает неверный смысл словам;
· не допускайте спора или критики;
· не перебивайте;
· задавайте вопросы.
Нежелательное явление в общении - некачественная обратная связь. Как было отмечено выше, обратная связь в общении означает реакцию партнера на ту или иную информацию. Ограничителем эффективности межличностного общения может быть отсутствие обратной связи. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить адекватность (правильность) восприятия вашего сообщения. В образовательном процессе, представляющей собой разнообразные формы общения преподавателя и студентов, обратная связь представляет собой информацию о результате педагогического воздействия, т.е. о том, насколько студенты усвоили учебный материал, каковы их отношения к изученным вопросам и к самому преподавателю. При лекционной форме обучения (монолог преподавателя) трудно судить о реакции студентов (об их внимании, восприятии, понимании, интересе и т.д.). Эффективность педагогического общения возрастает при групповой форме обучения (семинарные, практические занятия) или при индивидуальной работе со студентами, где реализуется обратная связь.
Изучение проблемы «барьеров» общения в контексте личностного подхода позволяет говорить о схеме выхода из ситуации «барьера», где главным является принцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению.
Схема выхода из ситуации «барьера»:
· оценка создавшейся ситуации «барьера» (определение ее
направленности и возможных последствий);
· выявление ориентировочных причин возникновения;
· исследование предполагаемого выхода из ситуации в зависимости от ее причин (нейтрализация, либо сведение к воздействию негативных факторов);
· определение эффективных действий для выхода из создавшейся ситуации. Действия, направленные на минимизацию «барьеров» позволяют наладить процесс общения и приводят к эффективному взаимодействию в условиях совместной деятельности.
Снятию любых барьеров помогает, прежде всего, формирование (самовоспитание) правильного стиля общения
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте общую характеристику учебного сотрудничества.
2. Чем характеризуется процесс общения?
3. Каковы функции педагогического общения?
4. Каковы особенности различных стилей педагогического общения?
5. Раскройте приемы и формы педагогического общения.
6. Каковы причины барьеров общения и как их устранить?