Приемы и формы педагогического общения

Одной из первых и самых главных задач, стоящих перед преподавателем в аудитории, является утверждение себя как авторитетного источника информации. Авторитет обеспечивает ему доверие аудитории и интерес к изучаемой дисциплине. Авторитет может быть результатом длительной работы с аудиторией и привлечения ее на свою сторону с помощью различных педагогических приемов.

Есть, однако, целый ряд стереотипных источников авторитетности. Среди них основное место занимает принадлежность к авторитетной социальной группе (например, к профессуре). Источником авторитетности могут быть более высокий социальный статус, возраст, принадлежность к авторитетной профессиональной сфере и пр.

Преподаватель, впервые входящий в аудиторию, может для усиления авторитетности воспользоваться приемами саморекламы, подчеркивая важные профессиональные особенности, способствующие повышению доверия студентов. Например, можно сообщить о своих выступлениях и публикациях (особенно зарубежных), сослаться на сотрудничество с известными учеными, на результаты своих исследований.

Чаще всего самореклама начинается с выбора одежды, прически, портфеля (или сумки), то есть с создания своего имиджа по внешним данным. Детали внешнего облика преподавателя должны сообщать окружающим о его деловитости, аккуратности, строгости к себе и другим (темная одежда, строгая прическа, массивный портфель). Целый ряд исследований показал, что, если кто-то хочет сделать карьеру, он должен одеваться так, как требует социальное положение, к которому он стремится [136]. Если самореклама «по одежде» по каким-то причинам не реализована, то саморекламу по поведению исключить нельзя. Особенно большую и выразительную информацию дают невербальные средства поведения и общения. Прежде всего, надо выбрать правильную дистанцию между собой и аудиторией; для преподавателя это расстояние равно от 1,2 до 3 метров и более (социальная зона).

Элементами саморекламы могут быть и такие невербальные средства, как поза, осанка, походка, жесты. Правильная осанка создает впечатление уверенности, спокойствия и высокой самооценки. Самостоятельная и довольно значительное место среди невербальных средств занимают мимика и жестикуляция. Через них можно продемонстрировать свое отношение к аудитории и эмоциональное состояние. Наибольшее внимание уделяется лицевой экспрессии. В ряде исследований было установлено, что через лицевую экспрессию, главным образом, через положение губ и бровей, можно очень хорошо определить 7 эмоциональных состояний: страх, страдание, гнев, отвращение, интерес, удивление и счастье. Лицо не должно быть угрюмым, напыщенным, высокомерным, презрительным. Желательно придать ему приветливый вид, сосредоточенность и деловитость. Взгляд при этом должен быть прямым, открытым, располагающим к доверию и контакту.

Чрезвычайно большое значение имеет умение преподавателя владеть голосом и речью. Голосовые особенности можно отнести к профессионально важным качествам преподавателя. Например, громкий голос, перекрывающий все голоса в аудитории, может быть признаком силы и уверенности говорящего. В речи преподавателя большое значение имеют интонация и ее изменения. Монотонная речь, лишенная интонационных окрасок, действует усыпляюще, приводит к ослаблению внимания и потере интереса. И, наоборот, живая выразительная речь привлекает слушателей и держит их в тонусе. Интонация более точно передает состояние говорящего, чем собственно речь.

Установлению оптимального педагогического общения на занятиях со студентами помогает использование изложенных ниже коммуникативных приемов [57].

1. Профилактика и снятие блокирующих коммуникативных скованности аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, , неуверенности в общении).

К таким приемам относятся:

создание на занятии соответствующей атмосферы при общении преподавателя и студентов;

одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке участия в диалоге;

одобрение практики обращения студентов за помощью к преподавателю или к своим товарищам;

поощрение устных ответов студентов по их инициативе;

создание щадящей обстановки при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;

недопущение на занятии действий со стороны отдельных студентов, подавляющих творческую активность своих товарищей.

2. Оказание коммуникативной поддержки в процессе общения. В число таких приемов входят:

разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения;

обучение (прямое или косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения;

демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованности, внимания к студентам, стимуляции их стремления к участию в диалоге с преподавателем;

предоставление студентам возможности сориентироваться в ситуации, собраться с мыслями.

Для того, чтобы в полной мере использовать перечисленные приемы, преподавателю необходимо знать профессионально важные качества в педагогическом общении:

1) подлинный интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умения общения;

2) способность проявления эмпатии к людям;

3) гибкость, оперативно-творческого мышления обеспечивающая адекватное изменение речевых воздействий в зависимости от индивидуальных особенностей студентов;

4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5) умение управлять собой, своим психическим состоянием, голосом, мимикой, настроением и чувствами;

6) умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

7) хорошие вербальные способности: культура речи, богатство лексики и используемых языковых средств;

8) способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, психическое заражение и пр.).

Особенности применения различных приемов педагогического общения можно раскрыть на примерах устного выступления преподавателя и его беседы со студентами.

Публичное выступление

В профессиональной деятельности руководителей и преподавателей значительное место занимает публичное выступление, т.е. устная речь в аудитории. Она становится основным средством деятельности при проведении лекций, семинаров, бесед, консультаций, зачетов, при выполнении функций руководства и воспитания. К распространенным формам общения руководителя образовательного учреждения, его заместителей, преподавателей и студентов относятся также публичные выступления на общих собраниях, совещаниях, конференциях, торжественных вечерах и т.д. Примерами их выступлений являются: вступительная речь в начале какого-либо мероприятия (совещания, конференции, выставки, презентации и т.д.); выступление с докладом на этих мероприятиях; митинговая речь; лекции в системе подготовки и повышения квалификации кадров и др. Несмотря на разнообразие этих форм общения, им присущи некоторые общие черты. Во-первых, публичное выступление – это монолог; так как основным средством общения при монологе является устная речь, то эффективность публичного выступления непосредственно зависит от его содержания и качества речи выступающего. Во-вторых, во время выступления преподаватель оказывается в поле внимания и эмоционального воздействия слушателей (аудитории). От него требуются определенная смелость, сила воли, уверенность в себе и другие очень важные качества личности, необходимые для успешного публичного выступления. В-третьих, структура публичного выступления, как одного из видов – коммуникативной деятельности, включает такие элементы, как предмет, цель, мотивы, средства, действия и результат.

Предметом речевого (информационного и эмоционального) воздействия руководителя или преподавателя являются слушатели (студенты), их внимание, память, мышление, эмоции, чувства и другие составляющие психики. Силой, степенью воздействия на умы и сердца слушателей определяется результативность публичного выступления. Поэтому преподаватель (руководитель) должен хорошо знать и понимать своих слушателей, их настроение, интересы, уровень образования, культуры и т.д.

Цель и содержание выступления зависят от его конкретного вида и ситуации. Например, целью вступительного слова преподавателя на семинаре является ознакомление студентов с темой и планом занятия, приглашение их к активному взаимодействию. Тему и цель занятия целесообразно сформулировать в форме проблемы, которую необходимо обсудить и решить в результате совместной работы (анализа ситуации, дискуссии или деловой игры).

Содержание публичного выступления – это информация, сообщаемая слушателям в соответствии с темой и целью занятия (или другого мероприятия). К содержанию выступления (речи) предъявляются такие требования как системность (целостность и структурированность), логическая последовательность, аргументированность, доступность, лаконичность (краткость). Содержание выступления должно быть научным, т.е. соответствовать современному уровню научных знаний, включая прогнозирование развития соответствующей отрасли на несколько лет вперед.

Мотивами выступлений преподавателя являются:

- необходимость решения учебных проблем путем организации совместной деятельности студентов;

- его активная жизненная позиция; хороший специалист в своих действиях, мыслях руководствуется не только внешними обстоятельствами (необходимостью), но и внутренней психологической установкой на улучшение показателей работы, на вскрытие и устранение имеющихся недостатков;

- стремление выразить свое «Я», самоутвердиться; публичное выступление любого человека является одним из способов его самоактуализации, самовыражения, самоутверждения. Успешное выступление, которое с большим вниманием и интересом воспринимается слушателями, приносит оратору глубокое удовлетворение и радость бытия,

Публичное выступление, являясь одной из форм общения, включает двустороннюю связь с аудиторией. Речь оратора (прямая связь) направлена на слушателей, которые должны внимательно воспринимать содержание выступления, проявлять определенный интерес к теме и рассматриваемым вопросам, выражать определенное отношение к ним и к личности говорящего. Реакция слушателей, их внимание, понимание сказанного, отношение к выступлению, вопросы, реплики являются элементами обратной связи. Опытный оратор всегда учитывает эти реакции, гибко управляет вниманием аудитории, тонко чувствует настроение слушателей. При этом надо учесть психологические особенности внимания и восприятия речи слушателями. В частности, продолжительность внимательного слушания монологической речи в среднем составляет 20-25 минут времени. Для того, чтобы концентрировать внимание слушателей и усиливать их интерес к содержанию речи, выступающему рекомендуется обращаться к аудитории с проблемными вопросами, использовать такие логические приемы мышления, как сравнение, аналогия, конкретизация, выдвижение гипотез, их доказательство или опровержение; логические умозаключения: дедукция и индукция, анализ и синтез. Успешному решению данной методической задачи способствуют также: интересные примеры, взятые из практики, из жизни, включая опыт самого преподавателя; применение разнообразных наглядных пособий (плакатов, стендов, рисунка на доске и др.) и технических средств предъявления информации (диафильмов, слайдов, видеозаписей и т.д.).

Эффективными приемами воздействия на слушателей являются также:

- непосредственное обращение к слушателям; открытость, доверительность, почтительность обращения;

- образные выражения (метафоры), короткие рассказы, истории, анекдоты;

- разъяснения, повторные выражения (повторения одних и тех же слов);

призыв (восклицание), цитирование первоисточников, противопоставление разных мнений, идей, подходов;

- намек, вставка (замечание, которое делается мимоходом);

- умелое использование невербальных средств общения (жестов, мимики, ударений, паузы, громкость и темп речи, тональность и т.д.).

Следует отметить, что в речи преподавателя проявляются не только его эрудиция, знания по теме выступления, умение говорить выразительно, но и качества ума (мышления), эмоции и чувства, некоторые особенности характера и темперамента, уровень общей культуры и воспитанности, уверенность в себе и другие свойства личности. Слушателям импонируют непринужденность (раскованность), искренность, увлеченность темой, экспрессивность речи, живая мимика оратора. Без преувеличения можно сказать, что речь является словесным выражением личности говорящего. Разумеется, успешность публичного выступления в решающей степени зависит от его подготовки, а также от опыта оратора (опыт накапливается годами).

Непосредственная подготовка к устному выступлению включает следующие действия:

- определение темы и целей выступления (доклада, лекции, речи);

- отбор содержания выступления и его систематизация;

- выбор методов и приемов выступления (проблемное изложение, объяснение, примеры, применение наглядных пособий, логических приемов и др.);

- определение времени выступления;

- составление плана, включающего все структурные элементы выступления (тему, цели, значение, содержание, методы, средства);

- психологическая подготовка, заключающаяся в повторении, запоминании и осмыслении записанного плана, а также в воспроизведении будущего выступления в уме. Кроме того, нужна психологическая готовность (установка) к публичному выступлению.

Тщательная подготовка к выступлению является не только условием его успешности и эффективности, но и одним из средств преодоления психологического барьера – страха или боязни выступающего перед публикой. Для преодоления такого барьера молодому преподавателю необходимы определенная сила воли, уверенность в себе, смелость, твердость характера. Полезными для начинающих являются упражнения по воспроизведению фрагментов устной речи перед зеркалом, а также записывание ее на магнитофоне (еще лучше на видео) с последующим просмотром и анализом. Наилучшим средством формирования и развития умений и навыков в устной речи, преодоления психологического барьера является систематическая практика публичных выступлений. Многолетний опыт педагогической деятельности автора настоящего учебного пособия доказывает, что мастерству устного выступления надо учиться, целенаправленно и неустанно совершенствуя свои знания, умения, речь, мышление, способности, память, волевые и другие качества.

Подготовка к публичному выступлению завершается составлением плана-конспекта, в котором отражаются основные элементы выступления (тема, цель, содержание и др.). В некоторых случаях, например, при выступлении по радио, на научных конференциях, при чтении доклада на отчетных собраниях приходится составить полный текст речи и затем его озвучивать.

Если же речь намечается на собрании, совещании или презентации, то можно ограничиться составлением плана с тезисами выступления. Речь может состояться и экспромтом, то есть без предварительной подготовки, если у преподавателя имеется определенный опыт непосредственной импровизации речи.

В структурном плане публичное выступление состоит из введения, основной части и заключения. Во введении оратор раскрывает тему и цель выступления, значение рассматриваемых вопросов (проблем), обращаемых непосредственно к слушателям. В основной части речи излагается суть (содержание) вопросов, подходы, пути, средства их решения. Проблемное изложение материала предполагает также выдвижение гипотез (альтернативных вариантов решения задачи), выбор и обоснование (доказательство) гипотезы, проверку правильности решения задачи.

В заключении выдвигаемые идеи обобщаются, делаются выводы. При необходимости, например, в учебной аудитории выступающий (лектор) отвечает на вопросы слушателей и рекомендует литературу по теме.

Беседа

Под беседой понимают речевое общение между собеседниками (преподавателями и студентами) для обсуждения изучаемых вопросов, для решения учебных проблем и выработки конструктивного подхода к их решению.

Основными этапами беседы являются:

подготовка к беседе;

начало беседы;

постановка вопросов , информирование партнеров;

совместное обсуждение вопросов;

принятие решения, завершение беседы.

При подготовке к беседе преподаватель определяет ее тему (проблему), и цели, намечает вопросы, подчеркивает необходимую информацию, определяет время и место проведения беседы, заранее предупреждает студентов о предстоящем собеседовании.

В результате подготовки беседы составляется план, придерживаясь которому преподаватель сможет отвечать на следующие вопросы:

- каков повод для беседы, какова ее основная тема, и цель;

- какие конкретные задачи (вопросы) нужно обсуждать и решать в ходе беседы;

- с кем происходит собеседование; каковы социально – психологические особенности личности собеседника;

- какие аргументы имеются в наличии, чтобы собеседник согласился с выдвинутыми положениями;

- какие контраргументы может выдвинуть собеседник и что необходимо предпринять, чтобы достичь поставленную цель;

- какие варианты решения проблемы можно предложить, если собеседник выразит отрицание, несогласие или протест.

На втором этапе беседы решаются следующие задачи:

установить контакт с собеседником;

создать благоприятную психологическую атмосферу для беседы;

привлечь внимание собеседника к теме разговора;

пробудить интерес собеседника.

Имеется множество вариантов начала беседы. Для снятия напряженности и установления контакта с собеседником целесообразно начинать с отвлеченных вопросов (о здоровье, погоде, текущих событиях и т.д.). Этому способствует также теплые слова в адрес собеседника, уместная шутка.

На следующем этапе беседы рекомендуется сформулировать проблему, заинтересовать собеседника раскрывая значение обсуждаемой темы, ставить перед ним вопросы, сообщить нужную информацию.

Важно учесть социальные и психологические характеристики собеседника (его уровень образования и квалификации, содержание выполняемой работы , особенности его характера, интересы и т.д.). Эффективность беседы зависит от многих факторов, в том числе от умения преподавателя слушать собеседника, уважать его мнение, создать благоприятную психологическую атмосферу, побуждать собеседника к активному и творческому обсуждению поставленной проблемы. При общении нужен соответствующий микроклимат, располагающий к доверительному разговору: дать собеседнику возможность спокойно высказаться, не прерывая его репликами и вопросами без особой на то надобности, считаясь с его психологическим состоянием и ожиданиями, не отвлекаясь на переговоры по телефону и с другими людьми. Эффективность беседы снижается, если преподаватель проявляет неуважение к чужому мнению, грубо реагирует на критику или возражение, допускает голословные утверждения, высказывает необоснованные подозрения.

Во время беседы ни в коем случае не следует:

перебивать партнера;

проявлять к нему невнимательность и неуважение;

негативно оценивать его личность;

критиковать его идеи, предложения;

подчеркивать разницу между собой и партнером;

резко убыстрять темп беседы;

избегать пространственной близости и не смотреть на партнера;

не понимать и не желать понять его психологическое состояние;

пытаться обсуждать вопрос рационально, не обращая внимания на то, что партнер излишне эмоционален.

А.М. Омаровым [119] дан ряд полезных рекомендаций по служебному поведению руководителя при взаимоотношениях с сотрудниками, общении, которые могут быть полезными и для преподавателей. Приведем некоторые из его высказываний:

Не спешите с заключениями по вопросам, в отношении которых нужно высказать свои соображения, Прежде изучите всю необходимую информацию, посоветуйтесь с опытными людьми и внимательно выслушайте любые мнения по этим вопросам.

Давая задание, надо объяснить подчиненному его цель и смысл, чтобы он мог действовать сознательно и проявлять инициативу.

Не злоупотребляйте терпением сотрудников, будьте кратки в деловом разговоре с ними. В манере говорить проявляются профессиональная грамотность, общая культура и нравственный облик руководителя. Благоприятное впечатление производит простота речи, удачно выбранные интонации, выражение лица и поза, меткое и к месту сказанное слово.

Держите себя с людьми ровно, не теряйте самообладание ни при каких обстоятельствах. Кто не может управлять собой, тот не может управлять вообще.

Шутите сами и позволяйте шутить окружающим. Добрая шутка создает обстановку доверия, делает труд более привлекательным и производительным.

Беседа преподавателя со студентами имеет воспитательный аспект. Воспитательное значение возрастает, если преподаватель учитывает индивидуально - психологические, возрастные и другие особенности собеседника, прислушивается к его мнению, старается его понимать, при необходимости убеждать, а не навязывать своего мнения. В собеседнике преподаватель должен видеть соратника, человека со своими взглядами, интересами, характером, способностями и т.д.

Эффективность беседы во многом зависит от умения преподавателя (и каждого студента) слушать собеседника. Умение слушать говорящего является важнейшим качеством любого человека. Согласно данным психологов, процент соотношения различных видов коммуникации человека в течении дня в среднем распределяется следующим образом: 43% времени уходят на слушание, 30% – на говорение, 16% – на чтение, 9% – на письмо.

Различают три составляющих умелого «слушания»:

Поддерживание диалога выражением глаз и лица. Многие студенты испытывают затруднения при контакте с преподавателем. Однако преподаватель обязан помогать им вести с ним разговор. При беседе, необходимо задавать вопросы. Преподаватель обязан поддерживать разговор и таким образом демонстрировать свою заинтересованность. Все внимание необходимо направить на собеседника. Наиболее конкретными действиями, демонстрирующими невнимание к собеседнику и способности оборвать разговор, является взгляд в сторону и прерывание ответа на только что заданный вопрос.

Внимательное слушание и концентрирование внимания собеседника. Для беседы найдите место, где сможете спокойно выслушать человека, где вас не будут отвлекать и прерывать. На время беседы уберите со стола все материалы, которые могут отвлекать от разговора, Средний собеседник обычно говорит со скоростью 150 слов в минуту. Но средний слушатель может воспринимать от 400 до 650 слов в минуту. Эта разница между скоростью восприятия речи и скоростью говорения часто приводит к тому, что слушающий начинает отвлекаться и думать о чем-то другом. Для контроля восприятия разговора старайтесь сделать краткое резюме того, что вам было сказано. Умение сконцентрироваться – одно из ключевых умений слышать другого человека.

Подтверждение того, что вы правильно понимаете содержание разговора. Это не только помогает предупредить взаимное недопонимание, но и показывает собеседнику вашу заинтересованность. Если у вас возникают вопросы по ходу разговора, задавайте их сразу же. Перефразируйте услышанное. Это означает для собеседника повторение его мысли, но вашими словами. Обращение за разъяснением и подтверждением сказанного чрезвычайно важно для активного слушания, потому что в этом случае по окончании беседы вы сможете быть уверены, что точно поняли то, что собеседник хотел вам сказать.

Следует иметь в виду, что партнеры по общению по разному реагируют на слова собеседника.

Как установили психологи и педагоги, умение слушать других не приходит само собой, его необходимо формировать и постоянно совершенствовать. Основное правило, которое следует стремиться выполнять, заключается в следующем: внимательно слушать и не спешить говорить. Известно, что можно слушать собеседника, но не слышать его. В процессе слушания рекомендуется:

ставить вопросы, требующие уточнения, разъяснения, обоснования чего-либо;

любым доступным способом понять позицию собеседника; но понять еще не значит согласиться;

стремиться за словами собеседника уловить его истинные мотивы, цели, суть его подходов к решению проблемы;

с помощью своей мимики и жестов отражать состояние заинтересованного слушателя, понимающего (или не понимающего) суждения собеседника.

Наши рекомендации