Малая группа как социально-психологический феномен
Объектом руководства в системе управления образовательным учреждением является педагогический коллектив. Для повышения эффективности управления деятельностью педагогического коллектива руководитель учебного заведения должен хорошо разбираться в психологии отношений сотрудников, преподавателей и учащихся, в проблемах формирования и развития групп, в причинах возникновения конфликтных ситуаций и путях их устранения. Любой коллектив состоит из множества малых групп.
Определим понятие малой группы. Малая группа - это общность людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на остальных и сам находится под их влиянием. Известный психолог Г.М. Андреева дает такое определение этому понятию: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [9, с. 237]. Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от двух до тридцати человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Примерами малых групп являются: семья, класс школьников, студенческая группа, бригада рабочих, коллектив отдела, спортивная команда и т.д. Каждый человек живет и действует в различных группах; например, преподаватель, являясь членом (главой) семьи, трудится в организации и входит в состав педагогического коллектива; он же, занимается спортом, может выступать членом команды или в свободное время заниматься в какой-либо группе по интересам (политический или профессиональный клуб, группа музыкантов и т.д.).
Малой группе присущи следующие признаки:
- совместная деятельность или непосредственное общение членов группы;
– осознание отдельными индивидами своей принадлежности к группе (чувство «мы»); наличие между индивидами определенных отношений;
– психологическая и поведенческая общность людей в группе (общность цели, интересов, норм, установок, нравов и т.д.).
Малая группа, являясь структурной единицей трудового коллектива образовательного учреждения, прежде всего, выступает в качестве субъекта совместной деятельности. Следовательно, при анализе и характеристике малой группы следует раскрывать компоненты деятельности (цели, мотивы, предмет и др.), которые являются общими для всех работников, входящих в малую группу (первичный трудовой коллектив). Общность содержания и структуры деятельности групп порождает и общность ее психологических характеристик. К последним в частности относятся: групповые потребности и интересы, групповые цели, групповые ценности, групповые нормы поведения и т.д.
В малой группе происходят различные процессы взаимодействия и взаимовлияния индивидов, называемые динамическими (изменяющиеся, находящиеся в движении, в развитии). Важнейшим из них является: процесс образования и развития малой группы, феномен группового давления, групповая сплоченность, процессы лидерства и принятия группового решения.
В условиях организации (учреждения) образование (создание) малой группы обуславливается общественным разделением труда и потребностями организации. Объединившись для совместной трудовой деятельности во главе с официальным руководителем, работники общаются между собой, вырабатывают общие цели, задачи, нормы и правила поведения. При этом между ними устанавливаются определенные отношения (например, взаимоуважение, симпатия или антипатия, стремление подражать, помочь или мешать). При целенаправленной организаторской и воспитательной работе руководителя группа, состоящая из совершенно разных людей, постепенно может развиваться до сплоченного коллектива, представляющего единый социально-психологический организм. На определенном этапе своего развития группа начинает обладать социально-психологической общностью, т.е. единством целей, социальных потребностей, интересов, ценностных ориентации, мнений, норм поведения и т. д. Если в группу приходит новый индивид, он начинает испытывать психологическое воздействие группы в форме требований соблюдать групповые нормы поведения, т.е. испытывает групповое давление. Меру подчинения индивида групповому давлению называют конформностью. Конформность или конформное поведение индивида – это принятие им групповых норм, ценностей, мнений, требований. Противоположными конформности качествами личности являются независимость, самостоятельность мышления и поведения, устойчивость к групповому поведению.
Развитие малой группы (первичного коллектива) включает также улучшение социальных показателей: повышение квалификации и общей культуры сотрудников, повышение их трудовой и общественной активности, укрепление трудовой дисциплины и т.д.
Одной из основных социально-психологических характеристик группы является ее сплоченность. Сплоченность группы характеризует степень интеграции ее состава относительно целей групповой деятельности и ценностей, связанных с этой деятельностью. На сплоченность группы влияют следующие факторы:
1 – состав группы (число членов, половозрастной состав, уровень их квалификации, образования и т.д.);
2 – индивидуально-психологические особенности каждого индивида в группе;
3 – сходство отношений к групповым целям, социальных потребностей, взглядов, ценностей, установок, норм и т.д.;
4 – удовлетворенность групповой деятельностью и межличностными отношениями;
5 – стиль руководства и участие членов группы в выработке управленческих решений;
6 – структурные свойства группы (статусно-ролевые аспекты, характер взаимосвязей членов группы, особенности межличностных отношений).
Формирование и развитие малой группы непосредственно связано с процессом лидерства и руководства. Лидер трактуется как такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для решения конкретной задачи. Б.Д. Парыгин выделяет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер выдвигается стихийно, а руководитель группы назначается или выбирается официально; 2) лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель устанавливает официальные (служебные) отношения; 3) руководитель, в отличие от лидера обладает властными полномочиями и может использовать широкую систему санкций; 4) лидерство является процессом менее стабильным по сравнению с руководством, так как зависит только от взаимоотношений индивидов в группе; 5) деятельность лидера осуществляется в малой группе; сфера деятельности руководителя значительно шире, он выступает представителем группы в других социальных организациях (в других подразделениях, в вышестоящей организации и т.д.). Особенности деятельности руководителя как лидера трудового коллектива, его функции, стиль руководства, взаимоотношения с подчиненными раскрыты нами в первой главе.