Сущность и этапы педагогического проектирования
Проектная деятельность – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, при котором человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных (материальных или идеальных) ценностей. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе практически с учащимися любого возраста.
Проектирование философы рассматривают как один из механизмов культуры, способствующей превращению человека в свободно творящее существо. Проектирование как деятельность стало интенсивно развиваться в рамках инженерно-технической деятельности, архитектуры и строительства. В Политехническом словаре (М., 1980) проектирование рассматривается как разработка комплексной технической документации (проекта), содержащей технико-экономическое обоснование, расчеты, чертежи, макеты, сметы, пояснительную записку и другие материалы, необходимые для строительства (реконструкции) населенных пунктов, предприятий, зданий, сооружений, производственных объектов. При этом проектирование существенно отличается от производства самих объектов, имеет свой специфический язык и включает выполнение определенных мыслительных и организационных процедур. Это сближает проектирование и научное познание, проектирование и исследование. Помимо инженерного проектирования, важным направлением проектной деятельности является создание моделей общественных явлений и институтов. Одним из таких направлений социального проектирования является создание и применение учебных проектов в образовательном процессе, т.е. проектное обучение.
Следует подчеркнуть, что профессиональная деятельность современного специалиста все более становится технологичной, основанной на достижениях современной науки. Поэтому в основе организации любой профессиональной деятельности имеет место ее проектирование, т.е. определение целей и значения этой деятельности, выделение предмета деятельности (объекта воздействия), уточнение параметров конечного продукта путем предварительного исследования (изучения) сущности и структуры этого предмета, выявление соответствующих закономерностей, связей между структурными элементами объекта. Кроме того, при проектировании предстоящей работы субъект деятельности решает такие задачи: выбор способов (методов) воздействия на предмет, выбор необходимых средств предстоящей деятельности, определение действий, необходимых для преобразования предмета (исходного продукта) в конечный продукт в соответствие с целями предстоящей деятельности.
Таким образом, проектирование предстоящей деятельности означает построение ее ориентировочной основы. В качестве примера можно привести проектирование технических систем (инженерное проектирование), образовательных систем (педагогическое проектирование), экономических систем (экономическое проектирование) и т.д.
Проектная деятельность носит ярко выраженный общественный характер. Это связано с социальной обусловленностью выбора проблематики проектов, использованием при проектировании сложных видов коммуникации, необходимостью самоопределиться в общении с другими людьми, получением социально значимого результата. Педагогическое проектирование, кроме того, преследует дополнительную цель – обучение и развитие учащихся, осуществляющих проектную деятельность.
Характерной особенностью проектирования является создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Проектная деятельность – это всегда стремление изменить несовершенную действительность (настоящее) и тем самым приблизить более совершенное будущее.
Проектной деятельности объективно присущ педагогический потенциал. Одна из отличительных особенностей проектной деятельности – способность параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) обеспечивать усвоение новых знаний и умений, появление новых смыслов, динамики ценностей. Личностно-деятельностное начало проектирования содержит в себе глубокий стимул к самосовершенствованию. Проектная деятельность становится средством развития и саморазвития как специфических проектировочных способностей, та и личности в целом, выступая универсальным источником общения, воспитания, творческого взаимодействия учащихся и преподавателей. Она способна развивать практически все личностные структуры человека. Включаясь в проект, человек любого возраста получает возможность по-другому взглянуть на окружающий мир, проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинает развиваться творческое (продуктивное) воображение и критическое мышление. Кроме того, участникам проекта требуется воля, упорство, самостоятельность, ответственность и коммуникабельность.
Имеется множество определений понятия «педагогическое проектирование». Например: «Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов» [18, с. 95); Педагогическое проектирование понимается как практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых образовательных систем и видов педагогической деятельности [79] или как прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах [59].
Понятие «педагогический проект» трактуется как разработанные система и структура действий педагога и учащихся для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.
Как было отмечено выше, при разработке любого проекта используются различные технологии. Технологический подход к проектированию в области образования рассматривается как путь проектирования и применения технологий для решения разного рода задач обучения, воспитания и развития учащихся. Основными функциями технологического подхода, на котором базируется проектирование и применение технологий в сфере образования, являются следующие [161]:
· Гностическая (познание отличительных свойств и признаков образовательных технологий);
· Концептуальная (раскрытие сущности и определение специфики образовательных технологий);
· Конструктивная (конструирование и создание новых технологий обучения);
· Прогностическая (различные стратегии, направления, способы применения технологий в образовательной практике).
Любая технология, применяемая в образовательной практике как проект действий субъектов образовательной среды, строится на какой-то теоретической основе (подходе, концепции, методе). Своеобразие технологического подхода проявляется также и в том, что он дает не только теоретическую, но и конструктивную, предписывающую схему организуемого процесса (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.)
И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская [79] совершенно правильно предполагают, что проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях. Под уровнем авторами понимается степень обобщенности проектных процедур и результата, которая используется в рамках проектной деятельности. По их мнению, в зависимости о требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом и процессуальном уровнях.
Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (например, проект образовательного стандарта или федерального учебного плана).
Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения (рабочий учебный план специальности вуза или рабочая программа учебной дисциплины).
Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте (например, образовательная технология по дисциплине).
Процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальный процесс обучения, где необходим продукт, готовый к практическому применению преподавателем или студентами (электронный учебник, план-сценарий проведения занятия, методические рекомендации по курсовому проектированию и т.д.).
Проектная деятельность в системе образования связана с осуществлением запланированных изменений в педагогической действительности. Ее объектами становятся образовательные системы, процессы или их элементы. Например, сюда относятся: образовательная система любого уровня, цели и содержание образования соответствующего уровня (образовательный стандарт, учебный план, учебные программы), образовательная технология, средства, методы и формы обучения и контроля, социально-педагогическая среда, образовательные ситуации и т.д.
Если исходить из структуры педагогического процесса, то можно предположить чтопроектирование образовательного процесса включает выполнение учеными-методистами и преподавателями следующих действий:
1) определение целей образования, т.е. предполагаемых изменений в когнитивном и личностном опытах учащихся;
2) определение содержания образования, т.е. развернутое описание знаний (содержание когнитивного опыта), умений (содержание деятельностного опыта), перечня проблемных задач (содержание опыта творчества) и качеств личности (личностного опыта); планирование и разработка учебно-программной документации;
3) определение средств обучения. Они являются основным звеном, связующим цели и достигнутое состояние обучающихся; планирование и создание комплекса наглядных и учебных пособий (в бумажном и электронном вариантах);
4) выбор методов обучения как способов совместной деятельности преподавателя и студентов;
5) планирование различных видов занятий со студентами, включая их самостоятельную работу, а также формы контроля знаний и умений;
6) планирование и разработка различных методических пособий и рекомендаций по организации образовательного процесса.
В.С. Безрукова [18], раскрывая технологию педагогического проектирования, выделяет три этапа:1) подготовительный; 2)разработка проекта; 3) проверка качества проекта. Подготовительная работа включает следующие действия: анализ объекта проектирования; выбор формы проектирования; теоретическое и методическое обеспечение проектирования; пространственно-временное обеспечение проектирования; материально-техническое и правовое обеспечение проектирования. Разработка проекта предполагает выбор системообразующего фактора, установление связей и зависимостей компонентов и написание документа (письменное оформление проекта). Этап проверки качества проекта предусматривает выполнение таких действий, как: мысленное экспериментирование применения проекта; экспертная оценка проекта; корректировка проекта (при необходимости); принятие решения об использовании проекта.
А.М. Новиков [116] предполагает, что цикл процесса продуктивной деятельности (проект) включает в себя три фазы: фазу проектирования; технологическую фазу и рефлексивную фазу. На основе анализа работ В.С. Безруковой, В.А. Сластенина, М.М. Поташника, Е.С. Заир-Бека и других авторов по вопросам педагогического проектирования, а также опираясь на общую логику организации процесса продуктивной практической деятельности,А.М. Новиков выделяет четыре стадии проектирования (первой фазы),включающие ряд этапов.
1. Концептуальная стадия, состоящая из таких этапов, как: выявление противоречия; формулирование проблемы; определение проблематики; определение цели; выбор критериев.
2. Моделирование: построение моделей; оптимизация моделей; выбор модели (принятие решения).
3. Конструирование системы: декомпозиция; агрегирование; исследование условий; построение программы.
4. Стадия технологической подготовки (подготовка учебно-программной документации, методических разработок, программного обеспечения и т.д.). Таким образом, в результате выполнения этих работ создается проект образовательного процесса.
Технологическая фаза педагогического проекта, по мнению А.М. Новикова, предполагает реализацию разработанной технологии образовательного процесса путем использования системы условий, форм, методов и средств при решении поставленных задач образования.
Рефлексивная фаза проекта включает итоговую оценку реализации спроектированной образовательной системы. Как известно, оценка рассматривается как сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям. Основными методами оценки эффективности реализации проекта являются самооценка (в случае коллективного проекта – групповая самооценка, получаемая в результате обсуждений и дискуссий), а также экспертиза с привлечением независимых экспертов – специалистов со стороны, в том числе ученых, методистов и опытных преподавателей.
Поскольку подходы различных авторов к проектированию и выделению его этапов близки по содержанию, рассмотрим эти этапы более подробно, опираясь на исследования И.А. Колесниковой и М.П. Горчаковой [79].
1. Предпроектный этап,по их мнению, включает такие процедуры как: диагностика, проблематизация, целеполагание, концептуализация, форматирование проекта, разработка соответствующих программ и планов проектной деятельности.
Диагностика ситуации. При творческом подходе к образовательному процессу в поле зрения преподавателей (или руководителей) появляется объект проектной деятельности и проблема, связанная с его преобразованием. Вначале необходима всесторонняя диагностика социально-образовательной ситуации. Она включает предпроектное исследование, которое обеспечивает: возможность диагностики реальной ситуации; выделение «болевых точек» в развитии проблемы; подтверждение необходимости (потребности) в создании проекта. В результате этой работы определяется настоящее состояние объекта (каков сейчас объект) и будущее состояние (каким хотелось бы его видеть в перспективе).
Проблематизация–ценностное самоопределение в проблемном поле проекта. У проектировщика должна быть внутренняя установка на преобразование действительности. Он должен найти противоречие и сформулировать на его основе свою проблему, которую было бы интересно решать. Для этого на основе стартовых представлений участниками проектной деятельности об объекте проектирования организуется всестороннее обсуждение ситуации (проблемы, состояния объекта). В ходе такого обсуждения формируется общее поле проблем. Проблемное поле – это часть предметной области теоретического или практического знания, подлежащего изучению (исследованию). Итогом становится уточнение предмета проектирования, конкретизация того, что хотелось бы создать.
В результате проблематизации определяются цель и задачи проектирования. Целью проекта является нахождение способа решения проблемы. Ее конкретная формулировка возникает из проблемы проекта. Таким образом, из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта
Концептуализация представляет собой мыслительную деятельность по поиску оснований для формирования идеального представления о будущем состоянии предмета и способе его проектирования. Концепция является своего рода информационной системой, содержащей сведения о цели, принципах, методах и условиях деятельности. В ходе концептуализации идет разработка стратегии и принципов проектирования; выявляется структура проектируемого объекта; определяются характеристики нового объекта в целом и отдельных его элементов; уточняются цели и формулируются задачи проектирования; выбираются критерии оценки успешности проектной деятельности. Естественно, для разработки концепции образовательного проекта участники должны владеть соответствующими теоретическими знаниями (понятийным аппаратом педагогики, знаниями концепций, закономерностей и принципов обучения, методов исследования и т.д.).
Таким образом, в результате концептуализации должна возникнуть общая для участников проекта мотивационная, ценностно-смысловая, целевая и стратегическая платформа всех последующих действий.
Выбор формата проекта.Формат проекта – своеобразный способ ограничения (нормирования) активности участников проектной деятельности через определение ее границ и масштаба. Обоснованный выбор формата включает в себя определение времени, пространства, круга его участников, уточнение финансовых и ресурсных ограничений.
Этот этап работы включает также –планирование предстоящей деятельности. В режиме групповых обсуждений и дискуссий осуществляются следующие действия:
· теоретическое моделирование методов и средств решения поставленных задач;
· оценка условий реализации проекта по срокам с учетом необходимых ограничений и затрат;
· детальная разработка этапов решения конкретных задач проектирования;
· анализ вариантов решения проблемы, выбор наиболее приемлемых из них;
· Систематизация и обобщение полученных результатов;
· Объединение имеющихся вариантов решения;
· Конструирование предполагаемого результата.
2. Этап проектирования (создание проекта): уточнение цели, функций и задач каждого из участников проекта; пошаговое выполнение запланированных действий; коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи; получение и внутренняя оценка проектного продукта; презентация окончательных результатов работы и внешняя экспертиза.
В каждый момент проекта любой его участник должен четко представлять, что, зачем, в какой срок ему предстоит сделать, каковы должны быть предполагаемые результаты. Целесообразно организовать объективную промежуточную оценку полученных результатов и коррекцию на этой основе хода выполнения проекта.
При необходимости проектная деятельность развивается на уровне составления программы. Программирование предполагает создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению поставленных целей. Например, в области образования проектируются образовательные стандарты и учебные планы различного уровня, учебные программы по дисциплинам, планы проведения различных типов занятий, обучающая программа для самостоятельной работы студентов и т.д.
Обязательным является включение в проектировочный этап процедуры апробации проекта, т.е. пробное испытание. Этот этап завершается презентацией итогового проектного продукта.
3. Рефлексивный этап.Работа на завершающей стадии проекта включает в себя две основные процедуры: экспертизу и рефлексию. Итоговая экспертиза и оценка проекта позволяют определить соответствие полученного продукта первоначальному замыслу, принять решение о локальном применении проектных материалов или их тиражировании с целью активного внедрения в практику. Рефлексивный этап включает в себя оценку не только продуктного, но и человеческого результата проекта. Рефлексии подлежат, прежде всего, ход проекта и система отношений между участниками проекта (анализ и оценка выполненной работы, анализ поведения участников проекта и их отношений друг с другом, видение себя со стороны; ретроспективный взгляд на пройденный путь).
4. Послепроектный этап:апробация, распространение продуктов проектной деятельности, выбор вариантов продолжения проекта.