Предмет и задачи педагогической инноватики
Педагогической инноватикой называется наука, занимающаяся созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике. Педагогическая инноватика – отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности, его принципы, закономерности, методы и средства. Известный дидакт нашей страны, профессор А.В. Хуторской отмечает, что педагогическая инноватика - молодая наука; в России о ней начали говорить только в конце 1980-х гг., когда возникло движение учителей-новаторов, Сегодня педагогическая инноватика находится в стадии становления и эмпирического поиска [188].
В педагогической инноватике в единстве отражаются ранее разъединенные в теории процессы: создания, открытия нового (новых педагогических идей, концепций, теорий, методов и т.д.); их сравнительной оценки в соответствии с имеющейся в обществе системой педагогических ценностей; освоения (принятие в систему ценностей) и внедрения в практику.
Педагогическая инноватика рассматривается в качестве особой самостоятельной отрасли педагогических наук, имеющей собственный объект, предмет и методы исследования.
Объектом педагогической инноватики считают инновационный процесс, в основе которого лежит инновационная деятельность. Под инновационным процессом подразумевается «процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств», а инновационная деятельность определяется как «целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов» [91, с. 16]. К инновациям относятся новые продукты, наукоемкие технологические процессы, новые услуги. Спрос на инновации свидетельствует об общественном признании интеллектуальной и производственной деятельности широкого круга ученых, инженеров, техников и рабочих. Особенностями инноваций являются высокая неопределенность в достижении желаемых результатов и связанный с этим коммерческий риск по отношению к инвестициям в инновационную деятельность.
А.В. Хуторской подчеркивает, что следует различать новшества и нововведения (инновации). Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство или технологию, то нововведением является процесс внедрения и освоения этого новшества. Новшество – нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработанное или случайно открытое. Это может быть новое педагогическое знание, технология, методика, средство обучения. Нововведение – это продукт освоения и внедрения новшества. По отношению к новшествам инновационный процесс определяется как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Под инновациями в сфере образования подразумевают нововведения – целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое, с позитивными изменениями относительно выбранных параметров. Инновационные процессы в системе образования – управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
П.Г. Щедровицкий считает, что понятие «инновация» в системе отечественного образования используется в следующих пяти смыслах.
1. Изменение психологического климата в учебном заведении, которое обусловлено новыми целями и ценностями образования, характерными для 80-х годов ХХ-го века, когда возникло движение педагогов-новаторов.
2. Внедрение и распространение уже давно разработанных педагогических систем (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, М. Монтессори и др.).
3. Разработка новых технологий проектирования, управления и обучения в образовательных учреждениях, которые занимаются инновационной деятельностью и вынуждены постоянно преодолевать возникающие противоречия.
4. Втягивание инновационными школами в свою орбиту новых финансовых, информационных, социокультурных структур и механизмов.
5. Педагогическая деятельность приобретает характер устойчивой творческой деятельности и оказывает положительное влияние на все компоненты учебно-воспитательного процесса.
Понятие «педагогическая инновация» трактуется в трех смысле: 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.д.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательном процессе. Педагогическая инноватика изучает особенности, характеристики планируемых или происходящих изменений в образовании учащихся. Особенными являются причины инноваций, условия и средства их осуществления, закономерности внедрения, трудности освоения, влияние инноваций на результаты учебно-воспитательного процесса. В предмет педагогической инноватики входит также система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на развитие личности субъектов образования – учащихся, педагогов, администраторов.
А.В. Хуторской считает, что в ходе инновационной образовательной деятельности меняется не только содержание этой деятельности, но система отношений субъектов образования, характер их взаимодействия, который определяет специфику обучения, воспитания, становления личности учащегося и преподавателя.
В последние 20 лет проблематика нововведений в области образования стала рассматриваться в исследованиях отечественных педагогов и психологов: Н.В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, М.В. Кларина, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, С.Д. Полякова, В.А. Сластенина, А.В. Хуторского, Т.И. Шамовой и других.
Анализ этих работ показывает, что инноватика в образовании постепенно сформировалась как новая отрасль научно-педагогического знания, изучающая новые технологии, процессы модернизации системы образования. Сегодня педагогическая инноватика – это сфера науки, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных элементов инновационного процесса в сфере образования: создания педагогических новшеств; их внедрения и освоения; применения и распространения.
А.В. Хуторской приводит перечень проблем, возникающих у педагогов-новаторов, решение которых находится в области педагогической инноватики:
· Различия в потребностях учащихся, их родителей, образовательного учреждения;
· Существование в одной образовательной организации различных педагогических концепций и подходов;
· Несоответствие концепций образовательных учреждений требованиям окружающего социума, образовательным стандартам;
· Проблема совмещения инновационных учебных программ с традиционными;
· Отсутствие учебно-методического обеспечения для работы по новым концепциям;
· Адаптация новшеств к имеющимся условиям;
· Отсутствие профессиональной подготовки нового типа педагогов-новаторов, а также руководителя инновационного образовательного учреждения;
· Проблемы взаимодействия новшеств с административными органами, государственной системой мониторинга, диагностики образовательных результатов.
С инновациями в образовании связаны также следующие проблемы: технология подготовки педагогов и администраторов к инновационной деятельности, ее проектированию; зависимость распространения новшеств от особенностей данной среды; закономерности восприятия новшеств педагогами и учащимися; снятие психологических барьеров перед нововведениями; согласование с требованиями вузов к подготовке абитуриентов и др.
Одним из основных источников появления педагогических инноваций следует признать педагогическую науку. Именно в ходе развития этой науки меняются представления о смысле и целях образования, его содержании, образовательном процессе. В результате педагогика в лице ученых должна выступать генератором педагогических инноваций. Другой источник педагогических инноваций – образовательная практика, творческая деятельность преподавателей, направленная на создание и внедрение новых средств, методов и форм обучения и воспитания учащихся. Педагогические инновации имеют свои истоки и в необходимости решения возникших противоречий, удовлетворения личных и общественных потребностей.
Инновационные изменения в системе образования нашей страны идут по следующим направлениям: изменение целей и содержания образования на всех ступенях – начиная от детского сада; приведение их в соответствие гуманистическим ориентирам и требованиям времени; разработка и реализация новых образовательных стандартов на основе компетентностного подхода, разработка и внедрение новых образовательных технологий; информатизация всей системы образования; внедрение профильного обучения в средней школе; применение методов и форм индивидуализации обучения; создание условий для самоопределения и творческого развития личности в процессе обучения; создание и развитие творческих инновационных коллективов образовательных организаций; сочетание образовательного процесса с исследовательской работой преподавателей, студентов и многое другое.
Учитывая изложенное, можно уточнить определение педагогической инноватики – это наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования. Педагогическая инноватика изучает сущность, структуру, формы, закономерности инновационных процессов в образовании.
Цель педагогической инноватики – научно обосновать и обеспечить непрерывное совершенствование образовательного процесса в интересах приближения его результата к реализуемой сущности образовывающегося человека – учащегося.
Ученые предлагают пять типов задач педагогической инноватики [91, 188]:
1. Описательно-объяснительные задачи, признанные дать картину того, что есть в действительности на уровне теоретического объяснения.
2. Задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации.
3. Задачи, связанные с разработкой способов развития систем инновационной деятельности.
Каждая из трех типов задач конкретизируется для трех стадий инновационного процесса: создания, распространения и освоения новшеств.
4. Задачи, связанные с изучением системы отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отношению к личностному развитию учащихся и преподавателей.
5. Задачи, относящиеся к природе и закономерностям возникновения, развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.
На основе принципов и технологий педагогической инноватики процессу инновационных преобразований могут быть подвержены:
- организационная структура системы образования на различных уровнях управления;
- целевой и концептуальный блок образования;
- структура и содержание образования; образовательные стандарты, учебные планы и программы;
- технологии обучения;
- учебники, лабораторное оборудование, электронные средства обучения;
- научно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- система управления качество образования;
- система мониторинга и диагностики результатов образования;
- система аттестации выпускников и преподавателей;
- экономика образования, государственная политика в образовании и т.д.
В зависимости от степени изменений, носимых в образовательный процесс или систему образования, различают шесть уровней новшеств в сфере образования:
1. Усовершенствование – изменение одного или более элементов образовательного процесса, приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности. В качестве примера можно привести новые способы применения электронного экранного пособия.
2. Рационализация – установление нового правила использования известных педагогических средств для решения традиционных задач; например: для мотивации познавательной активности учащихся преподаватель внедряет рейтинговую систему контроля и оценки знаний и умений учащихся.
3. Модернизация – изменение нескольких элементов действующей образовательной системы. Пример: разработка и внедрение нового поколения образовательных стандартов.
4. Эвристическое решение – отыскание нового способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач. Например, методика опорных конспектов Шаталова – способ ускоренного изучения и усвоения учебного материала, эвристические методы решения проблем.
5. Педагогическое изобретение – новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для достижения целей образования; например, разработка технологии проектного обучения, внедрение интернета в систему образования.
6. Педагогическое открытие – постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющих элементов. В качестве примеров педагогических открытий можно привести концепцию личностно-ориентированного образования, компетентностный подход, технологию электронного дистанционного образования.
Что касается классификации педагогических нововведений, то пока нет единого подхода к решению этой задачи. В одном из исследований [91] представлена их обобщенная типология, включающая 10 классов (блоков); по каждому классу приведены соответствующие типы.
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем:
нововведения в целеполагании, задачах, содержании образования, формах, методах, приемах, технологиях и средствах обучения, системе диагностики результатов образования.
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития способностей учащихся и педагогов, в сфере развития их знаний, умений и навыков, компетентностей и др.
3. По области педагогического применения: в преподавании учебного предмета, в учебном процессе, на уровне системы образования, в управлении образованием.
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в групповом обучении, в коллективной учебной деятельности, репетиторстве, семейном обучении и т.д.
5. По функциональным возможностям: нововведения – условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий), нововведения – продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.д.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические спонтанные, случайные.
7. По масштабности распространении: в деятельности одного педагога, методического объединения, школы, в регионе, на федеральном уровне.
8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные.
10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках.