Мотивация педагогической деятельности
Мотивация является одной из фундаментальных проблем психологической науки. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности и поведения.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, структуры и к методам ее изучения. Наибольший вклад в исследование проблемы мотивации внесли отечественные психологи Б.Г Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др. Среди зарубежных психологов следует отметить труды Дж. Аткинсона, Ф. Герцберга, К. Левина, А. Маслоу, З. Фрейда и др.
Мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия. В современной психологии термин «мотивы» применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность человека. В основе мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, мировоззрение и убеждения, целевые установки и ценностные ориентации.
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой уровень. Понятием «мотивация» в психологии определяется процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для человека личностный смысл, создает устойчивость его интересов к ней и превращает внешние данные цели его деятельности во внутренние потребности личности. Мотивация – это побуждение людей к активной деятельности. Мотивация трудовой активности преподавателей и сотрудников относится к важнейшей и сложной функции руководителей образовательного учреждения. Успешность управленческой деятельности руководителя в решающей степени зависит от того, на сколько он сумеет формировать и развивать у своих сотрудников желание и стремление работать с полной отдачей творческих сил, способностей и знаний?
Каким же образом решить проблему мотивации труда?
Ядром мотивов психологи считают потребности человека. Обычно выделяют три группы потребностей – материальные, духовные и социальные (общественные). В основу такой классификации положен принцип направленности личности на тот или иной объект. Материальные потребности лежат в основе жизнедеятельности человека; это – потребности в еде, одежде, жилище, предметах быта и т.д. К духовным потребностям относятся потребности познания, в приобщении к культуре и в эстетическом наслаждении. Социальные потребности проявляются в стремлении трудиться, приносить пользу обществу, общаться с людьми, занимать в трудовом коллективе определенный статус, пользоваться вниманием и уважением окружающих, реализовать свои способности в творческой деятельности.
В теории менеджмента мотивация представлена как один из главных его элементов наряду с целеполаганием, планированием, организацией и контролем. Конечная цель мотивации трудовой активности работников – формирование инициативного и ответственного отношения их к труду, к своим обязанностям и на этой основе повышение эффективности производства и качества продукции. В качестве средств мотивации выступают материальные и моральные стимулы, организационно-технические мероприятия, направленные на улучшение условий и организации труда, нормальный социально-психологический климат в коллективе, социально-культурные мероприятия, должностное передвижение работников и т.д.
Таким образом, одним из важнейших компонентов любой деятельности, в том числе и педагогической, является ее мотивация. В основе мотивации труда преподавателя также как у любого специалиста лежат потребности, интересы, склонности, ценностные ориентации, целевые установки и т.д. Вместе с тем, в педагогической деятельности как во взаимодействии преподавателя и учащихся имеются специфические мотивы.
Одним из таких мотивов является мотив власти. Известный американский психолог Г.А.Мюррей дал определение мотива власти, назвав его потребностью в доминировании над людьми. Он выделил основные признаки потребности в доминировании и соответствующие ей действия. По его мнению, признаками такой потребности являются следующие желания человека:
- контролировать свое социальное окружение;
- с помощью различных средств воздействовать на поведение других людей и направлять их;
- побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;
- добиваться их сотрудничества;
- убеждать других в своей правоте.
Мюррей предположил, что этим желаниям соответствуют следующие группы действий:
- вести, убеждать, регулировать, организовывать, управлять, надзирать;
- подчинять, править, властвовать, диктовать условия, судить, составлять правила поведения, принимать решения;
- запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать;
- очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду.
По мнению отечественного психолога А.Б.Орлова [120] мотивационная сфера деятельности преподавателя может быть раскрыта в терминах его центрации. Личностная центрация преподавателя рассматривается как интегральная и системообразующая характеристика его профессиональной деятельности, определяющая все ее стороны, компоненты и параметры. Субъективно центрация воспринимается преподавателем как область наиболее интенсивной и продуктивной внутренней работы, переживаний ответственности за совершаемое.
В зависимости от характера или содержания ведущего интереса А.Б. Орлов наметил семь основных центраций преподавателя в педагогической деятельности:
1. на интересах и потребностях своего «я» или эгоистическая центрация;
2. на интересах «инструкциях» администрации учебного заведения или бюрократическая центрация;
3. на интересах (мнениях) своих коллег или конформная центрация;
4. на интересах (запросах) родителей учащихся или авторитетная центрация;
5. на интересах (требованиях) средств обучения и воспитания или познавательная центрация;
6. на интересах учащихся или альтруистическая центрация;
7. на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей или гуманистическая центрация.
Основными мотивами педагогической деятельности преподавателя, на мой взгляд, являются интерес к преподаваемой дисциплине (науке), его увлеченность наукой, стремление познавать глубже, раскрывать, систематизировать изучаемые явления, процессы, объекты, стремление вовлечь в процесс познания студентов, направлять их познавательную деятельность в русло изучаемой науки. Если преподавателю удается заинтересовать обучающихся проблемами своей науки, вовлечь их в активную учебно-исследовательскую деятельность, организовать научный кружок (или другую форму совместной работы), совместно вести поиск решения проблемы, получить положительный результат и соответствующую оценку своего труда со стороны коллег, администрации вуза и самих студентов, то преподаватель получает внутреннюю удовлетворенность от своей научно-педагогической деятельности. В совместном творческом поиске и общении со студентами преподаватель реализует себя как личность, свой творческий потенциал, проявляет свои лучшие человеческие качества; он становится подлинным лидером среди студентов и коллег, авторитетным ученым, примером для подражания. При такой организации образовательного процесса, мотивированной общим интересом к науке, гармонически решаются задачи обучения, воспитания и развития студентов.
Думается, что одним из важнейших внутренних побуждений преподавателя к педагогическому труду является понимание и переживание им большой значимости этой работы для общества, заключающейся в обучении и воспитании молодежи, в подготовке ее к профессиональной деятельности и к жизни. Профессия педагога – одна из самых востребованных и благородных профессий в мире, поскольку она связана с воспитанием подрастающего поколения, с передачей им опыта старшего поколения.
В основе мотивации педагогической деятельности могут находиться ее специфические особенности и содержание. Одна из особенностей труда преподавателей заключается в том, что он относительно свободен от назойливого контроля и управления со стороны администрации. Преподаватель, руководствуясь учебной программой и общими требованиями к образовательному процессу, самостоятельно планирует и организует свою деятельность и деятельность обучающихся в рамках расписания занятий, сам контролирует и оценивает результат этой деятельности. Естественно, от него требуются высокий профессионализм, самоотдача, честное выполнение своих профессиональных обязанностей, объективная оценка обученности студентов.
Другая мотивирующая особенность деятельности преподавателя связана с ее объектом – молодежью. Работать и общаться с молодыми людьми всегда приятно. Неиссякаемая энергия студентов, их оптимизм, мажорное настроение, юмор, уважение к старшим, благодарность за знания окрыляют преподавателя, приумножают его духовные силы, способствуют активизации творческой трудовой деятельности.
К сожалению, отрицательные стороны реформирования политической и экономической жизни нашего общества, начиная с 90 годов прошлого столетия, повлияли таким же образом на сознание и поведение молодежи, в том числе и студенческой. Каждый преподаватель должен понимать сложность ситуации, при необходимости дать правильную оценку происходящих событий (с точки зрения интересов государства, общества и человека), направлять студентов на путь истины (или на ее поиск).
Возможность повлиять на сознание и поведение молодых людей, способствовать формированию их научного мировоззрения и ценностных ориентаций, решения не только учебных, но и воспитательных задач, положительно влияет на мотивацию труда преподавателя.
Значительным мотивирующим фактором в работе преподавателя является возможность сочетать педагогическую деятельность с научно-исследовательской работой. Такое сочетание позволяет преподавателю углубиться в проблематику и содержание изучаемой науки, подготовить и издать свои труды (доклады, статьи, методические и учебные пособия, монографии), повышать тем самым свой научно-педагогический потенциал и авторитет.
Важнейшим мотивационным фактором труда любого специалиста, в том числе и преподавателя, является возможность работать в хорошем педагогическом коллективе под руководством опытного, мудрого руководителя (директора образовательного учреждения, заведующего кафедрой или декана). Благоприятный психологический климат в коллективе, сотрудничество и сотворчество с коллегами – преподавателями, уважение друг к другу, взаимопомощь являются психологическим условием для нормальной работы и ее мотивации.
Определенное значение в мотивации педагогической деятельности имеет осознанный выбор профессии. Выбор молодым человеком профессии преподавателя (педагога) может быть осознанным в результате эффективной профориентационной работы учителей школы и родителей, а также применения психодиагностических методик. При этом очень важно учитывать интересы и склонности учащегося, соответствия его направленности, характера и других психологических свойств особенностям педагогической деятельности. Но выбор профессии педагога бывает и случайным. Например, студент-отличник после окончания вуза по рекомендации кафедры поступает в аспирантуру, проводит диссертационное исследование по своей специальности, после или до защиты диссертации начинает вести преподавательскую работу, сочетая ее с научными изысканиями. В этом случае интерес к педагогической деятельности формируется и развивается постепенно по мере накопления опыта.
Выдающийся русский ученый химик и педагог Д.И.Менделеев подчеркивал: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех , которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность» (В мире мудрых мыслей/ Науч. ред. А.Г. Спиркин. – М., 1962. С. 207).
Мотивом выбора профессии преподавателя может быть имидж носителя этой профессии и должности. К сожалению, в настоящее время в связи с экономическими преобразованиями в нашей стране престиж преподавателя из-за низкой оплаты его труда резко снизился. Думается, наше общество во главе с государственными деятелями еще не осознало того факта, что пока учитель школы, преподаватель вуза или техникума не будет самым уважаемым человеком среди представителей других профессий, в умах и сердцах молодых людей кардинальных изменений не произойдет. Пока приходится констатировать, что данная категория работников относится к одной из низкооплачиваемых.