Ситуационные подходы к руководству.

Неспособность более ранних исследователей найти постоянную зависимость между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью явилась ярким показателем того, что во всех случаях действуют один или более дополнительных факторов. Чтобы найти эти факторы, теоретики стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, а на всю ситуацию в целом. Как часто бывает в теории управления, это оказалось трудным. Однако были разработаны четыре ситуационных модели, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства: ситуационная модель руководства Фидлера, подход Митчела и Хауса «путь – цель», теория жизненного цикла Херси и Бланшара и модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.

Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.

Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

1. Отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.

2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность. Ясность цели, множественность средств ее достижения, обоснованность решения, специфичность решения (степень возможности принятия альтернативного решения).

3. Должностные полномочия. Это – объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

Фидлер считает, что, хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль тогоили иного руководителя остается, в целом, постоянным. Поскольку Фидлер исходит из предположения, что человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации, он предлагает помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства. Это обеспечит надлежащий баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, а это ведет к высокой производительности и удовлетворенности.

Модель эффективного лидерства строится на том, что лидерство ситуационно. Благоприятность ситуации по отношению к конкретному используемому стилю определяется через три заранее определенные переменные: уровень отношений, структурированность работы и лидерская власть. Это означает, что эффективность лидерства зависит от того, насколько ситуация дает лидеру возможность влиять на других людей.

Лидерские стили по модели Фидлера: лидер, ориентированный на отношения, лидер, ориентированный на работу.

Еще одна ситуационная модель лидерства, во многом аналогичная модели Фидлера и имеющая много общего с теорией ожидания, относящейся к мотивации, была разработана Теренсом Митчелом и Робертом Хаусом. Их подход под названием «путь – цель» также указывает руководителям на необходимость применять стиль руководства, наиболее сообразный ситуации.

Исходной посылкой является предположение, что работники удовлетворены и производительны тогда, когда имеется жесткая связь между их усилиями и результатами работы, а также между результатом работы и вознаграждением. Отсюда модель получила свое название. Существует прямая связь между уровнем лидерской эффективности и уровнем мотивационной силы ожиданий, имеющихся у последователей. Идеальным является вариант, когда вознаграждение полностью соответствует результату. Модель констатирует, что эффективный лидер – это тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели.

При этом предлагаются различные варианты поведения лидера в зависимости от ситуации:

- директивное лидерство (высокий уровень структурирования работы, объяснение подчиненным, что и как делать, а также что и когда от них ожидается);

- поддерживающее лидерство (большое внимание нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными);

- лидерство, ориентированное на достижение (установление напряженных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиенных достичь высокго уровня выполнения работы);

- участвующее лидерство (совет с подчиненными и внимание к их предложениям и замечаниям в ходе принятия решений, привлечение подчиненных к участию в управлении, партисипативный стиль управления)

Поль Херси и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию лидерства, которую они назвали теорией жизненного цикла, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость не следует определять в категории возраста. Зрелость отдельных лиц и групп подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. Согласно Херси и Блашпару, понятие зрелости не является постоянным качеством лица или группы, а скорее характеристикой конкретной ситуации. Другими словами, в зависимости от выполняемой задачи, отдельные лица и группы проявляют различный уровень «зрелости». Соответственно, руководитель может менять и свое поведение в зависимости от относительной зрелости лица или группы. Руководитель определяет эту зрелость, оценивая стремление к достижению, способность нести ответственность за поведение, а также уровень образования и опыт прошлой работы над порученными заданиями. На основании этой субъективной оценки руководитель и определяет сравнительную зрелость конкретного лица или группы.

Авторами модели были выделены 4 стадии зрелости исполнителей:

1. Люди не способны и не желают работать. Они либо некомпетентны, либо не уверены в себе.

2. Люди не способны, но желают работать. У них есть мотивация, но нет навыков и умений.

3. Люди способны, но не желают работать. Их не привлекает то, то предлагает руководитель.

4. Люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер.

В рамках данной модели выделяются 4 основных лидерских стиля, каждый из которых соответствует определенной степени зрелости последователей: указывающий, убеждающий, участвующий, делегирующий.

Указывающий стиль (S1)является лучшим в случае низкой зре­лости последователей. Лидер вынужден проявлять высокую директивность и тщательный присмотр за работниками, помогая таким образом людям, не способным и не желающим взять на себя ответст­венность по работе, устранить неуверенность в том, что работа будет закончена.

Убеждающий стиль (S2)является лучшим для использования в условиях умеренно низкой зрелости последователей, реализуя в рав­ной мере директивность и поддержку тем, кто не способен, но желает работать. Руководитель, использующий этот стиль, помогает им путем объяснения и вселяет в них уверенность в возможности выпол­нения задания.

Участвующий стиль (S3)является лучшим при умеренно высо­кой зрелости последователей. Способные к работе, но не желающие ее выполнять, подчиненные нуждаются в партнерстве со стороны лидера, чтобы быть более мотивированными на выполнение работы. Предоставляя таким людям возможность участвовать в принятии решений на своем уровне, руководитель использует данный стиль, чтобы вызвать у последователей желание выполнять задание.

Делегирующий стиль (S4)является лучшим для руководства вы­сокозрелыми последователями. Стиль характеризуется незначитель­ной директивностью и поддержкой работников. Это позволяет пос­ледователям, способным и желающим работать, взять на себя макси­мум ответственности за выполнение задания. Данный лидерский стиль способствует развитию творческого подхода к работе.

Еще одной ситуативной моделью руководства стала модель, разработанная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона концентрирует внимание на процессе принятия решений. Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений.

А1 (Автократический I). Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию.

АII (Автократический II). Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных и затем сами решаете проблему. Получая информацию, вы можете сказать или не сказать своим подчиненным, в чем состоит проблема. Роль ваших подчиненных в принятии решений — предоставление необходимой информации, а не поиск или оценка альтернативных решений.

СI (Консультативный I). Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу. Затем вы принимаете решение, которое отражаетили не отражает влияние ваших подчиненных.

СII (Консультативный II). Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.

GII (Групповой). Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия (консенсуса) касательно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь повлиять на группу, чтобы она приняла «ваше» решение, а хотите принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.

Согласно Э. Берну, при взаимодействии двух индивидов каждая из сторон занимает одну из психологических позиций, определяемых как эго-состояния. Принято выде­лять три эго-состояния индивида — Родитель, Взрослый и Ребенок.

Эго-состояние Родительпредполагает, что индивид контролирует ситуацию, выс­тупает как защитник, патрон, воспитатель, критик, проводник определенной полити­ки и приверженец стандартов, подбадривающий собеседника: «Ты знаешь правила, Алекс. Остается только следовать им».

Эго-состояние Взрослыйпроявляется в рациональном, расчетливом, не допус­кающем лишних эмоций поведении. Индивид стремится внести улучшения, обрабаты­вает полученные данные, оценивает перспективные возможности, принимает участие в обсуждении проблем.

Эго-состояние Ребенокхарактеризуется спонтанностью, зависимостью, креа­тивностью или вспыльчивостью, когда индивид стремится к немедленному признанию своих заслуг и вознаграждению. Его легко идентифицировать по эмоциональным ре­акциям (когда работник возмущенно заявляет своему начальнику: «Вы всегда только критикуете мой действия!»).

Необходимо отметить три основных момента эго-состояний. Во-первых, во время переговоров поведение индивида нередко представляет собой комплекс реакций Ро­дителя, Взрослого и Ребенка. Во-вторых, каждое из эго-состояний имеет как поло­жительные, так и отрицательные черты (добавляя нечто либо негативно воздействуя на чувство удовлетворения контрагента). В-третьих, мы определяем эго-состояние индивида, ориентируясь не только на слова и их смысл, но и на интонации, позу, жесты и выражение лица собеседника. Эго-состояния более четко проявляются в об­щении один на один.

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции взрослых или двух представителей позиции «ребенок».

Эти позиции могут неоднократно сменять одна другую в течение дня или одна из них стабильно может преобладать в поведении человека.

Отношения между сотрудниками в процессе общения могут быть различными: я и другой; мы (многое связывает); он и я (мало связывает); свой (происходит сближение или желание сблизиться, чтобы сделать друг друга лучше); чужие (хотим отдалиться, так как вместе делаем друг друга хуже); вы и ты (я или он влияет на меня или него сильнее, чем он или я на него или на меня).

Наши рекомендации