Связи педагогического менеджмента с другими наукам
Педагогический менеджмент теснейшим образом связан с другими социальными, гуманитарными и естественными науками. Представленная схема раскрывает многочисленные и многообразные связи (рис. 1).
Рис. 1. Структура связей педагогического менеджмента с другими науками.
Что означают эти связи?
Как известно, философия является методологической основой других наук, в том числе менеджмента, психологии и педагогики. Она способствует пониманию наиболее общих законов развития объективной реальности, истоков жизни, смысла человеческого существования, а также пониманию причин происходящих в сознании человека процессов и явлений. Философия вносит решающий вклад в формирование мировоззрения человека. Она определяет такие категории как личность, деятельность, потребности, интересы, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., которые широко используются в психологии, педагогике и социологии. Философия разрабатывает методологию исследований и вооружает эти и другие дисциплины научными методами (наблюдение, теоретический анализ, синтез, моделирование, эксперимент и др.). Философия вносит решающий вклад в формирование мировоззрения человека.
Психология – это область гуманитарного антропологического знания. Предметом психологии человека являются закономерности возникновения, формирования, развития, функционирования и проявления индивидуальной и групповой психики в различных условиях жизни и деятельности людей. Материальной основой психического выступает головной мозг. Психика человека является функцией нервной системы, поэтому в понимании психических процессов и явлений большое значение имеет физиология высшей нервной деятельности, которая изучает строение и закономерности работы коры головного мозга. Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, связанных с различными областями этой науки и видами человеческой деятельности. Общая психология выступает базовой по отношению к другим отраслям и психологических знаний. Она включает методологию психологической науки, разрабатывает понятийный аппарат, раскрывает закономерности формирования и развития психических явлений, свойств и состояния, изучает сознание, речь, деятельность и личность человека. Психология выступает одной из базовых наук для педагогики, социологии и этики, поскольку для них основным объектом является человек и социум, организация, мотивирование и профилактика поведения и деятельность людей, а также формирование (социализация) и развитие личности.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал о том, что для всестороннего воспитания человека, его надо знать во всех отношениях, постоянно наращивать это знание и учитывать его как в научных разработках педагогических, этических, правовых проблем, так и в практической деятельности.
Говоря о значении психологии, нельзя не остановиться на психодиагностике. Психодиагностика – это отрасль психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание». Психодиагностика в настоящее время активно используется в психологии управления. О психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания – о наделенных психикой конкретных людях. Менеджер должен владеть элементарными методами психодиагностики и применять их в своей практической деятельности.
Общая педагогика, являющаяся базовой научной дисциплиной, раскрывает общие закономерности педагогического процесса, разрабатывает теоретические основы обучения и воспитания, методы их исследования, изучает вопросы управления образовательными системами.
Педагогика и педагогический менеджмент опираются также на социологические знания. Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией воспитательной работы, студенческого досуга, деятельности органов студенческого самоуправления и т.д. В структуре социологической науки развиваются такие направления, как социология образования, социология студенчества и др.
Связи социалогии, этики и менеджмента отражается в управленческой этике (этике руководителя), в его взаимоотношениях с подчиненными, в проявлении нравственных качеств, в поступках. Связь этики и психологии отражается в разработке проблемы взаимоотношений человека с другими людьми, в установлении закономерных связей между психикой и нравственностью человека.
Педагогический менеджмент как прикладная дисциплина связан также с экономической наукой. Современный специалист, в том числе руководитель образовательного учреждения должен хорошо разбираться в экономических вопросах, владеть такими понятиями, как «рентабельность производства», «прибыль», «себестоимость продукции» и т.д. В условиях рыночной экономики большое значение имеют проблемы финансирования образовательного учреждения, себестоимости образовательных услуг, конкурентоспособности выпускников, заработной платы преподавателей и другие вопросы.
Менеджмент направлен на улучшение системы управления образовательным учреждением и его подразделениями, внедрение современных методов руководства педагогическим коллективом и мотивации педагогического труда. Управление организацией т.е. менеджмент направлен на улучшение экономических показателей учебного заведения. На стыке психологии и менеджмента развивается новая прикладная дисциплина – психология менеджмента, основы которой раскрыты нами в отдельной книге [201].
В своей деятельности руководитель образовательного учреждения опирается на трудовое право, т.к. он обязан неукоснительно соблюдать соответствующие законы (трудовой кодекс, налоговый кодекс и др.).
В современных условиях всеобщей компьютеризации огромное значение в педагогической и управленческой деятельности приобретают знания и умения преподавателя и менеджера в области информатики и информационных технологий. Многие функции руководителя (сбор и обработка информации, учет и контроль, информирование сотрудников и др.) могут и должны передаваться компьютеру.
Таким образом, педагогический менеджмент связан со многими науками, знание которых способствует совершенствованию системы управления в образовательных учреждениях.
Вопросы для самопроверки
1. Что является предметом педагогического менеджмента?
2. Каковы цель и задачи изучения педагогического менеджмента?
3. Какое значение имеют управленческие знания для деятельности преподавателя и руководителя?
4. С какими науками связан педагогический менеджмент? Что означают эти связи?