Помочь вылезти; сделать так, чтобы вылез

— Вылези меня из стула! (3)

Образование переносного значения слова по типу англ. boil — кипеть и boil — кипятить

ВЫЛУПЛЯТЬ

Заставлять вылупиться

— Еще компьютер может вылуплять и кормить цыплят. (6,6)

Образование слова путем отбрасывания постфикса: вылупляться — вылуплять, обратное словообразование по типу: ломать — ломаться

ВЫПУГАТЬ

Пугая, заставить удалиться, убежать

— А я кошку с дивана выпугала. (4)

Образование слова путем прибавления приставки: пугать — выпугать по типу: гнать — выгнать

ВЫСМЕЯТЬСЯ

Прекратить смеяться после длительного смеха вследствие исчерпанности действия

— Иди в коридор, если хочешь смеяться. — Я уже высмеялся. (4)

Образование слова путем прибавления приставки: смеяться — высмеяться по типу: плакать — выплакаться

ВЫСОКЕЕ

Сравн. степень к высокий; ср. выше

— Сейчас я высокее сделаю! (4,8)

Унификация основ положительной и сравнительной степени с заменой формообразовательного суффикса (-ЕЕ вместо -Е)

ВЫТОНУТЬ

Ликвидировать результат действия по глаг. утонуть

— Вот притонула, а вот и вытонула. (2)

Образование слова путем замены приставки: утонуть — вытонуть

ВЫЧТАТЬ

Вычесть

— Вычти 4 из 10. Вычтала? (6)

Образование основы инфинитива от основы настоящего/будущего времени путем прибавления -А: вычту — вычтать по типу: ищу — искать

ВЬЮГ (муж. р.)

Вьюга

— Ну и вьюг на дворе! (3)

Изменение рода существительного (мужской вместо женского)

ГВОЗДЁНОК

Детёныш гвоздя

— Верка, смотри: гвоздь и гвоздёнок. (4)

Образование слова путем прибавления суффикса: гвоздь — гвозденок по типу: повар — поваренок

ГИТАР (муж. р.)

Гитара

— Не нужен нам гитар. (2,5)

Изменение рода существительного (мужской вместо женского)

ГЛИНА

Вероятно, любой материал, пригодный для лепки

О пластилине: — Дай мне глины еще! (5)

Расширение значения слова при опоре на функцию предмета

ГОЛЫЙ

Ничем не прикрытый; здесь: без обертки

— Почему это мыло голое? (3,4)

Образование переносного значения слова при опоре на сходство признаков

ГРАБЛЯ

Ед. к грабли (об одном предмете)

— Дай мне ту граблю. (5)

— Чуть граблей мне по голове не стукнули! (4,6)

Образование формы единственного числа существительного, в нормативном языке такой формы не имеющего

ГРОХ

Междометие по глаг. грохнуться в функции сказуемого

— Бутылка — грох! — и разбилась! (5)

Образование слова путем прибавления нулевого суффикса: грохнуться — грох по типу: прыгнуть — прыг

ГУАШ (муж.р.)

Гуашь

— Буду красить не красками, а гуашем. (5)

Изменение рода существительного (мужской вместо женского)

ДЕПОВАТЬ

Находиться в депо

— Тут все паровозы будут деповать? (4)

Образование слова путем прибавления суффикса: депо — деповать по типу: шлюз — шлюзовать

ДЕТА

Ед. к дети; ср. ребенок

— Что за дети пошли! — Это Таня — такая дета, а я — дета не такая. (3)

Унификация основ единственного и множественного числа, образование формы единственного числа от основы множественного числа

ДОМОЧАДЕЦ

Тот, кто курит дома

— Домочадцы — это такие люди, которые курят дома. (5)

Изменение значения слова вследствие неправильного осмысления одного из его корней

ДРАТЬ

То же, что бить

— Меня Лариса дерет. (5)

Образование слова путем отбрасывания постфикса: драться — драть, обратное словообразование по типу: обнимать — обниматься

ДРОВ

Ед. к дрова (об одном предмете)

— Из печки один дров высунулся. (5)

Образование формы единственного числа существительного, в нормативном языке такой формы не имеющего

ДРУГИ

Множ. к друг; ср. друзья

— У меня много другов. (4,5)

Унификация основ единственного и множественного числа, образование формы множественного числа от основы единственного числа

ДРЯНЯ (1 скл.)

Дрянь

— Не давай мне больше эту дряню. (2,4)

Изменение типа склонения существительного: перевод существительного из третьего склонения в первое

ДЫЛДЕЕ

сравн. степень к дылда в знач. "более высокого роста"

— Петя дылдее, чем Вадик. (5)

Употребление существительного в сравнительной степени

ДЫРЯВЕТЬ

Становиться дырявым

— Если в носках ходить, они дырявеют. (4)

Образование слова путем прибавления суффикса: дырявый — дыряветь по типу: умный — умнеть

ЕДЫ

Множ. к еда (для указания на повторяемость действия)

Унификация основ единственного и множественного числа, образование формы множественного числа от основы единственного числа

ЕНИЕ

Действие по глаг. есть; то же, что еда

— Я не хочу есть. Надоело твоё ение. (3)

Образование слова путем прибавления суффикса: есть — ение по типу: петь — пение

ЕЩЁ

Вместо уже

— Я ещё взрослая совсем. (3)

Смешение антонимов вследствие незнания их различительного признака

ЖГАТЬ

Жечь

— А мы спички жгали. (3)

— Нельзя спички жгать. Пожар будет. (4)

Образование основы инфинитива от основы настоящего/будущего времени путем прибавления -А: жгу — жгать по типу: ищу — искать

ЖУВАТЬ

Жевать; ср. жую

— Проглотил, не жувая. (5)

Модификация основы глагола (мена -Е на -У)

ЖУТЬ

Жевать

— Жуй скорее! — Не хочу жуть! (3)

Образование основы инфинитива от основы настоящего/будущего времени путем отбрасывания -j: жую — жуть по типу: дую — дуть

ЗАБЛУДИТЬСЯ

Ошибиться

— Папа, ты заблудился: не на ту ногу мне ботинок одеваешь. (3)

Образование переносного значения слова при опоре на сходство признаков

ЗАБОЛЕТЬ (кого-н.)

Сделать так, чтобы заболел

— Андрюшка меня заболел: снег за шиворот насыпал. (6)

Образование переносного значения слова по типу англ. boil - кипеть и boil — кипятить

ЗАВТРА

Вместо вчера

— Я уже завтра был у Алика. (4,3)

— Я завтра мылся. (4,6)

— Надо было ещё завтра сдать 18 рублей. (7,10)

Смешение антонимов вследствие незнания их различительного признака

ЗАЕСТЬСЯ

Наши рекомендации