Помочь вылезти; сделать так, чтобы вылез
— Вылези меня из стула! (3)
Образование переносного значения слова по типу англ. boil — кипеть и boil — кипятить
ВЫЛУПЛЯТЬ
Заставлять вылупиться
— Еще компьютер может вылуплять и кормить цыплят. (6,6)
Образование слова путем отбрасывания постфикса: вылупляться — вылуплять, обратное словообразование по типу: ломать — ломаться
ВЫПУГАТЬ
Пугая, заставить удалиться, убежать
— А я кошку с дивана выпугала. (4)
Образование слова путем прибавления приставки: пугать — выпугать по типу: гнать — выгнать
ВЫСМЕЯТЬСЯ
Прекратить смеяться после длительного смеха вследствие исчерпанности действия
— Иди в коридор, если хочешь смеяться. — Я уже высмеялся. (4)
Образование слова путем прибавления приставки: смеяться — высмеяться по типу: плакать — выплакаться
ВЫСОКЕЕ
Сравн. степень к высокий; ср. выше
— Сейчас я высокее сделаю! (4,8)
Унификация основ положительной и сравнительной степени с заменой формообразовательного суффикса (-ЕЕ вместо -Е)
ВЫТОНУТЬ
Ликвидировать результат действия по глаг. утонуть
— Вот притонула, а вот и вытонула. (2)
Образование слова путем замены приставки: утонуть — вытонуть
ВЫЧТАТЬ
Вычесть
— Вычти 4 из 10. Вычтала? (6)
Образование основы инфинитива от основы настоящего/будущего времени путем прибавления -А: вычту — вычтать по типу: ищу — искать
ВЬЮГ (муж. р.)
Вьюга
— Ну и вьюг на дворе! (3)
Изменение рода существительного (мужской вместо женского)
ГВОЗДЁНОК
Детёныш гвоздя
— Верка, смотри: гвоздь и гвоздёнок. (4)
Образование слова путем прибавления суффикса: гвоздь — гвозденок по типу: повар — поваренок
ГИТАР (муж. р.)
Гитара
— Не нужен нам гитар. (2,5)
Изменение рода существительного (мужской вместо женского)
ГЛИНА
Вероятно, любой материал, пригодный для лепки
О пластилине: — Дай мне глины еще! (5)
Расширение значения слова при опоре на функцию предмета
ГОЛЫЙ
Ничем не прикрытый; здесь: без обертки
— Почему это мыло голое? (3,4)
Образование переносного значения слова при опоре на сходство признаков
ГРАБЛЯ
Ед. к грабли (об одном предмете)
— Дай мне ту граблю. (5)
— Чуть граблей мне по голове не стукнули! (4,6)
Образование формы единственного числа существительного, в нормативном языке такой формы не имеющего
ГРОХ
Междометие по глаг. грохнуться в функции сказуемого
— Бутылка — грох! — и разбилась! (5)
Образование слова путем прибавления нулевого суффикса: грохнуться — грох по типу: прыгнуть — прыг
ГУАШ (муж.р.)
Гуашь
— Буду красить не красками, а гуашем. (5)
Изменение рода существительного (мужской вместо женского)
ДЕПОВАТЬ
Находиться в депо
— Тут все паровозы будут деповать? (4)
Образование слова путем прибавления суффикса: депо — деповать по типу: шлюз — шлюзовать
ДЕТА
Ед. к дети; ср. ребенок
— Что за дети пошли! — Это Таня — такая дета, а я — дета не такая. (3)
Унификация основ единственного и множественного числа, образование формы единственного числа от основы множественного числа
ДОМОЧАДЕЦ
Тот, кто курит дома
— Домочадцы — это такие люди, которые курят дома. (5)
Изменение значения слова вследствие неправильного осмысления одного из его корней
ДРАТЬ
То же, что бить
— Меня Лариса дерет. (5)
Образование слова путем отбрасывания постфикса: драться — драть, обратное словообразование по типу: обнимать — обниматься
ДРОВ
Ед. к дрова (об одном предмете)
— Из печки один дров высунулся. (5)
Образование формы единственного числа существительного, в нормативном языке такой формы не имеющего
ДРУГИ
Множ. к друг; ср. друзья
— У меня много другов. (4,5)
Унификация основ единственного и множественного числа, образование формы множественного числа от основы единственного числа
ДРЯНЯ (1 скл.)
Дрянь
— Не давай мне больше эту дряню. (2,4)
Изменение типа склонения существительного: перевод существительного из третьего склонения в первое
ДЫЛДЕЕ
сравн. степень к дылда в знач. "более высокого роста"
— Петя дылдее, чем Вадик. (5)
Употребление существительного в сравнительной степени
ДЫРЯВЕТЬ
Становиться дырявым
— Если в носках ходить, они дырявеют. (4)
Образование слова путем прибавления суффикса: дырявый — дыряветь по типу: умный — умнеть
ЕДЫ
Множ. к еда (для указания на повторяемость действия)
Унификация основ единственного и множественного числа, образование формы множественного числа от основы единственного числа
ЕНИЕ
Действие по глаг. есть; то же, что еда
— Я не хочу есть. Надоело твоё ение. (3)
Образование слова путем прибавления суффикса: есть — ение по типу: петь — пение
ЕЩЁ
Вместо уже
— Я ещё взрослая совсем. (3)
Смешение антонимов вследствие незнания их различительного признака
ЖГАТЬ
Жечь
— А мы спички жгали. (3)
— Нельзя спички жгать. Пожар будет. (4)
Образование основы инфинитива от основы настоящего/будущего времени путем прибавления -А: жгу — жгать по типу: ищу — искать
ЖУВАТЬ
Жевать; ср. жую
— Проглотил, не жувая. (5)
Модификация основы глагола (мена -Е на -У)
ЖУТЬ
Жевать
— Жуй скорее! — Не хочу жуть! (3)
Образование основы инфинитива от основы настоящего/будущего времени путем отбрасывания -j: жую — жуть по типу: дую — дуть
ЗАБЛУДИТЬСЯ
Ошибиться
— Папа, ты заблудился: не на ту ногу мне ботинок одеваешь. (3)
Образование переносного значения слова при опоре на сходство признаков
ЗАБОЛЕТЬ (кого-н.)
Сделать так, чтобы заболел
— Андрюшка меня заболел: снег за шиворот насыпал. (6)
Образование переносного значения слова по типу англ. boil - кипеть и boil — кипятить
ЗАВТРА
Вместо вчера
— Я уже завтра был у Алика. (4,3)
— Я завтра мылся. (4,6)
— Надо было ещё завтра сдать 18 рублей. (7,10)
Смешение антонимов вследствие незнания их различительного признака
ЗАЕСТЬСЯ