Проблемный анализ состояния школы

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России не могут не затрагивать школы, которая в изменя­ющихся условиях тоже вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, которые к ней будут предъявлять общество и государство в ближайшей и отдаленной перспективе. Понимая это, во многих школах предпринимаются усилия для определения своих перспектив разработки соответствующих прог­рамм движения к желаемому будущему.

Однако слово «программа» у нас чаще всего ассоциируется с декларацией, которая в действительности не может быть выполнена. Для такого скепсиса есть серьезные основания. Но одновременно есть и примеры, когда использование программ позволяло успешно решать крупномасштабные, сложные проблемы, объединяя усилия тысяч людей. Значит, дело не в слове «программа», а в том, какой смысл в него вк­ладывается и как программа разрабатывается. Если мы хотим переплыть море, и делаем для этого утлую лодчонку, называя ее лайнером, то неудач­ный исход нашего предприятия вряд ли должен поколебать уверенность в эффективности настоящих лайнеров. Так же и в нашем случае. Нам часто приходилось видеть документы, называемые «Программа... «, но которые мало соответствовали своему названию и обречены были стать только бумагой для показа.

Программа - это сложное средство управления, которое должно об­ладать определенными качествами, и для ее подготовки нужна специ­альная технология,

В настоящем пособии предлагается разработанная нами технология построения программ развития школы. Она является методическим приложением к книге «Управление развитием школы», подготовленной к изданию в 1994 г. Институтом управления образованием РАО, поэтому текст пособия не содержит детального обоснования технологии, а только краткие комментарии наиболее важных положений.

Считаем своей обязанностью предупредить читателя, что его ожидает нелегкое чтение и напряженная интеллектуальная работа. Первое впечатление, возможно, будет негативным: что-то будет непонятным, а что-то - вызовет возражение. Это нормальная, естественная реакция, так как предлагаемая технология разработки программы построена на основаниях, требующих отказа от многих стереотипов мышления, и пред­полагает напряженное ученичество руководителей, желание понять, разобраться в новом подходе и овладеть им.

Вместе с тем мы хотели, чтобы читатель понял то трудное положение, в котором оказались авторы пособия. С одной стороны, нет книг, где бы на современном научном уровне была описана методология и теория уп­равления развитием целостных систем в образовании. Эти книги только создаются. А любые методические пособия, практические руководства могут быть освоены только на основе соответствующих теоретических и методологических знаний. С другой стороны, жизнь, бурное и противоречивое развитие общества требуют немедленного вооружения практиков технологиями подготовки программ развития образовательных учреждений. Названное обстоятельство вынудило нас в ряде случаев отойти от чисто нормативного, предписывающего стиля пособия и более или менее подробно объяснять основания рекомендуемых нами процедур или с минимумом доказательств сводить новые понятия общеупот-ребимых терминов. Кроме того, мы также вынуждены были пойти на некоторое упрощение (огрубление) описания технологии разработки программ только для того, чтобы быть понятыми, хотя наука требует более обстоятельного анализа и более детальной проработки таких процедур, как проблематизация и целеполагание в управленческой деятельности.

Мы надеемся, что те, кто захочет использовать предлагаемую нами технологию, смогут избежать серьезных ошибок при определении жела­емого будущего школы и находить реалистичные способы его достижения.

ЗАЧЕМ НУЖНА ПРОГРАММА

Программа по своему смыслу - это нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющее:

а) исходное состояние некоторой системы,

б) образ желаемого будущего состояния этой системы.

в) состав и структуру, действий по переходу от настоящего к
будущему.

Наличие такой модели дает уверенность руководителю, что он знает,
какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата.

Не менее важно, что благодаря программе не только
руководитель, но и участники совместной деятельности понимают, для
достижения какой общей цели они работают, какова их роль в этой
работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своев-
ременного решения своих частных задач.

Движение в будущее можно сравнить с движением по незнакомой местности, а программу - с картой этой местности, на которую нанесены маршруты передвижения разных групп и точки их встреч. Если на, нез-накомой местности двигаться без карты, зная лишь общее направление, то потребуется затратить значительно больше усилий, чтобы прийти в нужное место, чем, двигаясь с картой.

Другое важное назначение программы состоит в том, что она поз­воляет предупреждать «пожары», а не тушить их, когда они уже разгорелись. Если руководитель не только доставил целъ но и определял промежуточные результаты, которые необходимы для достижения этой цели, он получит возможность обнаруживать угрозы ее достижению, ког­да своевременно не получен какой-либо из промежуточных результатов. Чем больше промежуточных контрольных точек (т. е, чем детальнее программа), тем более чувствительно управление к угрозам. Программа как инструмент управления нужна далеко не всегда. Она нужна, во-первых, когда руководитель хочет получить максимально полезный результат при минимально необходимых затратах; во-вторых, когда достижение конечного результата зависит от согласованной, скоор­динированной работы многих людей; в-третьих, когда внутренние или внешние условия деятельности не стабильны и управление должно иметь высокую чувствительность к угрозам.

Анализ практики доказывает, что существуют три основных типа стратегии развития школ.

Первый тип стратегии, называемый нами стратегиейлокальных изменений, предусматривает параллельное улучшение, рационализацию, обновление деятельности каких-то отдельнык участков жизнедеятельности школы. Эти изменения осуществляются независимо друг от друга по своим планам и предполагают достижение частных результатов, которые в совокупности позволят школе сделать шаг вперед. Примером этого может служить проведение одновременно нескольких экспериментов по освоению новых методик или программ преподавания отдельных предметов.

Второй тип стратегии, называемый нами стратегией модульных изменений, предполагает осуществление нескольких комплек­сных нововведений, которые, однако, не связываются между собой, хотя внутри модуля могут координироваться действия многих исполнителей. Эта стратегия имеет место, например, когда в начальной школе осваива­ется какая-то новая педагогическая система (Занкова, Ильясова, Давыдова-Эльконина), в среднем звене реконструируется преподавание предметов естественно-научного цикла (но без связи с тем, что делается в начальной школе), а в старшем звене вводится преподавание основ экономики и углубленное изучение каких-то предметов также без связи с изменениями в предыдущих звеньях.

Третий тип стратегии, называемый нами стратегией системных изменений, предполагает полную реконструкцию школы как об­разовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельнос­ти (цели, содержание, организацию, технологию и т.д.}. все структуры, их части, связи, звенья, участки. Такая стратегия осуществляется, как правило, при изменении прежнего статуса школы, превращении ее вновое образовательное учреждение. Речь может идти, например, о соединении адаптивной модели школы - системы, удовлетворяющей потребности и возможности обучения всех детей микрорайона (продвинутых и отста­ющих в развитии, больных и здоровых, одаренных и бездарных, обычных и «не встраивающихся» в традиционную организацию учебно-воспитательного процесса), или школы для особо одаренных детей; или гимназии, лицея, или комплекса «Детский сад - школа», «Школа-вуз», «ПТУ – техникум», или школы с различными профилями, специ­ализациями, школы - лаборатории, базовой школы ИУУ, ИПК и т.п..

Разработка программы как особого средства обеспечения целенаправ­ленности и интегрированности усилий многих людей нужна прежде всего для реализации стратегии третьего типа, и именно на этот тип стратегии ориентировано настоящее пособие.

КАКИМ ТРЕБОВАНИЯМ ДОЛЖНА УДОВЛЕТВОРЯТЬ ПРОГРАММА

Чтобы отвечать своему назначению; программа должна обладать оп­ределенными качествами. Мы выделяем семь таких качеств: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям.

Актуальность - свойство программы быть ориентированной на
решение наиболее значимых для будущего школы проблем, т.е. таких
проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект.

Прогностичность - свойство программы отражать в своих, целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требова­ния к школе и изменения условий ее деятельности, т.е.; способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться,

Рациональность - свойство программы определять такие цели и
способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и имеющихся ресурсов позволяют получить максимально полезный результат.

Реалистичность - свойство программы обеспечивать соответствие между желаемым и возможным, т.е. между планируемыми целями и не­обходимыми для их достижения средствами.

Целостность - свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также сог­ласованность связей между действиями, включенными в программу.

Контролируемость - свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), т.е. оп­ределять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.

Чувствительность к сбоям - это свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного, программой, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа, т.е. чем меньше временные интервалы между соседними кон­трольными точками (промежуточными целями). Чувствительность должна быть достаточной для того, чтобы в случае сбоя субъект, принимающий решение, имел достаточное время на его выработку. Сверх этого чувст­вительность избыточна.

Отсутствие у программы какого-либо из перечисленных свойств будет приводить к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки и (или) с большими, чем предполагалось, затратами.

КАК РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ

Программу развития школы можно разрабатывать по разным технологиям. В конечном итоге важно: позволяет ли данная технология получить программу с необходимыми качествами и какие усилия (затраты) для этого требуются.

Предлагаемая в данном пособии технология разработки программы развития школы создана на основе методологии системного подхода к изучению крупномасштабных проблем, анализа массовой практики разработки программ развития школ, а также практического опыта ее использования в ряде школ.

Предлагаемая нами технология включает семь основных процедур:

1) подготовку информационной справки о школе,

2) проблемный анализ состояния школы,

3) формирование концепции новой школы,

4) разработку стратегии и задач перехода к новой школе,

5) определение целей первого этапа построения новой школы,

6) разработку плана действий,

7) экспертизу программы.

ПОДГОТОВКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СПРАВКИ О ШКОЛЕ

Программа развития школы является, прежде всего, рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности школы. В этом ее главное назначение. Вместе с этим программа является и офици­альным документом, который представляется в органы народного образования в различных целях: для получения школой нового статуса, дополнительных штатных единиц, для дополнительного финансирования экспериментов, нового материально-технического обеспечения и т.п., а так же для экспертизы (оценки ее полноты, целостности, грамотности и
т.п.). Поэтому она, естественно, попадает в руки людей (должностных лиц),которые не работают в школе, не знают ее возможностей и не знают ее изнутри. Вот почему целесообразно начать программу «Информационной справкой о школе», вкоторой приводятся:

· численность учащихся;

· число смен, с указанием классов по сменам;

· число классов по ступеням образования или по параллелям;

количество учителей (общее и дифференцированно по образованию, квалификационным разрядам,

почетным званиям, стажу работы, полу и другим

характеристикам);

· средний возраст учителей;

· режим работы школы (например, пятидневка, с шестым развивающим днем или без него, школа полного дня и др.); продолжительности уроков, по классам;

· состояние материально-технической базы (спортзалы и площадки, стадион, актовый зал (указать число мест), киноустановки, столовая (число мест), количество и оснащенность кабинетов, фонд библиотеки (число экземпляров художественной, научно-популярной, методической и учебной литературы) стоматологический,

физиотерапевтический и другие кабинеты и так далее);

характеристика внеурочной воспитательной работы художественные, спортивные, музыкальные, школы, студии и клубы, секции действуют на базе школы); краткие сведения об истории, традициях, наследии школы; характеристика контингента (по полу, социальному составу семей, национальности, здоровью, успешности в учебе и другим важным для программы параметрам); характеристика социума (население, микрорайона, окружение школы, наличие культурно-просветительных, спортивных и т.п. учреждений, тор­говых точек и пр. - всего того, что необходимо учесть при подготовке программы развития);наличие (или отсутствие) творческих контактов с учеными, научными центрами, кафедрами вузов, ИПК, ИУУ; краткие итоги учебно-воспитательного процесса за последний учебный год по ступеням, параллелям, классам или циклам предметов и (если было исследовано) динамика результатов за последние годы, а так же,
другие данные анализа учебно-воспитательного процесса и его результатов;

характеристика наиболее сильных сторон и ярких достижений школы.

Все эти данные необходимы не только и не столько рецензентам, экспертам программы, руководителям органов образования, которые будут принимать решение о статусе школы или о финансировании программы и т.п. Они необходимы, прежде всего, самим разработчикам программы, пос­кольку содержат информацию о благоприятных предпосылках и возможностях того или иного направления развития школы или ограничениях для него.

НАПРАВЛЕНИЕ АНАЛИЗА

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России не могут не затрагивать школы, которая в изменя­ющихся условиях тоже вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, которые к ней будут предъявлять общество и государство в ближайшей и отдаленной перспективе. Понимая это, во многих школах предпринимаются усилия для определения своих перспектив разработки соответствующих прог­рамм движения к желаемому будущему.

Однако слово «программа» у нас чаще всего ассоциируется с декларацией, которая в действительности не может быть выполнена. Для такого скепсиса есть серьезные основания. Но одновременно есть и примеры, когда использование программ позволяло успешно решать крупномасштабные, сложные проблемы, объединяя усилия тысяч людей. Значит, дело не в слове «программа», а в том, какой смысл в него вк­ладывается и как программа разрабатывается. Если мы хотим переплыть море, и делаем для этого утлую лодчонку, называя ее лайнером, то неудач­ный исход нашего предприятия вряд ли должен поколебать уверенность в эффективности настоящих лайнеров. Так же и в нашем случае. Нам часто приходилось видеть документы, называемые «Программа... «, но которые мало соответствовали своему названию и обречены были стать только бумагой для показа.

Программа - это сложное средство управления, которое должно об­ладать определенными качествами, и для ее подготовки нужна специ­альная технология,

В настоящем пособии предлагается разработанная нами технология построения программ развития школы. Она является методическим приложением к книге «Управление развитием школы», подготовленной к изданию в 1994 г. Институтом управления образованием РАО, поэтому текст пособия не содержит детального обоснования технологии, а только краткие комментарии наиболее важных положений.

Считаем своей обязанностью предупредить читателя, что его ожидает нелегкое чтение и напряженная интеллектуальная работа. Первое впечатление, возможно, будет негативным: что-то будет непонятным, а что-то - вызовет возражение. Это нормальная, естественная реакция, так как предлагаемая технология разработки программы построена на основаниях, требующих отказа от многих стереотипов мышления, и пред­полагает напряженное ученичество руководителей, желание понять, разобраться в новом подходе и овладеть им.

Вместе с тем мы хотели, чтобы читатель понял то трудное положение, в котором оказались авторы пособия. С одной стороны, нет книг, где бы на современном научном уровне была описана методология и теория уп­равления развитием целостных систем в образовании. Эти книги только создаются. А любые методические пособия, практические руководства могут быть освоены только на основе соответствующих теоретических и методологических знаний. С другой стороны, жизнь, бурное и противоречивое развитие общества требуют немедленного вооружения практиков технологиями подготовки программ развития образовательных учреждений. Названное обстоятельство вынудило нас в ряде случаев отойти от чисто нормативного, предписывающего стиля пособия и более или менее подробно объяснять основания рекомендуемых нами процедур или с минимумом доказательств сводить новые понятия общеупот-ребимых терминов. Кроме того, мы также вынуждены были пойти на некоторое упрощение (огрубление) описания технологии разработки программ только для того, чтобы быть понятыми, хотя наука требует более обстоятельного анализа и более детальной проработки таких процедур, как проблематизация и целеполагание в управленческой деятельности.

Мы надеемся, что те, кто захочет использовать предлагаемую нами технологию, смогут избежать серьезных ошибок при определении жела­емого будущего школы и находить реалистичные способы его достижения.

ЗАЧЕМ НУЖНА ПРОГРАММА

Программа по своему смыслу - это нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющее:

а) исходное состояние некоторой системы,

б) образ желаемого будущего состояния этой системы.

в) состав и структуру, действий по переходу от настоящего к
будущему.

Наличие такой модели дает уверенность руководителю, что он знает,
какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата.

Не менее важно, что благодаря программе не только
руководитель, но и участники совместной деятельности понимают, для
достижения какой общей цели они работают, какова их роль в этой
работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своев-
ременного решения своих частных задач.

Движение в будущее можно сравнить с движением по незнакомой местности, а программу - с картой этой местности, на которую нанесены маршруты передвижения разных групп и точки их встреч. Если на, нез-накомой местности двигаться без карты, зная лишь общее направление, то потребуется затратить значительно больше усилий, чтобы прийти в нужное место, чем, двигаясь с картой.

Другое важное назначение программы состоит в том, что она поз­воляет предупреждать «пожары», а не тушить их, когда они уже разгорелись. Если руководитель не только доставил целъ но и определял промежуточные результаты, которые необходимы для достижения этой цели, он получит возможность обнаруживать угрозы ее достижению, ког­да своевременно не получен какой-либо из промежуточных результатов. Чем больше промежуточных контрольных точек (т. е, чем детальнее программа), тем более чувствительно управление к угрозам. Программа как инструмент управления нужна далеко не всегда. Она нужна, во-первых, когда руководитель хочет получить максимально полезный результат при минимально необходимых затратах; во-вторых, когда достижение конечного результата зависит от согласованной, скоор­динированной работы многих людей; в-третьих, когда внутренние или внешние условия деятельности не стабильны и управление должно иметь высокую чувствительность к угрозам.

Анализ практики доказывает, что существуют три основных типа стратегии развития школ.

Первый тип стратегии, называемый нами стратегиейлокальных изменений, предусматривает параллельное улучшение, рационализацию, обновление деятельности каких-то отдельнык участков жизнедеятельности школы. Эти изменения осуществляются независимо друг от друга по своим планам и предполагают достижение частных результатов, которые в совокупности позволят школе сделать шаг вперед. Примером этого может служить проведение одновременно нескольких экспериментов по освоению новых методик или программ преподавания отдельных предметов.

Второй тип стратегии, называемый нами стратегией модульных изменений, предполагает осуществление нескольких комплек­сных нововведений, которые, однако, не связываются между собой, хотя внутри модуля могут координироваться действия многих исполнителей. Эта стратегия имеет место, например, когда в начальной школе осваива­ется какая-то новая педагогическая система (Занкова, Ильясова, Давыдова-Эльконина), в среднем звене реконструируется преподавание предметов естественно-научного цикла (но без связи с тем, что делается в начальной школе), а в старшем звене вводится преподавание основ экономики и углубленное изучение каких-то предметов также без связи с изменениями в предыдущих звеньях.

Третий тип стратегии, называемый нами стратегией системных изменений, предполагает полную реконструкцию школы как об­разовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельнос­ти (цели, содержание, организацию, технологию и т.д.}. все структуры, их части, связи, звенья, участки. Такая стратегия осуществляется, как правило, при изменении прежнего статуса школы, превращении ее вновое образовательное учреждение. Речь может идти, например, о соединении адаптивной модели школы - системы, удовлетворяющей потребности и возможности обучения всех детей микрорайона (продвинутых и отста­ющих в развитии, больных и здоровых, одаренных и бездарных, обычных и «не встраивающихся» в традиционную организацию учебно-воспитательного процесса), или школы для особо одаренных детей; или гимназии, лицея, или комплекса «Детский сад - школа», «Школа-вуз», «ПТУ – техникум», или школы с различными профилями, специ­ализациями, школы - лаборатории, базовой школы ИУУ, ИПК и т.п..

Разработка программы как особого средства обеспечения целенаправ­ленности и интегрированности усилий многих людей нужна прежде всего для реализации стратегии третьего типа, и именно на этот тип стратегии ориентировано настоящее пособие.

КАКИМ ТРЕБОВАНИЯМ ДОЛЖНА УДОВЛЕТВОРЯТЬ ПРОГРАММА

Чтобы отвечать своему назначению; программа должна обладать оп­ределенными качествами. Мы выделяем семь таких качеств: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям.

Актуальность - свойство программы быть ориентированной на
решение наиболее значимых для будущего школы проблем, т.е. таких
проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект.

Прогностичность - свойство программы отражать в своих, целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требова­ния к школе и изменения условий ее деятельности, т.е.; способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться,

Рациональность - свойство программы определять такие цели и
способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и имеющихся ресурсов позволяют получить максимально полезный результат.

Реалистичность - свойство программы обеспечивать соответствие между желаемым и возможным, т.е. между планируемыми целями и не­обходимыми для их достижения средствами.

Целостность - свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также сог­ласованность связей между действиями, включенными в программу.

Контролируемость - свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), т.е. оп­ределять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.

Чувствительность к сбоям - это свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного, программой, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа, т.е. чем меньше временные интервалы между соседними кон­трольными точками (промежуточными целями). Чувствительность должна быть достаточной для того, чтобы в случае сбоя субъект, принимающий решение, имел достаточное время на его выработку. Сверх этого чувст­вительность избыточна.

Отсутствие у программы какого-либо из перечисленных свойств будет приводить к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки и (или) с большими, чем предполагалось, затратами.

КАК РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ

Программу развития школы можно разрабатывать по разным технологиям. В конечном итоге важно: позволяет ли данная технология получить программу с необходимыми качествами и какие усилия (затраты) для этого требуются.

Предлагаемая в данном пособии технология разработки программы развития школы создана на основе методологии системного подхода к изучению крупномасштабных проблем, анализа массовой практики разработки программ развития школ, а также практического опыта ее использования в ряде школ.

Предлагаемая нами технология включает семь основных процедур:

1) подготовку информационной справки о школе,

2) проблемный анализ состояния школы,

3) формирование концепции новой школы,

4) разработку стратегии и задач перехода к новой школе,

5) определение целей первого этапа построения новой школы,

6) разработку плана действий,

7) экспертизу программы.

ПОДГОТОВКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СПРАВКИ О ШКОЛЕ

Программа развития школы является, прежде всего, рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности школы. В этом ее главное назначение. Вместе с этим программа является и офици­альным документом, который представляется в органы народного образования в различных целях: для получения школой нового статуса, дополнительных штатных единиц, для дополнительного финансирования экспериментов, нового материально-технического обеспечения и т.п., а так же для экспертизы (оценки ее полноты, целостности, грамотности и
т.п.). Поэтому она, естественно, попадает в руки людей (должностных лиц),которые не работают в школе, не знают ее возможностей и не знают ее изнутри. Вот почему целесообразно начать программу «Информационной справкой о школе», вкоторой приводятся:

· численность учащихся;

· число смен, с указанием классов по сменам;

· число классов по ступеням образования или по параллелям;

количество учителей (общее и дифференцированно по образованию, квалификационным разрядам,

почетным званиям, стажу работы, полу и другим

характеристикам);

· средний возраст учителей;

· режим работы школы (например, пятидневка, с шестым развивающим днем или без него, школа полного дня и др.); продолжительности уроков, по классам;

· состояние материально-технической базы (спортзалы и площадки, стадион, актовый зал (указать число мест), киноустановки, столовая (число мест), количество и оснащенность кабинетов, фонд библиотеки (число экземпляров художественной, научно-популярной, методической и учебной литературы) стоматологический,

физиотерапевтический и другие кабинеты и так далее);

характеристика внеурочной воспитательной работы художественные, спортивные, музыкальные, школы, студии и клубы, секции действуют на базе школы); краткие сведения об истории, традициях, наследии школы; характеристика контингента (по полу, социальному составу семей, национальности, здоровью, успешности в учебе и другим важным для программы параметрам); характеристика социума (население, микрорайона, окружение школы, наличие культурно-просветительных, спортивных и т.п. учреждений, тор­говых точек и пр. - всего того, что необходимо учесть при подготовке программы развития);наличие (или отсутствие) творческих контактов с учеными, научными центрами, кафедрами вузов, ИПК, ИУУ; краткие итоги учебно-воспитательного процесса за последний учебный год по ступеням, параллелям, классам или циклам предметов и (если было исследовано) динамика результатов за последние годы, а так же,
другие данные анализа учебно-воспитательного процесса и его результатов;

характеристика наиболее сильных сторон и ярких достижений школы.

Все эти данные необходимы не только и не столько рецензентам, экспертам программы, руководителям органов образования, которые будут принимать решение о статусе школы или о финансировании программы и т.п. Они необходимы, прежде всего, самим разработчикам программы, пос­кольку содержат информацию о благоприятных предпосылках и возможностях того или иного направления развития школы или ограничениях для него.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ

Во многих программах развития школ, с которыми нам довелось сталкиваться, этот раздел отсутствовал вовсе и программа начиналась прямо с «целей» школы.

Мы исходим из того, что цели развития конкретной школы невоз­можно определить без проблемно ориентированного анализа ее деятельности.

Мы знаем, это утверждение вызовет возражения оппонентов, а поэтому оно будет обстоятельно обосновано нами в дальнейшем. Здесь же отметим, что цель - это не только образ желаемого результата, но и результата возможного. Поэтому раньше, чем будут определены акту­альные потребности и найдены возможности их удовлетворения, цель сформулированной быть не может. Могут быть желания, намерения, нужды и т.п., но не цели.

Анализ - первый шаг на пути к определению целей и способов их достижения: в результате анализа должно быть ясно, что требуется изменить, чтобы школа в будущем могла лучше, чем в настоящем, выполнять свои функции. Степень конкретности ответа на этот вопрос должна быть достаточной для перехода к поиску идей решения проблем. Если это условие не выполняется, то проблемы должны быть конкретизированы путем расчленения на составные части (подпроблемы). Эта процедура называется в методологии, на которой мы базируемся, структурирование проблемы.

Но поскольку, разрабатывая программу, мы хотим, чтобы наши усилия при ее реализации дали максимально полезный результат то на воп­рос «Что нужно изменить?» мы должны ответить так, чтобы выделить на­иболее значимые проблемы, т.е. такие, решение которых даст мак­симально полезный результат.

Исходя из этого, анализ ситуации в школе должен обеспечивать:

1) полноту и операциональность выделения значимых проблем;

2) конкретность определения пробам (уровень структурированности
проблем должен быть таким, чтобы можно было переходить к поиску
идей их решения без дальнейшего расчленения проблемы на более мел­
кие, части);

3) обоснованность оценок значимости выделенных проблем;

4) прогностичность анализа (ориентированность анализа не только на
требования настоящего, но и прогнозируемого будущего)

Если проанализировать годовые планы учебно-воспитательной работы
или, так модные сейчас, концепции школ, или программы их развития, то
в них часто можно обнаружить следующие недостатки:

неоперациональность определения проблем (проблемы определяются
посредством абстрактных формулировок типа «неудовлетворительная…»,
»недостаточная...», «низкая...», ничего не говорящих о степени неудовлетворительности или недостаточности);

неопределенность источников проблем;

неполноту выявления проблем;

необоснованность приоритетности выделенных проблем;

неопределенность структуры проблем (вместо структуры так называ­емое «проблемное месиво»);

ориентацию в определении проблем только на требования сегодняшнего дня без учета требований, идущих от будущего.

Всякая программа развития школы в конечном итоге ориентирована
на решение одной общей проблемы - повышение качества образования…
Но в таком абстрактном виде проблему решать нельзя, в каждом случае
ее нужно конкретизировать и структурировать, т.е. представлять в виде:
совокупности связанных между собой частных проблем, решая которые:
можно получить решение общей проблемы. Задача анализа, как мы отмечали ранее, и состоит в том, чтобы конкретизировать и струк­турировать общую проблему, обеспечивая тем самым возможность ее
решения по частям.

Это, на первый взгляд, понятное и как будто бы легко выполнимое требование предполагает очень непростую мыслительную деятельность разработчиков программы. Обычно анализ начинают со сравнения того, что хотят достичь, с результатами последнего года (это, так сказать, анализ статики), а сравнивать нужно желаемое и с тем, что достигнуто, и с тем, что нужно получить в будущем, т.е. учитывать тенденции развития общества и школы.

Рекомендуемая нами схема анализа предполагает движение «от конца
к началу», т.е. от выявления того, что не удовлетворяет в результатах
работы школы к недостаткам учебно-воспитательного процесса, порождающего недостатки в результатах, а затем к недостаткам в условиях определяющих дефекты учедно – воспитательного процесса (рис.1.).

проблемный анализ состояния школы - student2.ru

НАПРАВЛЕНИЕ АНАЛИЗА

Наши рекомендации