Тема 5. Нравственный смысл и моральные уровни обучения.
Тема семинарского занятия № 5. Уровни обучения и ступени образования. – 2 часа
1) Иерархия уровней обучения
2) Ступени образования по Л. Кольбергу:
Литература:
Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.
Kohlberg L. Essays on Moral Development. Vol. 1. San Francisco, 1981. P. 409-422.
Тема 6. Медиапедагогика и современные реалии медийного образования
Тема семинарского занятия № 6. Понятие медиапедагогики, ее задачи. Воздействие медийных средств на образование.- 2 часа
1) Проблемы медийного образования
2) Этические особенности современного образования.
Литература:
История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. М., 2003.
Этика: Энциклопедический словарь, М., 2001.
Этика: Словарь афоризмов и изречений / Сост. В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко. М., 1995.
Тема 7. Конфликты ценностей в сфере современного образования.
Тема семинарского занятия № 7. Дилеммы современного образования. – 4 часа
1) Дилемма насилия: аргументы за и против демонстрации сцен насилия
2) Дилемма интерактивности:воздействие интерактивных средств на процесс обучения – аргументы за и против
Литература:
Этика: Энциклопедический словарь, М., 2001.
Этика СМИ. М., 2003.
Тема 8. Понятие добродетели в сфере медиапедагогики. Принципы медиапедагогики.
Тема семинарского занятия № 8. Этические принципы медиапедагогики. – 2 часа
1) Современные добродетели медиапедагогики
2) особенности принципов медиапедагогики в современных реалиях.
Литература:
Дьюи Дж. Демократия образования. М., 2000.
Этика СМИ. М., 2003.
Примерный перечень вопросов к зачету
по курсу «Этика образования».
1. Типы этических теорий в соответствии с пониманием источника морали и трактовкой морального идеала.
2. Этимология понятий этика, мораль, нравственность и их современное значение.
3. Соотношение классической этики с прикладной и профессиональной этикой.
4. Понятие прикладной этики. Основные признаки современных проблем прикладной этики.
5. Виды прикладной этики. Основные этические проблемы различных сфер прикладной этики.
6. Биомедицинская этика как наиболее развитая область прикладной этики – основные вопросы и проблемы.
7. Смертная казнь как проблема прикладной этики.
8.Предмет этики образования.Понятие и структура образования. Соотношение образования и воспитания .
9. Сущность добродетели как цели обучения. Рационалистический (интеллектуалистский) и иррационалистический (аффективно-волевой) подходы к проблеме.
10. Противопоставление, соподчинение и тождество образования и воспитания.
11. Уровни обучения и ступени образования.
12. Этические особенности современного образования.
13. Проблемы медийного образования
14. Дилеммы современного образования.
15. Современные добродетели медиапедагогики
16. Особенности принципов медиапедагогики в современных реалиях.
Необходимая учебная литература:
Аристотель. Никомахова этика. Кн.1 // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т.4.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 1998. С. 9-40.
Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. / Сост. Р.Г. Апресян.– М.: Гардарики, 2002.С. 234–272.
Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. Тула. Изд-во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 1996 г. С. 265- 276.
Энциклопедический словарь Этика– М.: Гардарики, 2001.
Требования к уровню знаний студентов по курсу
«Этика образования»
Студенты третьего курса на зачете по курсу «Этика образования» должны знать:
Содержание значения понятия «Этика» как одного из ключевых понятий раскрывающих сущность и смысл человеческих отношений.
Смысл соотношения классической этики с прикладной и профессиональной этикой.
Предмет и содержание этики образования.
Основные принципы соотношения образования и воспитания.
Понятие медиапедагогики
Уметь:
Давать дефиниции понятий «этика», «Мораль», «Нравственность».
Самостоятельно определять проблемы современной «Прикладной этики» по их основным признакам.
Должен ориентироваться в пройденном материале и отвечать на вопросы преподавателя по темам:
1. Понятие этики. Краткая история основных этических учений.
2. Прикладная этика.
3.Предмет этики образования.Понятие и структура образования. Соотношение образования и воспитания .
4. Сущность добродетели как цели обучения. Рационалистический (интеллектуалистский) и иррационалистический (аффективно-волевой) подходы к проблеме.
5. Противопоставление, соподчинение и тождество образования и воспитания.
6. Уровни обучения и ступени образования.
7. Этические особенности современного образования.
8. Проблемы медийного образования
9. Дилеммы современного образования.
10. Современные добродетели медиапедагогики
11. Особенности принципов медиапедагогики в современных реалиях.
Требования к уровню подготовки студентов по курсу
«Этика образования».
Студенты третьего курса на зачете по курсу « Этика образования» для того чтобы получить «зачтено» должны:
Свободно ориентироваться как в практической так и в теоретической частях курса, а также самостоятельно раскрывать смысл проблем очерченных рамками курса и предлагать ряд их возможных решений.
Оценка «незачтено» ставится в случае если:
Студент демонстрирует фрагментарное знание только лишь теоретической или только лишь практической части курса, а также не может самостоятельно раскрывать смысл проблем предусмотренных рамками курса.
Карта обеспеченности студентов учебной литературой
Месотнахождение | Название учебника или учебного пособия | Количество экземпляров |
Кабинет философии Ч\з | Аристотель. Никомахова этика. Кн.1 // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т.4. | |
Кабинет философии Ч\з | Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. | |
Кабинет философии Ч\з | Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 1998. С. 9-40. | |
Кабинет философии Ч\з | Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. Тула. Изд-во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 1996 г. С. 265- 276. | |
Кабинет философии Ч\з | Этика: энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. С. 573-581 | |
Кабинет философии Ч\з | Гусейнов А.А. Прикладная этика. Этика: энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, | |
Кабинет философии Ч\з | А.А. Гусейнова.–М.: Гардарики, 2002. С. 389. | |
Кабинет философии Ч\з | Коновалова Л.В. Прикладная этика // Вып.1. – М., ИФРАН, 1998 | |
Кабинет философии Ч\з | Назаров В.Н. Прикладная этика. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. | |
Кабинет философии Ч\з | Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. / Сост. Р.Г. Апресян.– М.: Гардарики, 2002 |
Литература
Основная литература по курсу
Аристотель. Никомахова этика. Кн.1 // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т.4.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 1998. С. 9-40.
Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. / Сост. Р.Г. Апресян.– М.: Гардарики, 2002.С. 234–272.
Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. Тула. Изд-во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 1996 г. С. 265- 276.
Энциклопедический словарь Этика– М.: Гардарики, 2001. С. 573-581
Дополнительная литература по курсу
Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988. С. 50-61.
Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика//Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1973. Т. 2. С. 61-67.
Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.
Дьюи Дж. Демократия образования. М., 2000.
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 445-459
Наторп П. Философия как основа педагогики. М., 1910.
Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. Спб., 1913.
Толстой Л.Н. Избранные мысли о воспитании и образовании. М., 1909.
Философия образования. М., 1996.
Этика СМИ. М., 2003.