Глава 1. Общетеоретические основы профессиональной деятельности
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Учебно-методическое пособие
по профилю подготовки 050716 «Специальная психология»
Казань - 2012
УДК 159.9 (075.8)
ББК 88.4 я73
Рецензенты:
Артемьева Т.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики К(П)ФУ
Кучеряну С.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Приднестровского государственного университета
Ткачук А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Приднестровского государственного университета
Введение в специальность. Учебно-методическое пособие по профилю подготовки 050716 «Специальная психология». / Сост. Твардовская А.А. – Казань, 2012. – 85с.
Составитель: Твардовская А.А., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики К(П)ФУ
В учебно-методическом пособии раскрываются базовые компоненты профпригодности применительно к специальному психологу; представлены особенности специальной психологической помощи; рассмотрены профессионально значимые личностные качества специального психолога; выделены и проанализированы основные направления работы специального психолога, а также этика деятельности специального психолога.
Пособие содержит теоретические основы профессиональной деятельности специального психолога, вопросы и задания для практических работ, тестовые задания, направленные на оценку полученных знаний.
Предназначено для студентов высших образовательных учреждений, практикующих специалистов в области специального образования.
Содержание
Введение…………………………………………..………………………………...4
Глава 1. Общетеоретические основы профессиональной деятельности…..5
1.1. Профессиональная деятельность психолога………………………………….5
1.2. Специальная психология как наука………………………………………..….9
1.3. Нормативное и отклоняющееся развитие....…………………………………11
Литература…………………….…..………………………………………………..19
Вопросы и задания …………………..………….…………………………………20
Основные понятия…………………………………………………………………21
Глава 2. Специальная психология как профессиональная деятельность…22
2.1.Специфика деятельности специального психолога……………………….…22
2.2. Специальный психолог как личность и профессионал………………………26
2.3. Этика профессиональной деятельности специального психолога…………29
Литература…………………………………………………………………………..32
Вопросы и задания ………………………………………………...........................33
Основные понятия………………………………………………………………….34
Глава 3. Основные виды профессиональной деятельности специального психолога…………………………………………………………………………...35
3.1.Психодиагностика как база деятельности специального психолога………..35
3.2.Психокоррекционная работа в практике специального психолога…………39
3.3. Консультирование как направление работы специального психолога…….43
3.4. Экспертная деятельность специального психолога……….............................48
Литература…………………………………………………….…………………….52
Вопросы и задания ………………………………………………............................54
Основные понятия………………………………………………………………….55
Тестовые задания ……………….………………………………………………….56
Приложение 1…………………………………………………………………….....59
Приложение 2……………………………………………………………………….67
Приложение 3……………………………………………………………………….69
Приложение 4……………………………………………………………………….71
Приложение 5……………………………………………………………………….72
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие практически во всех областях развития современного общества, затронули и сферу профессиональной деятельности психолога специального образовательного учреждения. За последние годы разработаны новые теоретические и методологические подходы к организации и содержанию специализированной психологической помощи, предложены методические средства и способы организации деятельности психолога.
Сегодня, как никогда ранее, актуальной становится задача приведения в соответствиее содержание профессиональной деятельности специального психолога. В связи с этим в пособии представлен материал, основываясь на общих принципах работы специального психолога, общих положениях и практических технологиях.
Предлагаемая в учебно-методическом пособии организация деятельности специального психолога базируется на имеющихся нормативно-правовых документах Министерства образования РФ.
Целью данного пособия является аккумулирование и систематизирование знаний об основных направлениях деятельности психолога специального образовательного учреждения.
Учебно – методическое пособие состоит из введения и трех глав. Для успешного усвоения материала по каждой главе представлен список литературы, предлагаются контрольные вопросы и задания, основные понятия темы. В приложении имеются материалы в виде схем, макетов программ, и примерного образца составления необходимой документации.
Основные понятия
Профессия - деятельность, посредством которой лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию, и признается за профессию личным самосознанием данного лица
Профессионализм – особое свойство людей системно, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Фактор - постоянно действующее обстоятельство, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака; причина, движущая сила какого – либо процесса, явления.
Недостаток - физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях повторной экспертизой;
Психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении
Норма - установленная мера, средняя величина чего-либо.
Онтогенез – процесс развития индивидуального организма; процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства.
Дизонтогенез – нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпа и сроков созревания отдельных сфер психики и их компонентов.
СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
План
1. Уровни этических проблем в специальной психологии.
2. Этические принципы деятельности специального психолога.
3. Этические требования к специальному психологу.
2.3.1. Уровни этических проблем в специальной психологии
При рассмотрении основных этических регуляторов деятельности практического психолога можно было бы выделить следующие уровни:
Правовой уровень, основанный на таких документах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция (Основной Закон) РФ», «Закон РФ об образовании», «Должностная инструкция педагога-психолога», и других нормативных документах, вплоть до «Уголовного кодекса РФ».
Моральный уровень, отраженный в многочисленных (но, к сожалению, еще менее однозначных и обязательных) этических «Кодексах», «Уставах» и даже «Стандартах», где часто отмечаются такие принципы, как «Не навреди!», «Не навешивай ярлыков», «Принимай клиента таким, каков он есть», «Сохраняй профессиональную тайну (принцип конфиденциальности)», где часто подчеркивается «Неоспоримый приоритет интересов клиента» и т.п.
Нравственный уровень, предполагающий определенную ценностно-смысловую зрелость психолога, сформированное (а лучше сказать - выстраданное) ценностно-нравственное ядро личности. Сам нравственный уровень возможен лишь тогда, когда у психолога, с одной стороны, нет стремления навязывать именно свою точку зрения клиенту (как и в случае с культурой, можно было бы сказать, что нравственность начинается с признания иной мировоззренческой позиции), но, с другой стороны, нравственность предполагает и свою собственную точку отсчета (нравственный критерий) при отношении психолога к тем или иным событиям окружающего мира и к самому себе.
2.3.2. Этические принципы деятельности специального психолога
Профессиональная деятельность психолога - это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.
1. Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.
2.Принцип не нанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность, исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа не нанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главный этический принцип психолога - «не навреди». Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека.
3.Принцип научной обоснованности и объективности. Психолог может применять только валидные и надежные методы и средства. Необходимо использовать методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными.
4. Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.
5.Принцип соблюдение профессиональной конфиденциальности. Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обуславливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога - препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.
Необходимо соблюдать конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого или (клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения.
Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. В то же время в рамках отдельных типов профессиональной психологической работы существуют и особые проблемы. Поэтому нередко рассматриваются специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.
В связи с осознанием важности этической регуляции психологического исследования и практики в последние годы психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 г. Американской психологической ассоциацией были официально приняты «Этические стандарты психологов» - своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 г. Британское психологическое общество приняло «Кодекс поведения» для психологов. Вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других европейских странах. В нашей стране также активно обсуждаются проблемы профессиональной этики психологов и разрабатываются документы, которые могли бы регламентировать этическую сторону в их деятельности.
2.3.3. Этические требования к специальному психологу
Крайне важны этические требования к психологу сферы коррекционного образования, поскольку практическая деятельность специального психолога более всего ориентирована именно на нее (Р. С. Немов):
· психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых имеет необходимое образование и квалификацию;
· психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психокоррекционных и психодиагностических методик, в своих выводах и рекомендациях;
· в случае применения методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях;
· психолог препятствует использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально неподготовленными людьми, предупреждает об этом тех, кто по незнанию пользуется их услугами;
· психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев экспертизы, оговоренных законом;
· если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица - представителя органа образования, врача, судьи и т.п., психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих;
· данные индивидуального обследования подростков, юношей и девушек психолог имеет право передавать другим лицам лишь при согласии на это самих испытуемых, при этом испытуемый имеет право знать, что и кому сообщается;
· допускается сообщение другим лицам только таких данных о детях, которые не могут быть использованы им во вред;
· психолог несет персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.
Литература
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1996.
2. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. - 1992. - Т.13. - №5. - С. 104-110.
3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». - М.,2002.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М., 2006.
5. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. - М., 2005.
6. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: ЮНИТИ, 1998.
7. Кодекс профессиональной этики психологов Общества Психологов ВНР // Вопросы психологии. - 1983. - №6. - С.130-133.
8. Крылов А.А., Юрьев А.И. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. - Л., 1990.
9. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996.
10. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т.Б. Епифанцева. - Ростов-на-Дону., 2006.
11. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.
12. Прилепко Ю.В., Козловская Г.Ю. Введение в профессию специальный психолог. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 184 с.
13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. - М., 2005.
14. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. - М., 1988.
15. Усанова О.Н. Специальная психология. - СПб, 2006.
Вопросы и задания
1.Уточните по словарю определение следующих терминов: личность, специальный психолог, этика, кодекс, компетентность, закономерности, компенсация.
2.Что для вас является критерием профессиональной компетентности психолога.
3. В чем отличие закономерностей отклоняющегося развития первого, второго и третьего порядка.
4.Напишите реферат на тему «Основные профессиональные и личностные качества специального психолога»
5. Раскройте взгляды различных ученых на закономерности отклоняющегося развития.
6. Заполните таблицу «Профессиональный портрет психолога».
Профессиональные качества | Личностные качества | |
Специальный психолог | ||
Практический психолог |
7. Сформулируйте свой этический кодекс, пользуясь таким правилом: в левой колонке продолжите несколько раз предложение «Я никогда не сделаю другому человеку...». А в правой колонке то же самое сделайте с предложением: «Я всегда сделаю для другого человека...».
На обратной стороне листа продолжите выполнение задания - измените предложение в левой колонке так: «Я никогда не сделаю себе ...», а в правой колонке: «Я всегда сделаю для себя.»
Сравните эти ответы сами или предложите оценить их группе. Докажите необходимость рефлексии на содержание личного этического кодекса.
8.Перечислите основные нормативные документы, касающиеся психологической службы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
9.Выполните аннотирование 4 статей из журналов «Коррекционная педагогика», «Специальная психология», «Клиническая и специальная психология» и материалов конференций по проблемам специальной психологии за последние 5 лет.
10.Составьте блок-схему главы «Нормальное, аномальное и отклоняющееся развитие» из книги Шаповал И.А. «Специальная психология».- М., 2005.
Основные понятия
Компенсация (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) – это сложный многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.
Умственное развитие – это совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи, с изменением возраста и обогащением опыта человека.
Дети с отклонением в развитии - категория детей с отклонениями или нарушениями в функционировании когнитивных, эмоциональных, регуляционных процессов психики.
Психологическая реабилитация - восстановление поврежденных функций в пределах психофизиологических возможностей ребенка.
Психологическая компенсация - возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Психологическая адаптация - процесс приспособления личности к существованию в обществе с соответствующими социальными требованиями.
Интеграция - внедрение ребенка с отклонением в развитие в среду нормально развивающихся сверстников.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
План
1.Современное представление о психодиагностике, принципы психодиагностики.
2. Направления диагностики.
3.Этапы диагностики и обследования ребенка.
3.1.1. Современное представление о психодиагностике, принципы психодиагностики
Цель психологической диагностики (оценки) - выявление специфики развития ребенка, отражающей ключевые особенности формирования психических структур, построение предположений о вероятных причинах и механизмах, приведших к данному варианту дизонтогенеза.
К специфическим диагностическим задачам, решаемым психологом специального образования, следует отнести:
· ранее выявление нарушенного развития;
· определение причин и характер нарушений;
· определение оптимального педагогического маршрута ребенка;
· выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;
· разработка индивидуальных программ развития и обучения;
· контроль динамики психического развития и эффективности специализированной помощи в коррекционной помощи ребенку;
· пределение на основе оценки динамики психического развития ребенка его дальнейшего образовательного маршрута, в частности, решение вопроса о необходимости (целесообразности) дальнейшего пребывания ребенка в данном образовательном учреждении (экспертная деятельность);
· выявление в процессе сопровождения ребенка эмоционально - аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде и социуме;
· определение возможностей и способностей ребенка, обучающегося в коррекционном образовательном учреждении, для решения вопросов профориентации и профадаптации.
Итогом диагностики нарушенного развития является установление психолого-педагогического диагноза, который не ограничивается типом нарушенного развития, в нем указывается:
-педагогическая категория нарушенного развития;
-степень выраженности нарушения;
-недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения; -индивидуальные особенности ребенка и рекомендации в разработке индивидуальной программы коррекционной работы.
Основной принцип - принцип гуманности - провозглашает необходимость своевременного создания каждому ребенку необходимых условий, при которых он смог бы максимально развивать свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства преодоления его трудностей. Только в том случае, если все необходимые и возможные средства и меры помощи, предоставленные ребенку в общеобразовательном учреждении, не дали положительных результатов, должен ставиться вопрос о направлении его в специальное образовательное учреждение.
Следующие принципы относятся к особенностям организации и проведения исследования, (они ранее описанны в трудах ведущих ученных Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, С.Д. Забрамной):
Принцип комплексного изучения детей обязывает учитывать при коллегиальном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми необходимыми специалистами: врачами, психологами, специальными педагогами. Он позволяет вскрыть глубокие внутренние причины и механизмы возникновения того или иного отклонения. При расхождении мнений назначается повторное обследование. В любом случае при вынесении заключения на первое место ставится учет интересов ребенка.
Принцип всестороннего, системного и целостного изучения предусматривает, что психическое развитие ребенка не складывается из простой суммы отдельных изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение только на основании исследования состояния восприятия, памяти, других психических функций ребенка. Согласно данному принципу, необходимо установление взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными проявлениями нарушений развития и первичными нарушениями; иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в развитии; соотношения первичных и вторичных отклонений.
Принцип динамического изучения, самый специфический в отечественной специальной психологии и педагогике, опирается на концепцию Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка - актуальном и потенциальном. Он обуславливает требование об учете в процессе обследования и при оценке результатов выполнения заданий не только того, что ребенок знает и может выполнить в момент исследования, но и его возможностей в обучении, т.е. «зоны ближайшего развития».
Принцип качественно-количественного подхода предусматривает при оценке выполненного задания учет не только и не столько конечного результата, но и способа действий рациональности выбранных решений, логической последовательности операций, настойчивости ребенка в достижении цели и т.д. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных, но дополняет, уточняет и обогащает их.
Принцип индивидуального подхода к ребенку в процессе обследования требует, во-первых, максимальной индивидуализации используемых методов и материалов с учетом возрастных и характерологических особенностей детей; во-вторых, специальной организации позитивной направленности ребенка на контакт со специалистом.
Принцип единства диагностической и коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии, то есть задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.
3.1.2. Направления диагностики
В изучении и диагностике отклонений в развитии выделяются несколько направлений.
Клинико-психологическое, ставящее своей целью сопоставление полученных психологических данных с особенностями основного нарушения - его глубиной, этиологией, патогенезом. Клинико-психологическое направление диагностики ориентировано на психологические отклонения и психологические особенности людей, включенных в лечебный процесс, психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Кроме прямой задачи постановки или подтверждения диагноза здесь разрабатываются психологические аспекты профилактики заболеваний, проводится психологическая коррекция, способствующая выздоровлению, решаются вопросы экспертизы и социально-трудовой реабилитации больных.
Психолого-педагогическое направление изучает ребенка в контексте обучения и воспитания. Здесь задачами диагностики, помимо прямой задачи постановки психологического диагноза, являются: создание методов и средств психодиагностики и психокоррекции нарушений развития; психологическое обоснование содержания специального образования и оценка его эффективности; изучение социальной адаптации и психокоррекция дезадаптации лиц с недостатками развития.
Социально-психологическое направление изучает характер межличностных отношений ребенка с отклоняющимся развитием, особенности его общения, социальной перцепции и т.д.; сюда же включаются исследования реабилитационных процессов, в том числе в различных условиях обучения.
3.1.3. Этапы диагностики и обследования ребенка
Диагностика отклоняющегося развития должна включать три этапа:
Скрининговая (от анг. просеивать, сортировать) диагностика проводится обычно с группой или с целым классом и направлена на выявление детей с какими-либо психологическими свойствами, на оценку постоянства этих свойств у данной группы и на выявление примерного спектра психолого-педагогических проблем. Наличие отклонений в психофизическом развитии на этом этапе выявляется без точной квалификации их характера и глубины.
Дифференциальная диагностика имеет целью определить тип или категорию нарушения и соответствующие особенностям и возможностям ребенка вид и программу образовательного учреждения. Более узкой, но не менее важной целью является отграничение сходных состояний при различных нарушениях, уточнение клинического, психолого-педагогического, функционального диагноза.
Феноменологическая диагностика (или углубленное психолого - педагогическое изучение) призвана выявить индивидуальные особенности ребенка, его познавательной деятельности, работоспособности, эмоционально-волевой и личностной сферы и т.д., т.е. всего того, что должно учитываться при организации индивидуальной коррекционно - развивающей работы с ним.
Каждая из форм диагностики обладает своими свойствами, технологиями и набором инструментальных средств - методик и тестов.
Обследование, как и любая сложная деятельность, состоит из отдельных этапов (по О.Н. Усановой).
Предварительный этап - сбор и анализ всестороннего анамнеза, который включает данные медицинского обследования ребенка и подробный медицинский анамнез, социологические и социально-психологические данные о семье ребенка, психолого-педагогические данные о психическом развитии ребенка до момента обследования. (Примерная схема фиксации анамнестических данных представлена в приложении 1)
Одним из важных моментов для обследования и построения коррекционных мероприятий является выяснение особенностей деятельности и поведения ребенка. В связи с этим следует учитывать сведения о проявлениях обычного нетипичного (отклоняющегося от нормы) поведения и о ситуациях, влияющих на его изменение, а также об эффективности предшествовавшей работы по преодолению недостатков развития.
Первый этап - наблюдение за поведением и деятельностью ребенка. Его задача - отметить состояние отдельных сторон его психической деятельности в целях получения общей характеристики развития. Фиксируются: внешний вид ребенка, его контактность, реакция на ситуацию обследования, направленность интересов и действий, организация внимания и деятельности, осмысленность работы, адекватность оценки своих действий. На этом этапе целесообразно применение батарей тестов, разработанных для данного возраста (например, методики С.Д. Забрамной).
Второй этап - углубленное изучение психических процессов с помощью психодиагностических и нейропсихологических методик.
Третий этап (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) экспресс-анализ результатов (в том числе подтверждение или коррекция диагностической гипотезы), проводимый в процессе самой диагностики и позволяющий провести первичное консультирование родителей или педагогов непосредственно после обследования.
Четвертый этап - полный анализ полученных результатов, постановка психологического диагноза.
Пятый этап - составление заключения с формулированием психологического диагноза, вероятностного прогноза дальнейшего развития ребенка и рекомендаций по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве. (Схема составления заключения по результатам психологического обследования представлена в приложении 2)
Литература
1. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург, 1995.
2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1994.
3. Алешина Ю.Е. Консультативная беседа // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - 2-е изд. - М.: Смысл, 1996. - С. 230-247.
4. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. // Новые ценности образования. - М., 1996. - Выпуск 6.
5. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. - М., 1982.
6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 2002.
7. Бойков Д.И. Психологическое сопровождение коррекционно-образовательного процесса как составляющая педагога-психолога / Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. Сборник материалов конференции. - Архангельск, 2000.
8. Болотова А. К. С чего начинать школьному психологу? Учебное пособие. - М., 2001.
9. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 383 с.
10. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб, 2002.
11. Бурменская Г В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. и др.
12. Венгер А. А., Выгодская Г Л., Леонгард Э.И. Отбор в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.
13. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М., 2002.
14. Детский практический психолог: Программы и методические материалы / Под ред. О.А. Шаграева, С.А. Козловой. - М., 2001.
15. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1991.
16. Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю. психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением интеллекта. - Ставрополь, 2005.
17. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1990.
18. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. - СПб., 2000.
19. Коновалова Н.А. Социально-психологическая адаптация учащихся специальных образовательных учреждений. - СПб, 1984.
20. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999.
21. Левченко И.Ю., Бутко Г.А., Ортина Т.Ю. Психлолого - медико – педагогический консилиум в детском саду для детей с задержкой психического развития – М.. РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2010. – 46с.
22. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. - М., 2006.
23. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.,1989.
24. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб. - 2003.
25. Меховщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Смысл, 1998.
26. Мкртычян Г.А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика. - Н. Новгород, 2002.
27. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М.: Смысл, 1999.
28. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994.
29. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учебник для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 528 с.
30. Нормативные правовые документы для педагога-психолога образования/ Сост. И.М. Каманов, - Вып. 1 - М., 2003.
31. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. - СПб, 1995.
32. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.
33. Принципы отбора детей во вспомагательные школы / Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. - М., 1973.
34. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.; Воронеж, 1996.
35. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Под ред. Л.И. Шипицыной. - СПб, 1999.
36. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - М., 2005.
37. Прилепко Ю.В., Козловская Г.Ю. Введение в профессию специальный психолог. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 184 с.
38. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1991.
39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2кн. - М.,1998.
40. Семаго М.М. Консультирование семьи проблемного ребенка // Семейная психология и семейная терапия. - №1. - 1998.
41. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. - М., 2005.
42. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1989.
43. Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции. - Ставрополь, 2007.
44. Специализированный кабинет детского психолога / Науч. рук., ред. О.Н. Усанова. - М., 1995.
45. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2005.
46. Усанова О.Н. Специальная психология. - СПб, 2006.
47. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М., 2006.
48. Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. - М., 2005.
49. Шевандрин Н.И. Психодиганостика, коррекция и развития личности. - М., 2000.
50. Шепко Е.Л. Психодиагностика нарушений развития у детей. - Иркутск, 2000.
51. Шилова <