Вид практики, способ и форма проведения

Кафедра

«Прикладной информатики и математики»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе и региональному развитию

____________ Шульман М.Г.

«___» _________ 201__ г.

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Группа направлений и специальностей подготовки 09.00.00 Информатика и вычислительная техника
Направление подготовки: 09.03.03 Прикладная информатика
Профиль: Прикладная информатика в экономике
Форма обучения Заочная

Разработал: к.т.н., Дерюгина Е.О.

№ пп На учебный год ОДОБРЕНО на заседании кафедры УТВЕРЖДАЮ заведующий кафедрой
    Протокол Дата Подпись Дата
2016 - 2017 № 4 «27»___02___2017г.   «27»___02___2017г
20__ - 20__ «__»________20__г.   «__»________20__г.
20__ - 20__ «__»________20__г.   «__»________20__г.
20__ - 20__ «__»________20__г.   «__»________20__г.

Калуга, 2017 год

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учебная практика является важнейшей составляющей комплексной подготовки по направлению 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавра). Выпускник вуза должен обладать не только широкими знаниями теоретического характера, но и навыками их грамотного применения на практике. Учебная практика предполагает комплексное использование знаний студента по ряду смежных дисциплин.

Настоящая программа разработана в соответствии с с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 207 вид учебной деятельности «Учебная практика» входит в раздел «Практики, НИР» и Положением по проведению практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования в Частном образовательном учреждении высшего образования «Институт управления, бизнеса и технологий» (ЧОУ ВО «ИНУПБТ») протокол №6 от 27.01.16.

ВИД ПРАКТИКИ, СПОСОБ И ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

В соответствии с учебным планом образовательной программы 09.03.03 Прикладная информатика профиль «Прикладная информатика в экономике» установлен следующий вид практики – учебная практика.

Тип практики - практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Способами проведения учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности) могут быть – стационарная (проводится в Институте).

Форма проведения - дискретно (по видам практик - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики).

Учебная практика проводится по окончании второго курса в лабораториях ВУЗа.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОПОП МАГИСТРАТУРЫ И ОБЪЕМ ПРАКТИКИ

Успешное прохождение практики предусматривает наличие у студентов первоначальных знаний и умений.

Практика является базовой для успешного освоения дисциплин: 3 и 4 курсов.

Длительность проведения практики определена временным интервалом – 4 недели, в течение которых студент осваивает общую трудоемкость в объеме 6 зачетных единиц (216 академических часов).

Учебная практика является важнейшей составляющей комплексной подготовки бакалавра. Выпускник вуза должен обладать не только широкими знаниями теоретического характера, но и навыками их грамотного применения на практике. Учебная практика предполагает комплексное использование знаний студента по ряду смежных дисциплин.

Освоение учебной практики завершается защитой отчета по практике с выставлением зачета с оценкой.

Студенты, не выполнившие программу учебной практики по уважительной причине, направляются на практику повторно, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, а также не сдавшие отчет по практике в установленные сроки, могут быть отчислены из ЧОУ ВО «ИНУПБТ» как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом ЧОУ ВО «ИНУПБТ».

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

№пп Содержание Час.
3.1 Ознакомление со структурой ВУЗа
3.2 Выполнение индивидуальных учебных заданий
3.3 Итоговый контроль


Содержание

Итоговый контроль

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями отчета. По итогам практики выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно). Оценка выставляется по формируемым электронным отчетам, которые контролирует и оценивает преподаватель ведущий практику.

№ п/п Разделы (этапы) практики и трудоемкость (в часах) Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов Формы текущего контроля Формируемые компетенции
Подготовительный этап: установочная Конференция (4 часа) Ознакомление с приказом практики, выдача задания   Ознакомление с методическими рекомендациями по заполнению дневника практики Инструктаж по технике безопасности   Выход руководителя группы со студентами на объект практики - экскурсия   Контроль явки студентов ОК-8, ПК-14, ПК-16, ПК-20, ПК-22
Экспериментальный этап (168 часа) Ознакомление с историей развития и функционирования организации (предприятия) и подготовить краткую историческую справку   Ознакомиться с Уставом организации (предприятия) и подготовить информационную справку, в которой необходимо указать: - название, местонахождение и организационно-правовую форму организации (предприятия); - виды деятельности организации (предприятия); - размер уставного капитала и его структура.   Ознакомиться со структурой производства и отразить ее в отчете Ознакомиться: - со структурой управления организации (предприятия), описать основные функции структурных подразделений управления; - со структурой управления организации (предприятия), и описать основные функции структурных подразделений управления - провести анализ основных результатов деятельности организации (предприятия) и в отчете отразить динамику их изменения Письменный отчет по практике ОК-8, ПК-14, ПК-16, ПК-20, ПК-22
Обработка и анализ полученной информации и подготовка отчета по практике (44 часа) Самостоятельная работа студента по формированию отчета, в соответствии с экспериментальной частью Использование компьютерных технологий для систематизации и обработки полученной информации Посещение студентом руководителя практики для консультаций по установленному графику Итоговая конференция -защита отчета Зачет с оценкой ОК-8, ПК-14, ПК-16, ПК-20, ПК-22

Варианты заданий, подлежащих разработке на учебной практике

Этап 1«Программные средства реализации информационных процессов»

Условие задания. Создание Книги из рабочих Листов для каждого задания, связанных между собой. Исходные данные и результат. Вывод Отчета на печать (принтер). Запись отчета (формат doc), выполненных индивидуальных заданий (формат xls), презентации (формат ppt) на оптический диск. Представить Отчет о проделанной работе (по всем заданиям), диск на проверку преподавателю.

Индивидуальное задание (пример)Построение графика функции. Перейдите на лист «Функция № ». Постройте график функции своего варианта задания.Этапы построения были рассмотрены в общем задании при построении синусоиды. Сделайте заголовки к таблице исходных данных, укажите вид функции. Константы, встречающиеся в некоторых вариантах функций (коэффициенты а, b, c, k), записывайте в отдельных ячейках и делайте на них абсолютные ссылки. Это даст вам возможность легко варьировать их и наблюдать поведение вашей функции при различныхзначениях коэффициентов.Построение поверхности Добавьте еще один лист в рабочий файл «Графики» (Вставка – Лист). Назовите его «Исходные данные». На этом листе заполните таблицу исходных данных для построения графика функции в соответствии со своим вариантом. Выполните построение поверхности, используя мастер диаграмм (пример построения поверхности рассмотрен ниже). Разместите диаграмму на отдельном листе, назовите этот лист «Поверхность № < укажите номер своего варианта>». Сохраните файл. Пример построения поверхности гиперболического параболоида: z=(x/a)2- (y/b)2 1. Оставьте сверху 8 строк под заголовок. В ячейках А9 и В9 сделаем заголовки для коэффициентов а и b, а в А10 и В10 запишем значения коэффициентов 4 и 5 соответственно (пусть a=4, b=5). 2. Заполните строку значений аргумента Х, начиная с ячейки В11 (х=-5 до 5, с шагом 0,5; используйте автозаполнение). Заполним столбец значений аргумента У, начиная с ячейки А12 (у=-5 до 5 с шагом 0,5; используйте автозаполнение по столбцу). 3. В ячейку В12 запишем формулу: =(B$11/$A$10)^2-($A12/$B$10)^2 Скопируем эту формулу на все ячейки диапазона В12:V32 (с помощью автозаполнения, например, по столбцу, а затем по строкам). 4. Не снимая выделение с диапазона, вызываем Мастер Диаграмм. Далее выполним все этапы построения диаграммы аналогично рассмотренным в задании. Дополнительные указания: а) первое диалоговое окно мастера диаграмм – Тип диаграммы: на вкладке Стандартныевыберите Поверхность. б) четвертое диалоговое окно мастера диаграмм – Размещение диаграммы. Выберите – на отдельном листе. в) при оформлении заголовка к таблице исходных данных для записи вида своей функции используйте редактор формул Microsoft Equation (Вставка – Объект).Для успешного выполнения индивидуальных заданий используйте методические пособия 5,6.Оформление титульного листаПерейдите на первый (титульный) лист книги. Сделайте титульный лист к своей работе или используйте для этого Microsoft Word.Используйте при этом инструменты панели Рисование (автофигуры, заливку, обрамление, объекты WordArt и т.п.). Пример оформления титульного листа приведен на рис. 4.2. Желательно создать свои элементы оформления, а не копировать оформление образца. Результаты работы В результате проделанной работы студент должен продемонстрировать преподавателю готовый файл Графики.xls, содержащий 5 листов: • Лист 1 (Титульный лист) – титульный лист, на котором указаны название работы, номер варианта, фамилия И.О. студента, номер группы, дата выполнения работы; • Лист 2 (sin x cos x) – таблица исходных данных и графики функций y1=sin x, y2=cos x; • Лист 3 (Функция № …) – таблица исходных данных и график функции своего варианта; • Лист 4 (Исходные данные) – таблица исходных данных для построения поверхности; • Лист 5 (Поверхность) – диаграмма, содержащая поверхность ( в соответствии с вариантом задания). Варианты заданияПостроение графиков функций 1. Парабола: y=ax2+bx+c; x=-5,-4,…,4,5. a=100, b=20, c=10 2. y=Asin kx, A=mx; x=0, 0,8,…,12; m=10, k=4 3. y=a(x-sinx); x=0, 0,8, 1,6,…,12; a – любое 4. Затухающие колебания y=A sin kx, A=e-x; k=20; x=0, 0,8, 1,6,…,12 5. Парабола: y=ax2+bx+c; x=-6,-5,…,5, 6. a=200, b=40, c=20 6. y=ax3+bx2+cx+d; x=-5,-4,…,9,10; a=3, b=4, c=5, d=6 7. y=(sin kx)/(kx); x=0,1, 0,6, ….,10,1; k=0,5 8. x=a( t-sin t ), t=0, 0,8, 1,6, … , 12; a – любое 9. y=a( 1-cos t ); t=0, 0,8, 1,6, … , 12; a – любое 10. y=(sin x)/x; x=0,1, 0,6, ….,10,1 11. Парабола: y=ax2+bx+c; x=-4,-3,…,3,4. a=100, b=20, c=10 12. y=Asin kx, A=mx; x=0, 0,8,…,14; m=12, k=4 13. y=a(x-sinx); x=0, 0,8, 1,6,…,16; a – любое 14. Затухающие колебания y=A sin kx, A=e-x; k=20; x=0, 0,8, 1,6,…,14 15. y=ax3+bx2+cx+d; x=-4,-3,…,9,10, 11; a=3, b=4, c=5, d=6 16. y=(sin nx)/(nx); x=0,1, 0,6, ….,10,1; n=0,5 17. x=a( z-sin z ), z=0, 0,8, 1,6, … , 12; a – любое 18.y=a( 1-cos z ); z=0, 0,8, 1,6, … , 12; a – любое 19. y=(sin t)/t; t=0,1, 0,6, ….,10,1 20. Парабола: y=ax2+bx+c; x=-7,-6,…,6,7. a=100, b=20, c=10 21. y=Asin kx, A=mx; x=0, 0,8,…,14; m=14, k=6 22. y=a(x-sinx); x=0, 0,9, 1,8,…,18; a – любое 23. Затухающие колебания y=A sin kx, A=e-x; k=20; x=0, 0,9, 1,8,…,18 24. y=ax3+bx2+cx+d; x=-4,-3,…,9,10, 11; a=4, b=5, c=6, d=7 25. y=(sin nx)/(nx); x=0,1, 0,6, ….,10,1; n=0,7 26. x=a( z-sin z ), z=0, 0,8, 1,6, … , 12; a – любое 27. y=a( 1-cos z ); z=0, 0,8, 1,6, … , 12; a – любое 28. y=(sin p)/(2p); p=0,1, 0,6, ….,10,1 29. y=Asin kx, A=mx; x=0, 0,6,…,15; m=12, k=8 30. Затухающие колебания y=A sin kx, A=e-x; k=10; x=0, 0,9, 1,8,…,18

Этап 2«Программирование, расчет значений и построение графика тригонометрической функции»

1. В соответствии с тематикой учебной практики, требуется:

1. Составить программу, которая реализует:

· Расчет значений тригонометрической функции на заданном интервале;

· Вывод полученных значений во внешний текстовый файл в виде таблицы;

· Построение на экране дисплея графика функции по найденным значениям.

2. Выполнить эту же задачу в MS Exсel.

3. Отработать создание макросов с помощью VBA (задания №№1-8 в методическом материале «Макросы и VBA»).

4. Создать макрос в MS Exсel, позволяющий рассчитать значение заданной согласно варианта тригонометрической функции для заданного (любого) значения аргумента (см. задание 6 в методическом материале «Макросы и VBA»). Создать кнопку на панели инструментов для вызова данного макроса.

5. Оформить отчет в MS Word.

Содержание отчета по практике

Отчет по практике состоит из исследования предмета и объекта автоматизации и представляет собой литературный обзор информационных технологий подходящих для автоматизации.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

6.

Рекомендуемая литература содержится в электронной библиотеке по адресу: www.iprbookshop.ru

1. Информатика. Теория, вычисления, программирование [Электронный ресурс]: учебное пособие для практических и лабораторных работ для студентов вузов/ Т.П. Крюкова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2014.— 226 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61264.— ЭБС «IPRbooks»

2. Поляков А.Ю. Программирование [Электронный ресурс]: практикум/ Поляков А.Ю., Полякова А.Ю., Перышкова Е.Н.— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2015.— 55 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55494.— ЭБС «IPRbooks»

3. Борисов Р.С. Информатика (базовый курс) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Борисов Р.С., Лобан А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский государственный университет правосудия, 2014.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34551.— ЭБС «IPRbooks»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Исмаилова Н.П. Лабораторный практикум по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие/ Исмаилова Н.П.— Электрон. текстовые данные.— Махачкала: Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), 2014.— 139 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49985.— ЭБС «IPRbooks»

РесурсЫ СЕТИ Интернет

Рекомендуемая литература представлена в Электронной библиотеке по адресу: http: // www.iprbookshop.ru

2. Ресурсы открытого доступа:

3. Google Books (https://books.google.ru)

4. КиберЛенинка (https://cyberleninka.ru)

Титульный лист

вид практики, способ и форма проведения - student2.ru

Частное образовательное учреждение

высшего образования

ОТЧЕТ

Заочной формы обучения

направления ___________________________________

___________________________(ФИО студента)

подпись

Руководитель практики от Института:

__________________________(уч.звание, ФИО)

подпись

Руководитель практики от Организации:

________________________(должность, ФИО)

подпись

Печать

Организации

Калуга – 201__ г.

Приложение 3.

Задание на практику по получению первичных

профессиональных умений и навыков

Частное образовательное учреждение

высшего образования

Задание

На учебную практику

Студенту ________________________________группы_________

Срок прохождения практики с «__»_______20__г. по «__»_______20__г.

База прохождения практики:___________________________________

Задание на практику:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Руководитель практики от института ______________/__________________/

подпись ФИО

Дата выдачи задания «______»______________20____г.

Приложение 3

Календарный план прохождения учебной практики

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Титульный лист

вид практики, способ и форма проведения - student2.ru

Частное образовательное учреждение

высшего образования

ОТЧЕТ

Заочной формы обучения

направления ___________________________________

_____________________(ФИО студента)

подпись

Руководитель практики от Института:

_______________________(уч.звание, ФИО)

подпись

Руководитель практики от Организации:

________________________(должность, ФИО)

подпись

Печать

Организации

Калуга – 201__ г.

Приложение 5.

Общие положения

Отчет по учебной практике выполняется на листах формата А4 с размерами полей: сверху – 20 мм, снизу – 20 мм, справа – 15 мм, слева – 30 мм. Изложение текста и оформление работы осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТов 7.32, 2.105 и 6.38. Страницы текста работы и включен­ные в работу иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327. Окончательно сформированный отчет должен быть распечатан и сброшюрован в папку скоросшиватель.

Текст работы должен быть выровнен по ширине.

Обязательна сквозная нумерация страниц. Номера страниц проставляются сверху посередине, номер на первой странице (титульном листе) не ставится. Размер шрифта, используемого для нумерации, должен быть меньше, чем у основного текста. Тип шрифта лучше использовать тот же самый.

Шрифтовое оформление

Размер шрифта (кегль) – 14 пт. Для оформления основного текста работы шрифт Times New Roman. В качестве базового стиля рекомендуется использовать стиль «Обычный», имеющий некоторый стандартный набор параметров для набора текста.

При выделениях в тексте используют следующие варианты: полужирный, курсив, полужирный курсив. Подчеркивание в заглавиях не допускаются, в текстах – при необходимости.

Знаки препинания

Знаки препинания должны применяться в соответствии с правилами русской пунктуации.

Точки. Есть несколько случаев, в которых точки не ставятся: в конце заголовков, в подписях таблиц и рисунков; во многих сокращениях (мм, кг и пр.); в качестве разделителя десятичных знаков (для этого предназначена запятая).

Кавычки следует использовать только угловые. Обычные кавычки используются только в английских текстах.

Черточки. Различают дефис и тире. Дефис (короткая черточка) используется для разделения частей сложных слов (все-таки, по-другому). Дефис никогда не отделяется пробелами. От дефиса отличается знак тире – знак препинания, используемый в предложениях. Тире всегда отбивается пробелами, но не переносится так, чтобы с него начиналась новая строка.

Пробелы. Пробел используется для отделения единиц измерения от числа (127 м), для разделения порядков в больших числах (10 000 км), при этом необходимо следить, чтобы не возникало переносов. Пробелом не отделяются от чисел знаки процента и градусов (99%), показатели степени. Не ставится пробел перед закрывающей и после открывающей скобок. После знака № пробел следует ставить. Не следует отбивать красную строку пробелами. После любого знака препинания ставится пробел.

Оформление абзацев

Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется от одного до пяти-шести и более. Разделение на абзацы производится по смыслу излагаемого текста.

В основном тексте используется выравнивание по ширине. В начале абзаца обязательна красная строка – 1,25 см (одинаково по всему тексту работы).

При печати работы межстрочный интервал – полуторный.

Иллюстрации

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Возможно вынесение объемных схем или диаграмм в Приложение. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте. Между двумя соседними иллюстрациями должно быть не менее трех-четырех строк текста. От нижнего края страницы рисунок должен отделяться несколькими строками текста.

Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстрация обозначается словом «Рис.», которое помещают до поясняющих данных. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы сквозной нумерацией (например, Рис. 3). Если в тексте только одна иллюстрация, то ее нумеровать не следует и слово «Рис.» под ней не пишут.

Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают только на первой странице, поясняющие данные – к каждой странице и под ними указывают «Рис. …, лист …».

Таблицы

Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, заголовков вертикальных граф. Все таблицы в тексте нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись с номером (например, Таблица 4). Тематический заголовок располагают посредине страницы, пишут с прописной буквы, без точки на конце. Заголовки граф пишут с прописной буквы и выделяют полужирным начертанием. Подчиненные заголовки могут писаться со строчной, если они грамматически связаны с главным заголовком. Следует избегать вертикальной графы «Номер по порядку», в большинстве случаев не нужной. При переносе таблицы на другую страницу следует пронумеровать графы на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Приложения

Приложения оформляются как продолжение научной работы на последних ее страницах. Если приложений в тексте выпускной квалификационной работы несколько, то для их оформления на отдельной странице по середине пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЯ».

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова Приложение и номера арабскими цифрами (например, Приложение 3). Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. Приложение 1). Отражение приложения в оглавлении работы обычно бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

Примечания

Примечания помещают внутри текста в круглых скобках (как вводное предложение), или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, выносят в подстрочное примечание (т.е. оформляют как сноску внизу страницы). В тексте и в подстрочном примечании используется надстрочный значок*. При использовании на одной странице нескольких примечаний количество значков увеличивается на один при каждом новом примечании. С новой страницы вновь начинается с одного значка. Запрещено выносить в подстрочное примечание ссылку на литературные источники.

Персоналии и цитирование

Все персоналии в тексте упоминаются с инициалами перед фамилией, например: «Как отмечал А.Р. Лурия…». Перечисление персоналий приводится либо в алфавитном порядке, либо в историческом; зарубежные и отечественные исследователи обычно перечисляются раздельно.

Цитаты выписываются непосредственно из первоисточников. Вместо пропущенных слов в цитате ставят многоточие. Первое слово цитаты, помещенное в начале предложения, всегда пишется с прописной буквы, даже если в оригинале оно написано со строчной. Цитировать авторов необходимо только по их собственным (т.е. по первоисточнику) произведениям.

Если источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в каком-либо другом издании. Ссылке должны предшествовать слова: Цит. по: … или Приводится по: ... Например: Цит. по: ПИАР крупных российских корпораций. – М., 2002. – С. 88.

При ссылке на литературный источник в тексте указывается в квадратных скобках, где приводится номер источника по списку использованной литературы.

Например:

«В педагогической и психологической науках достаточно подробно рассматриваются вопросы взаимосвязи воспитания [3], обучения [1] и развития [7]».

«В работах ряда учёных [1, 4, 12 и др.] рассмотрена классификация возрастных этапов развития человека».

При использовании в тексте прямой речи ссылка на литературный источник в тексте указывается в квадратных скобках, где приводится номер источника по списку использованной литературы и номер страницы, например, [5, с. 71].

Список использованной литературы

Список использованной литературы должен иметь сквозную порядковую нумерацию включенных в него документов.

Способы группировки источников. Наиболее распространенным способом является алфавитный способ, при котором описания книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей. Описания произведений авторов-однофамильцев располагают обычно в алфавите их инициалов. Работы одного автора и его работы с соавторами включают в список в алфавите первых слов заглавий, при этом не учитываются фамилии соавторов.

Сведения о нормативных документах и статьях из периодических изданий приводятся с обязательным указанием источника опубликования. При включении в список архивных материалов необходимо указывать полное название архива или учреждения, где хранится документ, наименование или номер фонда, номер описи, номер дела и номера листов. При использовании в работе электронных документов из Интернета в источнике опубликования указывается адрес сервера или базы данных.

Правила оформления списка цитируемой литературы. ГОСТ 7.0.5.–2008

Пример оформления библиографической ссылки Тип библиографической ссылки
1.Валукин М. Е. Эволюция движений в мужском классическом танце. М.: ГИТИС, 2006. 251 с. Работа одного автора
2. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика: теория речевой деятельности: учеб. пособие для студентов педвузов. Тверь: ACT, 2006. 319 с. Работа двух авторов
3. История России: учеб. пособие / В.Н. Быков и др.; отв. ред. В.Н. Сухов. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: СПбЛТА, 2001. 231 с. Работа более 3-х авторов
4. Василенко И.А. Политология: учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт; Высшее образование, 2010. 398 с. Работа одного автора, изданная в нескольких издательствах
5. Вишняков И. В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности: дис. … канд. экон. наук. М., 2002. 234 с. Диссертация
6. Вишняков И. В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2002. 15 с. Автореферат диссертации
7. Глобализация: исторические предпосылки, эволюция и перспективы для человечества: материалы международной научно-практической конференции, МГОУ, 21–22.02.2012. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 400 с. Материалы конференции
8. Содержание и технологии образования взрослых: проблема опережающего образования: сб. науч. тр. / Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования; под ред. А.Е. Марона. М.: ИОВ, 2007. 118 с. Сборник научных трудов
9. Казьмин В.Д. Справочник домашнего врача: в 3 ч. Ч. 2. Детские болезни. М.: Астрель, 2002. 503 с. Отдельный том многотомного издания
10. Научный потенциал и инновационная активность в России: стат. сб. / М-во образования и науки Рос.Федерации, Федер. Агенство по науке и инновациям, Рос. Науч.-исслед. Ин-т экономики, политики в науч.-техн. сфере; [сост. С.В. Попов, В.В. Сергеева]. М.: Языки славянских культур. Вып. 2. 2008. 287 с. Статистический сборник
11. Есипова В.А. Музей книги и преподавание истории книги в Томском университете // Музейные фонды в экспозиции в научно-образовательном процессе: материалы Всерос. науч. конф., Томск, 18–20 марта 2005 г. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 184–188. Статья из сборника
12. Кошман С.Н. К вопросу о создании региональной системы социализации детей-сирот // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2008. № 4. С. 32–43. Журнальная статья
13. Пинчук А. Качественно-индикативное планирование в стратегическом менеджменте // Государственная служба. 2009. № 4. С. 62–65.
14. Трубилина М. Московские легенды // Российская газета. 2004. 26 янв. Газетная статья
15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). М.: Дашков и К, 2011. 43 с. Нормативно-правовые акты
16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.11.2011). М: Право, 2002. 46 с.
17. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 28.07.2010) «Об актах гражданского состояния» // Российская газета. 1997. 20 ноября.
18. Лэтчфорд Е. С Белой армией в Сибири [Электронный ресурс] // Восточный фронт армии адмирала А. В. Колчака: [сайт]. [2004]. URL: http://east-front.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения: 23.08.2007). Интернет-ресурсы (электронные ресурсы удаленного доступа)
19. Дирина А.И. Право военнослужащих российской Федерации на свободу ассоциаций // Военное право: сетевой журнал. 2007. URL: http://www. voennoepravo.ru/node/2149 (дата обращения: 19.09.2007).
20. Арестова О.Н. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет [Электронный ресурс]. URL: http://www.relarn.ru:8082/conf/conf97/10.html (дата обращения: 23.08.2009)
21. Московский Кремль [Электронный ресурс]: трёхмер. путеводитель. М.: Новый Диск, 2007. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Материал на CD или DVD (электронный ресурс локального доступа)
22. О введении надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы [Электронный ресурс]: указание М-ва соц. защиты Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 1-49-У. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». Электронный ресурс ограниченной доступности
23. Graham, Robert J. Creating an environment for succesful project. San-Francisco: Jossey-Bass, 1997. 253 p. Книга на иностранном языке

Кафедра

«Прикладной информатики и математики»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе и региональному развитию

____________ Шульман М.Г.

«___» _________ 201__ г.

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Группа направлений и специальностей подготовки 09.00.00 Информатика и вычислительная техника
Направление подготовки: 09.03.03 Прикладная информатика
Профиль: Прикладная информатика в экономике
Форма обучения Заочная

Разработал: к.т.н., Дерюгина Е.О.

№ пп На учебный год ОДОБРЕНО на заседании кафедры УТВЕРЖДАЮ заведующий кафедрой
    Протокол Дата Подпись Дата
2016 - 2017 № 4 «27»___02___2017г.   «27»___02___2017г
20__ - 20__ «__»________20__г.   «__»________20__г.
20__ - 20__ «__»________20__г.   «__»________20__г.
20__ - 20__ «__»________20__г.   «__»________20__г.

Калуга, 2017 год

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учебная практика является важнейшей составляющей комплексной подготовки по направлению 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавра). Выпускник вуза должен обладать не только широкими знаниями теоретического характера, но и навыками их грамотного применения на практике. Учебная практика предполагает комплексное использование знаний студента по ряду смежных дисциплин.

Настоящая программа разработана в соответствии с с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 207 вид учебной деятельности «Учебная практика» входит в раздел «Практики, НИР» и Положением по проведению практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования в Частном образовательном учреждении высшего образования «Институт управления, бизнеса и технологий» (ЧОУ ВО «ИНУПБТ») протокол №6 от 27.01.16.

ВИД ПРАКТИКИ, СПОСОБ И ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

В соответствии с учебным планом образовательной программы 09.03.03 Прикладная информатика профиль «Прикладная информатика в экономике» установлен следующий вид практики – учебная практика.

Тип практики - практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Способами проведения учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности) могут быть – стационарная (проводится в Институте).

Форма проведения - дискретно (по видам практик - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики).

Учебная практика проводится по окончании второго курса в лабораториях ВУЗа.

Наши рекомендации