Особенности психомоторного развития на разных этапах онтогенеза.
Психомоторное развитие включает индивидуальные, конституциональные особенности двигательных реакций человека. Они бывают связаны с полом и возрастом.
Младенческий возраст. Важнейшее направление развития младенца связано с формированием двигательной системы в процессе взаимодействия его вначале с матерью, а затем с близкими взрослыми.
Общий принцип, которому подчинено развитие младенца, такой: сенсорное развитие опережает моторное, и это существенно отличает младенца от детенышей животных, у которых все наоборот: сенсорика отстает от моторики.
Развитие моторики младенца подчинено определенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения ручек и верхней половины тела, затем — ножек и нижней части тела.
Главным в младенческом периоде являются формирование хватания и ходьбы.
Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, он связан с возникновением акта хватания - первого организованного, направленного действия. Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету. Акт хватания имеет значение для психического развития ребенка, так как активно развивается восприятие. На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двигание им (ориентация в пространстве), извлечение из него звуков.
В возрасте 7—10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой.
К концу младенческого возраста (10-11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, теперь ребенок пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах.
Хватание, направление к предмету стимулирует возникновение сидения - когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест.
К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал
Д. Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.
Раннее детство (1-3).Ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивная деятельность, которая требует развитой психомоторной активности и относительной свободы перемещения в пространстве, что дает прямохождение.
Восприятия, которое будет развиваться в результате «ведущей деятельности» определяется тремя параметрами: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесений. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета качеств, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов эталонов с предметами окружающего мира. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются.
Развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия.
В результате благополучного освоения предметного мира у ребенка начинает развиваться наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Раннее детство сензитивно к усвоению речи.
В дошкольном периоде (3-7) моторные умения развиваются в соответствии с общей, познавательной активностью. ВД этого возраста – игровая.
Условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками.
Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.
Предмет-заместитель становится опорой для мышления.
Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане, постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Для развития мелкой моторики важно рисование, лепка.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте связано с формированием способов и средств ориентации. В этом возрасте, происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и эталонов фонем родного языка
В младшем школьном возрасте тонкая моторика ребёнка продолжает активно совершенствоваться. По мнению специалистов, в 7-8 лет ещё имеется определённый и иногда существенный дефицит тонких и точных моторных реакций руки, которые к 9-10 должен ретушироваться, так как за период обучения в началке интенсивно формируются мозговые механизмы моторного обеспечения тонких и высоко специализированных движений. Таким образом, созревание мозга в детстве является следствием развития моторики и формирования речи, оно служит базой дальнейшего двигательного, сенсорного и социального развития.
В подростковом периоде Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка.
Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.
Половое созревание - центральный психофизиологический процесс подросткового возраста. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении (появление вторичных половых признаков), изменяющие физический облик подростка.
В этот период у мальчиков происходит заметное увеличение и изменение формы гортани. В результате у мальчиков изменяется тембр голоса, он понижается.
На психическое состояние подростков оказывает заметное влияние разница в темпах индивидуального физического роста и физиологического развития.
Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом - вот основное содержание отроческих переживаний. В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности.
Меняется тип мышления. Подросток непрестанно трансформирует свои психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, т. е. может действовать в логике рассуждения. Он усваивает законы формальной логики.