Развитие общения в онтогенезе

0-1 год - Ребенок + мама (пра-мы) ->

1- 3 года - ребенок – предмет – любой взрослый ->

3- 7 лет - две линии: 1) ребенок – любой взрослый; 2) ребенок – ребенок (любого возраста) ->

7-13лет - две линии: 1) ребенок – учитель; 2) ребенок – сверстник; ->

10-14(15) - 1) ребенок – авторитетный взрослый; 2) сверстник – сверстник->

15-21 - 1) ребенок – профессионально значимый взрослый; юноша – партнер.

О наличии общения можно говорить только в случае, если есть соблюдаются условия:

- общий контекст;

- диалог с общим контекстом;

- в результате диалога изменение точки зрения.

В процессе развития ребенок осваивает следующие позиции общения:

0 -1 год. Позиция «пра-мы»;

1 – 4 года Позиция «над» (Родители должны занимать позицию «под»).

4,5 – 7 лет Позиция «на равных».

К 7 годам у ребенка должна созреть возможность общения в позиция «под» (развитие произвольности), чужую волю ребенок готов воспринимать как должное (но только к другому взрослому – учителю).

Подростковый возраст (после 14 лет) – демонстративно отстраненная позиция (занимается произвольно, продуманно).

Возраст Общение с взрослым Общение со сверстником
0-1 год Непосредственно эмоциональное общение ре­бенка и матери. Потребность в общении у ребенка появляется примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности. Комплекс оживления при появлении мамы показы­вает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться Этого общения нет.
1-3 года Общение в виде совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром. «ребенок - ПРЕДМЕТ - взрослый». Нет.
3-7 лет Впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый - папа, доктор, шофер и т. п.). Ближе к 7 годам меняется общение ребенка со взрослым переходит из непосредственного в контекстное общение, те. Оно становиться осознанным и произвольным. Здесь впервые появляется общение со сверстниками. Общение происходит через игру (сюжетно-ролевую, игра с правилами). Общение коллективно-распределенческое.  
7-10 лет Система «ребенок-взрослый» дифференцируется: система «ребенок-учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и к детям и от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий в системах «ребенок-сверстник», «ребенок-родители». В кризисе 7 лет появляется другое отношение со сверстниками появляются реальные соревновательные отношения. В таком общении появляется кооперация, т.е совместная деятельность и общие цели, задачи. Что МЫ должны сделать, чтобы победить. Кооперативно-соревновательный тип общения со сверстником.  
Подростковый возраст Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы». Но реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, к которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» составляют сверстники. Подростковый возраст когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Друг здесь обретает особую ценность. В друге как в зеркале подросток отражает собственное «Я». Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве.
Юношеский возраст В юности появляется потребность в обособлении, стремление ограничить свой мир от посягательства сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, сохранить свою индивидуальность. Период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных. Число друзей уменьшается, а приятелей становится больше Это говорит о растущей избирательности дружбы. Дружба выступает, как форма «психотерапии», позволяя юношам выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение их у того, кто разделяет их сомнения, надежды. Любовь чаще выражает потребность в эмоциональном контакте, душевной близости.




Наши рекомендации