Младенческий, ранний, дошкольный, младший школьный возраста
1. Совокупность психических и соматических расстройств, возникающих у детей в первые годы жизни, вызванных длительным дефицитом общения (в домах ребенка, при помещении в больничный стационар):
Невоспитанность.
хГоспитализм.
Задержка психического развития
Ретардация
2. Речь, внешняя по форме и внутренняя по содержанию, т.е. обращенная к себе:
Внутренняя речь
Описательная речь
хЭгоцентрическая речь
Контекстная речь
3. «Комплекс оживления» появляется у ребенка в возрасте:
х1-2 месяца.
6 месяцев.
9 месяцев
К концу первого года жизни.
4. В играх детей 2-3 лет преобладают сюжеты:
Сказочные.
хБытовые.
Школьные.
Фантазийные
5. Первые самостоятельные шаги ребенок начинает делать
3-4 месяца
6-7 месяцев.
х9-10 месяцев
2 года
6. «Фетишизация предметов» соответствует:
Младенческому возрасту.
хРаннему возрасту.
Дошкольному возрасту.
Младшему школьному возрасту
7. К «тупиковым» действиям относится:
Хватание предметов.
Манипулирование.
хСосание пальцев.
Ходьба
8. Впервые потребность в «детском обществе» в норме появляется у ребенка:
1 - 2 года.
х4 - 5 лет.
7 - 8 лет.
10 - 12 лет
9. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте:
Игровая.
Общение.
хПредметно-манипулятивная.
Учебная
10. Социальная ситуация «мы» (целостное восприятие себя и взрослого) соответствует возрасту
хМладенческий
Ранний
Дошкольный
Новорожденность
11. Сензитивный период развития речи:
От 0 до 1 года.
хОт 2 до 5 лет.
От 5 до 10 лет.
От 10 до 13 лет
12. Основным видом мышления дошкольника является:
Наглядно-действенное.
хНаглядно-образное.
Словесно-логическое.
Гипотетико-дедуктивное.
13. Развитию самосознания в младшем школьном возрасте соответствует:
Осознание своей тождественности.
хОсознание отдельных психических свойств и качеств.
Формирование системы социально-нравственных самооценок.
Структурирование целостного образа «Я»
14. Достижения возраста: формирование сенсорных эталонов, самолюбия, самооценки, появление «детского общества»
Ранний
хДошкольный
Младший школьный
Подростковый
15. При грандиозных возможностях памяти и еще более грандиозных возможностях восприятия, интеллект - карликовый, но именно он является центральной функцией, совершающей скачок в развитии, определяющей развитие других функций:
Дошкольник.
хМладший школьник.
Подросток.
Юноша
16. Доминирующая функция - память, основное новообразование - воображение; сензитивность к развитию образных форм познания: восприятия, воображения, наглядно-образного мышления
Младенческий возраст.
Ранний возраст.
хДошкольный возраст.
Младший школьный возраст.
17. Ведущий вид деятельности дошкольника:
Самообслуживание.
хСюжетно-ролевая игра.
Учебная деятельность
Интимно-личностное общение.
18. Ребенок спит 80% от времени суток
хПериод новорожденности
Младенчество
Ранний возраст
Дошкольный возраст
19. Социальная ситуация «ребенок-предмет-взрослый» (За предметом ребенок не видит взрослого) соответствует возрасту
Младенческий
хРанний
Дошкольный
Младший школьный
20. Ребенок подражает произносимым им самим и произносимым взрослым звукам
Описательная речь
хЭхолалия
Эхопраксия
Эгоцентрическая речь
21.Достижения возраста: осознание себя во времени, возникновение личного сознания, осознание необратимости половой принадлежности
Ранний возраст
хДошкольный
Младший школьный
Подростковый
22.Выбор сверстника у первоклассника чаще всего обусловливают
Нравственные качества товарища
Отношение одноклассников
хОтношение учителя
Внешняя привлекательность
23. Комплекс оживления
Эмоциональная реакция подростка на понравившийся объект
Юношеская влюбленность
хЭмоционально-двигательная реакция младенца на знакомого взрослого
Удовлетворенность от общения младшего школьника с учителем
24. Возраст, являющийся сензитивным периодом для развития воображения
Младенческий
Ранний
хДошкольный
Младший школьный
25. «Ни в каком другом возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием» (Н.Д. Левитов)
Дошкольник
хМладший школьник
Подросток
Юноша
26. Средний вес новорожденного ребенка
2-2,5 кг
х3-3,5 кг
4-4,5 кг
Более 5 кг
27. Возраст, личностным новообразованием которого является соподчинение, иерархия мотивов
Ранний
хДошкольный
Младший школьный
Подростковый
28. Новообразования: представление о предмете как постоянно существующем, связь слова с предметом, сенсомоторный интеллект
Новорожденность
хМладенчество
Ранний возраст
Дошкольник
29. Новообразования возраста: ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение, социальные эмоции, предличностное образование - активность
Новорожденность
хМладенчество
Ранний возраст
Дошкольник
30. Новообразования возраста: хватание, манипулирование с предметами, координация между рукой и глазом
Новорожденность
хМладенчество
Ранний возраст
Дошкольник
31. Соответствие возраста и развития речи
1.2-3 месяца
2. 5-6 месяцев
3. 1 год
4. 2 года
А) Первые слова
Б) Гуление
В) Лепет
Г) Первые предложения
1Б, 2В, 3А, 4Г
32. Достижения возраста: прямохождение, развитие предметной деятельности, предпосылки ролевой игры
Дошкольник
Младенчество
хРанний возраст
Младший школьник
33. Переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному действию, выделение взрослого как образца действия
Дошкольник
Младенчество
хРанний возраст
Младший школьник
34. Эмоциональная, отрывочная, дополняемая жестами и мимикой, связанная с обстоятельствами ее произнесения речь
Описательная
Контекстная
хСитуативная
Активная
35.Новообразования возраста: предметное восприятие как центральная познавательная функция, наглядно-действенное мышление
Младенчество
хРанний возраст
Дошкольник
Младший школьник
36. Генерализованная реакция (физиологическая буря), неустойчивое приспособление, устойчивое приспособление - этапы … адаптации
хФизиологической
Психологической
Эмоциональной
Социальной
37. Признаки возрастного кризиса: деспотизм, обесценивание взрослого, своеволие, упрямство, негативизм, строптивость
1 год
х3 года
7 лет
11-13 лет
38. Признаки возрастного кризиса: обобщение переживаний, возникновение внутренней психической жизни, дифференциация внутреннего и внешнего
1 год
3 года
х7 лет
11-13 лет
39. Новообразования возраста: произвольность, внутренний план действия, рефлексия
Ранний возраст
Дошкольник
хМладший школьник
Подросток
40. Этот вид деятельности называют школой социальных отношений, в ней ребенок познает окружающий мир, моделируя взаимоотношения взрослых
Общение
Учеба
хИгра
Предметная деятельность
Подросток, юноша
1. Ведущий вид деятельности в юношеском возрасте
Учебная.
хУчебно-профессиональная.
Интимно-личностное общение.
Производительная деятельность
2. Система обрядов, при помощи которых формально закрепляется смена социального статуса человека (например, переход из одного возраста в другой)
Интериоризация
Идентификация
хИнициация
Обучение
3. Психологический критерий начала подросткового возраста
хПоявление «чувства взрослости»
Переход в средние классы школы
Половое созревание
Становление самосознания
4. Относительно устойчивая, дифференцированная и более или менее осознанная система представлений о себе
Самоактуализация
хЯ-концепция
Самоуважение
Личность
5. Для юношеского возраста характерно осознание
Я сам
Я не ребенок
хЯ уникален
Я большой
6. Для подростка характерно осознание
Я сам
хЯ не ребенок
Я уникален
Я гражданин
7. К какому возрасту можно с уверенностью отнести следующее высказывание И.С. Кона: «Вся психология этого возраста пронизана сексуальностью»:
Детство
Подростковый возраст.
хЮношеский возраст.
Взрослостъ
8. Для самооценки подростка характерно:
Устойчивость, адекватность, критическое отношение к оценке окружающих.
Самооценка нереалистическая, завышенная в норме.
хСверхобобщенность, неустойчивость, присвоение оценки окружающих.
Зависимость самооценки от мнения учителя
9. Школьная дезадаптация
Характеристика низкого уровня преподавания
Задержка психического развития
Негативный микроклимат в классном или школьном коллективе.
хНесоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения.
10. В подростковом возрасте на первый план выходит:
Учебная деятельность.
Общение со взрослыми.
хОбщение со сверстниками.
Трудовая деятельность
11. Психофизиологическое развитие этого возраста характеризуется интенсивностью, противоречивостью и неравномерностью развития всех систем организма:
Детство
хПодростковый период.
Юношество.
Взрослость.
12. Основными характеристиками этого периода является становление мировоззрения, устремленность в будущее, выбор профессии:
Взрослость.
Детство.
хЮность.
Отрочество.
13. Согласно теории персонализации А.В. Петровского, для юношеского возраста характерно доминирование
Индивидуализации над адаптацией
хИнтеграции над индивидуализацией
Адаптации над интеграцией
Индивидуализации над интеграцией
14. Согласно теории персонализации А.В. Петровского, для подросткового возраста характерно доминирование
хИндивидуализации над адаптацией
Интеграции над индивидуализацией
Адаптации над интеграцией
Индивидуализации над интеграцией
15. Возраст, для которого характерно сверхкритичное отношение к своей внешности
Ранний и дошкольный
Дошкольный и младший школьный
Младший школьный и подростковый
хПодростковый и юношеский
16. Период полового созревания
Акселерация
Ретардация
хПубертат
Постпубертат
17. Повышенная возбудимость, раздражительность, склонность к аффективным реакциям, неуравновешенность, обусловленные гармональными выбросами
Дошкольный
Младший школьный
хПодростковый
Взрослость
18. Психологи, описавшие «чувство взрослости» как центральное личностное образование
А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых
П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина
хТ.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин
Л.А. Венгер, Н.А. Менчинская
19. Соответствие механизма формирования самооценки и возраста
1. Перенос оценки своих работ на оценку психических качеств
2. Перенос оценки отдельных качеств на оценку личности
3. Осознание и присвоение оценки окружающих
4. Формирование самооценки на основе рефлексии
А) Младший школьник
Б) Дошкольник
В) Юноша
Г) Подросток
1Б, 2А, 3Г, 4В
20. Возрастная динамика осознания качеств личности
1. Многосторонние отношения личности (чувства долга, чести, достоинства)
2. Отношение к другим людям (чувство товарищества, чуткость)
3. Качества, связанные с выполнением учебной деятельности (внимание)
4. Качества, выражающие отношение к себе (самокритичность, скромность)
3, 2, 4, 1
21. Возраст перехода в отношениях со взрослыми от «морали послушания» к «морали равенства», избавления от родительской опеки
Дошкольный
Младший школьный
хПодростковый
Юношеский
22. Возраст, когда отношения со сверстниками начинают приобретать особую привлекательность
Дошкольный
Младший школьный
хПодростковый
Взрослость
23. Возраст возникновения деятельности по поиску друга, идеал дружбы – «все вместе, все пополам»
Дошкольный
Младший школьный
хПодростковый
Юношеский
24. Переход к самостоятельному, доказательному мышлению, повышенная критичностью, сочетающаяся с формализмом образования понятий
Младший школьный
хПодростковый
Юношеский
Взрослость
25. Задачи возраста: формирование мировоззрения, выбор профессии, идентификация Я, эмансипация от родительского дома
Младший школьный
Подростковый
хЮношеский
Взрослость
26. Подросток оценивает себя применительно к настоящему, а юноша - к …..
Прошлому
хБудущему
Профессии
Успехам в учебе
27. Характеристика познавательной сферы, не типичная для юношеского возраста
Преобладание произвольности психических процессов
Высокий уровень абстрагирования и обобщения
Стремление к точности словесного выражения мысли
хПриоритет механического запоминания над логическим
28. Интимность, высокая эмоциональность, исповедальность, идеализация делает дружбу в этом возрасте отчасти иллюзорной
Младший школьный
Подростковый
хЮношеский
Взрослость
29. Новообразование юношеского возраста, степень принятия или непринятия себя как личности
Самосознание
Самооценка
Идеал
хСамоуважение
30. Противоречие между расцветом физических и интеллектуальных сил студента и строгим лимитом времени и возможностей удовлетворения потребностей - противоречие
Дидактическое
Информационное
хСоциально-психологическое
Не является противоречием
Психология зрелых возрастов
1. Психологию взрослых людей изучает:
хАкмеология.
Геронтология.
Сравнительная психология.
Психология труда.
2. Для психики взрослого человека характерно
Прекращение процесса развития, консервация и остановка в развитии.
Развертывание инволюционных процессов.
Стабилизация достигнутого в юности уровня развития
хРазнородность и противоречивость: развитие, стабилизация, инволюция.
3. Биографические кризисы :
Привязаны к возрастным кризисам.
хОбусловлены логикой индивидуальной жизнедеятельности человека.
Проявляются только в пожилом и старческом возрасте.
Привязаны к кризисами семейной жизни
4. Задачи возраста: выбор спутника жизни, создание семьи, рождение детей, освоение профессиональных ролей
Юность
хМолодость
Зрелость
Старость
5. Период онтогенеза, характеризующийся наивысшим расцветом физических и духовных сил:
Детство.
Отрочество.
Юность.
хЗрелость.
6. Акмеология - это наука, изучающая:
Кризисы возрастного развития.
Пожилой и старческий возраст.
хДостижения взрослых людей.
Молодость.
7. Нормативный кризис «середины жизни» (кризис 35 лет) характеризуется:
Переживанием проблем семейной жизни, взрослением детей.
Эмоциональным выгоранием и неудовлетворенностью профессией.
хПодведением предварительных итогов, идентификацией «Я» и пересмотром образа жизни.
Осознанием целостности жизни, подведением жизненных итогов.
8. Отечественный психолог, инициатор комплексного исследования проблем психологии взрослых в 60-е годы ХХ века
А.В. Петровский
А.Р. Лурия
хБ.Г. Ананьев
В.Е. Смирнов
9. Возрастной период, не относящийся к зрелым возрастам
Поздняя зрелость
Ранняя зрелось
хСтуденческий возраст
Предпенсионный возраст
10. Характеристика развития памяти во взрослых возрастах
Стабилизация уровня развития памяти
Постепенное снижение уровня памяти после 18 лет
хПериоды подъема чередуются с периодами спада
Непрерывный рост показателей
11.Факторы, обусловливающие уровень интеллекта и интенсивность инволюции познавательных процессов в зрелом возрасте
хПриродная одаренность, образование и самообразование
Природная одаренность и полная семья
Семейный статус, качество питания и трудовая деятельность
Наличие хобби, двигательная активность
12. Кризис «пустого гнезда» - принято связывать с возрастом
20-25 лет
30-35 лет
х40-45 лет
50-55 лет
13. Возрастное новообразование: формирование близких отношений против изоляции (одиночества)
Подростковый возраст
хМолодость
Зрелость
Старость
14. Возрастное новообразование: генеративность (производительность, творчество) против застоя
Подростковый возраст
Молодость
хЗрелость
Старость
15. Характеристики биографического кризиса: жизненная программа не выполнена, человек не видит или недооценивает свои реальные достижения, успехи
хКризис нереализованности
Кризис бесперспективности
Кризис опустошенности
Кризис «пустого гнезда»
16.Характеристики биографического кризиса: человек сознает наличие у себя достижений, но доминирует переживание: «Нет сил, я - уже выкуренная сигарета». Часто возникает после «штурма высот».
Кризис бесперспективности
хКризис опустошенности
Кризис нереализованности
Кризис «пустого гнезда»
17. Характеристики биографического кризиса: безнадежный застой, гарантированная скука, отсутствие планов на будущее, перспектив личного и профессионального роста
Кризис опустошенности
Кризис нереализованности
хКризис бесперспективности
Кризис «пустого гнезда»
18. Характеристика, не типичная для взрослого возраста
Ответственность за собственные решения и поступки
хОсознание своей уникальности, непохожести на других
Формирование индивидуального жизненного стиля
Статусные позиции и социальные достижения
19. Второе название возрастных кризисов психического развития
Профессиональные
Биографические
хНормативные
Семейные
20. Самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен реализовать себя во всех сферах жизнедеятельности
Юность
Молодость
хЗрелость
Старость
Старость и старение
1 Возраст 75 - 90 лет называется:
Пожилым.
хСтарческим.
Возрастом долгожителей
Зрелым
2. Возраст 55 (60) - 75 лет называется:
хПожилым.
Старческим.
Возрастом долгожителей
Зрелым
3. Геронтопсихология — это наука, изучающая:
Психологические характеристики мужчин и женщин.
хПсихическое развитие людей пожилого и старческого возраста.
Переход от юности к зрелости.
Подготовку к смерти и умирание.
4. Изучение факторов, препятствующих преждевременному старению, является одной из задач:
Общей психологии.
Гендерной психологии.
Дифференциальной психологии.
хГеронтопсихологии.
5. С позиции современной геронтопсихологии пожилой и старческий возраст
хВозраст мудрости и активного долголетия.
Осень жизни, физическое доживание.
Возраст болезней, потерь и одиночества.
Возраст подведения итогов и воспитания внуков.
6. Болезненное заострение черт характера, сужение круга интересов, концентрация их вокруг собственных желаний и потребностей, благодушие и недооценка тяжести своего состояния
Детский эгоизм
Подростковый эгоцентризм
хСтарческий психоз
Некоммуникабельность
6. Возрастной кризис: целостность, интегративность личности против переживания отчаяния от невозможности изменить жизнь
Подростковый возраст
Молодость
Зрелость
хСтарость
7. Вопросы индивидуального права человека на добровольную смерть обсуждаются в связи с проблемой
Увеличение средней продолжительности жизни
Уменьшение средней продолжительности жизни
хЭвтаназия
Насыщенность жизни
8. Чем больше возраст человека, тем темпы психического развития …
хНиже
Выше
Темп не зависит от возраста
Темп развития стабилен
9. Возраст, обеспечивающий духовную связь времен и поколений, понимание сущности и смысла жизни, целостную ее оценку
Подростковый возраст
Молодость
Зрелость
хСтарость
10. Новообразование, не характерное для старческого возраста
Мудрость, глубокое всеобъемлющее понимание
хФормирование эго-идентичности
Чувство реализованности возраста
Мужество быть несовершенным
11. Перестройка мотивационной сферы в пожилом и старческом возрасте связана с увеличением значимости мотивов
Познавательные
хПотребность в безопасности и надежности
Саморазвития
Потребность в социальном и профессиональном признании
12. Изменения, не характерные для картины психологического времени в старости
хПриоритет долгосрочных планов
Жизнь настоящим
Воспоминания о прошлом
Ориентация на краткосрочные планы
13. Смерть, наступившая в результате длительного, последовательно развивающегося угасания
Скоропостижная
Патологическая
Преждевременная
хЕстественная (физиологическая)
14. Психолог, выделивший стадии изменения отношений человека к собственной смерти (на основе изучения умирающих больных)
Р. Моуди
хЭ. Кюблер-Росс
Ф. Арьес
Э. Фромм
15. Последовательность стадий изменения отношений человека к собственной смерти
1. Отрицание
2. Торг
3. Гнев
4. Принятие
5. Депрессия
1, 3, 2, 5, 4
16. Характерной чертой нормальной (физиологической) старости не является
Наличие компенсаторных механизмов
Сохранность интересов к внешним событиям
хПсихические расстройства
Поздний уход на пенсию, профессиональное долголетие
17. Потеря пожилыми людьми веры в себя, чувство вины, снижение социальной активности под влиянием негативных социальных стереотипов
хСиндром выученной беспомощности
Старческий психоз
Терминальное старение
Болезнь Альцгеймера
18. Последовательность этапов в каскадной модели старения
1. Первичное старение
2. Терминальное старение
3. Вторичное старение
4. Когнитивное засыпание
1, 3, 4, 2
19. Снижение в старческом возрасте скорости обработки информации, скорости решения задач, не затрагивающее способность к логическим рассуждениям
хПервичное старение
Терминальное старение
Вторичное старение
Когнитивное засыпание
20. Возрастное нарушение логики рассуждений, понятийного мышления, понятливости и словарного запаса, не обусловленное старческими болезнями
Первичное старение
хТерминальное старение
Вторичное старение
Когнитивное засыпание