Периодизация жизненного цикла

ЧЕЛОВЕКА

Глава 6

Период новорожденности

Приступая к изучению начальной фазы индивидуальной жизни человека, отметим, что она представляет интерес для решения целого ряда принципиальных вопросов науки и практики. Так, в связи с разработкой философских вопросов теории позна­ния актуальное значение приобретает проблема генеза сознания человека. Управле­ние онтогенезом и процесс воспитания в раннем детстве тесно связаны с выяснени­ем специфики психической жизни человека с момента его появления на свет и еще раньше, во внутриутробном состоянии. Без изучения периода новорожденное™ не­возможно понять соотношение биологического и социального в развитии человека, проблему социогенеза. Главное внимание в этой главе уделяется изменениям, про­исходящим в индивидной организации с момента рождения, учитывая, что начало индивида — долгий и многофазный процесс эмбриогенеза [1].

В возрастной психологии до настоящего времени не существует единой метриче­ской характеристики периода новорожденности. При рассмотрении классификаций, содержащихся в психологии, антропологии, педиатрии, педагогических науках, мож­но обнаружить чрезвычайно широкие пределы периода новорожденности: от 10 дней (Международная классификация) до двух месяцев. Кроме того, в целом ряде публи­каций по возрастной психологии этот период жизни рассматривается не как самосто­ятельный, а как принадлежащий младенческому периоду [18]. Поскольку к концу первого месяца в основном завершается переход к новым условиям жизни и созда­ются предпосылки для индивидуального развития, то период, новорожденности мож­но определить хронологическими рамками от 0 до 1 месяца.

Разноречивость в оценке периода новорожденности отражает определенную объективную сложность понимания начальной фазы человеческой жизни, которая представляет собой переход от внутриутробного способа существования к относи­тельно самостоятельной жизни в новой, чрезвычайно разнообразной и сложной среде.

Рассмотрение периода новорожденности как переходного выявляет процессы пе­рестройки индивидной организации ребенка на разных ее уровнях. На соматическом уровне происходят разного рода адаптивные сдвиги в жизненно важных функциях и системах [20]. Общим показателем адаптационных процессов является потеря веса, составляющая 5-6% от первоначального. В нормальных условиях процесс снижения и последующего восстановления веса происходит в течение первых трех недель жизни.

Слабость процессов возбуждения и торможения в первое время после рождения определяет своеобразное переходное состояние от сна к бодрствованию, выраженное в том, что 80 % времени ребенок проводит во сне, который не сконцентрирован в опре­деленное время суток. У новорожденных с низкой и неустойчивой возбудимостью увеличение реобазы и хронаксии при действии посторонних раздражений указывает на быструю истощаемость нервных клеток.

В работе Л. И. Каплан [20] были выявлены индивидуальные особенности нейродинамических характеристик у детей с первых месяцев жизни и стабильность этих особенностей на протяжении трехлетних наблюдений за одними и теми же детьми.

На уровне вторичных, интегральных индивидных свойств у новорожденных об­наруживаются функционирование анализаторных систем и особенности сенсомоторной организации. С самого начала постнатальной жизни с любого анализатора в за­висимости от характера стимуляции можно получить разные по биологическом) смыслу реакции (ориентировочные, сосательные, голосовые, общедвигательные, за­щитные и др.). Они различаются по силе, степени сложности и специализированности. Наряду с целым рядом фиксированных и локальных рефлекторных актов (ка­шель, чихание и др.), у новорожденного протекают сенсорные процессы с чрезвычай­но широким диапазоном регуляторных эффектов. Эти процессы могут не только иметь региональное значение, но и в зависимости от качества и силы раздражителя носить общий характер реакции всего организма. Сенсорные процессы у ребенка свя­заны с осуществлением интегративных функций и дифференцирование отражают ка­чественные характеристики раздражителей внешней и внутренней среды. «Все ана­лизаторы новорожденного с первых дней жизни осуществляют первоначальный, эле­ментарный анализ воздействий среды по качеству, интенсивности раздражителей, их соотношению в пространстве и времени, хотя степень тонкости и динамичности раз­личения их намного уступает не только взрослому человеку, но и детям более стар­шего возраста» [20, с. 41].

А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова в ходе эксперимента [2] наблюдали детей от не­скольких часов до 8 дней жизни. Используя методику, где показателем различитель­ной способности являлось торможение сосательного рефлекса при ориентировке на новые стимулы, они выявили наличие у испытуемых слуховой разностной чув­ствительности. Новорожденные не только реагировали на сильный звук, но и способ­ны были различать звуки, отличающиеся между собой больше, чем на одну октаву (89 %), ровно на одну октаву (70 %) и меньше, чем на одну октаву (40 % детей). У новорожденных также имеется способность к пространственному различению звуков от источников, расположенных справа или слева. А. В. Зонова [10], используя тот же методический прием, установила у детей наличие цветовой разностной чувствитель­ности. Так, 37 % детей от 15 часов до 17 дней жизни реагируют на изменение цвета. Спустя несколько месяцев число детей, различающих цвета, увеличилось до 50%. Основными цветами, которые различались испытуемыми, являлись красный и зеле­ный. В опытах Е. С. Кулаковской [13] было выявлено наличие вкусовой и обонятельной чувствительности у новорожденных от одного с четвертью часа до трех суток жизни. У этих детей пороговые величины указанных видов чувствительности оказа­лись в 10 раз меньше, чем у взрослых. Имеются также сведения о наличии и других видов ощущений. Так, тактильная чувствительность новорожденного характеризу­ется неравномерностью. Наиболее чувствительными зонами являются губы, ладони и лоб ребенка. Температурная чувствительность проявляется в том, что ребенок мо­жет отказаться от молока, которое холоднее обычного на 1 °С.

Функционирование анализаторов у новорожденного обеспечивает различение не только простых стимулов разной модальности, но и комплексных раздражителей разной степени структурированности, что можно рассматривать в качестве переход­ной формы от сенсорики к перцепции. Дети в первые 10 дней жизни, по данным Р. Фанц [19], предпочитают структурные, комплексные объекты — простым, трехмер­ные — плоскостным, движущиеся — неподвижным, асимметричные, неправильной формы — симметричным. Однако ориентация на сложные объекты еще не означает наличия восприятия у новорожденных. В исследовании Л. А. Венгера [3] было пока­зано, что при изменении пространственной ориентировки предмета, например кону­са, ребенок рассматривает его как новый предмет. Наряду с этим, к моменту рожде­ния в основном оказываются сформированными отдельные механизмы, обеспечива­ющие развитие самой перцепции. Эти механизмы генетически заданы и составляют специализированные блоки, которые затем включаются в общую систему перцептив­ной деятельности в качестве ее базовых элементов. К ним относятся механизмы сле­жения, локализации объекта в пространстве, механизмы сличения объектов и сохра­нения следов их воздействия. В первые дни жизни действие всех этих механизмов крайне несовершенно. В дальнейшем на протяжении всей жизни, в учебной, профес­сиональной и коммуникативной деятельности происходит усиление и совершенство­вание механизмов сенсорного и перцептивного отражения, развитие и становление которых осуществляется при непосредственном взаимодействии человека с объек­тами окружающего его мира.

О ведущей роли коры головного мозга в сенсорных процессах и в процессах жиз­недеятельности в ранний период онтогенеза свидетельствуют факты значительной пластичности и многообразия рефлекторных реакций с анализаторных систем. Ис­следования новорожденных выявили сложную, динамическую структуру их ориен­тировочной деятельности. Они показали, что имеет место не беспорядочная, хаоти­ческая реактивность организма с момента рождения, а определенная, отличающаяся своеобразием нервно-психическая организация деятельности на основе сенсорной стимуляции. Угасание ориентировочного рефлекса является одним из убедительных доказательств того, что анализаторная функция мозга новорожденных осуществля­ется корой больших полушарий. У животных, не имеющих коры, он не угасает вслед­ствие отсутствия тормозных процессов [11; 20]. Своеобразная динамика ориентиро­вочного рефлекса во взаимодействии с сосательным рефлексом у новорожденного указывает на развитие процесса внутреннего торможения, имеющего корковое про­исхождение [21]. Однако ориентировочный рефлекс новорожденного проявляется слабо и носит своеобразный характер. С. Д. Мелешко [20] определил его как рефлекс «схватывания новизны», в условиях которого появляются установочные движения при торможении всех других реакций организма.

Адаптационные сдвиги происходят и в моторике новорожденного. С момента рож­дения моторика имеет сложную организацию. Наряду со специализированными, про­стыми и сложными, генетически фиксированными актами в виде позностатических и локомоторных рефлексов, у новорожденного проявляется гиперкинетика конечно­стей, отсутствующая у детенышей животных. У человека гиперкинетика имеет поло­жительное значение как база для формирования сложных форм моторики. В литера­туре отмечается их значение для органов кровообращения, дыхания, теплообразования, для активации биохимических процессов в мышечной ткани. По наблюдениям А. М. Фонарева [20], огромную роль в дальнейшем развитии движений имеют раз­личные безусловные рефлексы, а также внешне хаотичные недетерминированные реакции новорожденного. «Из массы неорганизованных движений, на основе вероятностного принципа постепенно выделяются те движения, которые статистически наиболее часто повторяются и группируются вокруг рецепторной зоны пищевого ил ладонного рефлекса» [20, с. 79].

Адаптационные сдвиги в моторике выражены в многообразных формах. Переходный момент от внутриутробного существования к новым условиям жизни в процессе перестройки позностатической структуры организма был зафиксирован С. Д. Meлешко [20] в позе новорожденного. Положение новорожденного внешне сходно с внутриутробным положением плода: согнутые во всех суставах конечности вследствие преобладания тонуса мышц сгибателей. Существенное же отличие позы новорожденного от позы плода заключается в том, что у первого усиливается тонус мышц задней поверхности шеи и глубоких мышц спины, обеспечивающих выпрямление и удержание головы и туловища в прямом положении.

Процесс подготовки сенсомоторной системы к функционированию в новых условиях отчетливо выражен в динамике сосательного рефлекса. Согласно наблюдения С. Д. Мелешко, в первые два часа мощность сосательного рефлекса мала, и ее не всегда удается определить: не все дети реагируют на прикасание соски к губам. Сосательные движения отмечены у 19 из 26 новорожденных. После трех-четырех часов мощность сосательного рефлекса возрастает в 3-10 раз, и в течение одного-двух дней ритм и амплитуда сосательного рефлекса достигают нормы.

Процесс интеграции работы разных систем обнаруживается при наблюдении за группой ослабленных и группой нормально развивающихся детей. По данным С. Д. Мелешко, у последних уже через 3-4 ч после рождения имеет место не только интеграция ориентировочно-пищевых движений головы, губ, языка, интенсивное продолжительное сосание, но и сложная координация разного рода рефлекторны актов, установочно-выпрямительных, позностатических, дыхательных, глотательных, согласование их с актом сосания и процессом образования динамического комплекса. У детей со слабой инертной нервной системой в первые дни жизни сосательный рефлекс отличается неустойчивостью и характеризуется слабой выраженность или отсутствием ориентировочно-пищевых поисковых движений. Что касается процессов интеграции, то у этой группы детей наблюдаются реципрокные отношения сосательного рефлекса с другими рефлекторными системами. Изменения позы, различные внешние воздействия тормозят пищевой рефлекс. При акте сосания дыхание замедляется и становится неравномерным.

В настоящее время накоплен большой фактический материал, свидетельствующий о готовности индивидной организации, с точки зрения ее отдельных элемента и как целостного структурного образования, к функционированию с момента рождения. У новорожденного обнаруживаются взаимосвязи одноуровневых и разноуровневых характеристик, обеспечивающих эту целостность. В приведенном выше описании типологических различий детей с момента индивидуального развития отчетливо проявляется процесс образования целостности индивидной системы из разног рода блоков. У ослабленных детей на уровне первичных свойств наблюдаются значительные изменения функциональных систем, выраженные в динамике общего показателя: уменьшении веса тела и медленном его восстановлении, появлении желтушности. В области нейродинамики проявляется низкая возбудимость коры. Это коррелирует с особенностями вторичных индивидных свойств в сфере сенсомоторной организации: ориентировочный рефлекс выражен здесь в более элементарной форме «схватывания новизны». Первичные и вторичные свойства у детей физичес­ки более крепких имеют большую выраженность, большую согласованность и взаи­мосвязанность. Степень интеграции и взаимосвязи различных показателей, как од­ноуровневых, так и разноуровневых, отчетливо проявляется в формировании функ­циональных систем. Быстрое становление пищевой, сосательной системы выражено в том, что одновременно оформляются сам акт сосания и процесс его интеграции с другими разноуровневыми системами, соматическими и сенсомоторными характе­ристиками. «Сочетание ряда адаптивных изменений основных функций новорожден­ного, которые развертываются после родов в строгой последовательности, является закономерным и характеризуется высокой степенью соотношения или корреляции трех показателей — процента билирубина крови, процента падения веса и процента снижения мощности сосательного рефлекса — с двумя другими — реобаза (в вольтах) на 3-5-й день жизни и процент изменения реобазы при третьей пробе» [20, с. 53].

Итак, в период новорожденности построение индивидной организации осуществ­ляется по следующим основным направлениям: путем совершенствования и усиле­ния функционирования отдельных структур (акт сосания); за счет интеграции раз­ноуровневых и одноуровневых компонентов организации в единый функциональный комплекс (пищевая система) и путем преобразований уже имеющихся элементов и возникновения новообразований (поза новорожденного). В этот период происхо­дит реализация и становление свойств человека как индивида в условиях перехода к новому способу жизнедеятельности. Вместе с тем это время создания естественных предпосылок, многоуровневой структуры задатков для умственного развития и слож­ных социальных форм психики.

Специфика новорожденного состоит в ориентации его индивидной организации на развитие в социальной среде. Индивидная организация является основой для раз­вития психических новообразований, имеющих социальное происхождение. Соци­альная ориентация проявляется на разных уровнях индивидной организации у раз­личных ее компонентов. На уровне вторичных свойств признаки социальной ориен­тации выражены в предпочтении структурных, сложных объектов, в гиперкинетике конечностей, в интонационной структуре голосовых реакций и др. Главной предпо­сылкой социального развития в системе первичных индивидных свойств является неструктурированность нейродинамического уровня. Незавершенность основных нервных структур — «это условие их будущей интеграции. Она проявляется как в гораздо меньшей их эффективности у ребенка сравнительно с детенышами живот­ных, так и в гораздо большей их пластичности... Бедность его (ребенка.— Е. Р.) воз­можностей в детстве в общем является генетическим условием его последующего богатства... Человеческое существо социально генетически» [9, с. 116].

Формирование индивидуального опыта, установление отношений и связей с со­циальным окружением на основе механизма временных связей означает переход от новорожденности к новому младенческому периоду жизни. При этом с самого нача­ла ребенок является не только объектом, но и субъектом отношений в их первона­чальном элементарном виде. Хотя первые отдельные ассоциации обнаруживаются еще до рождения ребенка [8; 12], легкость и быстрота их образования, их универсаль­ный характер проявляются лишь к концу первого месяца жизни, когда все анализа­торные системы обеспечивают избирательные связи со средой. Дальнейшее развитие индивидной организации в младенческом возрасте выражено в усилении ее свойств и в их дальнейшей интеграции, в развертывании и формировании предпосылок со­циального развития человека, где в первую очередь складываются предпосылки субъекта и объекта общения, речевой деятельности и субъекта познания.

Вопросы для повторения и размышлений

1. Каково теоретическое и практическое значение периода новорожденности?

2. В чем выражен переходный характер периода новорожденности?

3. Какие адаптационные изменения происходят на уровне первичных и вторичных свойств индивидной организации новорожденного?

4. По каким основным направлениям происходит становление индивидной органи­зации в период новорожденности?

5. В чем проявляется своеобразие сенсорной и моторной сфер новорожденности?

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1980. — Т. 1.

2. Бронштейн А. И., Петрова Е. П. Новые данные о состоянии звукового анализато­ра новорожденных и детей раннего грудного возрасти: Труды I научной конферен­ции по возрастной морфологии и физиологии / Под ред. А. А. Маркосяна. — М., 1954.

3. Вешер Л. А. Восприятие и обучение. — М., 1969.

4. Верхутина-Васютина А. И. Органы чувств в онтогенезе // Известия АПН РСФСР. - 1958. - Вып. 97. - С. 421-507.

5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1973.

6. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982-1984. - Т. 4.

7. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. — М., 1967.

8. Елизарова И. П., Наседкин А. В. Возрастная физиология и клиника. — М., 1965.

9. Заззо, Рене. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психоло­гии. - 1967. -№ 2.

10. Зонова А. В. О цветовом зрении детей первых месяцев жизни: От простого к слож­ному / Отв. ред. Н. И. Касаткин. — М., Л., 1964.

11. Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л. П. Липситта и Ч. К. Спайкера. - М, 1966.

12. Касаткин Н. И. Ранние условные рефлексы в онтогенезе человека. — М., 1948.

13. Кулаковская Е. С. Наблюдения над чувством вкуса и обоняния новорожденных //

Журнал по изучению раннего детского возраста. — 1929. — Т. 9. — № 1.

14. Возрастная физиология и клиника // Материалы научной конференции. — М., 1965.

15. Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка. — Л., 1962.

16. Пиаже Ж. Избр. психол. труды. — М., 1969.

17. Рыбалко Е. Ф. О генетических уровнях социализации // Вести. Ленингр. ун-та. — Сер. Экономика, философия, право. — Л., 1973. — № 5.

18. Ушаков Г. К. Детская психиатрия. — М., 1973.

19. Фанц Р. Восприятие формы: Восприятие: механизмы и модели / Под ред. и предисл. Н. Ю. Алексеенко. — М., 1974.

20. Физиология высшей нервной деятельности ребенка / Под ред. 3. И. Коларовой. — М„ 1968.

21. Фонарев А. М. Развитие ориентировочных реакций у детей, — М., 1977.

22.Элъконин Д. Б. Детская психология. — М., 1960.

Глава 7

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Младенческий возраст характеризуется целым рядом специфических черт, позволя­ющих рассматривать его в качестве существенно нового этапа развития человека. Психическое развитие в младенчестве представляет собой реализацию видовых возможностей ребенка на основе природных задатков и генетической программы и по­этому носит естественный характер. Младенчество является началом индивидуально­го пути становления первичных и вторичных свойств индивидной организации чело­века. Этот период характеризуется высокой интенсивностью процессов системогенеза естественных психических форм, создания предпосылок речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослыми. В это время чрезвычайно важное значение имеет среда, активное и в разнообразных фор­мах участие взрослых не только в физическом, но и психическом развитии ребенка (создание обогащенной физической и речевой среды, эмоциональное общение, по­мощь в развитии двигательных структур — акта хватания и локомоции, — создание проблемных ситуаций и т. д.).

Существенной чертой психики в младенчестве является многоканальность развития, состоящая в том, что одновременно происходит формирование психики в различных направлениях. Так, максимально специализированные к моменту рождения сенсор­ные функции продолжают свое интенсивное становление в младенческий период. Слуховая дифференцировка звуков, например, по данным Н.И.Касаткина [12] и И. П. Нечаевой [22], достигает в 6-7 месяцев жизни интервала в один-два тона и даже еще меньших интервалов, в три четверти и полтона.

Процесс становления основных первичных форм психики происходит на основе задатков разной степени специализации путем участия и включения систем психи­ческой активности разной модальности. Становление зрительной перцепции осуще­ствляется на базе специализированных компонентов [4; 3] и путем включения таких образований, как моторные функции, в том числе предперцептивные движения глаз, как сенсорные функции, первичные формы мнемической и ориентировочной дея­тельности, общий механизм сличения. Иначе говоря, в построение перцептивного образа вовлекаются почти все имеющиеся к данному моменту развития психофизио­логические образования разной степени специализации и сложности. Одновремен­но идет процесс дальнейшего формирования и этих образований, происходит взаим­ное обогащение разных функций, что обеспечивает ускоренное и параллельное их развитие.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже [28] путем наблюдения и естественного экспе­римента наметил этапы становления восприятия объекта в младенческом возрасте. Предвестниками выделения объекта являются слежение за движущимися объекта­ми и попытки продлить или вновь поймать приятный для ребенка образ (1-4 меся­ца). В это же время интенсивно, проходя ряд этапов, формируется акт хватания и его координация с актом сосания и зрением. В первые недели жизни наблюдается им­пульсивная активность руки (размахивание, открывание и закрывание кисти, шеве­ление пальцами, хватание лица, частей тела). У младенцев начинают образовываться связи между зрением и движениями рук. Так, простое разглядывание руки приводит к увеличению ее активности. Случайно попавшая в поле зрения рука задерживается перед глазами. При этом ребенок схватывает предмет только тогда, когда рука и пред­мет одновременно оказываются в его поле зрения.

На следующем этапе (4-8 месяцев) проявляется повышенная активность взаимо­действия руки и глаз. Ребенок старается смотреть на то, что ему удалось случайно взять, и пытается схватить то, что видит. Координация зрения и хватания, как отме­чает Ж. Пиаже, является решающим шагом в объективации предметного мира. На этой стадии отмечается и другой важный шаг в генезе перцепции — появление экстра­поляции, выход за пределы непосредственного восприятия. Ребенок начинает пред­восхищать последующую позицию перемещающегося предмета на основе видимой траектории его движения. Если предмет падает на пол, то ребенок ищет его на полу, а не на старом месте, но быстро прекращает поиски, когда игрушка, к примеру, при­крыта рукой. Одновременно с этим появляется предвосхищение объекта на основе восприятия его части.

В 8-12 месяцев ребенок узнает и выделяет предмет, который раньше для него не имел собственного существования: он являлся деталью общей ситуации, картины и не обладал свободой (мяч под креслом, часы на подушке и т п.). Активный же по­иск исчезнувшего предмета свидетельствует о том, что ребенок начинает познавать объективные отношения и выделять предмет как отдельную вещь, которая может перемещаться в пространстве.

Выделение объекта и формирование перцептивного образа осуществляется бла­годаря развитию связей зрения, хватания и общей локомоторной активности. Во вто­ром полугодии младенческого периода у ребенка изменяется характер отношений зрения и хватания. У него формируется предварительное нацеливание на объект. К концу первого года жизни он начинает осуществлять хватание «вслепую», после отведения взора от объекта. Указанный факт свидетельствует о том, что «зрительное восприятие на этом этапе достигает такого уровня развития, который позволяет сразу зафиксировать необходимые пространственные параметры объекта и затем завер­шить действие по представлению» [5, с. 233]. В это же время осуществляется пере­ход к дифференцированному типу хватания. По данным X. Халверсона, до 7 месяцев все предметы схватываются детьми одинаково. Последующая дифференциация выражается в том, что акт хватания приспосабливается к особенностям предметов с учетом их формы, веса и величины. Поначалу это приспособление происходит в мо­мент контакта руки с объектом. После 10 месяцев появляется предварительное при­способление руки к объекту. Генетически первоначально восприятие свойств пред­метов непосредственно связано с регуляцией двигательных актов. Первым свойст­вом, которое дети на втором году жизни начинают правильно учитывать при выборе образца, является форма предмета, затем следует величина и только значительно позднее, к двум годам — цвет.

Одновременно с формированием первоначальных форм перцепции в младенческий период идет процесс интенсивного развития моторики. Сложность ее развитие состоит в том, что она носит разнородный характер и осуществляется по различным направлениям. Одним из таких направлений является формирование с момента рождения моторики глаз.

Акт смотрения формируется на протяжении первых трех месяцев. Вначале развиваются следящие движения глаз за медленно перемещающимся предметом, затем - слежение за перемещением светового стимула по сложной траектории и, наконец инициативные движения глаз и активный поиск объекта.

Другая основная линия развития моторики связана с формированием акта хватания, что означает развитие руки в качестве полифункционального органа, органа действия и осязательной перцепции. Формирование акта хватания, играющего важную роль в становлении зрительной перцепции в младенческий период, происходит после того, как складывается моторика зрения. Достаточной зрелости акт хватания достигает к концу младенческого периода.

Следующей линией в развитии моторики является становление локомоции, которая так же, как и другие структуры моторики, достаточно подробно изучалась советскими психологами. В схеме развития ребенка до года, составленной Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой [27], имеет место определенная последовательность, а ино­гда и одновременность возникновения общедвигательных реакций: сидения, стояния ходьбы. Общий же ход становления моторики, как отмечалось многими исследова­телями и как можно видеть по приведенным фактам, осуществляется в цефалокаудальнем и проксимо-дистальном направлениях. При этом можно заметить полное или частичное наложение фаз развития отдельных подсистем. Так, у ребенка одно­временно начинают формироваться акты сидения и стояния (с 4 мес.). Еще не сло­жился акт стояния, а уже начинает формироваться ходьба. Это способствует ускорен­ному развитию локомоторной функции в младенческий период жизни. Моторика в этом возрасте проявляется в чрезвычайно многообразных формах, участвуя в становлении различных психических функций и социальных форм поведения (голосовые реакции, жест, мимика).

С момента рождения и на протяжении всего младенческого периода жизни в первоначальных формах складывается мнемическая функция. Вначале процесс запечатления объекта носит кратковременный характер в пределах одной секунды [3]. В 3-4 мес. зафиксировано узнавание в сфере зрения и слуха. Ребенок узнает лицо и голос матери, различает предметы, связанные с кормлением. В 5-6 мес. жизни он узнает близких и отличает их от чужих людей. В конце первого года жизни объектом запечатления становятся словесные стимулы. Происходит расширение круга запо­минаемых объектов и вместе с тем удлинение сроков запечатления [11; 14]. Ассоци­ативная память лежит в основе образования индивидуального опыта и избиратель­ности поведения ребенка. Во втором полугодии жизни у младенца начинают образо­вываться связи слова и предмета. В 7-8 мес. ребенок поворачивается к предмету и устремляет на него взор в ответ на произнесение его названия. В 10-11 мес. он мо­жет выбрать предмет по словесному указанию взрослых [30]. Этот процесс, однако, в указанном возрасте затруднен, так как для образования ассоциации слова и предмета требуется более 50-70 повторений [25].Для детей старше года достаточно не бо­лее 10 повторений, чтобы среди предметов найти нужный и назвать его. В конце пер­вого года жизни появляется новая форма реакции на название предметов — указатель­ный жест. В 7-9 мес. у детей образуются ассоциации слова и собственного действия. Ассоциативная память к концу первого года жизни проявляется в разнообразных формах, включая взаимосвязи вербальных стимулов.

Младенческий возраст важен тем, что в это время формируются не только сенсор­но-перцептивные формы психики и психомоторика, но и более сложная мыслитель­ная функция, которая проявляется в преднамеренном достижении ребенком наме­ченной цели. В конце младенческого периода, после 8-10 мес., ребенок оказывается способным решать пространственные задачи, используя для этого различные сред­ства. На генез инструментального мышления еще до развития речевой функции впер­вые указал Л. С. Выготский [7]. Типичная проблемная ситуация для ребенка состо­ит в том, что привлекательный объект (игрушку, лакомство), расположенный в поле зрения, но вне пределов досягаемости, он должен либо подтянуть к себе, используя определенные средства, либо устранить препятствие. По данным Р. Ричардсона [6], начиная с 11 мес. жизни ребенок способен найти нужную тесьму, чтобы достать при­влекательный предмет, т. е. использовать один объект (тесьму) в качестве средства для достижения цели. В исследовании Ж. Пиаже [28] намечаются фазы становления первоначальных форм мыслительной функции. Первые шаги в формировании пред­намеренности выражены в 4-8 мес. в координации зрения и хватания: при виде по­гремушки ребенок ищет шнур и таким образом устанавливает связь между объектом и средством. В 8-12 мес. он осуществляет координацию цели и средства, решая зада­чи пространственного типа и активно манипулируя для этого различными приема­ми (схватывание, отталкивание, отодвигание и т. п.).

С целью изучения ранних форм возникновения мыслительной деятельности вы­полнена работа С. Л. Новоселовой [23], где показано постоянное усложнение процес­са решения задач маленькими детьми, переход от простейших опосредованных дей­ствий к более сложным, к установлению не только статических, но и динамических связей между средством и целью. Сопоставляя процесс решения задач детьми и шим­панзе, С. Л. Новоселова обратила внимание на активную зрительно-ориентировоч­ную деятельность детей, которые проявляли интерес не только к объекту, но и к сред­ству его достижения. У шимпанзе, напротив, не было интереса к использованным орудиям. Успешность же самого решения задач зависела от того, в какой мере ребе­нок проявлял интерес к средству достижения цели.

Другим качественным отличием мыслительной функции ребенка является ее вы­сокая пластичность. С. Л. Новоселова выявила способность ребенка к обобщению практического опыта решения задач и переносу способа действия в сходную ситуа­цию, что почти отсутствовало в опытах с обезьянами.

Что касается речи, то она также имеет в младенческом возрасте свой естествен­ный путь развития. В этот период в процессе общения со взрослыми складываются ранние генетические формы ее предыстории, происходит тренировка голосового ап­парата и образование связей слухового, зрительного и речедвигательного анализато­ров. Поскольку этапы создания предпосылок речевого развития не имеют аналогов в животном мире, их наличие у ребенка есть проявление филогенеза человека. Природные речевые задатки имеют характер общей основы, дифференциация которой осуществляется в процессе системогенеза вербальной функции. Такие голосовые формы, как гукание и гуление, проявляются у глухих детей, но совершенно отсутству­ют в онтогенезе животных. Далее, лепетпая форма достигает своего расцвета в виде псевдословесного потока в 11 мес. жизни. Она встречается только у детей с нормаль­ным слухом. Лепетная форма строится на основе установления связи речедвигательного и слухового анализаторов в условиях общения со взрослыми. Во второй поло­вине первого года жизни у ребенка начинает формироваться собственно речевая де­ятельность. На основе зрительного и слухового сосредоточения интенсивно развивается понимание ребенком речи взрослого, которая непременно сопровожда­ет уход за младенцем. К концу года ребенок понимает примерно 10-20 слов. Много­образные виды понимания ребенком обращенной к нему речи взрослого были пока­заны в работе Ф. И. Фрадкиной [30]. Они включают поворачивание к предмету в ответ на произнесение взрослым его названия (7-8 мес.) выполнение заученных движений при назывании их взрослым (7-8 мес.), выполнение поручений по словес­ному указанию (9-10 мес.), выбор предмета из двух-трех, находящихся рядом, по словесному указанию (10-11 мес.), прекращение действия под влиянием словесного запрещения (12 мес.). Эти данные показывают, что на начальных этапах речевого развития уже на уровне понимания речи взрослого ребенок овладевает номинатив­ной и прагматической функцией речи, обозначением предметов и выполнением раз­личных действий по инструкции. В конце первого года жизни, а в некоторых случа­ях и с 7-8 мес. [24] ребенок начинает произносить отдельные слова.

В исследовании Р. В. Тонковой-Ямпольской [26] показано наличие определенной интонационной структуры крика ребенка в первый месяц жизни, сходной по своему акустическому составу с интонацией недовольства взрослого. С помощью акустичес­кого анализа выявлена синхронность в изменениях частоты и силы голосовой реак­ции новорожденного и интонации взрослого, выраженных в подъеме и последующем спаде кривых этих двух параметров звука. На 2-м мес. жизни различаются звуки не­довольства и спокойного гуления (повествовательная интонация). С 3-го мес. у ребенка появляются звуки радости и смеха, с 6-го — интонация радости дифферен­цируется, возникает радость с восклицанием и более спокойные звуки. С 7 мес. выде­ляется интонация, сходная по своей структуре с эмоциональной просьбой, и вырази­тельное спокойное гуление, похожее на интонацию утверждения взрослого. С 10 мес. выявляется настойчивая интонация, близкая к убеждению и настойчивому повеле­нию у взрослого. И, наконец, на 2-м году жизни добавляется интонация вопроса. В ре­зультате Р. В. Тонкова-Ямпольская приходит к выводу о том, что «несмотря на потен­циальную возможность артикулировать фонемы, речевое развитие ребенка в первом полугодии жизни проявляется в первую очередь в интонационном структурировании, которое остается доминирующим по значению до конца первого года» [26, с. 99].

Различные виды интонационной выразительности звуков ребенка, как отмечает Р. В. Тонкова-Ямпольская, не идентичны подобным тонемам взрослых, но в значи­тельной мере сходны с ними. Это объясняется тем, что пр

Наши рекомендации