Поисковые, экспериментальные и доверительные товары.
Категории товаров или услуг в зависимости от тех трансакционных издержек измерения качества, которые возникают при их приобретении.
Филипп Нельсон:
1)Блага, оцениваемые в ходе поиска (search goods), их иногда называют поисковыми товарами;
2)Блага, оцениваемые опытным путем, их иногда называют экспериментальными или опытными товарами (experience goods);
Дарби и Карни:
3)Блага, качество которых сложно измерить и при покупке, и в процессе потребления, и результаты их использования или потребления становятся известны лишь годы спустя после покупки или не становятся известны вообще (credence goods) – доверительные товары.
Доверительные товары. Доверительные товары – это товары, оценка качества которых даже после заключения контракта связана для покупателя с издержками. К числу доверительных благ относятся услуги врача, автомеханика, аудитора и пр. Доверительную природу имеет образование: лишь со временем, далеко не сразу после получения диплома, выпускнику становится понятно качество полученного им образования.
Сталкиваясь с высокими издержками оценки качества товара, потребитель прибегает к услугам других лиц. В этой ситуации особенно актуальным становится вопрос о достоверности информации, которую экономические агенты (в данном случае – производители, продавцы и посредники), предоставляют покупателю. В силу высокой информационной асимметрии у таких агентов возникают стимулы к оппортунизму. Он может проявляться в нескольких вариантах: продавец занижает качество (и увеличивает цену) предоставляемого товара либо, выступая как эксперт, завышает количество необходимого агенту-покупателю блага. Наконец, продавец товара может не являться в реальности экспертом (хотя и претендовать на звание такового), а также (что часто является следствием некомпетентности) занижать уровень усилий, вкладываемых в определение необходимого клиенту товара.
Реакция рынков доверительных товаров на описанные информационные проблемы может
быть различной. Так, в одних случаях высокие издержки измерения приводят к формированию на рынке новых институтов (например, института информационного посредничества), перераспределяющих соответствующие издержки и приводящих к росту эффективности работы рынка. В других же случаях увеличение эффективности достигается не за счет формирования новых институтов, а за счет передачи функций измерения агентам со сравнительными преимуществами в осуществлении этих измерений, либо за счет институционального обучения агентов.
Экспериментальные товары- товары, качество которых подлежит измерению в процессе его эксплуатации уже после заключения контакта. Причем качество товаров выявляется без издержек. Примеры: все продукты питания.
Трансакционные издержки ведения переговоров и способы их экономии.
Кооперативный излишек, возникающий при заключении сделки, и проблемы, связанные с его разделом.
Издержки ведения переговоров и заключения контракта.
Если затратить на переговоры слишком много времени и ресурсов, то в ходе этих переговоров может быть растрачена вся выгода от сделки. Стороны могут значительно выиграть, если им удастся заключить сделку, то в основном споры идут по поводу того, как поделить эту совместную выгоду – кооперативный излишек.
Игра «Борьба полов» (The battle of sexes)
жена | |||
муж | концерт | футбол | |
концерт | 2;3 | 0;0 | |
футбол | 1;1 | 3;2 |
Равновесие по Штакельбергу достигается, когда лидер играет лучшую стратегию, зная, что другой игрок выберет лучший ответ на его ход. Один из игроков объявляет о своем решении и дает гарантии, что он сдержит свое обещание, например, высказывает достоверные угрозы (credible threat).
Чем определяется достоверность угрозы? Достоверность угрозы зависит от того, есть ли у стороны, ее высказывающей альтернатива данному контракту.
Если стороны становятся все более зависимыми друг от друга их способность высказывать достоверные угрозы уменьшается.
Переговоры по Гоббсу
В
Раскрыть информацию | Не раскрывать информацию | |
Раскрыть информацию | 5;5 | 0;10 |
Не раскрывать информацию | 10;0 | 1;1 |
Стандартные или типовые договоры как средство экономии трансакционных издержек ведения переговоров.
17)Частные способы защиты контракта: «заложник», обеспечение, самовыполняющееся соглашение, эмоциональный союз. Сравнительные преимущества и недостатки каждого их этих способов.
Оппортунистическое поведение можно определить как поведение индивида, который стремится получить одностороннюю выгоду за счет партнера, уклоняясь от соблюдения условий контракта.