Укажите, в каком периоде онтогенетического развития ведущим является следующий вид деятельности.
Варианты ответов:
Ведущий вид деятельности: | Возрастные периоды: |
1. Ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой деятельности». | а) старший школьный (ранний юношеский) возраст, |
2. Непосредственное эмоциональное общение, в процессе которого формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т.е. действия, сопровождаемые и регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. | б) раннее детство |
3. Учебно-профессиональная деятельность, в процессе которой формируется самоопределение, выбор жизненного пути и профессии. | в) подростковый; |
4. Предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает общественно выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. | г) младший школьный; |
5. Учение, в процессе которого усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях, формируются психические процессы. | д) младенческий; |
6. Общение в системе общественно-полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.), в процессе которой ученик овладевает навыками общения в разных ситуациях. | е) дошкольный возраст. |
6. Каким возрастным периодам соответствуют следующие новообразования?
Варианты ответов:
Новообразования: | Возрастные периоды: |
1. Произвольность психических процессов; внутренний план действий (действия в уме); рефлексия в отношении способов поведения и личных особенностей; потребность в активной умственной деятельности; начало развития общественной направленности, обращенности к сверстникам. | а) раннее детство; |
2. Стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни; критическое отношение к окружающим людям; формирование самооценки. | б) младший школьный; |
3. Потребность в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним. | в) младенческий; |
4. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению. Попытки установить (увидеть) закономерные отношения в окружающем мире (способность к нахождению причинно-следственных связей); начатки овладения символической функцией; высокий уровень воображения; возникновение соподчинения мотивов (преобладание обдуманных действий над импульсивными); возникновение первичных этических понятий рядом с эстетическими; возникновение личного сознания своего ограниченного места в системе взаимоотношения со взрослыми. | г ) старший школьный (ранний юношеский); |
5. Развитие речи и наглядно-действенного мышления; возникновение начатков самосознания. | д) дошкольный; |
6. Обращенность в будущее; перестройка мотивационной сферы; сформированность мировоззрения; профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы. | е) подростковый |
7. Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды.
Возрастные периоды: 1.Новорожденность. 2.Младенчество. 3.Ранний возраст. . | Психологические новообразования А) Комплекс оживления Б) Зрительная и слуховая сосредоточенность. В) Становление сенсомоторного интеллекта. Г) Различение звуков и запахов. Д) Проявление волеизъявления. Ж) Открытие «Я». |
8. Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды.
Возрастные периоды: 1.Дошкольное детство. 2.Младший школьный возраст. 3.Подростковый возраст. 4.Ранняя юность. | Психологические новообразования А)Социальные мотивы: стремление к самоутверждению Б) Мотивы достижения успеха и самоконтроль. В) Самоопределение в будущей профессии. Г) Становление деловых качеств личности. Д) Становление самостоятельности и трудолюбия. Е) Чувство взрослости. |
9. Установите соответствие между понятиями и определениями:
Понятия: 1.Ведущий вид деятельности. 2. Соподчинение мотивов. 3. Зона ближайшего развития. 4. Социальная позиция. 5. Интериоризация. | Определения: А) То, что делает возможным выполнение действий с помощью взрослых. Б) Дает новый тип знаний, новые способы их получения и включает в новый тип отношений с социальной средой. В) Руководство собственным поведением, направленное на преодоление непосредственного побуждения ради чего-то другого. Г) Функциональное место, которое человек может занимать по отношению к другим людям. Д) Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические. |
10. Ж. Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе:
Варианты ответов:
а) развития интеллекта;
б) развития психосексуальности;
в) смены ведущей деятельности;
г) появления новообразований и учета динамики переходов от одного возраста к другому.
11. П.П. Блонский предложил возрастную периодизацию на основе:
Варианты ответов:
а) изменения внутреннего ритма и темпа самого развития;
б) появления и смены молочных зубов;
в) смены ведущей деятельности;
г) появления новообразований и учета динамики переходов от одного возраста к другому.
12. С. Холл предложил возрастную периодизацию на основе:
Варианты ответов:
а) изменения внутреннего ритма и темпа самого развития;
б) появления и смены молочных зубов;
в) биогенетического принципа;
г) появления новообразований и учета динамики переходов от одного возраста к другому.