Укажите, в каком периоде онтогенетического развития ведущим является следующий вид деятельности.

Варианты ответов:

Ведущий вид деятельности: Возрастные периоды:
1. Ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой деятельности».   а) старший школьный (ранний юношеский) возраст,
2. Непосредственное эмоциональное общение, в процессе которого формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т.е. действия, сопровождаемые и регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями.   б) раннее детство
3. Учебно-профессиональная деятельность, в процессе которой формируется самоопределение, выбор жизненного пути и профессии.   в) подростковый;
4. Предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает общественно выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми.   г) младший школьный;  
5. Учение, в процессе которого усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношениях, формируются психические процессы.   д) младенческий;
6. Общение в системе общественно-полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.), в процессе которой ученик овладевает навыками общения в разных ситуациях.   е) дошкольный возраст.

6. Каким возрастным периодам соответствуют следующие новообразования?

Варианты ответов:

Новообразования: Возрастные периоды:
1. Произвольность психических процессов; внутренний план действий (действия в уме); рефлексия в отношении способов поведения и личных особенностей; потребность в активной умственной деятельности; начало развития общественной направленности, обращенности к сверстникам.   а) раннее детство;
2. Стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни; критическое отношение к окружающим людям; формирование самооценки.   б) младший школьный;
3. Потребность в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.   в) младенческий;
4. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению. Попытки установить (увидеть) закономерные отношения в окружающем мире (способность к нахождению причинно-следственных связей); начатки овладения символической функцией; высокий уровень воображения; возникновение соподчинения мотивов (преобладание обдуманных действий над импульсивными); возникновение первичных этических понятий рядом с эстетическими; возникновение личного сознания своего ограниченного места в системе взаимоотношения со взрослыми.   г ) старший школьный (ранний юношеский);
5. Развитие речи и наглядно-действенного мышления; возникновение начатков самосознания.   д) дошкольный;
6. Обращенность в будущее; перестройка мотивационной сферы; сформированность мировоззрения; профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.   е) подростковый


7. Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды.

Возрастные периоды: 1.Новорожденность. 2.Младенчество. 3.Ранний возраст. .   Психологические новообразования А) Комплекс оживления Б) Зрительная и слуховая сосредоточенность. В) Становление сенсомоторного интеллекта. Г) Различение звуков и запахов. Д) Проявление волеизъявления. Ж) Открытие «Я».  

8. Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды.

Возрастные периоды: 1.Дошкольное детство. 2.Младший школьный возраст. 3.Подростковый возраст. 4.Ранняя юность.   Психологические новообразования А)Социальные мотивы: стремление к самоутверждению Б) Мотивы достижения успеха и самоконтроль. В) Самоопределение в будущей профессии. Г) Становление деловых качеств личности. Д) Становление самостоятельности и трудолюбия. Е) Чувство взрослости.  

9. Установите соответствие между понятиями и определениями:

Понятия: 1.Ведущий вид деятельности. 2. Соподчинение мотивов. 3. Зона ближайшего развития. 4. Социальная позиция. 5. Интериоризация.     Определения: А) То, что делает возможным выполнение действий с помощью взрослых. Б) Дает новый тип знаний, новые способы их получения и включает в новый тип отношений с социальной средой. В) Руководство собственным поведением, направленное на преодоление непосредственного побуждения ради чего-то другого. Г) Функциональное место, которое человек может занимать по отношению к другим людям. Д) Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические.

10. Ж. Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе:

Варианты ответов:

а) развития интеллекта;

б) развития психосексуальности;

в) смены ведущей деятельности;

г) появления новообразований и учета динамики переходов от одного возраста к другому.

11. П.П. Блонский предложил возрастную периодизацию на основе:

Варианты ответов:

а) изменения внутреннего ритма и темпа самого развития;

б) появления и смены молочных зубов;

в) смены ведущей деятельности;

г) появления новообразований и учета динамики переходов от одного возраста к другому.

12. С. Холл предложил возрастную периодизацию на основе:

Варианты ответов:

а) изменения внутреннего ритма и темпа самого развития;

б) появления и смены молочных зубов;

в) биогенетического принципа;

г) появления новообразований и учета динамики переходов от одного возраста к другому.

Наши рекомендации