Введение в психологию личности
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Барановичский государственный университет»
Педагогический факультет
Кафедра педагогики
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
И ПЕДАГОГИКИ
Тематические тестовые задания и упражнения
Для студентов непедагогических факультетов
Барановичи 2006
Рекомендовано
Составитель: В.В. Х и т р ю к, доцент, канд. пед. наук.
УДК
Основы психологии и педагогики:Тематические тестовые задания и упражнения/ Барановичский государственный университет; Сост. В.В. Х и т р ю к. Барановичи, 2006. с.
Для студентов непедагогических факультетов БарГУ.
Таблиц . Рис. . Библиогр. .
Рецензенты:
Ó Составление. В.В. Хитрюк, 2006
Ó Учреждение образования
«Барановичский государственный университет», 2006
ВВЕДЕНИЕ
Качество подготовки специалистов в вузе в конечном счете определяется тем, насколько осмысленно и адекватно студенты применяют полученные знания в практической деятельности. Эффективность применения знаний напрямую зависит от глубины их обобщенности и осмысленности.
Обязательным структурным компонентом процесса обучения является контроль и оценка знаний студентов. Контроль в учебном процессе является тем механизмом выявления и оценки результатов произведенной деятельности, который обеспечивает обратную связь во взаимодействии преподавателя и студентов.
Из всех имеющихся способов контроля занимает особое место и заслуживает пристального внимания тестовый контроль успешности усвоения знаний и умений.
Структура предложенной работы состоит из двух разделов: 1) тестовые задания и 2) упражнения.
Предложенные тестовые задания (тестовые среды) носят как контролирующий, так и обучающий характер. Именно поэтому их использование в учебном процессе поможет и преподавателю и студентам определить успешность усвоения психолого-педагогических знаний, а также своевременно провести педагогическую диагностику вопросов, вызвавших наибольшие затруднения.
Предложенные упражнения практического характера позволяют обобщить полученные знания и применить их в интерпретации психических явлений.
Преподаватель может использовать материалы тестовых заданий и упражнений как индивидуально, так и для фронтального (группового) текущего и итогового контроля знаний студентов.
1. Тестовые задания
Основы психологии
Общая психология
Введение в общую пчихологию
1. Психология – это наука, изучающая ____________________
2. Все душевные явления Платон разделил на:
а) интеллект, память, чувства;
б) мужество, мотивация, интеллект;
в) радость, скорбь, равнодушие.
3. Особенностями психологии как науки, с точки зрения Ю.Б.Гиппенрейтер, являются (выбрать подходящие):
а) занимает центральное место среди наук;
б) изучается самые сложные на сегодняшний день явления;
в) сливаются объект и субъект познания;
г) поставляет необходимый фактический материал для других наук;
д) уникальные практические следствия;
е) чрезвычайная перспективность исследований;
ж)изучение взаимодействия между людьми.
4. Установите соответствие между историческим этапом становления психологии как науки и его названием:
1-ый этап | А) психология как наука о поведении; |
2-ой этап | Б) психология как наука о душе; |
3-ий этап | В) психология – многоотраслевая наука; |
4-ый этап | Г) психология как наука о сознании. |
5. Предмет психологии может быть представлен такими психическими явлениями как:
а) психические процессы, познавательная деятельность, темперамент;
б) личность, бессознательное, психическое состояние, мышление;
в) психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования.
6. Основными категориями психологии являются:
а) личность и общество;
6) обучение, воспитание, образование;
в) самообразование и самосознание;
г) личность, психика, сознание, деятельность, поведение, бессознательное
7. Установите соответствие между принципами психологии и их содержанием:
1) принцип детерминизма | а) в сознании человека формируется внутренний план деятельности; |
2) принцип развития психики | б) психика определяется условиями жизни и меняется при их изменении; |
3) принцип единства сознания и деятельности | в) психику можно изучать только в развитии и как результат деятельности |
8. Первая лаборатория психологических исследований в России была открыта:
а) И.П. Павловым;
б) И.М. Сеченовым;
в) В.М. Бехтеревым.
9. Мне известны такие прикладные отрасли психологии:________
10. К психическим свойствам относят:
а) характер, способности, темперамент;
б) восприятие, мышление, речь и др.;
в) знания, умения, навыки;
г) утомление, бодрствование и др.
11. В психологии используют следующие методы исследования: _____
12. Психические образования – это:
а) психические процессы, познавательная деятельность, темперамент;
б) личность, бессознательное, психические состояния, мышление;
в) психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования;
г) знания, умения и навыки.
13. Продолжите высказывание: под психикой понимают….
14. Вставьте пропущенные слова: Психика – это … образ … мира.
Слова для справок: реальный, объективный, полный, зеркальный, субъективный.
15. В своем развитии психика проходит такие стадии:
а) ощущение, распознание, узнавание, решение задач;
б) элементарная чувствительность, предметное восприятие, интеллект;
в) раздражение, восприятие, формирование образов.
16. Основными функциями психики являются (выбрать верные ответы):
а) отражение человеком объективного мира;
б) предупреждение об опасности;
в) совершенствование деятельности;
г) регуляция человеком поведения и деятельности;
д) прогнозирование предстоящих событий.
17. З.Фрейд выделяет такие уровни функционирования психики (установите соответствие):
1) бессознательное | а) явления, поддающиеся волевой регуляции; |
2) подсознательное | б) осознаваемое, но лишь при необходимости; |
3) досознательное | в) психические явления, неосознаваемые субъектом; |
4) сознание | г) явления, «ушедшие» из сознания, но с помощью особых приемов могут снова осознаваться. |
18. Продолжите высказывание: Критерием правильности психического отражения выступает…________________________________________
19. Продолжите ряд бессознательных психических явлений: сновидения, ответные реакции, …______________________________________
20. Установите соответствие между теориями, объясняющими соотношение психических и физиологических процессов, и их содержанием
1) теория психофизического параллелизма | А) психические процессы по сути есть физиологические процессы, т.е. мозг продуцирует психику, мысль подобно тому как печень выделяет желчь |
2) теория единства | Б) психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но никогда не пересекаются |
3) теория механического тождества | В) психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны |
21.Сознание – это:
а) высший этап развития психики, предполагающий использование системы понятий, категорий;
б) система условий, факторов, обуславливающих деятельность человека.
22. Дайте пояснения основным характеристикам сознания:
Интенциональность – …________________________________________
Рефлексивность – …___________________________________________
Активность – …_______________________________________________
Уровень ясности – …__________________________________________
23 В психологии выделяют два слоя сознания (В.П.Зинченко):
а) общественное и индивидуальное;
б) сущностное и поверхностное;
в) бытийное и рефлексивное.
24. Установите соответствие между полушарием головного мозга у правшей и выполняемыми функциями
1) правое полушарие | А) творческие способности |
Б) анализ и синтез | |
В) речь | |
Г) письмо | |
2) левое полушарие | Д) логика |
Е) воображение | |
Ж) интуиция | |
З) счет |
25. Структура труда представлена такими элементами, как:
а) человек, средство, продукт;
б) цель, средство, результат.
26. К основным структурным компонентам деятельности относятся:
а) начало, развитие, окончание;
б) потребность, цель, средства, результат;
в) движения, действия, мотив, поступок.
27. Основными видами деятельности являются:
а) познавательная, эмоциональная психическая;
б) игра, учение, труд
Психические процессы
1. Познавательный процесс может быть представлен двумя уровнями познания:
а) ассоциативный и механический;
б) чувственный и логический;
в) предметный и абстрактный.
2. Ощущение – это:
а) результат работы органов чувств;
б) подсознательная реакция организма на внешний раздражитель;
в) субъективный образ отдельного свойства предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.
3. Установите соответствие между видами ощущений и их характеристиками:
1) Экстерорецептивные | а) дают информацию в движении и положении тела. |
2) Интерорецептивные | б) отражают свойства предметов и явлений внешней среды |
3) Проприороцептивные | в) отражают свойства внутренних органов |
4. Продолжите высказывание: Физиологической основой ощущений является деятельность…_________________________________
Слова для справок: участков коры головного мозга, рецептора, анализатора.
5. Установите соответствие между свойствами ощущений и их содержанием:
1) адаптация | а) основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений; |
2) пороги чувствительности | б) повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов; |
3) сенсибилизация | в) изменение чувствительности анализатора под воздействием раздражителя; |
4) качество | г) место расположение источника раздражения. |
5) пространственная локализация | д) максимальная/минимальная сила раздражителя, при котором возникает ощущение |
6. По отношению к каждому органу чувств существует минимальная величина раздражителя, которая в данных условиях способна вызвать едва заметное ощущение. Речь идет о таком свойстве ощущения как:
а) сенсибилизация;
б) адаптация;
в) порог чувствительности;
г) качество.
7. О какой особенности ощущений идет речь в поговорке “на вкус и цвет товарищей нет”.
8. Восприятие – это …_______________________________________
9. Физиологической основой восприятияявляется:
а) аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга;
б) деятельность анализатора;
в) одновременная согласованная деятельность анализаторов.
10. Почему восприятие нельзя считать зеркальной каплей того, что существует вне нас?
11. Установите соответствие между названием свойства восприятия и его характеристикой:
1) Предметность | а) восприятие предметов как относительно постоянных по форме, цвету, величине и т.п.; |
2) Избирательность | б) восприятие образов всегда имеют для воспринимающего определенное смысловое значение; |
3) Целостность | в) отношение информации, получаемой из внешнего мира, к этому миру; |
4) Константность | г) выделение отдельных объектов или их частей; |
5) Осмысленность | д) зависимость восприятия от опыта, знания, особенностей личности воспринимающего; |
6) Апперцепция | е) восприятие цельного образа предмета. |
12. Какое свойство восприятия обеспечивает постоянство восприятия предметов независимо от их удаленности, угла зрения и пр.:
а) апперцепция;
б) предметность;
в) константность;
г) целостность.
13. Влияние опыта на процесс восприятия обеспечивается таким свойством как:
а) константность;
б) предметность;
в) апперцепция;
г) избирательность.
14. Согласно сенсорной типологии, аудиальный тип личности характеризуется следующими чертами____________________________
15. Согласно сенсорной типологии, визуальный тип личности характеризуется следующими чертами____________________________
16. Согласно сенсорной типологии, кинестенический тип личности характеризуется следующими чертами________________________
17. Вставьте недостающие по смыслу слова: Внимание – это … сознания на одни предметы и явления при … от других.
18. Мне известны следующие виды внимания:
а) раздвоенное, единичное, устойчивое;
б) произвольное, непроизвольное, послепроизвольное;
в) активное, пассивное.
19. Какое из высказываний наиболее верно?
а) внимание – необходимое условие выполнения любой деятельности;
б) внимание – врожденная особенность психической деятельности;
в) внимание – это проявление внутренней воли, первичной духовной силы.
20. Установите соответствие между свойствами внимания и их характеристиками:
1) сосредоточенность | а) количество объектов, которые воспринимаются одномоментно с достаточной ясностью; |
2) устойчивость | б) умение одновременно выполнять две или более различные деятельности; |
3) объем | в) произвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую; |
4) распределение | г) удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального; |
5) переключение | д) длительное сохранение интенсивного внимания на предмете или какой-либо деятельности. |
21. Мне известны следующие способы повышения внимания:_______
22. Какие объективные свойства предметов (явлений) и субъективные характеристики человека способствуют возникновения внимания?
23. Память – это:
а) процесс припоминания и воспроизведения знаний;
б) процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации;
в)процесс забывания и восстановления потерянной информации.
24. Из данных понятий выстроить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующему: психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память.
25. Запоминание – это процесс памяти, заключающийся в:
а) отражении существенных связей предметов;
б) запечатлении полученной информации;
в) использовании полученной информации в решении практических задач.
26. Как называется процесс памяти, заключающийся в извлечении информации из долговременной памяти и перевод ее в оперативную.
27. Установите соответствие между видами памяти и их характеристиками:
1) Образная | а) память на эмоции и чувства; |
2) Механическая | б) память на движения; |
3) Эмоциональная | в) запоминание и сохранение на заданный промежуток времени; |
4) Моторная | г) память на представления; |
5) Оперативная | д) движима определенной целью на запоминание; |
6) Произвольная | е) запоминание без установления смысловых связей. |
28. Как называется вид памяти, при котором материал заучивается без осознания ?___________________________________________________
29. В психологии принято выделять следующие уровни памяти:______
30. Какой уровень памяти обеспечивает успешность профессиональной деятельности человека?
а) кратковременная;
б) оперативная;
в) генетическая;
г) долговременная.
31. Сущность такого закона памяти как закон торможения состоит в том, что______________________________________________________
32. Работа разных видов памяти подчиняется закону осмысления, суть которого состоит в том, что ________________________________
33. Работа разных видов памяти подчиняется закону установки, суть которого состоит в том, что_________________________________
34. Работа разных видов памяти подчиняется закону повторения, суть которого состоит в том, что_____________________________________
35. К условиям успешного непроизвольного запоминания относятся: _
36. К процессам памяти относятся:
а) анализ, синтез, абстракция;
б) сохранение, запоминание, воспроизведение, забывание;
в) запоминание, восстановление, забывание.
38. Вставьте недостающие по смыслу слова: Мышление – это познание … и закономерных … между предметами и явлениями окружающего мира.
39. Физиологической основой мышления является__________________
40. Мышление как психический процесс представлен следующими видами:
а) произвольное, непроизвольное, прослепроизвольное;
б) теоретическое, интуитивное, практическое;
в)наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое.
41. К процессам мышления относятся:
а) узнавание, припоминание, воспоминание;
б) анализ, абстрагирование, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация;
в) активизация, деактивация.
42. Анализ – это мыслительная операция, заключающаяся в:
а) объединении частей в целое;
б) расчленении целого на части;
в) переносе свойств одного предмета на другой
43. Синтез – это:
а) расчленение сложного объекта на составные части;
б) объединение частей в целое.
44. Сравнение как мыслительная операция – это____________________
45. Интеллект – это:
а) особый способ проявления мышления;
б) совокупность тех или иных способностей;
в) способность применять теоретические знания в практической деятельности.
46. Индукция – это:
а) осмысление собственных действий и состояний;
б) способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.
47. Какой способ мышления используют при высказывании: Все числа, кратные 18, кратны 3 и кратны 9. Следовательно, все числа, кратные 18, кратны 3.
а) индукция;
б) дедукция.
48. Мне известны следующие формы мышления:__________________
49. Установите соответствие между формами мышления и их определениями:
1) Понятие | а) отражение связей между предметами и явлениями действительности; |
2) Суждение | б) вывод из одного или нескольких суждений; |
3) Умозаключение | в) мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. |
50. Критичность ума – это:
а) способность быстро реагировать в новой ситуации;
б) умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения;
в) умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно проверять все выдвигаемые гипотезы и предложения.
51. Самостоятельность ума – это_____________________________
52. Установите последовательность этапов мыслительного процесса
1) | а) – реализация решения |
2) | б) – мотивация |
3) | в) – коррекция решения |
4) | г) – поиск решения |
5) | д) – анализ проблемы |
6) | е) – проверка найденного решения |
7) | ж – логическое обоснование решения |
53. Образы воображения отличаются от образов, создаваемых восприятием тем, что_____________________________________
54. Среди этапов творческого воображения выделяются:
а) потребности, действия, результат;
б) идея, замысел, озарение, проверка;
в) составление плана, реализация плана, корректировка полученных результатов.
55. Сущность воссоздающего воображения состоит в:
а) конструировании новых образов в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, чертежей;
б) способности предвосхищать будущие события.
56. Установите соответствие между формами синтезирования образов воображения и их характерными особенностями:
1) Агглютинация | а) увеличение или уменьшение предмета; |
2) Гиперболизация | б) образы, в которых сливаются различия, а в) черты сходства выступают на первый план; |
3) Заострения | г) выделение существенного, воплощение существенных черт в конкретном образе; |
4) Схематизация | д) «склеивание» различных, в повседневной жизни, не соединяемых качеств, свойств, частей; |
5) Типизация | е) подчеркивание каких-либо признаков . |
57. Речь человека выполняет следующие функции:
а) внешнюю, внутреннюю, отдаленную;
б) предметную, абстрактную, сравнительную, конкретизирующую;
в) интеллектуальную, коммуникативную, экспрессивную, сигнификативную (обозначения).
58. Коммуникативная функция речи заключается в_________________
59. К какому виду речи относится беседа двух студентов?
а) внешняя, устная, монологическая;
б) внешняя, устная, диалогическая;
в) внешняя, письменная.
60. Понятность речи определяется такими параметрами как__________
61. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
1) речь | а) форма общения людей; |
2) язык | б) система кодов или знаков, исторически сложившаяся в определенной общности людей. |
62. Эмоции – это____________________________________________
63. Установите соответствие между видами эмоций и их содержанием:
1) Настроение | а) переживание большой силы с коротким периодом протекания; |
2) Аффект | б) гнев, отчаяние при встрече с препятствием на пути к достижению цели; |
3) Стресс | в) длительное слабовыраженное эмоциональное переживание; |
4) Фрустрация | г) сильные, глубокие устойчивые переживания, направленные на определенный объект; |
5) Страсть | д) способность понять и разделить эмоциональное состояние другого; |
6) Эмпатия | е) неспецифическая реакция на неожиданную обстановку. |
64. Продолжите перечисление особенностей эмоций: субъективность, не насыщаемость…____________________________________________
65. Как называется относительно долговременная эмоция (эмоциональное состояние) человека, влияющая на эффективность его деятельности, на межличностные отношения?
66. Все виды чувств могут быть:
а) стеническими и астеническими;
б) активными и пассивными;
в) прямыми и косвенными.
67. Чувства, возникающие в связи с удовлетворением или неудовлетворением эстетических потребностей, относятся к:
а) нравственным; б) интеллектуальным; в) эстетическим
68. Чувства, связанные с познавательной деятельностью и возникающие в процессе учебной, научной работы, в творческой деятельности, относятся к:
а) нравственным; б) интеллектуальным; в) эстетическим
69. Чувства, отражающие отношение человека к требованиям морали и связанные с мировоззренческими мыслями, идеями человека, принципами и традициями, относятся к:
а) нравственным; б) интеллектуальным; в) эстетическим
70. Как называется способность человека к сопереживанию и сочувствию другим?
71. О каком волевом качестве идет речь: умение действовать на основе своих взглядов и убеждений:
а) настойчивость; б) целеустремленность;
в) самостоятельность; г) выдержка.
72. О каком волевом качестве идет речь: умение мобилизовать все возможности для длительной борьбы с трудностями;
а) настойчивость; б) целеустремленность;
в) самостоятельность; г) выдержка.
73. О каком волевом качестве идет речь: умение подчинить действия поставленной цели:
а) настойчивость; б) целеустремленность;
в) самостоятельность; г) выдержка.
74. Назовите понятия (виды потребностей) по определениям:
а) потребность влиять на других – …_____________________________
б) потребность в ощущении успешности в деятельности…___________
в) потребность иметь круг общения…____________________________
75. Установите соответствие между понятием и его определением
1) мотив | а) совокупность психологических причин, объясняющих то или иное поведение; |
2) мотивация | б) нужда в чем-либо; |
3) потребность | в) конкретные побуждения к действию. |
76. Установите последовательность, отражающую иерархическую зависимость в проявлении потребностей (по А.Маслоу): быть принятым, физиологические потребности, самореализация, уважение и самоуважение, потребность в безопасности.
77. Все мотивы подразделяют на:
а) общие и человеческие;
б) низшие и высшие;
в) личные и общественные.
78. Все мотивы подразделяют на:
а) общие и человеческие;
б) низшие и высшие;
в) личные и общественные.
79. Потребность в причастности выражается в_____________________
80. Мотив достижения успеха проявляется в_______________________
81. Потребность во власти выражается в__________________________
82. Сущность мотива избегания неудач состоит в том, что___________
83. К мотивационным состояниям человека относят:
а) удовольствия – неудовольствия;
б) радость – печаль, бодрствование – сон;
в) интересы, желания, стремления, намерения, влечения, установки.
Психические состояния
1. К психическим состояниям относят:
а) характер, способности, темперамент;
б) восприятие, мышление, речь и др.;
в) знания, умения, навыки;
г) утомление, бодрствование и др.
2. Психические состояния подразделяются на (выберите все правильные ответы):
а) временные и постоянные;
б) ситуативные и личностные;
в) лихорадочные и затяжные;
г) глубокие и поверхностные;
д) сложные и простые;
е) кратковременные, затяжные, длительные;
ж) познавательные, эмоциональные, волевые;
з) конфликтные и бесконфликтные;
и) положительные и отрицательные;
к) типичные, специфические, кризисные, пограничные, аномальные.
3. Слабо выраженные эмоциональные переживания, которые отличаются значительной длительностью, слабым осознанием причин и факторов их вызывающих – это:
а) аффект; б) страсть; в) настроение.
4. Определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени:
а) психическое свойство; б) психическое состояние;
в) психический процесс.
5. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек – это:
а) усталость, переутомление, удовольствие;
б) эмоции, чувства, аффекты;
в) темперамент, характер, способности.
6. Переживания большой силы, с коротким периодом протекания, характеризующиеся значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.
а) аффект; б) страсть; в) настроение.
7. Тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности:
а) аффект; б) страсть; в) фрустрация; г) стресс.
8. Результат однообразия деятельности при котором наблюдаются скачкообразные колебания работоспособности:
а) психическая напряженность;
б) монотония; в) фрустрация.
9. Неспецифическая реакция организма на неожиданную и напряженную обстановку называется:
а) аффект; б) страсть; в) настроение;
г) стресс.
10. Временное снижение работоспособности, под влиянием длительных нагрузок, при котором замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координированность движений:
а) монотония; б) утомление; в) стресс.
11. Установите соответствие между характеристиками психических состояний и пояснениям к ним:
1) целостность | а) каждому психическому состоянию соответствует противоположное (активность – пассивность); |
2) подвижность | б) изменчивость, наличие стадий протекания (начало, определенная динамика, окончание); |
3) относительная устойчивость | в) характеризуют всю психическую деятельность в определенный промежуток времени; |
4) полярность | г) менее динамичны, чем психические процессы. |
Психология личности
Социальная психология
Личность и малая группа
1. К структурным компонентам группы относятся (выбрать подходящие):
а) групповые взаимоотношения;
б) личность лидера;
в) групповые устремления;
г) личные потребности каждого члена группы;
д) групповые настроения;
е) групповые традиции.
2. Разновидностями групп являются (перечислить): ______________
3. Психологический климат группы (коллектива) – это____________
4. Определите к какому типу относится группа людей из 15 человек, если известно, что:
члены этой группы знают друг друга;
говорят о своей группе «мы»;
работают вместе.
5. Личное, субъективное восприятие человеком своего собственного статуса называется:
а) позиция; в) внутренняя установка;
б) статус; г) система групповых ожиданий.
6. Совокупность мнений об ожидаемом поведении человека называется:
а) позиция; б) статус;
в) внутренняя установка; г) система групповых ожиданий.
7. Официальное положение человека в группе, от которого зависит влияние на поступки других членов группы называется:
а) позиция; б) статус;
в) внутренняя установка; г) система групповых ожиданий.
8. Реальная социально-психологическая характеристика положения личности в группе называется:
а) позиция; б) статус;
в) внутренняя установка; г) система групповых ожиданий.
9. Под влиянием каких факторов человек уступает группе? (выбрать правильные):
а) характеристики самого человека;
б)социально-экономические условия среды;
в) характеристики самой проблемы:
г) размер группы;
д) авторитетность отдельных членов группы;
е) взаимоотношения человека и группы.
10. Основные психологические факторы, обеспечивающие эффективную работу коллектива (выбрать правильные):
а) наличие сильного лидера; г) вид деятельности группы;
б) оптимальность размеров; д) возраст лидера и членов коллектива;
в) четкость целей; е) нормальный морально-психологический климат;
11. Какая теория лидерства связывает лидерские качества с внешними данными личности?
а) концепция интеллектуальности;
б) ситуативная теория;
в) концепция физических черт;
г) теория психических черт.
12. Какая теория лидерства связывает лидерские качества со словесными и оценочными способностями?
а) концепция интеллектуальности; б) ситуативная теория;
в) концепция физических черт; г) теория психических черт.
13. О какой теории лидерства идет речь: сложившиеся обстоятельства определяют качества личности, необходимые для решения возникших проблем?
а) теория физических черт; б) ситуативная теория;
в) теория психических черт.
14. Определите стиль управления по описанию личности руководителя: решения выносит на обсуждение коллектива и следит за их реализацией, интересуется индивидуальными особенностями каждого работника:
а) демократический; б) авторитарный;
в) либеральный.
15. Определите стиль управления по описанию личности руководителя: деловит, хороший организатор, осуществляет постоянный жесткий контроль за деятельностью своих подчиненных, решение возникающих проблем берет на себя, подчиненных рассматривает как детали одной большой машины, главное – проблемы дела.
а) демократический; б) авторитарный; в) либеральный.
16. Определите стиль управления по описанию личности руководителя: хороший оратор, всегда вникает в проблемы каждого члена коллектива, решения принимает коллегиально и считает, что подчиненные (коллектив) достаточно умны и квалифицированны и не нуждаются в проверке их деятельности, склонен к частой смене позиции и изменению принятого решения.
а) демократический; б) авторитарный; в) либеральный.
17. Продолжите высказывание: Психологическая совместимость – это…________________________________________________________
18. В процессе социализации личности можно выделить такие стадии:
а) нравственная, этическая, социальная;
б) адаптация, индивидуализация, интеграция;
в) идентификация, подражание, внушение, конформность.
19. Личностная диспозиция – это:
а) готовность, предрасположенность личности к поступку, действию, поведенческому акту;
б) активность личности, проявляющаяся в межличностном взаимодействии и деятельности;
в) дифференцированное отношение личности к социальным ценностям.
20. Установите соответствие между названиями факторов совместимости людей и их содержанием:
1) социологические | а) характер, стереотипы, поведение; |
2) социально-психологические | б) темперамент, эмоциональность, реактивность; |
3) психологические | в) социальный статус, профессия, образование; |
психофизиологические | г) ценностные ориентации, межличностный статус. |
Конфликты
1. Конфликт – это___________________________________________
2. Все конфликтогены можно разделить на такие виды______________
3. Приступая к разрешению конфликта, необходимо ответить на такие вопросы_____________________________________________________
4. Самым эффективным методом разрешения конфликтов является:
а) уклонение б) компромисс в) конкуренция
г) сотрудничество д) сглаживание
5. Если вы решились на сотрудничество, то первое, что нужно сделать:
а) твердо отстаивать свою позицию, если вы считаете ее верной,
б) отказаться от тактики самообороны, ведущей к неравенству и изоляции сторон.
6. Определите методы разрешения конфликтов по описанию:
а) Вы стараетесь, в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели вы используете свои волевые качества.
б) Реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от разрешения конфликта.
в) Вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараясь при э