Тема. Структура слова в синхроническом и диахроническом аспектах.
Исторические изменения в структуре слова
ПЛАН
1. Структура слова в синхроническом и диахроническом аспектах.
2. Причины исторических изменений в структуре слова:
(1) утрата устаревших слов с производящей основой;
(2) декорреляция (сдвиги в значениях производных слов и непроизводных слов);
(3) диффузия (звуковые изменения);
(4) замещение по аналогии.
3. Типы изменений в процессе исторического развития слова:
(1) опрощение;
(2) переразложение;
(3) усложнение.
4. Задачи исторического комментирования структуры слова.
Практическое задание
1. Охарактеризуйте исторические изменения, произошедшие в следующих словах: врач, казнь, дар, обед, навигация, простыня, муравей, ведет, снять, закон, иждивенец, неделя, дань, вонзать, прелесть. При выполнении задания пользуйтесь следующим планом: 1) на основе данных этимологического словаря выявите этимологический состав морфем каждого слова; 2) установите тип изменений (опрощение, переразложение, усложнение основы); 3) определите причины произошедших изменений.
2.Изучите раздел «Исторический комментарий в структуре слова» в кн.: Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I / отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. В соответствии с образцом дайте исторический комментарий слова зрачок.
Литература
1. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 146 – 150.
2. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. Ч.1. М.,1979. С. 26 – 27.
Словари
1. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л.М. Баш, А.В. Боброва и др. М., 2002.
2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. / Перевод с нем. и доп. О.Н. Трубачева (люб. издание).
3. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2-х т. М., 1993.
4. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. М., 1994.
Лабораторное занятие № 4
Тема. Структура слова в синхроническом и диахроническом аспектах.
Историческое комментирование структуры слова
Вопросы для домашней подготовки
1. Структура слова в синхроническом и диахроническом аспектах.
2. Причины исторических изменений в структуре слова.
3. Типы изменений в процессе исторического развития слова.
4. Задачи и принципы исторического комментирования структуры слова.
Структура лабораторной работы
1. В данных словах выделите основу. Определите, производная она или непроизводная в современном русском языке.
2. Выявите, какие исторические изменения произошли в структуре слова.
3. Установите, какая причина вызвала данное историческое изменение.
4. Выполните этимологический анализ слова, выделенного жирным шрифтом.
Практическое задание
Выполнить дома один из вариантов лабораторной работы в соответствии с порядком заданий:
Вежливый, дар, долото, мельница, пшеница, точка, яровой.
Литература
См. литературу к предыдущему практическому занятию.
Лабораторное занятие № 5
Тема. Морфемный и словообразовательный анализ слова
ПЛАН
1 часть. Контрольный тест репродуктивного характера.
2 часть. Повторение разборов.
Практическое задание
1. Подготовьтесь к контрольному тестированию по разделу «Словообразование».
2. Сделайте морфемный и словообразовательный (частичный) анализ подчеркнутого слова.
При нашем появлении он не тронулся с места. (Н. Лесков)
Практическое занятие № 10
Тема. Грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория
План
1. Грамматика как раздел науки о языке. Связь морфологии с синтаксисом.
2. Слово как предмет изучения морфологии. Слово и словоформа. Признаки словоформы.
3. Грамматическое значение. Способы и средства выражения грамматических значений в современном русском языке.
4. Грамматическая форма. Синтетические и аналитические формы.
5. Понятие парадигмы слова. Типы парадигм.
6. Грамматические категории в русском языке. Признаки грамматических категорий.
Практическое задание
1. Подготовьтесь к терминологическому диктанту: морфология, грамматическая единица, грамматическая форма, словоформа, грамматическое значение, аналитический / синтетический / смешанный способ выражения грамматического значения, морфологическая категория, словоизменительная / классифицирующая морфологическая категория, парадигма, полная / избыточная / нулевая / неполная парадигма.
2. Запишите в две колонки разные слова и словоформы.
Носок, носка, носка, носки, носки, нос, носочек, носище, переносица.
3. Определите грамматическое значение данных словоформ. Установите, какие грамматические средства используются для выражения этих грамматических значений. Определите способ выражения грамматических значений. Приведите примеры средств выражения грамматических значений, не представленные в данных примерах.
Например: Корабли – словоформа имеет грамматическое значение мн. ч., им. п., в качестве грамматического средства выражения грамматического значения используется аффикс (флексия) и ударение; способ выражения грамматического значения – синтетический.
Сна, руки, каковы, пять, увидел, к пальто, высок, за домом, стены, избежал бы, брать, буду загорать.
4. На основе ряда словоформ определите грамматическую категорию. Установите, является ли она словоизменительной или классифицирующей.
Например: Ясный – ясное – ясная – рядом словоформ выражается грамматическая категория рода, которая имеет словоизменительный характер.
1. Скажу – сказал – скажи – сказал бы. 2. Карандаш – карандаши. 3. Озеро – озера – озеру... 4. Гибкий – более гибкий – самый гибкий. 5. Открыть – открывать. 6. Деревня – поселок – село. 7. Видел – видела – видело.
Литература
1. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 157 – 159.
2. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989. С. 386 – 402.
3. Современный русский язык /Под ред. П.А. Леканта М., 1996. С.189 – 195.
4. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001.
5. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. С. 4 – 14.
Практическое занятие № 11
Тема. Учение о частях речи в русском языке
План
1. Из истории учения о частях речи.
§ Появление учения о частях речи в русской грамматической литературе.
§ Учение о частях речи в грамматиках М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, А.М. Пешковского.
§ Учение Л.В. Щербы и В.В. Виноградова о частях речи в русском языке
2. Части речи как грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи в русском языкознании. Признаки частей речи.
3. Часть речи и лексико-грамматический разряд.
4. Классификации частей речи в грамматиках русского языка.
5. Части речи в школьной грамматике.
Литература
1. Алпатов В.М. О разных подходах к выделению частей речи // Вопросы языкознания. 1986. № 5.
2. Бабайцева В.В. Зона синкретизма в системе частей речи современного русского языка // Филологические науки. 1983. № 5. С. 36 – 43.
3. Березин Ф.М. История советского языкознания //Хрестоматия. М., 1981. С. 261 – 292.
4. Винокур Г.О. О частях речи в русском языке. //Избранные работы. М., 1959.
5. Вуйкович Й. К проблеме классификации частей речи //Вопросы языкознания. 1972. № 5.
6. Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 1. М., 1964; Ч.2. М., 1965.
7. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой и В.В. Лопатина. М., 1989.
8. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 7. Труды по филологии.
9. Лукин М.Ф. О номинативно-грамматическом принципе классификации частей речи в современном русском языке // Русский язык в школе. 1993. № 1.
10. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М.,1981.
11. Панов М.В. О частях речи в русском языке // Филологические науки. 1960. № 4.
12. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике (любое издание).
13. Русская грамматика /Гл. ред. и сост. Н.Ю. Шведова. М.,1980. Т.I.
14. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001.
15. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. /Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. С. 14 – 26.
16. Супрун А.Е. Части речи в русском языке. М., 1971. С. 5 – 68.
17. Тихомирова Т.С. К вопросу о переходности частей речи // Филологические науки. 1973. № 5.
18. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч.2. М., 1981.
19. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды (любое изд.).
20. Школьные учебники.
Самостоятельная работа