Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц
физических величин и терминов (стилистические требования)
1 Стилистические требования, предъявляемые к КР и ВКР бакалавра, складываются из двух компонентов – требований современного русского литературного языка и требований академического этикета. Академический этикет применительно к тексту выпускной квалификационной работы бакалавра – это определенные принципы письменного общения членов научного сообщества между собой.
Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логическое изложение материала, т.е. построение изложения в форме рассуждений и доказательств. Академический этикет требует исчерпывающей доказательности выдвинутых студентом положений, смысловой законченности, целостности и связности текста. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей. Среди таких средств – функциональные связки. Это, преимущественно, вводные слова и обороты:
– последовательность развития мысли выражается словами «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.; – противоречивые отношения – словами «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее»;
– причинно-следственные отношения – словами «следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же»;
– переход от одной мысли к другой – «прежде чем перейти к...», «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «рассмотрев, перейдем к...», «необходимо остановиться на...» и др.;
– итог выражается словами «итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог», «следует сказать» и т.д.
Научный текст отличает прагматическая направленность на конечный результат. Поэтому в КР и ВКР бакалавра словоупотребление должно быть максимально точным, лишенным специальных стилистических украшений. Принципиальную роль в научном тексте играют специальные термины, которые нужно употреблять в их точном значении.
Логическая цельность и связанность частей текста КР и ВКР бакалавра требует широкого использования сложных предложений. Им присуща разветвленная синтаксическая структура с обилием связок и союзов. Превалируют сложноподчиненные предложения, поскольку они более гибко отражают логические связи внутри текста. Студент не должен стремиться упростить синтаксис своей работы, так как это влечет за собой потерю необходимой логической динамики. В то же время синтаксическая структура предложений не должна быть чрезмерно сложной. Точность научного слова должна быть ведущим принципом словоупотребления с ясностью и краткостью изложения.
При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется», «чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять слова – «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.
Допускается использовать повествовательную форму изложения текста, например, «применяют», «указывают» и т.п.
2 Оформление текста – одна из важнейших стадий работы над КР и ВКР бакалавра. Об оформлении нужно думать по ходу работы над темой, в процессе создания черновой рукописи. КР и ВКР бакалавра состоят не только из текстовой части, но включает в себя формулы, приложения, таблицы, диаграммы, графики, иллюстрации. Все эти виды материала должны быть представлены в КР и ВКР бакалавра в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать.
3 Текстовой материал КР и ВКР бакалавра обычно содержит числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п.
3.1 Количественные числительныезаписываются цифрами, если они являются многозначными, и словами, если они однозначны; например: десять автомобилей (не: 10 автомобилей). Если при числительном даются в сокращенном обозначении единицы величины, то такое числительное (даже однозначное) записывается цифрами; например: 28 кг, 5 л и т.д. После сокращений единиц точка не ставится.
Следует использовать следующие сокращения:
– длина: километр – км, метр – м, сантиметр – см, миллиметр – мм, микрометр – мкм, нанометр – нм, пикометр – пм;
– масса: тонна – т, килограмм – кг, грамм – г, миллиграмм – мг, микрограмм – мкг;
– объем: литр – л, миллилитр – мл, кубический метр – м3, кубический дециметр – дм3, кубический сантиметр – см3, кубический миллиметр – мм3;
– площадь: гектар – га, квадратный метр – м2, квадратный дециметр – дм2, квадратный сантиметр – см2, квадратный миллиметр – мм2;
– время: сутки – сут, час – ч, минута – мин, секунда – с;
– скорость: километр в час – км/ч, метр в секунду – м/с.
Количественные числительные согласуются с именами существительными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей; например: до сорока метров (род. п.), к семидесяти тоннам (дат. п.) и т.д. В формах именительного и винительного падежей количественные числительные управляют существительными; например: имеется сто (им. п.) литров (род. п.), получить восемьдесят (вин. п.) рублей (род. п.).
При количественных числительных, записанных арабскими цифрами, падежные окончания не пишутся, если числительные сопровождаются существительными; например: не 15-ти рублей, а 15 рублей.
3.2 Порядковые числительные пишутся словами: седьмой, двадцать пятый, двестипятидесятый. Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся; например: в разделе 2, на рисунке 9, в таблице 6, и имеют падежные окончания, если они стоят перед существительным; например: 3-й раунд.
При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз; например: капитаны 1 и 2-го рангов.
Записанные римскими цифрами порядковые числительные падежных окончаний не имеют; например: IV курс, XX век (не: ХХ-й век).
4 В КР и ВКР бакалавра часто используются сокращения.
4.1 При этом применяются три основных способа:
1) сохраняется только первая (начальная) буква слова (город – г.);
2) сохраняется часть слова, отбрасываются окончание и суффикс (медицинский – мед.);
3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет – ун-т).
При этом сокращение должно оканчиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на мягкий и твердый знак.
4.2 Необходимо правильно оформлять общепринятые условные сокращения. После перечисления пишут: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие); при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни); при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы), а также – штук (шт.), экземпляров (экз.), миллион (млн), миллиард (млрд), тысяч (тыс.).
4.3 В КР и ВКР бакалавра должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии общепринятые в научно-технической литературе.
В тексте КР и ВКР бакалавра не допускается:
— применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а так же иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
— сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;
— применять сокращения слов. Исключения составляют сокращения, установленные ГОСТ 2.105-95 ЕСКД.
4.4 В тексте КР и ВКР бакалавра, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:
– применять математический знак минус (–), т.е. перед отрицательными значениями следует писать слово «минус»;
– применять математический знак плюс (+), т.е. перед положительными значениями следует писать слово «плюс»;
– применять без числовых значений математические знаки, например > (больше), < (меньше), = (равно), ≥ (больше или равно), ≠ (неравно), ≤ (меньше или равно), а также знаки % (процент), № (номер), ‰ (промилле);
– применять знак «Ø» для обозначения диаметра (следует писать диаметр). При указании размера или предельных отклонений диаметра на чертежах, помещенных в тексте документа, перед размерным числом следует писать знак «Ø»;
4.5 Перед точкой, запятой, точкой с запятой, двоеточием, вопросительным и восклицательным знаками пробел не делают. После этих знаков пробел обязателен.
4.6 При наборе текста различают:
– длинное тире «–» – ставится между частями простого и сложного предложения;
– минус «−» – отличается от тире положением по высоте (расположен выше, примерно на середине цифры), используется только в формулах;
– дефис «-» – самый короткий знак из перечисленных, служит для образования сложных слов и поэтому никогда не отделяется пробелами.
Пробел перед тире не ставится, если:
– перед тире стоит точка или запятая;
– тире стоит в начале абзаца.
Пробелы вокруг дефиса не ставятся, если он стоит между числами, например: 1941-1945, январь 2014-июль 2014.
4.7 Арифметические знаки «плюс» (+), «минус» (–), «умножения» (×), «деления» (:, /), знак «равно» (=) отделяют от цифр и коэффициентов в формулах пробелом.
4.8 Знаки «№», «§», «%», «°С», «‰» во множественном числе не удваивают и кавычками не заменяют.
4.9 Знак предельного отклонения (±) пишут через пробел между цифрами.
4.10 Знаки «номер» (№) и «параграф» (§) от цифры отделяют пробелом:
§ 45, № 33.
4.11 Знак «процент» (%) пишется через пробел с цифрой: 100 %.
4.12 Между цифрой и градусом с буквой делают пробел: 18 °С.
4.13 Между знаком «минус» (–), «плюс» (+) и цифрой в отрицательных и положительных числах пробел не делают: –5; температура от –5 до +5 °С; температура составляет –2 … +5 °С; температура составляет –5 … –2 °С.
4.14 В тексте следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения. Применение в одном документе разных систем обозначения физических величин не допускается.
4.15 Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещаемых в таблицах.
4.16 В тексте числовые значения физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словами. Например: проведено испытание 15 труб, каждая длиной 5 м, отобрано шесть труб.
4.17 Единица физической величины одного и того же параметра в рукописи должна быть постоянной. Если в тексте приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например 1,5; 1,75; 2 м или 15, 25, 30 экз.
4.18 Если в тексте рукописи приводят диапазон значения физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего значения диапазона (от 1 до 5 мм; от 10 до 100 кг; от +10 до –40 °С; от +10 до +40 °С).
4.19 Многозначные цифры разбивают на классы по три цифры справа налево и отделяют друг от друга одним пробелом. Четырехзначные цифры не разделяются на классы: 10 234, 1985.
4.20 Порядковые имена числительные имеют падежные окончания, которые пишутся через дефис. Например: 1-я линия, 3-е издание, 4-й квартал,
к 5-му числу.
4.21 Порядковые имена числительные, обозначаемые римскими цифрами, пишут без падежных окончаний: II сорт, III Всероссийская выставка.
4.22 Сложные имена прилагательные, первой частью которых являются имена числительные, обозначаемые цифрой, пишут без падежных окончаний через дефис: 17-летний, 8-этажный.
4.23 Нельзя применять индексы стандартов технических условий (ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ и т.д.) без регистрационного номера.
5 В КР и ВКР бакалавра необходимо применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417-2002.
Применение в тексте КР и ВКР бакалавра разных систем обозначения единиц физических величин не допускается. Наряду с единицами СИ, при необходимости в скобках указывают единицы ранее применявшихся систем, разрешенных к применению.
Пример:
Согласно системе СИ буквенные обозначения соответствуют определенным показателям:
V – объем, л, м3;
П – продуктивность, кг/га, т/га;
Пест. – естественная рыбопродуктивность, кг/га, т/га;
Пуд. – рыбопродуктивность, полученная за счет внесения удобрений, кг/га, т/га;
Пув. – рыбопродуктивность, слагаемая из естественной и удобрительной, кг/га, т/га;
Побщ. – общая рыбопродуктивность, кг/га, т/га;
Р – плотность посадки рыбы в пруды, шт./га;
n – кратность посадки;
b – прирост массы рыбы за лето, г, кг;
m – масса, г, кг;
mн – масса начальная, г, кг;
mк – масса конечная, г, кг;
р – выход, выживаемость %;
А – количество выращенной рыбы, шт.;
К – кормовой коэффициент;
N – мощность хозяйства (по видам выращиваемой рыбы), кг, т.
Единица физической величины одного и того же параметра в тексте КР и ВКР бакалавра должна быть постоянной. Например, если исследуемым параметром является ток, выраженный в миллиамперах, то использование кратных единиц (ампер, микроампер) не допускается; т.е. во всем тексте, включая таблицы и графики, нужно использовать только выбранную единицу измерения, а именно, миллиампер.
Числовые значения величин в тексте должны указываться с требуемой точностью.
ПРИЛОЖЕНИЕ Н
(обязательное)
Правила оформления иллюстраций (рисунков, графиков, таблиц)
Радужная форель (Salmo gairdneri)
Радужная форель (рисунок Л.1) – является важнейшим объектом товарного рыбоводства. В естественных водоемах радужная форель обитает при температуре 2-3 °С, нижней летальной границей является температура 0 °С, верхней – 23-27 °С.
Половая зрелость у самок наступает на 3-4-м году жизни, у самцов – на год раньше. Форель живет до 11 лет. Нерест в природных условиях проходит с ноября по февраль при температуре от 3 до 13 °С. Плодовитость составляет 1,6-2,2 тыс. икринок на 1 кг массы рыбы. В зависимости от температуры продолжительность инкубации икры от 35 до 50 суток или 350-450 градусо-дней.
Эмбриональное и личиночное развитие происходит наиболее благоприятно при температуре 5-13 °С, температурный оптимум радужной форели 15-18 °С. В зимний период форель активно питается и при температуре воды ниже 4 °С. Оптимальная концентрация растворенного в воде кислорода составляет 9-11 мг/л, что соответствует 90-100 %-ному насыщению. Летальная концентрация кислорода равна 1,5-2,5 мг/л.
Радужная форель очень чувствительна к посторонним примесям и токсическим веществам (медь, цинк, хлор, сероводород и др.), легко переносит значительную соленость воды. Отношение к солености меняется с возрастом. Взрослая форель активно растет даже при солености 30-35 %. По образу жизни форель – сумеречная и ночная рыба. Для нее наиболее подходит прозрачность воды 20-65 см.
По спектру питания радужная форель эврифаг, состав пищевого комка зависит от места обитания, возраста, размера форели, сезона кормовой базы и других условий. В питании сеголетков преобладают планктонные организмы, у молоди обнаруживали веснянок, поденок, хирономид. Взрослая форель, как правило, – хищник. В условиях искусственного выращивания радужная форель потребляет самые различные компоненты в составе кормосмесей. Годовики радужной форели вырастают в прудах до 20-40, двухлетки – до 100-250 г.
Рисунок с картой
Рисунок Н.2 – Карта района расположения рыбоводных комплексов (по Матишов и др., 2011)
Рисунок с пояснительной надписью
Рисунок Н.3 – Схема полносистемного форелевого хозяйства (по Шкодин, Загрийчук, 2010):
1 – насосная станция; 2 – пруд отстойник; 3 – река; 4 – водоподающий канал;
5 – инкубационный цех; 6 – мальковые бассейны; 7 – кормокухня; 8 – выростные пруды;
9 – нагульные пруды; 10 – водосбросной канал; 11 – карантинный пруд; 12 – изоляторный пруд
Графики
Рисунок Н.4 – Товарная продукция аквакультуры
(Астраханская и Ростовская области) (по Матишов и др., 2011)
Рисунок Н.5 – Динамика вылова промысловых рыб Азовского бассейна (по Матишов и др., 2011)
Рисунок Н.6 – Рост старших возрастных групп трех видов осетровых рыб (по Матишов и др., 2011)
Таблицы
Таблица 1 – Нормальные значения коэффициентов упитанности перед посадкой сеголетков на зимовку
Происхождение сеголетков | Масса рыбы, г | Зоны рыбоводства | ||
I | II-III | IV-V | ||
Гибрид карпа с амурским сазаном | более 20 19,9 – 10 до 10 | 2,7 2,8 2,9 | 2,4 2,6 2,8 | – – – |
Карп | более 30 29,9 – 20 19,9 – 10 до 10 | 2,9 3,0 3,1 3,2 | 2,7 2,8 3,0 3,1 | 2,6 2,7 2,9 3,1 |
Рисунок Н.7 – Оформление таблицы
Таблица 2 – Биологические показатели искусственно разводимой рыбы
Вид рыбы | Возраст рыбы | Длина рыбы | Масса рыбы | Пол рыбы |
Продолжение таблицы 2
Рисунок Н.8 – Таблица с продолжением
Таблица 3 – Показатели выращивания молоди русского осетра на различных кормах
Показатели | Варианты опыта | ||
контроль | |||
Масса начальная, мг | 48,2 + 0,6 | 48,2 + 0,6 | 48,2 + 0,6 |
Масса конечная, мг | 128,4 + 10,3 | 350,2 + 14,1 | 380,4 + 10,6 |
Прирост абсолютный, мг | 80,2 | 302,0 | 332,2 |
Выживаемость, % | 46,0 | 82,0 | 78,5 |
Кормовые затраты, ед. | 5,8 | 2,2 | 2,4 |
Период выращивания, сут. | |||
Примечание: 1 (или *) – выращивание молоди на комбикорме, содержащем витамины; 2 (или **) – выращивание молоди на комбикорме с минеральными веществами. |
Рисунок Н.9 – Таблица с примечанием
ПРИЛОЖЕНИЕ П
(обязательное)