Тема 1. Социальные службы: нормативно-правовая база, ведомственная принадлежность, структура, кадры
Место проведения: Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
Изучить: структуру, содержание и основные направления деятельности административных органов по организации социальной помощи гражданам; обеспеченность кадрами; их профессиональную подготовку.
Тема 2. Современное состояние учреждений социальной сферы, и региональная модель социальной работы с населением
Место проведения: Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
Изучить и законспектировать основные положения деятельности следующих организаций, фондов, союзов: Ассоциация муниципальных образований Ставропольского края, общественная организация инвалидов «Помощь»; межрегиональная общественная организация «Союз женщин границы КОПО»; Ставропольский городской «Совет женщин»; Ставропольское геронтологическое общество; Ставропольское краевое отделение «Российского фонда милосердия и здоровья - с целью определения региональной специфики социальной работы с населением.
Тема 3. Международные социальные программы на территории региона
Места проведения: международный «Реформ-клуб», Ставропольская краевая организация «Союз ветеранов боевых действий в «горячих точках»» (СКО СВБД), Ставропольское региональное общественное молодежное студенческое движение «РОСТ», фонд гуманитарных исследований «Гражданский мир».
Ознакомиться: с содержанием социальных программ, реализующихся на территории края (Южно-Российский ресурс-центр, Ставропольский филиал).
Изучить: возможности реализации этих программ социальными учреждениями, посещаемыми в рамках ознакомительной практики.
Тема 4. Практика решения социальных проблем семей
Места проведения:Социальный приют, Детский дом, Центр планирования семьи.
Ознакомиться:
- с формами и видами помощи людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях;
- с функциональными обязанностями социального работника в этих учреждениях.
Изучить и законспектировать директивные документы правительства РФ и документы муниципального уровня по решению обозначенной проблемы.
Тема 5. Практика решения социальных проблем престарелых
Места проведения: Дом-интернат для одиноких граждан; Дом ветеранов.
Изучить: стационарные и нестационарные формы помощи пожилым, одиноким; содержание работы и функциональные обязанности социальных работников с данной категорией граждан.
Изучить и законспектировать директивные документы правительства РФ и документы муниципального уровня по оказанию услуг данной категории граждан.
Тема 6. Основные формы оказания социальной помощи больным алкоголизмом и наркоманией
Места проведения: наркологический диспансер, психиатрическая больница.
Ознакомиться: с содержанием работы наркологического диспансера и психиатрической больницы.
Изучить: различные подходы к решению проблем больных алкоголизмом и наркоманией; сущность и содержание деятельности профессиональных социальных работников с данными категориями граждан.
Изучить и законспектировать директивные документы правительства РФ и документы муниципального уровня по решению проблем данных категорий граждан.
ОБЪЕКТЫ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА
1. Министерство труда и социальной защиты населения.
2. ГУСЗН «Центр социальной помощи семье и детям».
3. Краевой детский дом № 1.
5. Экспериментальные площадки социальных педагогов СОШ № 3, 4, 5, 22, 26, 33.
6. Центр медико-социальной помощи населению.
7. Дворец детского творчества.
Тематический план учебной практики студентов
Курса
№ п/п | Темы занятий | Всего часов | Консультации | Посещение объекта |
Центры социального обслуживания в системе социальной защиты населения | ||||
Педагогический потенциал социума: вопросы управления | ||||
Социальная работа в сфере безопасности и защиты человека в чрезвычайных ситуациях | ||||
Научно-практическая конференция «Проблемные сферы социальной работы: бедность, безработица, отклоняющееся поведение, кризисные ситуации и др. Роль социального работника в решении проблемных задач жизнедеятельности человека» | ||||
ВСЕГО: |
Тема 1. Центры социального обслуживания в системе социальной защиты населения
Места проведения: Министерство труда и социальной защиты населения, территориальный «Центр социальной помощи семье и детям», Центр медико-социальной помощи населению.
Учебная практика в Министерстве труда и социальной защиты населения
Задание 1.Знакомство с работой информационно-аналитического отдела: - информационно-компьютерное обеспечение; сотрудничество с другими службами, получение данных по направлению деятельности министерства, предоставление необходимой информации его сотрудниками;
- библиографическая работа: реферирование печатной информации, накопление видео- и фотоматериалов; накопление, хранение и использование научно-методических материалов; создание и обеспечение библиотеки социального работника; участие в работе по распространению специальной литературы;
- методическая работа: изучение и обобщение опыта сотрудников учреждений социальной защиты, подготовка рекомендаций, разработка методик социальной работы;
- информирование граждан об их социальных правах и учреждениях.
Задание 2. Знакомство с работой служб, занимающихся проблемами семей, нуждакмцихся в социальной поддержке:
- выявление, учет и контроль семей и лиц, нуждающихся в социальной поддержке; изучение мнения семей о качестве оказываемых услуг; прогнозирование потребности з социальной помощи у различных категорий групп населения и подготовка предложений по развитию социальной сферы;
- участие в подготовке и реализации региональных и местных программ с целью оказания необходимой поддержки и помощи семьям различных категорий граждан;
- организация для нуждающихся в защите' и помощи детей и подростков приютов и детских домов; социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов; осуществление комплекса мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство;
- организация социальных приютов для временного пребывания беременных женщин, одиноких несовершеннолетних матерей, матерей с несовершеннолетними детьми, подвергшихся насилию в семье; организация социальных гостиниц для временного проживания беженцев и лиц, пострадавших от стихийных бедствий и межнациональных конфликтов;
- организация материальной поддержки малообеспеченным группам населения: благотворительные акции, вещевые сборы и др.;
- профилактика бедности: создание рабочих мест для многодетных матерей, родителей-инвалидов, подростков;
- контроль за деятельностью общественных и государственных объединений по оказанию помощи семье и детям.
Задание 3.Знакомство с деятельностью министерства в сфере медико-социальной и психологической помощи:
- контроль за диспансеризацией населения; работа по профилактике заболеваний;
- формирование психологической культуры граждан и укрепление их психического здоровья;
- телефон доверия: оказание профессиональной, реабилитационной, психологической и иной помощи в стрессовой ситуации;
- медико-социальная реабилитационная работа с лицами, имеющими ограниченные возможности; сбор и анализ информации по проблемам инвалидности; участие в организации учреждений полустационарного (дневное пребывание) или стационарного типа для престарелых, инвалидов, неизлечимо больных людей в крае; организация патронажа медицинского персонала для оказания медицинской помощи нуждающимся в ней.
Задание 4.Знакомство с работой министерства по проблемам социального обеспечения:
- организация социального патронажа, выявление, учет и поддержка лцц (семей), которые не могут в силу естественных причин эффективно удовлетворять свои жизненные потребности;
- организация платных социальных услуг; Организация и обеспечение работы пансионата для престарелых и инвалидов в Ставропольском крае;
- организация пенсионного обеспечения населения: учет, расчет пенсий, выплата; выдача пособий;
- консультационная помощь нуждающимся в социальном обеспечении.
Задание 5.Знакомство с работой министерства в сфере правовой помощи населению:
- юридическая консультация и защита; распространение правовых знаний среди населения.
Задание 6.Знакомство с организацией работы министерства по вопросам кадрового обеспечения служб отрасли:
- уровень образованности работников служб отрасли; возрастной состав;
- вопросы подбора, обучения, расстановки и продвижения кадров;
- система оплаты труда работников социальной сферы.
Учебная практика студентов в