Положение детей в Республике Беларусь.

Демографическая ситуация в Республике Бела­русь. Состояние образования, здравоохранения, отдыха, досуга детей. Социальное обеспечение не­совершеннолетних. Координация деятельно­сти государственных органов и общественных ор­ганизаций по защите детства.

Проблемы детства в СМИ. Национальные доклады о положении детей в Республике Беларусь.

Деятельность социального педагога по профилактике сиротства, выявлению детей, нуждающихся в государственной защите.

Основные направления деятельности социаль­ного педагога по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. По­рядок выявления несовершеннолетних, находящих­ся в социально опасном положении. Признание и учет несовершеннолетних, находящихся в социаль­но опасном положении. Критерии и показатели со­циально опасного положения несовершеннолетне­го.

Показатели неблагополучия семьи. Обследова­ние условий жизни и воспитания несовершенно­летнего.

План помощи несовершеннолетнему. План по защите прав несовершеннолетнего.

Социально-педагогическая профилактика правонарушений

Роль превентивной деятельности в предупреждении развития отклоняющего поведения личности.

Девиантное поведение как социальная аномалия. Сущность девиантного поведения, его формы и виды. Концепции девиантного поведения подростка. Методологические подходы к пониманию девиантности. Генезис учения о причинах и факторах девиантного поведения. Факторная теория причин девиантного поведения (индивидуально-психологический, психолого-педагогический, социально-психологический и личностный факторы). Два уровня отклоняющегося поведения: докриминогенный, криминогенный.

Социально-педагогическая профилактика как государственно-общественный процесс. Роль профилактикой деятельности в предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних.

Делинквентное и аддиктивное поведения как формы отклоняющегося поведения.

Комплексный подход к анализу причин формирования делинквентного поведения. Особенности делинквентного поведения несовершеннолетних. Классификация форм делинквентного поведения. Типы правонарушителей.

Признаки аддиктивного поведения. Типы и стадии формирования зависимостей. Концептуальные модели аддиктивного поведения. Корреляция аддиктивного и делинквентного поведения.

Социально-педагогические технологии профилактики девиантного поведения.

Профилактика девиантного поведения: понятие, виды, направления. Методы, формы и уровни профилактической деятельности. Специфика профилактики различных видов девиантного поведения. Профилактическая работа с семьей как направление профилактики девиантного поведения.

Профилактика преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних.

СОЦИАЛЬНая РАБОТа С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ

Направления и формы работы в детских и молодежных объединениях.

Проблемы молодёжи и основные направления государственной молодёжной политики. Структура социальных служб системы органов по делам молодёжи.

Диагностико-коррекционное направление. Создание системы социальной поддержки: цели, задачи.

Информационно-пропагандистское направление: формы работы.

Специфика организации досуговой деятельности. Политика свободного времени, как фактор гармонизации общественных отношений. Практика социальной работы и здоровый образ жизни человека.

Формы работы с дезадаптированными учащимися и профилактика остракизма в детской и молодежно-подростковой среде.

Стратегия и формы взаимодействия с уличными подростково-молодежными сообществами и группировками.

Основные подходы к взаимодействию с неформальными объединениями. Стратегия запрета и репрессий. Разрушение группы: факторы (И.П. Башкатов). Способы разобщения группировок (В.Ф. Пирожков).

Стратегия переориентации (ресоциализации): диагностика, комплексность воздействия, работа с лидерами. Технология переориентации антисоциальной подростковой группы. Роль клубных подростковых объединений.

Сущность стратегии профилактики и основные направления работы. Моральная паника как способ реагирования общества (С. Коэн). Понимание и диалог (Н.Б. Крылова).

Наши рекомендации