Положение детей в Республике Беларусь.
Демографическая ситуация в Республике Беларусь. Состояние образования, здравоохранения, отдыха, досуга детей. Социальное обеспечение несовершеннолетних. Координация деятельности государственных органов и общественных организаций по защите детства.
Проблемы детства в СМИ. Национальные доклады о положении детей в Республике Беларусь.
Деятельность социального педагога по профилактике сиротства, выявлению детей, нуждающихся в государственной защите.
Основные направления деятельности социального педагога по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Порядок выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Признание и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего.
Показатели неблагополучия семьи. Обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
План помощи несовершеннолетнему. План по защите прав несовершеннолетнего.
Социально-педагогическая профилактика правонарушений
Роль превентивной деятельности в предупреждении развития отклоняющего поведения личности.
Девиантное поведение как социальная аномалия. Сущность девиантного поведения, его формы и виды. Концепции девиантного поведения подростка. Методологические подходы к пониманию девиантности. Генезис учения о причинах и факторах девиантного поведения. Факторная теория причин девиантного поведения (индивидуально-психологический, психолого-педагогический, социально-психологический и личностный факторы). Два уровня отклоняющегося поведения: докриминогенный, криминогенный.
Социально-педагогическая профилактика как государственно-общественный процесс. Роль профилактикой деятельности в предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних.
Делинквентное и аддиктивное поведения как формы отклоняющегося поведения.
Комплексный подход к анализу причин формирования делинквентного поведения. Особенности делинквентного поведения несовершеннолетних. Классификация форм делинквентного поведения. Типы правонарушителей.
Признаки аддиктивного поведения. Типы и стадии формирования зависимостей. Концептуальные модели аддиктивного поведения. Корреляция аддиктивного и делинквентного поведения.
Социально-педагогические технологии профилактики девиантного поведения.
Профилактика девиантного поведения: понятие, виды, направления. Методы, формы и уровни профилактической деятельности. Специфика профилактики различных видов девиантного поведения. Профилактическая работа с семьей как направление профилактики девиантного поведения.
Профилактика преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних.
СОЦИАЛЬНая РАБОТа С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ
Направления и формы работы в детских и молодежных объединениях.
Проблемы молодёжи и основные направления государственной молодёжной политики. Структура социальных служб системы органов по делам молодёжи.
Диагностико-коррекционное направление. Создание системы социальной поддержки: цели, задачи.
Информационно-пропагандистское направление: формы работы.
Специфика организации досуговой деятельности. Политика свободного времени, как фактор гармонизации общественных отношений. Практика социальной работы и здоровый образ жизни человека.
Формы работы с дезадаптированными учащимися и профилактика остракизма в детской и молодежно-подростковой среде.
Стратегия и формы взаимодействия с уличными подростково-молодежными сообществами и группировками.
Основные подходы к взаимодействию с неформальными объединениями. Стратегия запрета и репрессий. Разрушение группы: факторы (И.П. Башкатов). Способы разобщения группировок (В.Ф. Пирожков).
Стратегия переориентации (ресоциализации): диагностика, комплексность воздействия, работа с лидерами. Технология переориентации антисоциальной подростковой группы. Роль клубных подростковых объединений.
Сущность стратегии профилактики и основные направления работы. Моральная паника как способ реагирования общества (С. Коэн). Понимание и диалог (Н.Б. Крылова).