III.6.4. Основные методы сбора информации о ребёнке
• Систематическое структурированное наблюдение;
• Описание случаев и регистрация эпизодов – короткие описания конкретных случаев;
• Повествовательные или дневниковые записи (записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности), которые фиксируются в конце каждого дня;
• Фотографии;
• Аудиозаписи (образцы речи и т.д.) и видеозаписи, транскрипция речи;
• Сохранение продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, аппликации, вырезанные или вылепленные фигурки, написанные буквы, цифры, детские каракули работы ребёнка;
• Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки и
умения (ключевые компетентности);
• Беседы с родителями, анкеты, опросники;
• Общение со специалистами (психолог, предметник, врач, логопед);
• Записи с родительских конференций;
• Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;
• Рассказы детей;
• Портфолио, или «Папки достижений»
• Дневниковые заметки. Это краткие описания конкретных случаев, высказываний, поведения детей, на которые обратил внимание педагог, наблюдая за детьми. Эти заметки дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, при каких обстоятельствах, и свидетельствуют об успехах, достижениях и проблемах детей, подгруппы или группы в целом. Дневниковые записи педагоги могут делать в специальных блокнотах, на бланках и карточках.
Воспитатель начинает со сбора информации о развитии ребёнка, его интересах, склонностях, увлечениях, стиле общения и мышления и т.д. Чтобы получить полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребёнка, необходимо использовать
• разные методы сбора информации;
• различные источники информации;
• различные ситуации для повторения процедуры сбора информации.
Педагоги используют разные методы и техники сбора информации о ребёнке.
Наблюдение.Наблюдение представляет собой основной, самый важный метод сбора информации о детях в группе детского сада. Наблюдение - основа целенаправленного планирования и индивидуализации программы в соответствии с потребностями и интересами отдельных детей и группы
Процесс наблюдения и оценки представлен на следующей схеме: от наблюдения и сбора информации о ребёнке к действиям педагогов и родителей по осуществлению индивидуальных планов и программ развития детей.
Наблюдение проводится систематически, регулярно и ненавязчиво.
Ребёнок находится в знакомой обстановке и ведёт себя естественно и спокойно, не догадываясь о том, что за ним наблюдают. Педагоги наблюдают за тем, как ведёт себя ребёнок в разных ситуациях: в игре со сверстниками, на прогулке, на занятиях, в свободное время; их интересует реакция ребёнка на конфликт и похвалу, на заданный вопрос и на предложение обсудить что-то. Наблюдатель (исследователь) может увидеть личность ребёнка в целом. Наблюдение ведётся за всеми видами деятельности и проявлениями поведения ребёнка любого возраста. Наблюдения проводятся за всеми детьми в разное время суток в течение всего года. В фокусе наблюдения находятся все центры активности группы, а также открытая площадка и другие помещения. Очень полезно также проводить наблюдения, когда воспитатели осуществляют домашние визиты в семьи детей, предварительно получив согласие родителей.
Любое наблюдение должно иметь конкретную цель. Таким образом, педагогам необходимо ставить перед собой цели развития и ограничивать использование результатов оценки строго применительно к тем целям, для которых проводится оценка. Воспитатель, взаимодействуя с ребёнком, должен иметь в виду одну или несколько целей, важных для развития именно этого ребёнка. В программе, ориентированной на ребёнка, целью наблюдения становится индивидуальное планирование, постановка целей и задач развития каждого ребёнка, работа по осуществлению индивидуальной программы и наблюдение за прогрессом ребёнка.
Карта наблюдений.Карта является наиболее формализованным методом наблюдения. В карте определены и описаны все параметры, подлежащие отслеживанию.
Как правило, параметры карты наблюдения представляют собой список знаний, умений личностных качеств, которыми овладевают дети по мере их развития. Благодаря своей внутренней строгой структуре карта наблюдений позволяет педагогу видеть и чётко фиксировать развитие каждого ребёнка по широкому спектру разнообразных и значимых для педагога направлений, держать под контролем как отдельные параметры, так и целостную картину прогресса. Полученная в результате информация используется педагогом для постановки педагогических целей, коррекции собственной деятельности и обеспечения эффективной поддержки развития каждого ребёнка и группы в целом.
Наблюдая за детьми, педагоги выступают в роли фасилитаторов и осуществляют невербальную и вербальную поддержку ребёнка. К невербальной поддержке относятся следующие действия педагогов: выбор позиции «глаза на одном уровне», выслушивание, заинтересованность идеями детей, отсутствие критических замечаний, имитация деятельности детей, использование материалов, которыми играют дети. Вербальная поддержка включает обсуждение целей детей, предложение интересных идей и ситуаций для деятельности, участие в драматической игре, моделирование способов деятельности для решения проблем, которые возникают у детей.
Для развития навыков коммуникации педагоги помогают детям общаться без конфликтов и создают ситуации, чтобы дети обращались друг к другу за помощью. Для развития познавательной активности и навыков планирования своей деятельности педагоги поощряют детей отвечать на собственные вопросы, способствуют тому, чтобы дети имели возможность проявить самостоятельность и инициативу.
Следующие советы могут помочь воспитателю, который проводит систематические наблюдения:
• Определите для себя, что именно вы будете наблюдать;
• Составляйте реалистичную схему наблюдений;
• Наблюдайте за детьми при различных обстоятельствах в различное время в течение дня;
• Старайтесь, чтобы дети не заметили, что за ними наблюдают;
• В конкретный момент наблюдайте только за одним ребёнком;
• Наблюдайте именно то, что делает ребёнок;
• Документируйте факты, а не свои обобщения;
• Старайтесь, чтобы ваши мнения и убеждения не влияли на оценку ребёнка;
• Сразу же записывайте результаты наблюдений;
• Записывайте контекст наблюдения, отмечайте дату, время и обстоятельства;
• Записи должны быть точными и конкретными;
• Записи должны быть объективными;
• Выбирайте объективную систему записи наблюдений;
• Процесс записи должен быть простым;
• Соблюдайте конфиденциальность;
• Избегайте поспешных обобщений, выдвигайте много разных гипотез;
• Обсуждайте факты с коллегами, родителями и специалистами.
Портфолио. Идея использования портфолио ребёнка в последнее время получает широкое распространение. Различные авторы характеризуют портфолио ребёнка как:
• коллекцию работ ребёнка, всесторонне демонстрирующую не только результаты его деятельности, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в компетентностях ребёнка по сравнению с его предыдущими результатами.
• выставку достижений ребёнка за тот или иной период (полугодие, год):
• форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов ребёнка;
• демонстрацию продуктов деятельности ребёнка, предполагающую его непосредственное участие в выборе лучших и наиболее интересных, по мнению ребёнка, работ, для всеобщего обозрения, а также их самоанализ и самооценку.
«Портфoлио» – коллекция работ, которые ребенок выполнил в течение некоторого времени. Она может включать рисунки, рассказы, продиктованные ребенком воспитателю или записанные родителями, результаты попыток писать слова и числа. Портфолио может включать образцы речи, т.е. транскрипционную запись слов и выражений ребенка, с помощью которых он пытается выразить свои мысли и соображения, фотографии, отражающие деятельность ребенка, аудиозаписи его речи, записанный воспитателем оригинальный вопрос, заданный ребёнком.