Основные источники и методы сбора информации о работе с персоналом

Кадровую информацию, обеспечивающую работу с личным составом Государственной противопожарной службы можно классифицировать на основную и дополнительную.

Основной, необходимой для обеспечения нормального функционирова­ния кадровой службы, информацией является:

- организационно-правовая и организационно-методическая;

- о кадрах;

- о результатах деятельности органов внутренних дел;

- о работе с кадрами.

К дополнительной информации относится:

- географическая и социально-экономическая информация об обслуживаемом регионе;

- сведения о других правоохранительных и контролирующих органах, о воинских частях, дислоцирующихся на обслуживаемой территории.

Попытаемся кратко охарактеризовать эти виды кадровой информации. Начнем с содержания первого вида основной информации - организационно-правовой и организационно-методической. Сюда включаются:

1. Сведения о количестве подразделений Государственной противопожарной службы, их наименовании, штатной численности, организацион­ной и штатно - должностной структуре, источниках финансирования, а также объёме фонда денежного содержания, фонда заработной платы.

2. Нормативная правовая база: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, конституции, уставы, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, приказы МВД России, МЧС России и его территориальных органов управления в субъектах Российской Федерации.

В кадровых аппаратах органов управления и подразделений Госу­дарственной противопожарной службы должны быть, возможно ,и не все перечисленные правовые акты. Можно, видимо, ограничиться только теми, которые регламентируют вопросы организации деятельности ГПС, права, обязанности, социальную и правовую защиту личного состава, порядок прохождения службы и работы и т.п.

Но, во всяком случае, в кадровом подразделении необходимо иметь Конституцию и Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный Законы "О пожарной безопасности", Положение о службе в органах внутренних дел, постановление Совета Министров от 23.08.93 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государс­твенной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации" с утверждённым им Положением о ГПС, перечнем видов дея­тельности (работ, услуг), на проведение которых выдаётся лицензия Го­сударственной противопожарной службой .

Должны быть также нормативные акты по вопросам пенсионного обес­печения всех категорий личного состава Государственной противопожар­ной службы и, конечно, местные правовые документы по указанным вопро­сам и вопросам организации деятельности Государственной противопожар­ной службы.

3. Индивидуальные правовые акты, это - приказы по личному составу: о назначениях на должности, о перемещениях сотрудников и работни­ков по службе или на службу в другие местности, о присвоении специ­альных званий рядового и младшего начальствующего состава, о поощре­ниях и дисциплинарные взысканиях и об увольнении со службы. На осно­вании этих документов и формируется информации о кадрах, ведется их учет.

4. Организационно-методическая информация: методические указания и рекомендации вышестоящих органов, планы работы с кадрами во всех их разновидностях, графики отпусков и т.п.

Второй вид основной информации - это собственно информация о кадрах территориального органа управления и подразделений Государственной противопожарной службы. Она может быть персональной и обобщённой, или статистической.

Персональная информация - это информация о конкретном сотруднике или работнике. Сбор персональной информации начинает­ся с момента предварительного изучения кандидата на службу. В первую очередь кадровый аппарат интересуется биографической информацией о кандидате. Он представляет документ, удостоверяющий его личность, анкету, автобиографию, документ об образовании, трудовую книжку, военный билет, другие предусмотренные приказами и инструкциями МВД России документы. В анкете кандидат указывает своих близких родственников, степень родства, их установочные данные, место работы и место житель­ства. Полученная информация проверяется, при этом образуется вторич­ная информация - справки о результатах проверки, характеристики, зак­лючения и т.п.

После приема гражданина на службу полученная информация хранится в его личном деле. В процессе службы или работы сотрудника, работника идет дальнейший сбор информации о конкретных юридических фактах в его жизни и прохождении службы, работе. Полученная или получаемая информация о сотрудниках и работниках, то есть персональная информация обя­зательно учитывается в кадровом аппарате.

Учёт кадров выполняет следующие основные задачи и осуществляется в следующих целях:

- документальное отражение прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, военнослужащими, трудовой деятельности работников Государственной противопожарной службы;

- обеспечения руководителей сведениями о происходящих изменениях в качественном составе кадров, а также справочными данными на личный состав и гражданский персонал Государственной противопожарной службы, необходимыми для правильного решения вопросов об их использовании на службе или работе;

- ведение справочной работы по вопросам прохождения службы и работы личным составом.

В Государственной противопожарной службе, как и в органах внутренних дел, применяются два вида учёта кадров: персональный и обобщенный или статистический.

Персональному учету подлежат все лица рядового и начальствующего состава, военнослужащие, проходящие службу в органах управления или в подразделениях Государственной противопожарной службы. Он представля­ет собой совокупность биографических данных и сведений о прохождении службы, трудовой деятельности, деловых и личностных качествах, зафик­сированных в установленном МВД России порядке, по определенной форме и упорядоченных по конкретному признаку, например, по личному номеру, занимаемой должности, специальному или воинскому званию. МВД России установлены следующие виды персонального учёта: алфа­витный, пономерной и штатно-должностной.

Что это такое?

Алфавитному учёту подлежат все лица рядового и начальствующего состава и военнослужащие, проходящие службу в Государственной противопо­жарной службе.

Пономерной учёт ведется на перечисленных лиц на основании присвоенных им личных номеров.

Штатно-должностной учёт ведётся по всем должностям, предусмот­ренным штатами, и содержит сведения о лицах, состоящих в этих долж­ностях.

Обобщённый или статистический учёт содержит обобщенные цифровые данные, характеризующие укомплектованность кадрами подразделений, ка­чественный состав кадров, их движение, в том числе и их текучесть.

Организация учёта персонала. В центральном аппарате министерства, включая и Главное управление Государственной противопожарной службы, в образовательных и научно - исследовательских учреждениях, включая Академию Государственной противопожарной службы и Всероссийс­кий научно - исследовательский институт противопожарной обороны, учет кадров организуется и ведется по схеме учета кадров, определённой приложением N 1 к Инструкции по учету кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 26 июля 1996 года N 446.

В территориальных органах управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации, учёт персонала осу­ществляется применительно к порядку учёта кадров МВД республик, ГУВД и УВД краёв, областей и автономных округов в порядке, определяемом ГУГПС МЧС России. При этом учет кадров по личным делам, а также поно­мерной учет рядового и младшего начальствующего состава осуществляет­ся в обязательном порядке. Форма и состав реквизитов личного дела и всех учётных документов должны отвечать требованиям уже названной Инструкции.

Наши рекомендации